Дифференциальная диагностика дизартрии

Нарушение речи - центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Отличия дизартрии от алалии

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией
1. Общая характеристика произношения звуков
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков
1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.
2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.
3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).
5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков
2. Искажения звуков
1) Искажение небольшого количества звуков.
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции
1) Искажение большого количества звуков.
2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.
3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
3. Замены звуков
1) Замены артикуляторно сложных звуков.
2) Непостоянные замены звука.
3) Разнообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты
1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.
2) Постоянные замены звука.
3) Однообразные замены звука.
4) Взаимозамены звуков сравнительно редки
4. Пропуски звуков
1) Непостоянные пропуски.
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков
1) Постоянные пропуски.
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

Надрус И.В.,
учитель-логопед

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.
3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.

С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Форма дизартрии Патогенез Симптоматика
Бульбарная дизартрия. При поражении продолговатого мозга
  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц  глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность голосовых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализированный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица
Подкорковая дизартрия При поражении подкорковых узлов головного мозга
  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непризвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрия При поражениях в области мозжечка
  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка
Корковая дизартрия При очаговых поражениях головного мозга
  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи            запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Псевдобульбарная дизартрия Следствие перенесенного органического поражения головного мозга
  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких  (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны
  • Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
  • наиболее многочисленная группа дизартриков
  • амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
  • движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык
  • трудности в артикуляционных переключениях
  • мягкое небо малоподвижно
  • назализованный голос
  • обильная солювация
  • затруднено жевание и глотание
  • тяжелые нарушения звукопроизношения
  • малоподвижный язык, губы             нечеткая артикуляция гласных
  • часто смешиваются Ы-И
  • могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
  • Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
  • слабая воздушная струя
  • звонкие согласные заменяют глухими
  • пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
  • нарушения коммуникативной функции речи
  • ограниченность жизненного и вербального опыта
  • Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии
  • анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата
  • маскообразное лицо
  • отвисает нижняя челюсть
  • рот постоянно открыт
  • язык неподвижен
  • большие трудности при жевании и глотании
  • речь нечленораздельна или отсутствует

Отличия дизартрии от дислалии

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

  • При дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
  • Имеются нарушения просодической системы.
  • Огромные трудности в автоматизации звуков.
  • Наличие признаков органического поражения ЦНС.

Дизартрия
Дислалия
Связана с поражением
центральной нервной системы (ц.н.с.)
У соматически ослабленных детей. Органики нет.
Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
Неврологическая симптоматика отсутствует.
Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
Речевая активность снижена.
Речевая активность повышена
«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
К своему дефекту критичен.
Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
Поведение неровное, часты смены настроения.
В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
Память снижена, кратковременна

Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.
Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: