Адаптивная физкультура для детей с овз

Использование кинезиологических упражнений 
на коррекционных занятиях с детьми с овз 
на уроках адаптивной физической культуры | коррекционная работа в школе  | учительский журнал

Методики адаптивного физического воспитания

Методика адаптивного физического воспитания должна учитывать следующие особенности ребенка:

  • Возраст.
  • Характер и тяжесть основного заболевания.
  • Вторичные нарушения.
  • Уровень психического и физического развития.
  • Функционирование органов сенсорики, опорно-двигательного аппарата.
  • Сохранность интеллекта.
  • Способность к обучению.
  • Медицинские рекомендации и противопоказания.

Наиболее часто применяемые средства адаптивного физического воспитания, примеры:

Задача Пути реализации
Формирование базы знаний
  • Вербальная передача (указания, беседы, объяснения, обсуждение и пр.).
  • Для детей с нарушением слуха невербальная подача информации (жесты, мимика).
  • Хоровое произнесение фраз или слов при речевых нарушениях.
  • Мысленное проговаривание инструкции для большей осознанности своих действий.
Формирование двигательного навыка в зависимости от характера дефекта
  • У слепых и слабовидящих детей направлены на слуховое и тактильное восприятие: объемные модели тела с шарнирными суставами, изображения положения тела с помощью рельефа, инвентарь с выраженной фактурой, звуковые сигналы.
  • У глухих детей основаны на зрительном и тактильном восприятии: плакаты, карточки, показ упражнений педагогом, световые и вибрационные сигналы.
  • У детей с умственной отсталостью должны быть задействованы зрительный, слуховой и двигательный канал: выполнение упражнения сопровождается рассказом и показом, рисование тела человека для усвоения знаний о его строении, рассказ об упражнении и его выполнение.
  • С нарушением опорно-двигательного аппарата: занятия на специальных тренажерах, использование вынужденных движений с принудительным выполнением, просмотр фильмов.

В используемых упражнениях преобладают следующие действия:

  • ходьба и бег;
  • прыжки;
  • метание мяча;
  • ползание, перелезание через препятствия;
  • игры с мячом – кидание, перекатывание.

Развитие адаптивной физической культуры позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, которому они могут приносить пользу

Важно избавление от психологического барьера, связанного со своим дефектом, умение преодолевать трудности и осознавать себя обычным человеком. Адаптивная физическая культура и ее развитие в России обуславливаются повышением осознанности общества, большей толерантностью и желанием помогать людям, ограниченным в физических возможностях

Слайд 2Значение АФК В процессе занятий адаптивной физической

культурой у детей формируется комплекс специальных знаний, необходимых двигательных умений и навыков, повышаются функциональные возможности внутренних органов, улучшаются характеристики нервной системы, а так же так же происходит интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие. Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизмов моторного развития и его влияния на умственное развитие. Эти два, на первый взгляд, отдельно стоящие понятия, на самом деле составляют целостную структуру психофизического развития ребёнка. И занятия физической культурой оказывают активное влияние не только на формирование компонентов общей моторики, но и на развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.

Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.

На кого нацелена программа “Школы Героев”?

На семьи, в которых столкнулись с проблемами ограниченных возможностей здоровья у детей разного возраста

Важно оказывать поддержку не только детям с ОВЗ, но и взрослым, и объяснять им, как принять действительность и научиться с ней полноценно жить. С этим отлично справляются педагоги и тренеры по физкультуре

С помощью подробно описанных методик и подходов ребята день за днем улучшают свои физические показатели и социальные навыки, постепенно внедряясь в общество и обучаясь взаимодействию, в том числе командному. В это же самое время родители наблюдают за первыми успехами своих детей и принимают в них непосредственное участие.

В “Школу Героев” могут обратиться:

  • При расстройствах аутистического спектра;
  • При диагностированном СДВГ;
  • При детском церебральном параличе;
  • При имеющихся задержках речевого или психического развития.

Помните, что заключение о разрешении привлекать ребенка с ОВЗ к спорту и двигательной активности должен выдавать лечащий врач. Без согласия терапевта будет невозможно подобрать подходящий курс и начать тренировки.

За 3 года существования организации успехов добились более 200 семей. Их дети становились более активными и веселыми, начинали лучше концентрироваться на обучении и хобби, проявляли искреннее желание отправиться на прогулку, знакомиться со сверстниками и вести здоровый образ жизни. 

Отдельная ценность разработанной программы и использования физкультуры заключается в универсальности и простоте упражнений. Их можно применять и дома для закрепления эффекта, периодически вспоминая основы, полученные во время тренировок с педагогами.

Публикация «Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

  • Работа инструкторов по физической культуре
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основная цель проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ состоит в воспитании здорового, активного, жизнерадостного и жизнестойкого, физически, гармонически и творчески развитого ребёнка, хорошо владеющего своим телом, умело использующего двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода в крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Основные задачи адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ :

1. коррекция и развитие физической подготовки;

2. укрепление здоровья;

3. повышение умственной работоспособности;

4. самореализация физических и духовных сил;

5. развитие координационных способностей;

6. развитие познавательной деятельности.

Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.

Регулярные занятия для детей с ОВЗ являются необходимыми. А посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:

— закреплять представления детей об окружающем мире;

— обогащать словарь ребёнка;

— классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др. ;

— закреплять количество и счёт;

— ориентировку в пространстве.

Специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя физкультуры.

Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно — восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

Слайд 4Специфика Специфика работы

с детьми с нарушениями интеллекта и ДЦП состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения, а так же более многократное их повторение, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Известно, что дети с нарушениями интеллекта плохо владеют речью и иногда не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых порах обучения основными методами являются наглядные и практические. Обязательной составляющей является систематичность, то есть регулярность и непрерывность проводимых занятий

Это важно из-за того, что у детей с умственной отсталостью очень быстро, по сравнению с нормально развивающимися детьми, разрушаются недостаточно закреплённые двигательные навыки. Для прочного их усвоения необходима большая повторяемость.

Польза адаптивной физкультуры

Исследователи отмечают существенное влияние рекомендованных упражнений на умение детей с ОВЗ чувствовать собственное тело. Благодаря регулярным тренировкам у них развивается выносливость и терпение, что, в свою очередь, позволяет держать под контролем эмоции и снижать потенциальные перепады настроения.

Многолетняя практика специалистов доказывает, что после внедрения АФК в жизнь ребят они становятся более подвижными и координированными. В их движениях появляется четкость, последовательность и ловкость. Они гораздо быстрее усваивают необходимые механические действия и доводят их до автоматизма.

Кроме того, адекватные физические нагрузки помогают развивать речевые функции, укрепляется концентрация внимания и сосредоточенность, а главное — желание коммуницировать с людьми. Компенсаторный процесс, возникающий в связи с тренировками, жизненно необходим каждому ребенку для ощущения себя личностью и поиска настоящего смысла жизни.

“Запрещенный цвет”

Это эффективная игра на скорость реакции, запоминание цветов и фигур, а также речевых и физических навыков. Суть довольно понятна: по залу, в котором проходит занятие, тренер хаотично раскидывает подготовленные заранее разноцветные геометрические фигуры из картона (на небольшую команду их потребуется порядка 40-50 штук). Далее взрослый просит собрать предметы, которые он назовет — допустим, круги синего цвета, любые треугольники или все фигуры, кроме квадратов. Благодаря различным параметрам можно менять задания и делать игру еще более увлекательной. Победу одержит ребенок, который сможет собрать наибольшее количество предметов.

Игра “Самолет”

Подвижные игры — отличный способ приучить детей к нагрузкам, постепенно увеличивая их и продлевая время, уделяемое физкультуре. Основная их цель — поддерживать в стабильном состоянии организм, укреплять здоровье и координацию. В течение всего игрового процесса ребята будут привыкать к целенаправленным движениям: например, бегу в определенную сторону, прыжкам, подтягиваниям.

Игра “Самолет” главной задачей ставит обучение коллективному сосуществованию в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Проще говоря, они должны передвигаться внутри помещения, изображая летательный аппарат, и не наталкиваться друг на друга. Это помогает им усвоить нормы поведения в обществе путем проб и ошибок, ведь в случае неприятных инцидентов может появляться боль от ушибов и неприятный осадок от столкновения, как такового.

Достижения родителей

Быть родителем ребенка с ОВЗ — это огромная ответственность, с которой помогают справиться профессионалы. При помощи психологических методик и физкультуры они шаг за шагом привыкают к этой мысли, становятся спокойнее, а впоследствии обретают уверенность и силу для того, чтобы адаптировать ребенка и позволить ему раскрыться.

Благодаря усилиям психологов и тренеров взрослые сумели преодолеть стресс, возникший после диагноза, взять себя в руки и взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Здесь они получили необходимые рекомендации и практические советы по нахождению общего языка с детьми и их глубокому пониманию. Взаимодействие путем упражнений, забавных игр и спортивных активностей — это наиболее результативный метод установления контакта между ребятами и взрослыми. Он выявляет общие точки соприкосновения и позволяет удерживать возникшее в процессе занятий доверие на нужном уровне.

На что направлены упражнения по АФК?

В зависимости от конкретного случая, цели и средства для их достижения ставятся консилиумом врачей индивидуально

Важно подобрать программу физкультуры таким образом, чтобы они принесли ощутимую пользу физическому и психологическому состоянию

  1. Специальные методики и комплексы позволяют стабильно поддерживать и регулировать мышечный тонус организма ребенка.
  2. Особые упражнения по формированию осанки делают возможным контролировать основные двигательные навыки и их развитие: ползание, сидение и ходьбу.
  3. Игровые способы взаимодействия с детьми с ОВЗ сказываются на когнитивных функциях, опороспособности и самообслуживании.

Медлить с началом занятий не стоит — именно вовремя оказанная поддержка со стороны врачей и тренеров облегчит протекание основных жизненных процессов.

Успехи детей

Кроме того, дети при дальнейших обследованиях демонстрируют свое комплексное развитие по основным направлениям.

  • Они становятся открытыми к коммуникациям как с остальными ребятами, так и со взрослыми.
  • У них значительно увеличивается ловкость, гибкость, сила, умение преодолевать препятствия, снижать уровень тревоги.
  • Дети проявляют заинтересованность к получению знаний и навыков, расширяют имеющуюся у них базу доступных и знакомых движений и тем самым проще приспосабливаются к условиям окружающей среды.
  • На уроках физкультуры привыкают к установленным принципам морали во время общения с другими людьми, а именно: постигают азы воспитания, усваивают, что можно не только выигрывать, но и проигрывать с достоинством, а также начинают правильно реагируют на посторонние мнения, замечания или критику.

Глазки

Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Вывод: В результате — положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что значительно улучшается состояние социальной адаптации и физического здоровья детей с ОВЗ, быстрее формируется самостоятельное передвижение. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» — одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навык .

Литература:

1. Альбуханова — Славская и психология личности. — М.: Просвещение, 1999.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / , .

3. Эмоции человека.- М.: Изд-во Московского университета, 1980. 16. ,

4. Кукольный театр — дошкольникам.-М.: Просвещение, 1982. 17.

5. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1991. 28. 6. Психогимнастика / Под ред. .- М., 1995. 30.

7. Нетрадицтионные метоы в коррекционной педагогике/ Сост. . – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349.

8. Сайт Центра Кинезитерапии Бубновского -www. bubnovski. ru

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,5 КБ

Опубликовано: 29.09.2021

Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны

Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.

Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.

В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.

“Сбей кеглю”

Принцип игры чем-то напоминает боулинг, но упрощенный и более доступный. Перед детьми на небольшом расстоянии (2-3 метра) расставляются подходящие предметы (кубики или кегли). Их задача: прокатить мяч по полу так, чтобы сбить максимально возможное количество фигур. Упражнение полезно для моторики и координации движений, сосредоточенности и распределению затрачиваемых усилий. 

После тренировок в помещении при благоприятной погоде необходимо закрепить результат активной деятельностью на свежем воздухе. Его должны проводить высококвалифицированные специалисты, хорошо знакомые с каждым ребенком. Они будут осуществлять контроль за ходом занятия и сопоставлять предлагаемую нагрузку с той, которая необходима, и ограничивать ее, если этого потребует ситуация.

Дополнительные преимущества АФК

Одним из ключевых предназначений физкультуры является планомерное воздействие на организм

Именно поэтому критически важно выбирать правильную и интересную форму занятий, чтобы она оказалась интересной каждому ребенку с ОВЗ

Это могут быть интерактивные упражнения, игры, увлекательные квесты и соревнования.

Огромное внимание следует уделить и помещению, в котором будут проходить тренировки. Будет хорошо, если спортивный инвентарь окажется привлекательным и ярким

Можно использовать мячики, мягкие горки, батуты. игрушки и иные предметы — то есть, предметы, которые впоследствии пригодятся для выполнения упражнений. 

“Зоопарк”

Прекрасное упражнение для развития памяти, воображения, а также повторения увиденных ранее движений и раскованности.  Дети, находясь на улице или в помещении, должны задумать определенное животное и имитировать характерные ему повороты, прыжки, бег таким образом, чтобы остальные постарались образно представить этого зверя и назвать его. Начинать следует с одиночных выступлений, плавно переходя к командной игре, где участники должны будут, не сговариваясь, изображать задуманное тренером существо. Во время веселой игры ребята смогут привыкнуть друг к другу и перестанут стесняться своих особенностей.

Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду

Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.

Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.

Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.

Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.

Первостепенные цели АФК

В широком понимании определения данная методика решает задачи по развитию и дальнейшему поддержанию крупной и мелкой моторики у детей с ОВЗ, способности двигаться, поворачиваться, а в будущем достигать и более значительных успехов.

Помимо перечисленного, специальная физкультура позволяет:

Показать детям истинные возможности их организма и постепенно приучать к физическим нагрузкам;
Показать им необходимость здорового образа жизни, пользу корректного и сбалансированного рациона, ежедневных гигиенических процедур;
Укрепить дыхательную систему ребят с ОВЗ путем проведения упражнений и тренировок;
Продемонстрировать важность самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.

Дети с ОВЗ смогут впоследствии остановить свой выбор на каком-то конкретном виде спорта, постоянно улучшая свои навыки и показатели. Это придаст им уверенность в себе и значительно изменит сферу коммуникации и взаимодействия с окружающими.

Занятия рекомендованы мальчикам и девочкам с церебральным параличом, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психики и множества других заболеваний. Они способствуют также снижению веса и поддержанию организма в тонусе.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.

Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:

  • Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Обучение способности самостоятельно трудиться.
  • Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
  • Адаптация в обществе.
  • Развитие личности.

Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:

  • Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
  • Повышение уровня психической и физической устойчивости.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
  • Обучение основным навыкам безопасности.
  • Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
  • Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
  • Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.

Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается путем реализации основных задач:

Задачи Основные направления работы
Образовательные
  • Получение необходимых знаний для осознанного восприятия движений своего тела и новых умений.
  • Формирование важных повседневных физических навыков.
  • Освоение правил выполнения полезных для ребенка упражнений.
  • Обучение ориентироваться в среде, понимать свои физические возможности и правильно их рассчитывать.
Развивающие
  • Совершенствование точности, реакции и силы двигательной системы.
  • Развитие прикладных навыков.
  • Практическое освоение понятий времени и пространства.
  • Пополнение словарного запаса и развитие речевого навыка.
Оздоровительные и коррекционные
  • Укрепление здоровья, его поддержание.
  • Закаливание.
  • Активизация иммунитета.
  • Улучшение работы внутренних органов и систем, основной упор делается на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
  • Коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательной функции.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Преодоление психомоторных расстройств (страха высоты, клаустрофобии, нарушенной самооценки).
Воспитательные
  • Воспитание чувства уверенности в собственных силах, преодоление внутренней несвободы.
  • Развитие смелости, упорства, воли, навыков самостоятельной работы.
  • Воспитание желания заниматься спортом.
  • Приучение осознавать ответственность за собственное здоровье.

Су-Джоку

Огромную популярность в современном мире завоевало упражнение Су-джок (“су” — кисть, “джоку” — стопа). Его рекомендуется выполнять при нарушении мелкой моторики и с целью укрепления организма в целом — в том числе, способностей к желанию познавать действительность. Психологи нередко предлагают совмещать движения пальцами рук с повторениями несложных стихотворений или лозунгов вслед за тренером. Это может быть описанием последовательности действий, упоминанием цвета и формы предмета (непосредственно в этом случае — мяча) или порядковый счет. Взаимодействие такого рода окажет положительное влияние на волевую и эмоциональную сферу и дополнительно будет способствовать укреплению памяти.

Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ

Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:

обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
формирование физических навыков и умений;
воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
содействие развитию морально-волевых качеств.

Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.

Статья в тему: Индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ

Группы здоровья в школе

При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.

Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:

  • I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
  • II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
  • III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.

В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.

Статья в тему: Программа по математике для детей с ОВЗ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: