Методики адаптивного физического воспитания
Методика адаптивного физического воспитания должна учитывать следующие особенности ребенка:
- Возраст.
- Характер и тяжесть основного заболевания.
- Вторичные нарушения.
- Уровень психического и физического развития.
- Функционирование органов сенсорики, опорно-двигательного аппарата.
- Сохранность интеллекта.
- Способность к обучению.
- Медицинские рекомендации и противопоказания.
Наиболее часто применяемые средства адаптивного физического воспитания, примеры:
Задача | Пути реализации |
Формирование базы знаний |
|
Формирование двигательного навыка в зависимости от характера дефекта |
|
В используемых упражнениях преобладают следующие действия:
- ходьба и бег;
- прыжки;
- метание мяча;
- ползание, перелезание через препятствия;
- игры с мячом – кидание, перекатывание.
Развитие адаптивной физической культуры позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, которому они могут приносить пользу
Важно избавление от психологического барьера, связанного со своим дефектом, умение преодолевать трудности и осознавать себя обычным человеком. Адаптивная физическая культура и ее развитие в России обуславливаются повышением осознанности общества, большей толерантностью и желанием помогать людям, ограниченным в физических возможностях
Слайд 2Значение АФК В процессе занятий адаптивной физической
культурой у детей формируется комплекс специальных знаний, необходимых двигательных умений и навыков, повышаются функциональные возможности внутренних органов, улучшаются характеристики нервной системы, а так же так же происходит интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие. Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизмов моторного развития и его влияния на умственное развитие. Эти два, на первый взгляд, отдельно стоящие понятия, на самом деле составляют целостную структуру психофизического развития ребёнка. И занятия физической культурой оказывают активное влияние не только на формирование компонентов общей моторики, но и на развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.
Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.
На кого нацелена программа “Школы Героев”?
На семьи, в которых столкнулись с проблемами ограниченных возможностей здоровья у детей разного возраста
Важно оказывать поддержку не только детям с ОВЗ, но и взрослым, и объяснять им, как принять действительность и научиться с ней полноценно жить. С этим отлично справляются педагоги и тренеры по физкультуре
С помощью подробно описанных методик и подходов ребята день за днем улучшают свои физические показатели и социальные навыки, постепенно внедряясь в общество и обучаясь взаимодействию, в том числе командному. В это же самое время родители наблюдают за первыми успехами своих детей и принимают в них непосредственное участие.
В “Школу Героев” могут обратиться:
- При расстройствах аутистического спектра;
- При диагностированном СДВГ;
- При детском церебральном параличе;
- При имеющихся задержках речевого или психического развития.
Помните, что заключение о разрешении привлекать ребенка с ОВЗ к спорту и двигательной активности должен выдавать лечащий врач. Без согласия терапевта будет невозможно подобрать подходящий курс и начать тренировки.
За 3 года существования организации успехов добились более 200 семей. Их дети становились более активными и веселыми, начинали лучше концентрироваться на обучении и хобби, проявляли искреннее желание отправиться на прогулку, знакомиться со сверстниками и вести здоровый образ жизни.
Отдельная ценность разработанной программы и использования физкультуры заключается в универсальности и простоте упражнений. Их можно применять и дома для закрепления эффекта, периодически вспоминая основы, полученные во время тренировок с педагогами.
Публикация «Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основная цель проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ состоит в воспитании здорового, активного, жизнерадостного и жизнестойкого, физически, гармонически и творчески развитого ребёнка, хорошо владеющего своим телом, умело использующего двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода в крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Основные задачи адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ :
1. коррекция и развитие физической подготовки;
2. укрепление здоровья;
3. повышение умственной работоспособности;
4. самореализация физических и духовных сил;
5. развитие координационных способностей;
6. развитие познавательной деятельности.
Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для детей с ОВЗ являются необходимыми. А посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:
— закреплять представления детей об окружающем мире;
— обогащать словарь ребёнка;
— классифицировать предметы по форме, цвету, величине. и др. ;
— закреплять количество и счёт;
— ориентировку в пространстве.
Специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя физкультуры.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно — восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
Слайд 4Специфика Специфика работы
с детьми с нарушениями интеллекта и ДЦП состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения, а так же более многократное их повторение, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Известно, что дети с нарушениями интеллекта плохо владеют речью и иногда не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых порах обучения основными методами являются наглядные и практические. Обязательной составляющей является систематичность, то есть регулярность и непрерывность проводимых занятий
Это важно из-за того, что у детей с умственной отсталостью очень быстро, по сравнению с нормально развивающимися детьми, разрушаются недостаточно закреплённые двигательные навыки. Для прочного их усвоения необходима большая повторяемость.
Польза адаптивной физкультуры
Исследователи отмечают существенное влияние рекомендованных упражнений на умение детей с ОВЗ чувствовать собственное тело. Благодаря регулярным тренировкам у них развивается выносливость и терпение, что, в свою очередь, позволяет держать под контролем эмоции и снижать потенциальные перепады настроения.
Многолетняя практика специалистов доказывает, что после внедрения АФК в жизнь ребят они становятся более подвижными и координированными. В их движениях появляется четкость, последовательность и ловкость. Они гораздо быстрее усваивают необходимые механические действия и доводят их до автоматизма.
Кроме того, адекватные физические нагрузки помогают развивать речевые функции, укрепляется концентрация внимания и сосредоточенность, а главное — желание коммуницировать с людьми. Компенсаторный процесс, возникающий в связи с тренировками, жизненно необходим каждому ребенку для ощущения себя личностью и поиска настоящего смысла жизни.
“Запрещенный цвет”
Это эффективная игра на скорость реакции, запоминание цветов и фигур, а также речевых и физических навыков. Суть довольно понятна: по залу, в котором проходит занятие, тренер хаотично раскидывает подготовленные заранее разноцветные геометрические фигуры из картона (на небольшую команду их потребуется порядка 40-50 штук). Далее взрослый просит собрать предметы, которые он назовет — допустим, круги синего цвета, любые треугольники или все фигуры, кроме квадратов. Благодаря различным параметрам можно менять задания и делать игру еще более увлекательной. Победу одержит ребенок, который сможет собрать наибольшее количество предметов.
Игра “Самолет”
Подвижные игры — отличный способ приучить детей к нагрузкам, постепенно увеличивая их и продлевая время, уделяемое физкультуре. Основная их цель — поддерживать в стабильном состоянии организм, укреплять здоровье и координацию. В течение всего игрового процесса ребята будут привыкать к целенаправленным движениям: например, бегу в определенную сторону, прыжкам, подтягиваниям.
Игра “Самолет” главной задачей ставит обучение коллективному сосуществованию в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Проще говоря, они должны передвигаться внутри помещения, изображая летательный аппарат, и не наталкиваться друг на друга. Это помогает им усвоить нормы поведения в обществе путем проб и ошибок, ведь в случае неприятных инцидентов может появляться боль от ушибов и неприятный осадок от столкновения, как такового.
Достижения родителей
Быть родителем ребенка с ОВЗ — это огромная ответственность, с которой помогают справиться профессионалы. При помощи психологических методик и физкультуры они шаг за шагом привыкают к этой мысли, становятся спокойнее, а впоследствии обретают уверенность и силу для того, чтобы адаптировать ребенка и позволить ему раскрыться.
Благодаря усилиям психологов и тренеров взрослые сумели преодолеть стресс, возникший после диагноза, взять себя в руки и взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Здесь они получили необходимые рекомендации и практические советы по нахождению общего языка с детьми и их глубокому пониманию. Взаимодействие путем упражнений, забавных игр и спортивных активностей — это наиболее результативный метод установления контакта между ребятами и взрослыми. Он выявляет общие точки соприкосновения и позволяет удерживать возникшее в процессе занятий доверие на нужном уровне.
На что направлены упражнения по АФК?
В зависимости от конкретного случая, цели и средства для их достижения ставятся консилиумом врачей индивидуально
Важно подобрать программу физкультуры таким образом, чтобы они принесли ощутимую пользу физическому и психологическому состоянию
- Специальные методики и комплексы позволяют стабильно поддерживать и регулировать мышечный тонус организма ребенка.
- Особые упражнения по формированию осанки делают возможным контролировать основные двигательные навыки и их развитие: ползание, сидение и ходьбу.
- Игровые способы взаимодействия с детьми с ОВЗ сказываются на когнитивных функциях, опороспособности и самообслуживании.
Медлить с началом занятий не стоит — именно вовремя оказанная поддержка со стороны врачей и тренеров облегчит протекание основных жизненных процессов.
Успехи детей
Кроме того, дети при дальнейших обследованиях демонстрируют свое комплексное развитие по основным направлениям.
- Они становятся открытыми к коммуникациям как с остальными ребятами, так и со взрослыми.
- У них значительно увеличивается ловкость, гибкость, сила, умение преодолевать препятствия, снижать уровень тревоги.
- Дети проявляют заинтересованность к получению знаний и навыков, расширяют имеющуюся у них базу доступных и знакомых движений и тем самым проще приспосабливаются к условиям окружающей среды.
- На уроках физкультуры привыкают к установленным принципам морали во время общения с другими людьми, а именно: постигают азы воспитания, усваивают, что можно не только выигрывать, но и проигрывать с достоинством, а также начинают правильно реагируют на посторонние мнения, замечания или критику.
Глазки
Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Вывод: В результате — положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что значительно улучшается состояние социальной адаптации и физического здоровья детей с ОВЗ, быстрее формируется самостоятельное передвижение. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» — одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навык .
Литература:
1. Альбуханова — Славская и психология личности. — М.: Просвещение, 1999.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / , .
3. Эмоции человека.- М.: Изд-во Московского университета, 1980. 16. ,
4. Кукольный театр — дошкольникам.-М.: Просвещение, 1982. 17.
5. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1991. 28. 6. Психогимнастика / Под ред. .- М., 1995. 30.
7. Нетрадицтионные метоы в коррекционной педагогике/ Сост. . – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349.
8. Сайт Центра Кинезитерапии Бубновского -www. bubnovski. ru
Приложения:
-
file0.docx.. 25,5 КБ
Опубликовано: 29.09.2021
Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны
Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.
Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.
В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.
“Сбей кеглю”
Принцип игры чем-то напоминает боулинг, но упрощенный и более доступный. Перед детьми на небольшом расстоянии (2-3 метра) расставляются подходящие предметы (кубики или кегли). Их задача: прокатить мяч по полу так, чтобы сбить максимально возможное количество фигур. Упражнение полезно для моторики и координации движений, сосредоточенности и распределению затрачиваемых усилий.
После тренировок в помещении при благоприятной погоде необходимо закрепить результат активной деятельностью на свежем воздухе. Его должны проводить высококвалифицированные специалисты, хорошо знакомые с каждым ребенком. Они будут осуществлять контроль за ходом занятия и сопоставлять предлагаемую нагрузку с той, которая необходима, и ограничивать ее, если этого потребует ситуация.
Дополнительные преимущества АФК
Одним из ключевых предназначений физкультуры является планомерное воздействие на организм
Именно поэтому критически важно выбирать правильную и интересную форму занятий, чтобы она оказалась интересной каждому ребенку с ОВЗ
Это могут быть интерактивные упражнения, игры, увлекательные квесты и соревнования.
Огромное внимание следует уделить и помещению, в котором будут проходить тренировки. Будет хорошо, если спортивный инвентарь окажется привлекательным и ярким
Можно использовать мячики, мягкие горки, батуты. игрушки и иные предметы — то есть, предметы, которые впоследствии пригодятся для выполнения упражнений.
“Зоопарк”
Прекрасное упражнение для развития памяти, воображения, а также повторения увиденных ранее движений и раскованности. Дети, находясь на улице или в помещении, должны задумать определенное животное и имитировать характерные ему повороты, прыжки, бег таким образом, чтобы остальные постарались образно представить этого зверя и назвать его. Начинать следует с одиночных выступлений, плавно переходя к командной игре, где участники должны будут, не сговариваясь, изображать задуманное тренером существо. Во время веселой игры ребята смогут привыкнуть друг к другу и перестанут стесняться своих особенностей.
Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду
Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.
Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.
Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.
Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.
Первостепенные цели АФК
В широком понимании определения данная методика решает задачи по развитию и дальнейшему поддержанию крупной и мелкой моторики у детей с ОВЗ, способности двигаться, поворачиваться, а в будущем достигать и более значительных успехов.
Помимо перечисленного, специальная физкультура позволяет:
Показать детям истинные возможности их организма и постепенно приучать к физическим нагрузкам;
Показать им необходимость здорового образа жизни, пользу корректного и сбалансированного рациона, ежедневных гигиенических процедур;
Укрепить дыхательную систему ребят с ОВЗ путем проведения упражнений и тренировок;
Продемонстрировать важность самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.
Дети с ОВЗ смогут впоследствии остановить свой выбор на каком-то конкретном виде спорта, постоянно улучшая свои навыки и показатели. Это придаст им уверенность в себе и значительно изменит сферу коммуникации и взаимодействия с окружающими.
Занятия рекомендованы мальчикам и девочкам с церебральным параличом, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психики и множества других заболеваний. Они способствуют также снижению веса и поддержанию организма в тонусе.
Цели и задачи адаптивного физического воспитания
Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.
Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:
- Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Обучение способности самостоятельно трудиться.
- Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
- Адаптация в обществе.
- Развитие личности.
Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:
- Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
- Повышение уровня психической и физической устойчивости.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
- Обучение основным навыкам безопасности.
- Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
- Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
- Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.
Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается путем реализации основных задач:
Задачи | Основные направления работы |
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Оздоровительные и коррекционные |
|
Воспитательные |
|
Су-Джоку
Огромную популярность в современном мире завоевало упражнение Су-джок (“су” — кисть, “джоку” — стопа). Его рекомендуется выполнять при нарушении мелкой моторики и с целью укрепления организма в целом — в том числе, способностей к желанию познавать действительность. Психологи нередко предлагают совмещать движения пальцами рук с повторениями несложных стихотворений или лозунгов вслед за тренером. Это может быть описанием последовательности действий, упоминанием цвета и формы предмета (непосредственно в этом случае — мяча) или порядковый счет. Взаимодействие такого рода окажет положительное влияние на волевую и эмоциональную сферу и дополнительно будет способствовать укреплению памяти.
Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ
Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:
обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
формирование физических навыков и умений;
воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
содействие развитию морально-волевых качеств.
Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.
Статья в тему: Индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ
Группы здоровья в школе
При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.
Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:
- I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
- II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
- III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.
В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.
Статья в тему: Программа по математике для детей с ОВЗ