Автоматизация звука [л]. часть 2. звук [л] в стечениях с согласными

Дифференциация звуков л

Автоматизация звука [Ль] в середине слов.

Произносить слова.

ольха

бельмо

альбом

вельвет

пальто

полька

дельфин

альманах

калька

долька

бульон

напильник

галька

гольфы

павильон

будильник

мальки

килька

медальон

кипятильник

Мальва

тюлька

батальон

умывальник

пальма

тюльпан

пельмени

понедельник

фильм

эльф

тулья

сельдь

гольф

тальк

бельё

пульс

пульт

колье

ателье

вальс

культ

келья

подполье

рельс

Произносить словосочетания.

Купить соль.

Узорчатый тюль.

Воет метель.

Тополь у дома.

Звенит капель.

Сухой кашель.

Наступает февраль.

Дорогой автомобиль.

Накинуть шаль.

Поставить цель.

Нажать на педаль.

Вытирать пыль.

Стальные кольца.

Маленький эльф.

Гольфы Мальвины.

Больное колено.

Пыльца тюльпана.

Обильный полив.

Стрельба у крыльца.

Альбом на стульчике.

Скульптура дельфина.

Долька апельсина.

Пальма у павильона.

Строительная дрель.

Пельмени в бульоне.

Телевизионный пульт.

Модель самолёта.

Документальный фильм.

Пульс больного.

Летнее жильё.                          Солёная килька.

Щупальца кальмара.               Поваленная ольха.

Большая польза.                      Стильное пальто.

Постельное бельё.                   Стальная шпилька.

Мозоли на пальцах.                 Мельничное колесо.

Завели будильник.                  Пилить напильником.

Болезненный мальчик.            Внимательный водитель.

Любимая тельняшка.              Недалеко от мельницы.

Произносить предложения.

Весной таяли сосульки.

У Алисы стильное пальто.

У кальмара гибкие щупальца.

Осенью часто льют проливные дожди.

На пальце обручальное кольцо.

Соседи увозили мебель на дачу.

Жильцы посадили у дома липы.

В павильон вызвали стекольщиков.

В музыкальной школе были экзамены.

Дети пили кисель.

У Оли мозоль на пальце.

Ленивые тюлени лежат на льдине.

Лена уронила дольку апельсина.

Маленький эльф подлетел к лютику.

Телевизионный пульт лежит на столе.

На опушке леса большая зелёная ель.

На гулянье большое количество людей.

В понедельник поменяют постельное бельё.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Составь предложения:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Повтори скороговорки:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Публикация «Конспект группового занятия по обучению грамоте „Дифференциация звуков [Л], [ЛЬ]“» размещена в разделах

  • Буква Л и звуки , . Конспекты занятий
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Звуки , . Автоматизация, дифференциация звуков
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015

Оборудование:

2 куклы с синим и зеленым шарфами; магнитная доска, магниты, цветные карандаши; камень, вата; картинки с изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ; мяч; солнышко и лучики короткие и длинные; белый снег, белый мел, белый заяц, белка; сюжетные картинки для составления предложений; звуковые символы; касса букв; разрезная азбука для детей.

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Л» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут .
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Л», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звуков «Л», «ЛЬ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

Первый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.

  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Автоматизация звука «Ль» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением мягкого звука «Ль».

Задание 1

  • Аль — аль — аль, Аль — аль — аль .
  • Оль — оль — оль, Оль — оль — оль .
  • Уль — уль — уль, Уль — уль — уль .
  • Ыль — ыль — ыль, Ыль — ыль — ыль .

Задание 2

  • Яль — яль — яль, Яль — яль — яль .
  • Ёль — ёль — ёль, Ёль — ёль — ёль .
  • Юль — юль — юль, Юль — юль — юль .
  • Иль — иль — иль, Иль — иль — иль .
  • Ель — ель — ель, Ель — ель — ель .

Задание 3

  • Аль — оль — уль — ыль, Аль — оль — уль — ыль .
  • Яль — юль — иль — ель, Яль — юль — иль — ель .
  • Аль — яль — уль — юль, Аль — яль — уль — юль .

Задание 4

  • Яль — ёль — юль — иль, Яль — ёль — юль — иль .
  • Оль — ёль — аль — юль, Оль — ёль — аль — юль .
  • Ыль — иль — ель — аль, Ыль — иль — ель — аль .

Задание 5

  • Ля — ля — ля, Ля — ля — ля .
  • Лё — лё — лё, Лё — лё — лё .
  • Лю — лю — лю, Лю — лю — лю .
  • Ли — ли — ли, Ли — ли — ли .
  • Ле — ле — ле, Ле — ле — ле .

Задание 6

  • Ля — лё — лю, Ля — лё — лю .
  • Лю — ля — ли, Лю — ля — ли .
  • Ли — ле — ля, Ли — ле — ля .

Задание 7

  • Ле — лё — лю, Ле — лё — лю .
  • Лё — лю — ле, Лё — лю — ле .
  • Ле — ля — ли, Ле — ля — ли .

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Составь предложения:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Повтори скороговорки:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Автоматизация звука [Ль] в конце слов.

Произносить слова.

даль

эмаль

деталь

миндаль

шаль

педаль

кефаль

выхухоль

удаль

медаль

уголь

тополь

,

пыль

ваниль

ковыль

шпиль

быль

мотыль

водевиль

стиль

киль

фитиль

вентиль

гриль

утиль

бутыль

автомобиль

костыль

,

ель

панель

кафель

водитель

мель

модель

кабель

отмель

гель

метель

мебель

воспитатель

отель

туннель

пудель

дуэль

купель

табель

китель

канитель

капель

никель

воитель

сель

шинель

читатель

спаниель

цель

кашель

писатель

мститель

щель

щавель

шмель

спасатель

газель

житель

шницель

свидетель

кисель

учитель

штепсель

смеситель

моль           мозоль        король        контроль

толь            фасоль        пароль        бандероль

боль            Ассоль        кроль

соль            роль            тролль

куль

модуль

ридикюль

капсюль

тюль

омуль

каракуль

циркуль

руль

июль

патруль

вестибюль

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Упражнения для речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика http://rechudetey.ru/logopediya/artikulyacionnaya-gimnastika.html в ажнейшая составляющая успешного преодоления недостатков с произношением. Выполнение заданий с упором на органы речи являются подготовительным этапом перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:

  1. Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
  2. Вкусное варенье. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
  3. Индюк . Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
  4. Лошадка. Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.
  5. Широкая улыбочка. Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.

Дыхательная гимнастика

Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:

  • Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
  • Шарик. Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается.
  • Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.

Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.

Видео:Звук / АВТОМАТИЗАЦИЯ в слогах. ИГРЫ в подводном мире. Логопедическое видеозанятиеСкачать

Автоматизация звука «Ль» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением мягкого звука «Ль».

Задание 1

  • Даль, шаль, сталь, эма́ль, да́льше, дета́ль, меда́ль, педа́ль, фестива́ль, па́льма, ма́льчик, па́льчик.
  • Боль, моль, соль, О́льга, то́лько, дово́льно, во́льный, фасо́ль, куль, пульс, бу́лькать.

Задание 2

  • Пая́льник, тюль, вестибю́ль, ути́ль, фити́ль, ги́льза, ки́лька, си́льный, буди́льник, шпи́лька.
  • Ель, мель, цель, щель, хмель, мете́ль, пане́ль, шине́ль, щаве́ль, сельдь, уме́льцы.

Задание 3

  • Быль, пыль, ковы́ль, буты́ль, косты́ль, мы́льце, мы́льный, поля́, ляля, ля́мка, гуля́ть, поля́на, соля́нка, гуля́ш
  • У́даль, пальба́, пальто́, батальо́н, почтальо́н, кульки́, бульо́н, бульдо́г, пыльца́, тюльпа́н, павильо́н.

Задание 4

  • Коля́ска, О́ля, Ю́ля, Уля, Валя́, Ко́ля, По́ля, То́ля, Га́ля, во́ля, пу́ля, неде́ля, пи́лят, нае́хали, то́пали, пелика́н.
  • Для, пляж, бля́ха, кля́кса, шля́па, пля́ска, гля́нец, хля́стик, гляде́ть, сля́коть, скля́нка.

Задание 5

  • Ли́за, лист, лифт, ли́па, ли́вень, нали́м, доли́на, ка- ли́на, Поли́на, мали́на, ули́тка, блин, клин, шли, бли́же, гли́на, длина́, плита́, кли́мат.
  • Лиса́, лицо́, лимо́н, у́лица, кро́лик, спа́ли, сиде́ли, стоя́ли, стуча́ли, ходи́ли, писа́ли, чита́ли, каче́ли, бе́гали, уе́хали, велика́н.

Задание 6

  • Лев, лей, лес, лезь, ле́вый, ле́йка, ле́нта, ле́бедь, ле́ска, ле́сенка, биле́т, руле́т, оле́нь, налей, нале́во, коле́но, поле́но, жале́ть, желе́зо.
  • По́ле, у́лей, колесо́, лежа́ть, лета́ть, ледни́к, лесни́к, лечи́ть, лепёшка, лебёдка, ледохо́д, теле́га, тюле́нь, бакале́я.

Задание 7

  • Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, пле́сень, кле́тка, бле́дный, алле́я, коллекти́в, бюллете́нь, кошелёк, мотылёк, фитилёк.
  • Лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, самолёт.

Задание 8

  • Клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка, ко́лют, ме́лют, це́люсь, по́люс, че́люсть, люби́мец, блю́до, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлю́пка.
  • Ко́лю, велю́, пилю́, мелю́, солю́, люк, Лю́ба, лю́ди, лю́тик, колю́чий, клю́ква, клю́шка, плю́шка, люблю́, ловлю́, слюда́, наблюда́ть.

Автоматизация звука «Ль» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением мягкого звука «Ль».

Задание 1

  • Аль — аль — аль, Аль — аль — аль.
  • Оль — оль — оль, Оль — оль — оль.
  • Уль — уль — уль, Уль — уль — уль.
  • Ыль — ыль — ыль, Ыль — ыль — ыль.

Задание 2

  • Яль — яль — яль, Яль — яль — яль.
  • Ёль — ёль — ёль, Ёль — ёль — ёль.
  • Юль — юль — юль, Юль — юль — юль.
  • Иль — иль — иль, Иль — иль — иль.
  • Ель — ель — ель, Ель — ель — ель.

Задание 3

  • Аль — оль — уль — ыль, Аль — оль — уль — ыль.
  • Яль — юль — иль — ель, Яль — юль — иль — ель.
  • Аль — яль — уль — юль, Аль — яль — уль — юль.

Задание 4

  • Яль — ёль — юль — иль, Яль — ёль — юль — иль.
  • Оль — ёль — аль — юль, Оль — ёль — аль — юль.
  • Ыль — иль — ель — аль, Ыль — иль — ель — аль.

Задание 5

  • Ля — ля — ля, Ля — ля — ля.
  • Лё — лё — лё, Лё — лё — лё.
  • Лю — лю — лю, Лю — лю — лю.
  • Ли — ли — ли, Ли — ли — ли.
  • Ле — ле — ле, Ле — ле — ле.

Задание 6

  • Ля — лё — лю, Ля — лё — лю.
  • Лю — ля — ли, Лю — ля — ли.
  • Ли — ле — ля, Ли — ле — ля.

Задание 7

  • Ле — лё — лю, Ле — лё — лю.
  • Лё — лю — ле, Лё — лю — ле.
  • Ле — ля — ли, Ле — ля — ли.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: