Тема: «Звук и буква [Ж]. Слоги с буквой [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж. выделение звука в разных позициях, соотношение звука и буквы, чтение слогов.
2. Развитее фонематического восприятия, анализа, синтеза, зрительного целостного восприятия.
3. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, фишки.
1. Организационный момент.
Давайте проверим, все ли готово у нас на столах к нашему занятию.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Непослушный язычок» /»пя – пя – пя», «та – та – та»/
б) «Вкусное варенье»
в) «Гармошка»
3. Работа со звуком / сообщение темы занятия/.
Послушайте и скажите, какой звук мы чаще слышим:
Жик – жи, жик – жи,
Режут острые ножи!
Жик – жи, жик – жи,
Осторожно их держи!
Давайте все дружно повторим это стихотворение, выделяя звук Ж.
Немного пожужжим ж-ж-ж, и вспомним в каких словах мы можем услышать этот звук /жук, жаба, живот, жадина, пижама, жало, кожа, нож, еж,…/
4. Артикулирование звука .
Описание артикуляции звука с использованием схемы.
- Язык « чашечкой» наверху у неба.
- Зубы «заборчиком».
- Губы «бубликом»
- Струя воздуха теплая.
- Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».
5. Выделение звука в слогах.
а) выберите картинки, где в названии предметов слышим звук Ж
/бабочка, жук. дом, жираф. желудь, яблоко/
б) выделите хлопком звук в слове /кот, рыба. лыжи, журнал, кубики, пирожок, жаба, лиса, журавль/
в) самостоятельно выбрать предметные картинки со словами со звуком Ж.
6. Работа с буквой Ж
Чем отличается звук и буква? /звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем /лепим, выкладываем, вырезаем/.
Посмотрите внимательно на букву Ж, и скажите на что она похожа
/используется пособие по коррекции дисграфии/
«Эта буква широка и похожа на жука, и к тому же как и жук издает жужжащий звук»
Давайте назовем из каких элементов состоит буква Ж, и составим из «волшебных» палочек, Найдите эту букву в индивидуальной кассе, на наборном полотне.
7. Речь с движением.
Жа – жа – жа
Мы увидели жука.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?
Жа – жа – жа
Поднимаем мы жука.
8. Чтение слогов.
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
Выделение позиции звука Ж в слоге /в начале слога, в середине, в конце слога\
9. Слуховой диктант.
Запись в тетрадках изученных звуков на слух.
Итог.
Какой замечательный звук был с нами все занятие?
На что похожа буква Ж?
Каждый назовите слово со звуком Ж, старайтесь не повторять слова за ребятами, а вспомнить свое слово.
Алфавитная игра для детей | Учим буквы игра
Наша игра «Учим буквы лет» — идеальная игрушка для знакомства с алфавитом для детей.
Изучение алфавита — это ключевой образовательный навык, который пригодится вашим маленьким ученикам на протяжении всей их жизни. Используйте нашу игру «Алфавит», чтобы научить детей английскому алфавиту, правильному написанию различных слов и развитию фонетических навыков. Используйте наши игрушки для девочек и мальчиков, чтобы правильно упорядочить буквы нашего алфавита, и учите традиционную песенку с алфавитом вместе с нашей игрушкой Монтессори.
Наши игрушки для малышей и детские игрушки разработаны учителями из Великобритании. Мы неустанно работаем над тем, чтобы наши деревянные игрушки были полны преимуществ.
Яркие цвета наших высококачественных игрушек с алфавитом и обучающих материалов идеально подходят для закрепления новых навыков. Дети начнут распознавать буквы по цветовым ассоциациям, а также по форме и размеру
Важно, чтобы дети использовали свои чувства при обучении. В этой игре дети используют свое зрение, чтобы распознавать буквы, осязание, чтобы проследить контур и форму букв, и слух, чтобы слушать название букв и их произношение, как в фонетике, так и в графемах
От нашей семьи к вашей – с более чем 220-летним исключительным обслуживанием клиентов вы можете быть уверены в своей покупке от Jaques of London. Мы неустанно работаем над проектированием и разработкой продуктов высшего качества, полных преимуществ.
Причины неправильного произношения
Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.
Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:
- Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
- Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
- Нарушение фонематического восприятия.
- Задержка в развитии нервной системы ребенка.
Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого
Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома
Постановка Ж
Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
- Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
- Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
- Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
- Голосовые связки вибрируют.
Логопедический профиль звука Ж
Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.
3. Развитие зрительно – моторных координаций.
4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,
И жужжу, жужжу, жужжу.
Ж Ж Ж Ж Ж.
Какой звук первый в слове жук. /Ж/
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Чашечка»
б) «Заборчик»
в) «Маляр»
г) «Бублик»
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме
б) Чтение слогов
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим. кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.
3. Чтение слов.
Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.
У вас на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/
Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.
4. Пальчиковая гимнастика.
Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.
5. Чтение словосочетаний.
/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./
Выделение голосом звука Ж.
6. Работа с предложением. Игра «Насекомые»
Ребята, а какие насекомые, кроме жука жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/
Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.
У осы острое жало.
Муха жужжит и мешает спать.
Толстый шмель кружит над цветком.
Пчела собирает пыльцу.
Овод жалит животных.
В каких словах вы услышали звук Ж.
Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их прочитаем и запишем в тетрадях.
7. Итог.
С каким звуком продолжили работать на занятии?
В каких словах встречается звук Ж?
Какие насекомые издают жужжащий звук?
Веселые стихи про букву Ж для детей
Жук жужжит:
— Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
— Это желудь! Ты не прав,
— Говорит жуку жираф.
— Что ж, повесь его на сук,
— Говорит жирафу жук.
(Г. Сапгир)
Песенка жука Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)
Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
(Г. Виеру)
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(С. Маршак)
Желудь и дуб
С ветки на землю шлепнулся желудь,
Желудь созревший, желудь тяжелый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слезок не прячет.
— Что же мне делать, дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка, я же твой сын!
— Что тебе делать?
В землю зарыться, чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)
Вот почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж.
(Л. Кондратенко)
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(С. Маршак)
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
(Б. Заходер)
Еж с ежиком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма.
(Е. Сирота)
Жонглера пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(Б. Берестов)
Белая лужайка,
Теплая фуфайка.
Я на лыжах побегу —
Ты меня поймай-ка.
(3. Александрова)
Журавленок желудь взял,
Бросил желудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглером.
(А. Пудваль)
Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно,
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
(Р. Муха)
Жеребенок видит ясно:
Желтый свет! Идти опасно!
(Б. Тимофеев)
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.
Он включает в себя:
- язык;
- губы;
- мягкое и твердое небо;
- челюсть.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики:
- Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
- На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
- Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
- В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
- Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
- Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата:
- «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
- «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
- «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
- «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
- «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
- « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.
Выполнение артикуляционных упражнений.
Отработка артикуляции «Ж»:
- Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
- Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
- Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
- Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.
Как научить ребенка букве «Ж»
Для того чтобы научить ребенка говорить букву «Ж» родителям необязательно обращаться за помощью к логопеду. Обучение можно провести дома с помощью специальной гимнастики, разучивая слова, в которых она имеется, рассматривая картинки. Доказано, что обучение в игровой форме дает лучшие результаты, нежели муштрование малыша.
Эффективность обучения зависит от подготовки к нему. Поэтому первым, что необходимо сделать это подготовить ребенка к предстоящему занятию, при условии, что он находится в хорошем настроении. Не стоит проводить занятия в то время, когда малыш чем-то обеспокоен или же не проявляет интереса, ведь результата такое обучение не принесет.
Для начала необходимо подготовить артикуляционный аппарат малыша к занятию:
- Высунутый язык положить сначала на нижнюю губу, затем на нижние зубы. Верхними зубами слегка постучать по нему, после чего дать языку отдохнуть.
-
Высунутым языком провести линию от верхнего края верхней губы к внутреннему краю, как бы облизывая ее.
- Свести губы в трубочку и, прилагая максимальные усилия, попытаться сдуть отрезок бумаги, расположенный напротив, или иной легкий предмет.
Подготовив артикуляционный аппарат, малышу необходимо дать немного отдохнуть, после чего переходить к следующему этапу
В ходе обучения внимание следует уделять только на изучаемую букву, дабы сконцентрировать внимание малыша на ней
Особенности написания «Ж» на английском языке
В некоторых случаях возможно иное написание:
- О в некоторых случаях обозначают буквой «G». Но такая версия написания допустима при условии наличия гласных «i», «e», «y» после «G», и не распространяется на заимствованные слова. Читаться в этих случаях «G» будет мягче, как «ДЖ», но никак не «Ж».
- Многие применяют букву «J» для написания русской буквы «Ж», но это в корне неверно, т.к. читается она скорее как «ДЖ», например, Jamal (Джамал), а иногда и как «й», например, Julia — Джулия, Юлия. И употребляется в словах, заимствованных из латинского языка. Также этот вариант «J» для «Ж» был основан на французский алфавит (как в документах советского образца). Например, Anjela (Анжела). Но следует о используется вместо «Ж» при написании международной телеграммы, которую следует составлять латинскими буквами (согласно «Инструкции о порядке обработки международных телеграмм в отделениях связи», которая была принята Министерством РФ по связи и информатизации в 2001 году).
Транслит без проблем
В настоящее время транслитерация русскоязычных слов на английский язык доступна в режиме онлайн на многих интернет-сервисах, к примеру, свободный сервис «Транслитерация». В этом случае написать русское слово по-английски не составляет никаких трудностей. Для этого достаточно просто ввести или скопировать необходимый текст в текстовую область и нажать кнопку «Транслитерация». Введенный текст автоматически отображается латинскими буквами. Таким вот образом довольно удобно проверить свои личные данные на латинице перед заполнением документов.
История возникновения Ж
Загадочное происхождение буквы Ж убеждает нас, что, как звук, Ж не первичен, т.е. он не существовал изначально в языке, а образовался от других согласных в результате их палатализации, т.е. смягчения.
Это было у истоков общеславянского языка.
И хотя само возникновение Ж произошло в процессе смягчения согласных, звук считается твёрдым.
К тому же Ж ассимилятивен к З и С: размозжить , изжapить , c жeнoй и дp.
Иностранцам очень сложно произносить этот звук из-за особенностей речевого аппарата. Поэтому когда кто-то хочет прикинуться иноязычным гражданином, намеренно произносит не «ужас», а «ушас», не «жара», а «шара».
В европейских языках, чтобы приближённо изобразить Ж, используют буквосочетания:
- во французском перед гласным ставится j и получают, например, Jean — Жан или ставят G — Gem и т.п.;
- в английском тоже j — John. Но если немец захочет прочитать это имя, то скажет «Йон» вместо Джона.
Такие сочетания зачастую преобразуют слова в зависимости от языка говорящего.
Русский Иван в Германии вдруг становится Иоганном, во Франции тот же Иван вдруг стаёт Жаном, а в Англии — Джоном, в Испании — Хуаном… И всё это один наш русский Иван с написанием имени разными сочетаниями букв.
Иногда получаются очень смешные ситуации с именами. Немец, не умеющий произносить Ж, может назвать Жана Шаном, а когда увидит, как пишется его имя, то на свой немецкий лад будет читать Ян. А это ведь Jan, т.е. Жан.
Француз прочитает Don Juan как Дон Хуан, хотя по-испански это Дон Жуан.
Именно так и мы привыкли произносить это имя. А вот Пушкин зашёл дальше всех. Он назвал персонажа Дон Гуаном.
Буква Ж
Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.
Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга
Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.
Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.
Игры с буквой Ж
- Жужжать как жук, пчела или муха.
- «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
- «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
- «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.
Скороговорки с буквой Ж
- Женя и Вика жуют ежевику.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
- Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
- У ужа — ужата, у ежа — ежата.
- У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Основные положения транслитерации
Фонетика английского языка в общих чертах похожа на фонетику русского языка. И в большинстве случаев при транслитерации проблем не возникает, т.к. примерно половина русских букв передаются в английский язык достаточно легко и без вариантов. Например, Bb — Бб, Pp — Пп, Ff — Фф. Но также существуют и различия, ведь многие русские звуки, такие как: «Ч-Щ», «Ж-Ш» и пр., не имеют аналогов в английском алфавите. И это не удивительно, ведь английский алфавит состоит из 26 букв, а русский — из 33. К сожалению, следует заметить, что единой системы транслитерации не существует, имеются различные мнения и разногласия по этому вопросу.
В настоящий момент существует несколько ГОСТов (например, ГОСТ 7.79-2000, ГОСТ Р 52535.1-2006) и даже два стандарта ISO (ISO 9:1995, ISO/R 9-1968), которые применяются при заполнении различных международных анкет, вопросников, документации (загранпаспорт, водительское удостоверение и пр.) и используются для транслитерации русского алфавита. Что примечательно, использование определённой системы назначает организация, которая осуществляет транслитерацию.
Итак, как же написать букву «Ж» по-английски.
Согласно ГОСТу 7.79-2000 (функционирует в РФ с 2002 г.) буква «Ж» латиницей может быть написана двумя способами:
- с диакритическим символом — ž.
- путём соединения латинских букв — ZH, zh.
Согласно ГОСТу Р 52535.1-2006 буква «Ж» латиницей пишется также — ZH, zh.
Сказка про букву Ж
Жадная Жаба
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
— Надо бы нам крышу покрасить.
— Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.
— Только какой краской?
— Желтой,— важно сказал Жук.
— Но у нас нет желтой краски.
— Ну, тогда оранжевой!
— И оранжевой тоже нет.
— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана
Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
— Не дам! — отвечает Жаба.
— Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
— Нет у меня никакого джема!
— Ах ты ж-жадина! — рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
— Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
(Г. Юдин)
Дыхательная гимнастика
Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.
Задания для занятий с ребенком.
Дыхательная гимнастика в играх:
- «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
- «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
- «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
- «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
- «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.
Основные методы постановки звука Ж
Этапы постановки фонем:
- Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
- Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
- Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
- Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.
Методы коррекции звукопроизношения:
- механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
- по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
- по постановке от других корректно сформированных звуков.
Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.
После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.
Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.
Постановка Ж
Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
- Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
- Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
- Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку. - Голосовые связки вибрируют.
Логопедический профиль звука Ж
Загадки для детей на букву Ж
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет — прямо полетит.
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось.
(Желудь)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями
— Листьями деревьев.
(Жираф)
Чёрен, а не ворон.
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)
Шесть ног без копыт.
Летит — жужжит,
Упадет — землю роет.
(Жук)
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу.
(Жук)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек.
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Причины
Проблемы с правильным произношением звука могут быть вызваны самыми разными причинами:
- ребенок подражает кому-то из своего окружения, имеющему такой дефект речи (сюда же можно отнести чрезмерное сюсюканье с малышом);
- сформировался неправильный прикус из-за слишком долгого использования соски или по другим причинам;
- у ребенка диагностированы другие физиологические нарушения речевого аппарата;
- в семье напряженная психологическая атмосфера;
- у малыша имеются проблемы с органами слуха.
Если не получается научить ребенка выговаривать звук в домашних условиях, необходимо обратиться к специалисту, который установит точную причину и предложит пути решения.
Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование
Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.
Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики
Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.
Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих
Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.
Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:
- Нижний (происходит смягчение звука).
- Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
- Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).