ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лурия Радмила Павловна
Ключевые слова: ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; PERSONS WITH DISABILITIES; PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT; PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT.
Аннотация: В статье раскрываются некоторые особенности психологического и физиологического развития слепых и слабовидящих младших школьников.
Младший школьник – ребенок в возрасте от 6-7 до 9-11 лет, жизненная ситуация которого характеризуется сменой образа жизни, обусловленной началом обучения в школе
Важность данного периода в жизни каждого человека определяется, во-первых, сменой ведущего вида деятельности (с игровой на учебную), во-вторых, новой социальной ролю (ученика), в-третьих, изменением ценностей, интересов, уклада жизни, референтной группы и многого другого
Поскольку наше исследование посвящено слепым и слабовидящим детям, попытаемся систематизировать информацию об особенностях их психологического и физиологического развития.
Установлено, что все дети изучаемой группы в большей или меньшей степени отстают в физическом, «и частично в психоэмоциональном развитии на всех возрастных этапах» .
Особенностями в физическом развитии слепых и слабовидящих детей являются: отставание по антропометрическим показателям (объем грудной клетки и емкости легких, длине и массе тела и др.); плоскостопие; нарушение осанки, искривление позвоночника.
Слепота (слабовидение) сказывается и на развитии таких двигательных способностей ребенка как: выносливость и координация, чувство равновесия, сила и быстрота, и многие другие. Практически у всех детей наблюдаются проблемы с ориентированием в пространстве, а также в восприятии некоторых характеристик предметов (свет, цвет и др.) и оценке их пространственных признаков (величина, расстояние, направление, форма и т.д.).
Степень нарушения в физическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от того, в каком возрасте потеряно зрение – чем раньше это случилось, тем сложнее проблемы в физическом развитии.
Эти факты в значительной степени обедняют практический чувственный опыт незрячих детей. Затруднение ориентации в пространстве, сложности, связанные с перемещением, нарушают общую гармоничность развития, в том числе влияя и на интеллектуальную составляющую. Данная категория детей зачастую имеет проблемы с формированием понятий. Такое явление носит наименование «вербализм знаний», при котором за произносимыми словами отсутствует какой-либо образ. При слабовидении имеется возможность получения информации через зрительный анализатор, что в большей степени способствует получению выше названной информации в менее формальном виде.
Понятно, что у слабовидящих детей есть намного больше возможностей для развития, нежели у слепых, хотя, если зрение снижено значительно, у ребенка замедляется процесс восприятия, характеризующийся в свою очередь снижением точности, нечеткими и неяркими (часто искаженными) зрительными представлениями. Как и у тотально слепых, у слабовидящих детей есть проблемы при ориентировании в пространстве, а при зрительной работе очень быстро наступает зрительное утомление, вызывая снижение как физической, так и умственной работоспособности. К тому же, зрительное утомление чрезвычайно вредно для слабовидящего ребенка, поскольку приводит к еще большему ухудшению зрения.
Таким образом, слепые и слабовидящие дети не имеют возможности совершенствовать свою коммуникативную деятельность «практически», т.е. через развитие невербальных средств общения.
Необходимые в данном случае коррекционные мероприятия целесообразно строить на основе игровой деятельности, предполагающей применение всех средств коммуникации.