Что такое моральное воспитание?

А чему вас научили родители? 8 уроков, которые стоит усвоить...

Как сделать этику естественной для ребенка?

1. Объясняйте принципы этики на примерах из повседневной жизни

Когда ребенок видит, как его родители и другие взрослые действуют честно, уважительно и ответственно, он начинает понимать, что такое правильное поведение и почему оно важно

2. Проявляйте чувство эмпатии и объясняйте, как оно связано с этикой

Если ребенок видит, как вы заботитесь о нем, проявляете уважение к его чувствам и нуждам, он начинает развивать эмпатию и понимание, почему этическое поведение важно для сохранения отношений с окружающими

3. Прививайте ответственность и самоконтроль. Если ребенок понимает, что он отвечает за свои поступки, он начинает осознавать, что его поведение влияет на других людей

Объясните, почему важно думать о последствиях своих действий и почему нужно управлять своими эмоциями

4. Создавайте безопасную и уважительную среду для развития этики

Ребенок должен чувствовать, что его чувства уважаются, его мнение важно и он может доверять другим людям. Только в такой атмосфере он будет развивать этическую осознанность и готовность к поведению в соответствии с этими принципами

5. Обучайте ребенка с точки зрения его возраста и развития. Когда объясняете этику, учитесь и научите ребенка сообщать информацию, которую он должен знать, и подбирать актуальную литературу для воспитания в нем этических ценностей. Поговорите об ответственности, взаимном уважении, вранье, краже, пользе и вредности гаджетов, дружбе и других темах, которые интересны для ребенка, но в то же время относятся к этике.

Семья – основа воспитания нравственности

Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить

Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

?
Семья – мир, в котором у ребенка закладываются важнейшие основы всех его моральных качеств, которыми должен обладать любой человек полноценного общества.

О правильном питании

Правильное питание. – Источник.

47. Общайтесь с ребенком

Многие дети любят сладости не только потому, что им нравится их вкус, но и из-за пережитых стрессов и психологических проблем. Они, как и взрослые, пытаются заесть проблемы. А сладости дарят приятные ощущения и вызывают привыкание, и с каждым днем их хочется все больше и больше.

Прежде чем забирать у ребенка очередную конфету, поговорите с ним по душам. И вообще старайтесь больше общаться с ребенком и своевременно решать его проблемы. Возможно, сладости — лишь замена родительской любви и внимания, которых ему так не хватает.

48. Не разрешайте есть перед телевизором и смотреть рекламу

Если вы обратите внимание на рекламу сладостей и напитков по телевизору, то заметите, что дети в ней танцуют, смеются, радуются. Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы»

Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману

Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы». Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману.

49. Откажитесь от фаст-фуда

Прежде чем выходить из дома накормите ребенка чем-нибудь полезным. Если он сыт, то меньше шансов, что он захочет пойти за гамбургером или пончиками.

Всегда берите с собой полезные перекусы, вроде орехов и фруктов. И давайте их ребенку, как только он проголодается. Введите новое правило: ваша семья больше не заходит в кафе, чтобы купить пончики и сладости. Объясните детям, что эти продукты вредят им, мешают расти большими и сильными.

50. Дети следуют вашему примеру

Если мы скажем, что вы и ваш супруг больше всего влияете на то, что едят ваши дети, вы нам поверите? Оказывается, родители отвечают за 72 процента пищи своих детей. Вы любите поесть? Чрезмерно увлекаетесь сладостями? Дети видят, что вы едите и пьете (газировку, мороженое и так далее) и как вы это делаете (быстро проглатываете обед, рассеянно жуете перед телевизором), и подражают вам. Это называется отзеркаливанием.

Научная литература однозначно свидетельствует, что дети многому учатся, наблюдая за вашим пищевым поведением

Чтобы вырастить приверженца здорового питания, важно самим питаться правильно изо дня в день

По материалам книг для родителей

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

Важно, придерживается ли ребенок моральных норм постоянно, потому что это его собственная потребность, или эпизодически, ради одобрения — именно в этом заключается «новая-старая» проблема нравственного воспитания современных дошкольников, которые много времени проводят за компьютерами, смартфонами, планшетами, не усваивая при этом норм человеческих взаимоотношений. Моральную личность нынешних малышей должны формировать по-новому

Моральную личность нынешних малышей должны формировать по-новому.

План действий относительно нравственного воспитания: создание целостной психологической модели этого процесса, выявление его психологических закономерностей и специфических особенностей.

Остро возникла также необходимость разработки технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания дошкольников.

Роль семьи в моральном воспитании

Семья является основным и наиболее значимым социальным институтом, который играет огромную роль в жизни ребенка. Родители должны не только обеспечить материальное благополучие своего ребенка, но и способствовать его полноценному развитию и формированию личности

Моральное воспитание является важной задачей семьи, так как именно здесь начинается формирование мировоззрения и ценностей ребенка

Отношения в семье, стиль общения родителей друг с другом и с детьми, воспитательные методы и примеры поведения — все это непосредственно влияет на моральное воспитание ребенка. Родители должны быть готовы общаться с ребенком, слушать его, понимать его потребности и интересы, а также находить компромиссы и уметь обучать своего ребенка.

Моральное воспитание должно базироваться на передаче детям базовых ценностей, таких как честность, уважение, ответственность и сострадание. Для этого нужно демонстрировать эти качества в семейной жизни, поддерживать общение с близкими людьми и учить детей проявлять эти качества в своих поступках и отношениях.

Итак, роль семьи в моральном воспитании является всесторонней

Родители — первые и важнейшие учителя ребенка, поэтому следует уделить этому вопросу особое внимание и не пренебрегать воспитательными задачами в семье

Зачем малышу уметь выбирать

Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).

В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам. Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать

Или наоборот – неконтролируемый бунтарь

Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.

Если у Вас нет цели навредить собственному сыну или дочери, умение и право выбора должно быть частью вашей привычной жизни.

Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:

  • Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
  • Поведение в социуме и решения за других людей;
  • Правила и законы на уровне города и страны.

Как рассказать детям о значении понятия «этика»?

Даже самым маленьким детям можно объяснить, что «этика» означает правила, по которым мы должны жить, чтобы быть добрыми и уважать других людей. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что правила этики позволяют нам быть счастливыми и добрыми.

Следующим шагом в объяснении этики детям должно стать рассказ о том, что каждый человек имеет свои права на уважение и хорошее обращение. Объясните ребенку, что уважение других людей — это качество, которое помогает нам жить вместе в мире и гармонии.

По мере того, как ребенок становится старше, его понимание этики должно становиться более глубоким

Важно объяснить детям, что этика включает в себя не только правила, но также и значение наших поступков и выборов в жизни. Мы должны заботиться о других людях и думать о том, как наши действия влияют на окружающий мир

Наконец, важно показать детям примеры этического и неэтического поведения. Объясните ребенку, почему хорошо быть добрым, щедрым и заботливым, и почему плохо насмехаться над другими, говорить ложь и нарушать правила

Сделайте это внятно и ясно, чтобы ваш ребенок понял, что этика — это часть нормальной жизни и поможет ему стать лучшим человеком.

Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».

Доверительные отношения с ребёнком, общие увлечения и семейные традиции становятся фундаментом для формирования личности. Постарайтесь быть ребёнку не только наставником и ответственным родителем, но и чутким другом.

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Нравственность и ее важность

Под нравственностью понимается комплекс убеждений, чувств и поведения. Нравственное воспитание детей в семье начинается с формирования поведения, затем чувств, а потом и убеждений.

Нравственность в первую очередь проявляется в форме отзывчивости и сочувствия. Чуткость ребенка к чужим переживаниям и эмоциям заложена природой

Важно развивать ее таким образом, чтобы ребенок начинал постепенно замечать и уважать не только свои собственные чувства, но и своих близких. Со временем малыш повзрослеет, и ему придется заботиться о своих родителях, родственниках и детях

Если с детства он будет сосредоточен только на своих потребностях, то он, повзрослев, не научится заботиться и сотрудничать, не сможет эффективно жить среди людей и получать от этого удовольствие.

Со временем малыш вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, получать удовольствие от того, что помог, поделился, поддержал и пр. Эти переживания являются основой установки на добро, которое необходимо прививать ребенку. Мир теми или иными способами постоянно испытывает детей на прочность, заставляя их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или длительных отношений, в пользу жадности или щедрости, в пользу трусости или смелости и др. Размышляя вместе с ребенком о добре и зле можно помочь ему определиться с базовыми принципами своего поведения, вдохновить его на поступки, которые доставят удовольствие не только ему, но и окружающим.

Экологический аспект

Независимо от морали и нравственности каждому из нас всю жизнь будут нужны чистая вода и воздух. Ещё сто лет назад бережное отношение к природе было общепринятым. В советское время воплотилась более ранняя идея покорения природы. По факту шла война с природой, что ярче всего проявилось в безумном проекте отведения части рек Сибири в Среднюю Азию. И в настоящее время ситуация в целом очень тревожная.

Экологическое воспитание помогает осознать себя частью природы и ответственность за неё. Человек не царь природы, которому она что-то должна, а, скорее хозяин, от которого всё зависит. Воспитателям по силам найти примеры красивых решений энергосбережения и безотходного производства и антипримеры эксплуататорского, паразитического природопользования.

В эстетических категориях легко объяснить детям безобразие свалок и несовершенство потребительского отношения к природе. Кроме того, дети любят наблюдения — помогать выращивать растения, ухаживать за животными и видеть со временем результат, а также участвовать в уроках экологического просвещения

Главное – обращать на это внимание и не действовать наперекор своим словам: пользоваться возможностью сдавать лампочки и батарейки, отказываться от лишних поездок на машине (особенно коротких) и всегда убирать за собой мусор

Я идеальный воспитатель?

Сказочная Мэри Поппинс сочетала доброту со строгостью, учила детей видеть необычное в обычном и не бояться перемен. Она хорошо понимала и чувствовала детей. Но характерно, что своих детей у неё нет.

Известно, что папа для сына – это пример для подражания, а мать – это образец женщины. Так же для девочки мать – пример, а отец – образец мужчины. Это нормально, что мы всю жизнь совершаем какие-то ошибки – и в воспитании тоже. Но иногда надо себя спрашивать, «достойно ли я справляюсь?» Есть ли в нас качества, которых мы не хотим замечать?

Опытные педагоги, наблюдая детскую игру, могут получить точное представление об их родителях — дети проявляют всё без исключения и совершенно искренне.

На страницах Нового Завета Иисус Христос в пример взрослым ставит непосредственное дитя. И ни разу не осуждает убийц, воров и блудниц. Яростно обличается только лицемерие, которым больше всех страдало именно духовенство, больше преследовавшее цели обогащения.

Считая себя идеалом, воспитатели начинают выращивать в детях все свои качества без разбора и часто чувство собственной неполноценности в придачу. Проблема в том, что пустые нравоучения (когда заставляют делать то, чего не могут сами) тоже учат — но учат именно лицемерить.

А считая идеалом ребёнка, родители и прародители, вместо воспитания начинают его развращать, то есть баловать. Если между поколениями родителей и прародителей нет полного согласия, то лучше, чтобы влияние дедушек и бабушек на воспитание было минимальным и неприоритетным.

Воспитателям следует полагаться не на свой авторитет, а на идеальный образ и стремиться к нему. Где его найти? Идеал можно отыскать среди прославленных святых, среди героев (реальных и вымышленных), которые проявили лучшие качества

Если удастся обратить внимание детей на эти качества и побудить стремление к ним – авторитет будет

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение

Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.

Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности

В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое

Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права

Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы

К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

?
Выбор средств или сочетания их компонентов зависит от поставленной задачи, возраста воспитанников, общего уровня их развития, интеллектуальных способностей, этапа развития качеств (только начало формирования качества, закрепление, перевоспитание).

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе

Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Что такое духовное воспитание?

То, что стремление к идеалам и наличие смысла жизни помогает выжить в экстремальных условиях, доказано неоднократно. В частности, создателем логотерапии (психологии смыслов) Виктором Франклом на личном опыте в концлагерях Третьего Рейха.

Его книга о переживаниях заключённых “Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере” объясняет, почему одни отчаиваются и перестают бороться за жизнь (даже обладая хорошими физическими данными), а другие упрямо выживают. Область душевных переживаний и духовных устремлений более тонкая, чем реакции нервной системы – более чувствительная и важная.

Целый перечень духовно-нравственных ценностей есть в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: это человеколюбие; справедливость; честь; совесть; воля; личное достоинство; вера в добро; стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Сложность в трактовке этих ценностей. Так «любовью» можно объяснить и попустительство и тиранию. Есть светское и религиозное понимание духовных ценностей – две взаимоисключающие концепции:

1  
«человек – мера всех вещей» (дохристианская концепция, она же стала популярной в эпоху Возрождения и вновь сейчас, где идеал относительный и субъективный, а ценности и представления о добре и зле могут со временем меняться);
2  
«Бог – мера всех вещей» (христианская концепция, где идеал абсолютный – безгрешный Человек, а ценности вечны).

При всём многообразии духовных качеств, главный враг духовного становления и роста – это лицемерие. Это касается и верующих и неверующих воспитателей. Всегда есть опасность перепутать цели со средствами, что хорошо иллюстрирует нетерпимость и ненависть к людям, которая встречается среди подчёркнуто религиозных людей и защитников природы.

А главным индикатором духовного состояния является отношение к людям. Как сказано в Библии: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Иными словами, духовность неотделима от нравственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: