Что означает отклонение в развитии ребенка 8-го вида

Спецшколы: почему коррекционное обучение иногда предпочтительнее инклюзии

Нелепые предрассудки

Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с психическими и психологическими нарушениями развития вызывают особое недоверие у родителей, хотя их сыновьям и дочерям рекомендуется учиться в них…

Это нелепые предрассудки! Некоторые дети по состоянию здоровья не могут полностью освоить стандартный школьный курс математики или физики, но у них есть другие таланты. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре

Проблемы психического и умственного развития не означают, что дети не могут учиться. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути большинства школьников.

Спецшкола для детей с различными трудностями

Зачисляют в подобные образовательные учреждения детей, которые имеют проблемы с интеллектуальным и физическим развитием. По желанию родителей ребенок не может оказаться в коррекционной школе-интернате, если не было проведено специальной медико-психологической комиссии.

Только при соблюдении алгоритма, предполагающего предварительные диагностические исследования малыша психологом, психиатром, логопедом, вынесения рекомендательного вывода о направлении ребенка в специализированное учебное заведение, мамы и папы могут писать заявление о приеме своего малыша в спецшколу.

В том случае, если устраняются все проблемы, что были выявленны раннее специалистами, повторно собирается медико-психологическая комиссия. При вынесении ею положительного решения родители могут перевести школьника в обычное образовательное учреждение.

Практика свидетельствует о том, что такие ситуации встречаются достаточно часто. Именно поэтому психолог поясняет родителям, что обучение ребенка в коррекционной школе (на начальной ступени) вовсе не является приговором. Особому ребенку в спецшколе будет комфортно находиться, он сможет догнать сверстников по умственному развитию, а в некоторых случаях даже опередить их. Если специалисты рекомендуют ребенку какую-то конкретную программу, необходимо прислушаться к советам специалистов, чтобы своевременно помочь малышу справиться со сложностями в речи, проблемами в общении со своими сверстниками.

Законодательная база

В Российской Федерации, согласно «Закону об образовании», каждому гражданину страны гарантировано право на получение качественного образования. Выбор учебного заведения, в котором ребенок будет получать ЗУН, могут делать родители.

ФЗ «Об образовании» касается и особенных детей. Вспомогательная школа — это учебное заведение, которое предназначено для особых детей

При выборе программы учитывается физическое состояние ребенка, берутся во внимание рекомендации доктора. При успешном прохождении начальной ступени в коррекционной школе родители могут записать малыша в обычное ОУ

Возможности социальной адаптации

В коррекционной школе особое внимание уделяется развитию навыков общения, социальных навыков и самоопределения. Дети учатся эффективно взаимодействовать с окружающими, учатся адаптироваться к социальным ситуациям различной сложности

Учителя в коррекционной школе работают над формированием у учеников чувства взаимопонимания, уважения к другим, толерантности и способности к сотрудничеству. Персональный подход к каждому ученику, специальные методики и индивидуально разработанные программы помогают детям преодолеть свои особенности и успешно интегрироваться в общество.

В отличие от обычной школы, коррекционная школа также предоставляет возможности для прогрессивной социальной адаптации. Причем, не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и для их семей. Взаимодействие с педагогами, психологами и специалистами помогает родителям лучше понять особенности развития своего ребенка и научиться поддерживать его в процессе адаптации.

Советы и рекомендации

Если врачи установили наличие особенностей и отклонений при развитии ребенка, то нужно, как можно, раньше найти подходящую по специфике коррекционную школу. Правильный выбор учебного заведения позволяет повысить шансы на адаптацию в обществе.

Оптимально, если школа находится в непосредственной близости от дома. В этом случае, учеба не будет связана с необходимостью временных затрат на дорогу. Но такие варианты, подобрать довольно трудно, поскольку специализированные интернаты, в большинстве случаев, расположены за городской чертой. Более того, заведения для обучения детей с серьезными патологиями имеются не в каждом городе.

Сегодня можно выбрать государственную или частную коррекционную школу. В первом случае предоставляются бесплатные образовательные услуги. Но при этом условия для обучения несколько хуже в сравнении с частными специализированными учреждениями. Поэтому при наличии финансовых возможностей лучше выбирать платные варианты. В частных школах предусмотрено много дополнительных услуг, которые способствуют развитию детей и увеличивают шансы на успешную адаптацию в обществе.

Вместо обучения в специализированной школе можно выбрать вариант занятий в коррекционных классах, которые функционируют в общеобразовательных учебных заведениях. Как правило, в них педагоги работают с детьми с незначительными отклонениями в развитии. После успешной корректировки патологий развития многие школьники возвращаются к учебе в обычных классах.

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые»

Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения

Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.

Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.

Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Функциональная грамотность 1 класс. Тренажер для школьников

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Дифференциация учебного процесса

Дифференциация учебного процесса в коррекционной школе позволяет максимально эффективно работать с обучающимися, которые нуждаются в специальной помощи и поддержке. Учителя имеют возможность индивидуально подходить к каждому ребенку, адаптировать материалы, используемые методики, формы работы, чтобы максимально учесть его особенности и помочь ему успешно усваивать учебный материал.

Дифференциация учебного процесса в коррекционной школе происходит по нескольким основным критериям:

Критерий Примеры методов и форм работы
Уровень когнитивных способностей Использование разных уровней сложности заданий, индивидуальные задания под способности и потребности ребенка.
Уровень развития речи Использование дополнительных материалов (картинки, модели), индивидуальные задания на развитие речи.
Сенсорные нарушения Применение специальных обучающих материалов с учетом нарушений сенсорных функций.
Психомоторные нарушения Использование специальных методик и форм работы для развития моторики и координации движений.

Дифференциация учебного процесса помогает каждому ребенку чувствовать себя комфортно в обучении и развитии, а также максимально использовать свои способности и потенциал.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании

Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности. Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению

Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное. Минимальная мотивация к познавательной деятельности. Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные. Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость. Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации. Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту. Неразвитость крупной и мелкой моторики

Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению. Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное. Минимальная мотивация к познавательной деятельности. Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные. Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость. Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации. Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту. Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Цели и задачи обычной школы

Основной целью обычной школы является обучение детей и подготовка их к жизни в обществе. В рамках этой цели ученики получают знания и навыки в различных предметных областях, таких как математика, русский язык, иностранные языки, естественные и общественные науки, искусство и технологии.

Основные задачи обычной школы включают:

  1. Предоставление всем ученикам равных возможностей для получения образования.
  2. Создание условий для развития умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.
  3. Стимулирование интеллектуального, физического и эмоционального развития учеников.
  4. Формирование у учеников навыков самоорганизации, самостоятельности и ответственности.
  5. Развитие творческого мышления, критического мышления и способностей решать проблемы.
  6. Воспитание гражданственности, толерантности и уважения к разнообразию.

Обычная школа также играет важную роль в социализации учеников. В процессе обучения они учатся взаимодействовать с другими учениками и взрослыми, развивают навыки коммуникации и работы в коллективе.

В целом, обычная школа направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития каждого ученика, подготовки их к дальнейшим этапам образования и жизни в обществе.

Что такое коррекционное образование

Но в некоторых случаях выбор может быть очевиден. Речь идет о детях с серьезными нарушения в развитии. К ним относится слепота, глухота, умственная отсталость неспособность передвигаться самостоятельно. Для обучения таких детей созданы специализированные школы.

В них не только созданы все подходящие условия для обучения по условной общеобразовательной программе

Большое внимание уделяется коррекционной работе, развитию необходимых навыков. Коллектив таких учреждений состоит не только из педагогов, но и других специалистов, преимущественно медицинского профиля

Коррекционная система школьного образование для детей с ОВЗ отличается от обычного тем, что учитывает потребности физического и интеллектуального развития ребенка и имеет направленность на улучшения текущего состояния его здоровья, сокращение отставания в развитии.

Особенности учебных заведений

Основная цель образования в коррекционных школах — помощь в социальной адаптации. При составлении программ используют методологии, основанные на психологических и физиологических особенностях школьников.

Коррекционные школы классифицируют по патологиям учащихся, которые проходят в них обучение. Всего выделяют 8 групп специализированных учебных заведений для детей:

  • 1 и 2 — для глухих и слабослышащих.
  • 3 и 4 — для слепых и слабовидящих.
  • 5 — при наличии нарушений речевого развития.
  • 6 — при проблемах в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • 7 – с общей задержкой развития.
  • 8 – при диагностировании умственной отсталости.

Выбор в пользу коррекционной школы – это всегда непростое решение для родителей. Более того часто специализированные учебные заведения расположены вдали от дома, поэтому являются интернатами. Это значит, что школьник будет там находиться в течение рабочей недели. Если заведение расположено в другом городе, то с родными получится встречаться только на каникулах.

Но, несмотря на это, следует признать, что при правильном выборе обучения в специализированных школах является эффективным и качественным. В обычных образовательных заведениях у особенных детей всегда возникают сложности в учебе. Кроме всего, далеко не всегда складываются комфортные взаимоотношения с одноклассниками. На фоне психологического дискомфорта и стрессов увеличиваются риски развития депрессии. Это может в значительной степени ухудшить состояние здоровья школьников, которые имеют природные отличия от одноклассников.

Принцип получения домашнего образования

Надомное обучение предназначено для детей, чье состояние здоровья делает затруднительным посещение школы.

Образование на дому для детей с ограниченными возможностями – единственный шанс приобрести аттестат и благополучно устроить свое будущее.

Надомное обучение должно соответствовать нормам ФГОС.

Выделяются две программы домашнего образования:

  • вспомогательная;
  • общая.

При прохождении программы общего образца, учащиеся получают те же знания, что и их сверстники, пишут такие же контрольные работы и получают такие же задания. Единственное отличие – продолжительность уроков: они могут быть как сокращенными (по 20 – 30 минут), так и продленными (до 1,5 часа), все будет зависеть от состояния обучающегося.

Надомное обучение детей с ОВЗ подразумевает строго установленное количество часов в неделю:

  • с 1 по 4 класс – 8 занятий в неделю;
  • с 5 по 8 классов – 10 занятий в неделю;
  • 9 класс – по 11 занятий в неделю;
  • с 10 по 11 класс – 12 занятий в неделю.

Стандарты ФГОС распространяются и на надомное обучение.

После окончания школы по общей программе учащемуся будет выдан аттестат общего образца без особых указаний.

Какова продолжительность уроков во вспомогательной школе, точно сказать нельзя, т.к. программа для каждого обучающегося разрабатывается индивидуально с учетом состояния здоровья. После обучения по вспомогательной программе ученик получает аттестат особого образца, где указывается программа, по которой он обучался.

Все требования для перевода обучающегося на домашнее образование прописаны в Постановлении Правительства РФ. Основные нюансы:

  1. Заключение комиссии медицинского учреждения служит основанием для перевода ребенка с инвалидностью на получение знаний на дому; учащемуся выдается справка для домашнего обучения. Перечень заболеваний, дающих право на данную привилегию, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
  2. Обучением ребенка на дому занимается образовательное учреждение, находящееся в непосредственной близости к месту проживания ребенка.
  3. Ученикам с инвалидностью школа обязана предоставить все необходимые учебники, программы и методическую литературу, обеспечить промежуточные и итоговые аттестации, а по окончании обучения выдать аттестат зрелости.
  4. Родители обучающегося могут дополнительно приглашать преподавателей из иных учебных заведений, которые в последствии могут принимать участие в итоговой аттестации ребенка.
  5. В отдельных случаях разрешается проводить экзамен на дому.

Обучение на дому предполагает заявление родителей, образец которого находится на сайте образования РФ.

Плюсы надомного обучения

Образование на дому имеет следующие плюсы:

Изучение программы происходит в комфортной для ребенка обстановке

Это особенно важно для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, т.к. в домашней атмосфере ничто не будет доставлять ребенку неудобств.
Исключается давление со стороны одноклассников и преподавателей. Также является важным психологическим аспектом, обучающемуся не придется испытывать смущение у доски и на переменах.
Снижается риск получения школьных травм.
Благодаря индивидуальному подходу программа лучше усваивается

За счет проведения урока в формате «с глазу на глаз» у ученика есть возможность задать все интересующие его вопросы.

Также является важным психологическим аспектом, обучающемуся не придется испытывать смущение у доски и на переменах.
Снижается риск получения школьных травм.
Благодаря индивидуальному подходу программа лучше усваивается. За счет проведения урока в формате «с глазу на глаз» у ученика есть возможность задать все интересующие его вопросы.

Минусы надомного обучения

К минусам можно отнести:

  1. Отсутствие социализации. Возможно, что после прохождения обучения на дому в дальнейшем ребенок будет ощущать себя некомфортно в присутствии большого количества людей.
  2. Отсутствие жесткой дисциплины. Общественные модели поведения, прививаемые ученикам в школе, помогают развитию у обучающихся чувства ответственности и самоконтроля, которые играют важную роль в формировании личности.
  3. В будущем у учащегося возможны проблемы со взаимодействием в коллективе.
  4. Возможно развитие комплекса «белой вороны».

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;- умственную отсталость;- ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Сложность выбора

Казалось бы, теоретически все ясно и понятно. Почему же мамы и папы ужасаются, если медиками и педагогами их ребенку предлагается вспомогательная школа? Некоторые готовы нанимать репетиторов с пятилетнего возраста, только бы оказаться в «обыкновенном» учебном заведении. Не все родители готовы смириться с тем, что у них растет особенный ребенок. Никто не хочет видеть сына или дочь в числе «отстающих», ведь «слабым» детям закрыта дорога в престижные учебные заведения. Многих такая перспектива пугает.

В основном школа для отстающих детей функционирует в виде интерната. Малыш живет там пять дней, а на выходные родители должны забирать его домой. Из-за серьезных проблем с психическим здоровьем, некоторые из таких детей опасны для общества, а потому их нельзя оставлять одних ни на минуту. Проблема заключается и в том, что в России мало специалистов, которые могут и хотят работать с «проблемными» учениками.

Выводы и полезные советы

Коррекционная школа — это специализированное учебное заведение, которое помогает детям с различными нарушениями физического и интеллектуального развития получить качественное образование. Однако, не стоит забывать, что родители также должны проявлять активность и интерес к образованию своих детей. Работа с детьми должна осуществляться в рамках единого образовательного пространства, где ребенок воспринимается как участник образовательного процесса, а не как объект коррекционной работы. Необходимо также помнить, что дети с ОВЗ имеют право на получение качественного образования и на полную интеграцию в общество.

  • Как должен сидеть зимний комбинезон на ребенке
  • Что такое коррекционная группа в детском саду
  • Когда в Якутии не ходят в школу
  • Как попасть в коррекционный детский сад
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: