Как развивать мелкую моторику у детей до трех лет и как к этому готовиться

Использование кинезиологических игр и упражнений в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием

Особенности развития мелкой моторики

Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Впоследствии другие учёные, врачи, педагоги и специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение как ключевое.

Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений

  1. Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе.
  2. Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
  3. Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде.
  4. Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
  5. Формируется готовность к обучению в школе в совокупности всех вышеуказанных причин.

Список литературы:

Матвеева Т.Н., Зимовец Л.Г., Райдугина О.С. Семейное воспитание в русских пословицах и поговорках. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 16 частях. 2015. — С. 131-135.

Матвеева Т.Н., Мелкумян М.С. Гуманистические идеи Пьера де Кубер- тена. // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. — С. 92-96.

Victor E. Frankl. Man’s Search for Meaning. Издательство: Washington Square Press. Перевод Маргариты Маркус, mmarkus(a)bgu.ac.il, Издание 1985 года.

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 3642

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.

Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.

Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори

Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).

Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Что такое мелкая моторика рук у детей?

«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.

Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.

Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь

Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом

Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.

Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом

Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.. Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.

Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.

Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.

Важно

В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.

Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?

  • Помощь родителям в приготовлении блюд из теста, лепка из пластилина или глины — особенно полезно месить материалы двумя руками.
  • Организация театра теней, сделанного при помощи собственных пальцев.
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • Игры, в которых задействованы все пальцы. Например, пытаться набрать в руки как можно больше счетных палочек или спичек, поднимая их по одной и не теряя тех, что уже в руках.

Часто задаваемые вопросы:

На что влияет мелкая моторика для человека?

Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи

По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса

Как мелкая моторика пальцев влияет на развитие речи ребенка?

Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.

До скольких лет развивается мелкая моторика?

Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды

Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша

Чем мелкая моторика отличается от крупной?

Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.

Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?

Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных

В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц

В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.

Для данного контингента воспитанников характерны:

системное нарушение речевой деятельности,

недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы,

незрелость психических процессов,

пространственные нарушения, впоследствии приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),

расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах,

снижение работоспособности,

общая соматическая ослабленность,

отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.

И как следствие вышеперечисленного — трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Эта проблема может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями.

Своевременная коррекционная работа приводит к развитию соответствующих психических функций. Основные ее направления: развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний. Особое место в коррекционной работе занимает формирование межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития и сохранение здоровья. Эти упражнения на фоне комплексной логопедической помощи, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с ОНР и дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.

С учетом новых реалий существенно расширяются и повышаются требования к профессиональной компетенции учителя — логопеда.

Использование кинезиологических упражнений в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

Основная цель кинезиологии: Создание условий для развития у детей межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности посредством кинезиологических упражнений.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами; хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Все перечисленные ориентиры в той или иной степени нацелены на полноценное речевое развитие дошкольника.

Но, следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. С детьми данной категории я работаю более 10 лет.

Особенности развития мелкой моторики в раннем возрасте

Определение 1

Мелкая моторика – это совокупность согласованных действий нервной, мышечной и костной систем в процессе выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

В процессе эволюции человека рука получила особое развитие, так как ее движения необходимы, чтобы осуществлять различные продуктивные действия. В связи с этим резко возросло число рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, которые соответствуют задействованным рецепторам.

Многочисленные исследования доказали, что мелкая моторика рук формируется при воспитании и обучении в качестве результата ассоциативных связей, которые формируются при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Процесс развития мелкой моторики – это процесс накопления разнообразных движений, совершаемых пальцами рук, а также их постепенное качественное улучшение от наиболее простого к сложному.

Кольцова М.М. своими многолетними исследованиями смогла доказать, что речевая деятельность детей частично развивается под воздействием импульсов, которые поступают от пальцев рук. Если движение кистей рук и пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие также находится в пределах нормы. Если наблюдается отставание в развитии мелкой моторики, то будут отмечаться нарушения и в речевом развитии, и в развитии письменных навыков.

Развитием мелкой моторики определяется речевое и познавательное развитие детей, начиная с самого раннего возраста. Данный вопрос отражен во многих программах работы ДОУ. Так, для развития мелкой моторики, начиная с раннего возраста, необходимо использовать интеграцию нескольких образовательных областей:

  • социально-коммуникативного развития;
  • познавательного развития;
  • речевого развития;
  • художественно-эстетического развития;
  • физического развития.

Интеграцией обеспечивается процесс использования двигательной деятельности, с целью повысить умственную работоспособность детей раннего возраста и с разным уровнем развития мелкой моторики. Интеграция проявляется переносом осваиваемых детьми двигательных навыков на другую деятельность, а также использованием общих приемов, которыми стимулируется самостоятельность и творческая инициатива детей.

Иными словами, развитие мелкой моторики в раннем возрасте – психолого-педагогическая проблема, являющаяся актуальной и сегодня. Ее решением предполагается организация постоянной и целенаправленной работы с детьми, направленной на развитие у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук во время выполнения ими разнообразных действий.

Вместе с этим, стоит отметиться, что развитие мелкой моторики протекает в онтогенезе естественным образом, основываясь на общей моторике, начиная с младенческого возраста. В раннем возрасте дети имеют естественное стремление двигаться и главное не ограничивать эту их потребность, а напротив стараться развивать двигательные функции.

Для четырехлеток и пятилеток

Дети 4-5 лет очень любят «творить». Они хорошо работают с пластилином и красками. Также им можно предлагать простые интеллектуальные игры на развитие воображения.

Для развития мелкой моторики психологи рекомендуют следующие упражнения:

  • лепка;
  • вырезание;
  • игра с пуговицами.

Лепка

Для лепки можно использовать пластилин, специальную глину или тесто. Сначала нужно предложить ребенку самостоятельно размять материал. Также надо показать, как его можно разогреть. Затем следует предложить малышу скатать колбаску, потом шар. После этого можно давать более сложные задания. Мягкий пластилин можно использовать и для рисования на альбомных листах.

Вырезание

Сначала надо научить ребенка работать с цветной бумагой, потом — с картоном. На бумаге чертится несколько кругов, треугольников квадратов. Затем педагог предлагает ребенку их вырезать. На следующем занятии задание усложняется. Педагог должен попросить маленького ученика вырезать елочку или домик.

Игра с пуговицами

Необходимо подобрать пуговицы разного размера и оттенка. Сначала педагог выкладывает рисунок сам, затем просит малыша повторить. Когда ребенок усвоит материал, педагог просит его придумать свой рисунок.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: