Среднестатистические нормы
Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.
По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.
Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.
Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.
Игры, направленные на развитие речи
Существует огромное количество игр, предназначенных для развития внимания, логики и мышления. Но среди них можно вычленить те, которые направлены исключительно на развитие речи. К таким играм можно отнести:
1. Телефонные переговоры
Общение по телефону хорошо тем, что малыш не видит собеседника, а значит, лишен возможности что-то показать жестами или знаками. Поэтому частые телефонные беседы являются прекрасной тренировкой для активной устной речи.
Зачастую все общение сводится к тому, что ребенок увлеченно слушает, что ему говорят с другого конца связи. Для того чтобы активизировать речевую активность ребенка, необходимо выстраивать диалог таким образом, чтобы малыш волей-неволей включался в активную беседу. Для этого достаточно задавать ему вопросы, на которые он точно сможет ответить. Пусть поначалу это будут односложные ответы «да» и «нет», но при ежедневных разговорах взрослые очень скоро заметят качественные изменения не только в диалоге, но и в том как сильно «скакнула» вперед разговорчивость любимого чада.
3. Игры в противоположности
Существует специальная методика развития речи детей двух-трех лет, согласно которой введение противоположных понятий в активный словарь малыша происходит при помощи специальных дидактических материалов — парных карточек с изображенными на них противоположными предметами или противоположными характеристиками предметов, явлений, эмоций, черт характера (злой — добрый, жадный — щедрый, глубокий — мелкий, яркий — тусклый и т.д.)
Противоположные понятия рекомендуется вводить не единомоментно, а постепенно в процессе всего периода обучения.
Кроме парных карточек этот метод предполагает использование любимых книг: дети охотно рассматривают иллюстрации и находят противоположности.
Понимание речи
Основные задачи родителей: Обеспечить развитие понимания речи взрослых. Учить понимать: вопросы, пояснения, указания, замечания. Учить обращению ко взрослому, к одному, двум, нескольким детям. Понимать содержание рассказа, рассказов, сказок, сюжетных текстов с использованием наглядности и без сопровождения наглядности. Понимать содержание событий и явлений, которых не было в непосредственном опыте ребенка. Понимать и повторять рассказы о событиях в прошлом и будущем времени. Для этого вызвать у детей воспоминания, расспрашивать их о воспоминаниях, о будущей деятельности (праздники, утренники, спектакли, выходные дни). Понимать и употреблять в речи обобщенные понятия (мебель, цветы, игрушки). Самостоятельно называть свойства, качества, признаки предметов и явлений (мягкий, твердый, сладкий), отношения между ними (пространственные, временные, местонахождение). Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомых текстов. Различать и понимать названия предметов по внешнему виду (форме, цвету, размеру): «принеси большой красный мяч и маленькую зеленую шарик» и т. д. Управлять своим поведением (нельзя туда идти, там вода, нельзя пить холодную воду). Запоминать короткие фразы, рифмы, несложные потешки, стишки, песенки. Понимать содержание доступных детям морально-этических понятий (добрый, хороший, плохой, смелый). Давать первую обобщенную оценку положительным и отрицательным героям одним словом: «хороший», «красивый», «плохой», сочувствовать положительным героям, возмущаться поведением отрицательных героев во время просмотра театрализованных действ.
Речь ребенка в 2,5-3 года
От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:
- За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
- Предложения состоят из трех-четырех слов.
- Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
- В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
- Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
- Речь становится внятной, более понятной и целостной.
- В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
- Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
- Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
- Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
- В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
- На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
- На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».
Мелкая моторика
Ребенок в 2 года уже умеет пинать мяч, залезать и спускаться с мебели, ходить, держа игрушкив руках. Малыш все лучше и лучше способен координировать движения ручек и ножек. В два года детям очень нравится играть с мелкими предметами. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики. Двухлетка должен уметь:
- нанизывать на нитку крупные бусины;
- собирать мелкие предметы в коробочку;
- перелистывать страницы книги;
- собирать пирамидку из колечек, строить башню из кубиков;
- расстегивать пуговицы, липучки, молнии;
- переодевать куклу с помощью взрослого;
- уверенно пользоваться ложкой, расческой.
В этом возрасте очень важно активно развивать мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы, играя с мелкими предметами, кроха не проглотил их, не засунул в нос или ухо
Особенности речевого развития детей 2-3 лет
Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.
Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3-4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.
Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:
- размеры предметов (большой, маленький);
- цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
- свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
- качества (хороший, плохой);
- форму (круглый, квадратный, треугольный).
Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс – компресс.
Грамматические особенности речи
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.
Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.
Звукопроизношение
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.
Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка – тавка).
Слова из 3-4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.
Пришло время осваивать этикет
Освоение азов этикета в столь юном возрасте способствует развитию не только речи, но и коммуникативных навыков. Два-три года — отличное время для того, чтобы учить кроху завязывать новые знакомства при помощи вербальной коммуникации.
В качестве обучающей методики может подойти сюжетно-ролевая игра. Например, ребенку нужно познакомиться с новой игрушкой. На первом этапе взрослый должен предложить малышу некий набор стандартных выражений, позволяющих устанавливать контакт. Например: «Привет, я — Тема. А тебя как зовут?» или «Привет, меня зовут Ваня. Пошли играть!». И после этого нужно предложить крохе проявить инициативу и познакомиться с новой игрушкой или ребенком на площадке.
Позже можно приступать к разбору конфликтных ситуаций, возникающих во время игр с другими детьми, и предлагать ребенку различные варианты вежливого их разрешениях. Этот навык поможет малышу быстрее влиться в коллектив и найти общий язык с другими детьми без слез, драк, истерик и обид.
Физическое развитие
В возрасте двух лет малыш совершенствует основной двигательный навык – ходьбу и другие, связанные в ней умения. Поэтому двухлетки такие активные – они обожают бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. В норме ребенок должен уметь следующее:
- уверенно ходить и бегать;
- наклоняться и приседать, сохраняя равновесие;
- ходить боком и вперед спиной, повернув голову, чтобы видеть направление движения;
- лазить по детской лестнице, шведской стенке;
- преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- подниматься и спускаться по лестнице с помощью взрослого;
- бросать и пинать ногой мяч.
В период с двух до трех лет ребенок учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. К концу третьего года малыш умеет уже очень многое.
Рекомендации для родителей
Игры для развития речи можно проводить с ребенком не только в ДОУ, но и в домашних условиях в свободное время
Важно, чтобы родители следили за правильностью собственной речи, так как ребенок все впитывает, как губка. Для него члены семьи – эталон, и если кто-то из близких ему людей имеет дефекты произношения (картавит, шепелявит, смягчает твердые звуки в словах) либо неправильно строит предложения, то малыш начнет подражать и этому
Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период.
Если малыш посещает речевую группу коррекционного сада, то полезно будет выполнять логопедические упражнения для детей 2-3 лет, это позволит доработать плохо усвоенный на занятиях с логопедом материал, закрепить его.
Интеллектуальное развитие
В двухлетнем возрасте мозг малыша активно развивается. Он как губка впитывает информацию об окружающем мире, проявляется живой интерес ко всему происходящему.
У малыша развивается речь, память, мышление. Двухлетка должен уметь следующее:
- подражать взрослым, выполняя простые бытовые действия;
- знать и различать от одного до четырех цветов;
- называть или показывать на пальцах свой возраст;
- знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- уметь комментировать происходящее вокруг.
В столь раннем возрасте новые навыки приобретаются и закрепляются очень быстро, поэтому развивающие занятия очень полезны для малыша.
Общие правила обучения детей
Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями — важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.
На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.
Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять «взрослые» привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.
Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы — этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.
Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.
Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.
Как учить ребенка говорить
Чтобы научить ребенка говорить в 2 года, старайтесь уделять малышу больше внимания: общайтесь с ним, играйте, делайте простые упражнения.
Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему
Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский
Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться
Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты
Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:
- игрушки с прорезями типа копилок;
- мозаики
- игрушки со стержнями, на которые нужно надевать предметы
- пирамидки
- шнуровки
Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.
Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.
Общемировые нормы развития речи в данном возрасте
Между первым и вторым годом жизни словарный запас, включающий в себя имена людей, названия животных, предметов и видов деятельности (то есть большинство простых существительных и основных глаголов), значительно увеличивается. Параллельно наблюдается быстрое развитие физических способностей. При этом совершенствуется способность ходить и производить различные манипуляции с помощью игрушек и других предметов, что оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом, в частности, и на формирование правильной речи.
К концу второго года жизни дети начинают использовать свою речь в соответствии с грамматическими принципами. Этот период является наиболее интересным и важным.
Развитие речи значительно ускоряет развитие мышления, что в свою очередь существенно влияет на формирование и других способностей и познавательных психических функций.
Условия для развития речи
Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:
- У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
- Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
- Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
- На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
- Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
- Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
- Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
- Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
- Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?
Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года
Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь
Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия
Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:
- чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
- рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
- во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.
Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.
Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:
- играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
- при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
- несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
- включать познавательные мультики, детские песни.
Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.
Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.
Игры с различными предметами и материалами
Дети в 2-3 года познают мир в форме игры
Важно начинать упражнения для развития речи незаметно, вовлекая ребёнка стишком, потешкой или любимой игрушкой
Артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц языка. Логопеды проводят занятия с детьми, используя различные инструменты для поддержания язычка. Например, если ребёнок не может прижать язык к небу, специалист поможет ему в этом специальным приспособлением.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Ребёнка учат дышать носом при закрытом рте. Затем тренируют выдох ртом, закрывая ноздри ребенка. Все упражнения хорошо проделывать под счёт или музыку, через игровые приёмы. Существует большое количество упражнений в игровой форме, наример:
«Кораблики». В емкость с водой опускаются бумажки, на которые нужно дуть, чтобы они достигли противоположного края;
Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений на различные мышцы лица: нижней челюсти, губ, щёк, мягкого нёба, языка.
Можно надувать щечки, вытягивать трубочкой губы. Языком изображать маятник, тренировать его сопротивлением, упершись им в зубы. А также учиться придавать ему форму: широкий язык вывести за зубы и сделать его в форме чашечки или, наоборот узким, как иголочка.
Сейчас есть много логопедических методик, с которыми можно ознакомиться в интернете или приобрести книги. Например, у Е. Колесниковой есть учебно-методические пособия для разных возрастных групп.
Важно! Эффект от каждого упражнения будет лучше, если сопровождать его соответствующей картинкой
Ребенок с разрисованными ладошками
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Речь ребенка в 2 года, норма или отклонение
По мнению педиатров, неврологов и логопедов, ребенок, возраст которого 2 года, должен:
- произносить до 200-300 слов;
- связывать слова в короткие предложения;
- говорить о себе, используя личное местоимение “я”;
- выполнять просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п.;
- уметь здороваться и прощаться хотя бы символически;
- показывать изображение называемых предметов в книжке;
- понимать речь взрослых и отвечать на вопросы.
Умеет ли все это ваш ребенок? Не торопитесь пугаться и бежать к врачам! Давайте подробнее расскажем, что скрывается за каждым пунктом.
Во-первых, возраст 2 года включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. Сами понимаете, что за промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Во-вторых, не ждите от любимого чада, что в 2 года он будет произносить слова “индивидуальный”, “наука”, “здание”. Словарный запас малыша, скорее всего, будет состоять из таких слов, как мама, баба, киса, я, там, на, да, ням-ням, мяу, вава.
В-третьих, редко какие родители услышат в 2 года от своего ребенка предложения “Я отправляюсь на прогулку”. Ваш малыш может сказать “Киса ням-ням”. И это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.
В-четвертых, умение здороваться и прощаться – обычно дети выбегают в коридор и подставляют лобик для поцелуя или дают ладошку для пожатия, когда слышат, что кто-то пришел. При расставании осознанно машут рукой. Как правило, детей и просить об этом не нужно.
Норма – усредненные требования вообще, как понятие “средняя температура по больнице 37,2”. У одного пациента в данный момент термометр будет показывать 39, а у другого – 35,9. Так и речевое развитие ребенка в 2 года.
Как родителям развивать речь ребенка?
Каждый этап выдвигает к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Родители должны учитывать, что для каждого возраста имеются свои нормы. А именно:
До полугода. Ребенок должен произносить нараспев звукосочетания, у него появляется гуление, лепет, первый смех и улыбка
В это время важно играть с малышом, проговаривать ему все действия, проводить как можно больше времени вместе, давать погремушки и другие игрушки;
До года. Ребенок должен уметь произносить слоги с разными интонациями, понимать и произносить «да», «нет», сопровождая жестами, знать базовые слова (мама, папа, дай, пить)
Для этого показывайте ему предметы и называйте их, подробно описывайте. Можете использовать различные обучающие карточки, игрушки разных цветов и размеров. Отлично подходят пирамидки с колечками, складывание предметов в коробку, открытие/закрытие, катание машинок, игра с крупами, различными мелкими предметами;
До 1,5-2 лет. Постепенно малыш учится говорить предложениями из 2-3 слов, в речи появляются прилагательные, он знает цифры и может в последовательности их назвать. В этом возрасте занятия с ребенком должны заключаться в сортировке предметов (по цветам, размеру), сборе пазлов, пирамидок;
До трех лет. Словарный запас малыша постоянно растет, он уже умеет сравнивать предметы, устанавливать смысловые связи между ними, осваивает изменение форм глаголов и существительных. Он продолжает активно познавать окружающий мир. Занятия с ребенком направлены на развитие сенсомоторных навыков: открытие/закрытие предметов, их перекладывание, игры в стучалки, на поиск недостающих пазлов, конструирование из счетных палочек.