Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики в работе с детьми овз

Проблемы с развитием мелкой моторики у детей с овз | коррекционная работа в школе  | учительский журнал

Немного о режимных моментах…

Составляя расписание дня для малышей, которые имеют проблемы со здоровьем, обязательно помните о таких вещах:

Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику – 3 раза, не менее, пусть это войдет в привычку;

До и после гимнастики учимся делать массаж и самомассаж с использованием специальных приспособлений или подручных материалов;

Полезно к комплексу упражнений добавить элементы дыхательных упражнений;

Принимая пищу, учите малыша правильно орудовать столовыми приборами;

Делая уборку в доме, привлекайте деток, пусть у них будут свои обязанности;

Собираясь на прогулку, настаивайте по мере возможностей малышей на самообслуживании, пусть выполняют посильные действия.

Важно помнить, что все ваши занятия совместно с ребенком должны проводиться с учетом таких моментов: должна быть обеспечена глубокая осознанность со стороны детей того, чем они занимаются. Для этого взрослый проговаривает каждое действие: «Сейчас пальчик сгибается, а вот – разгибается» и т.п

Также важно найти для ребенка его собственный темп освоения каждой новой манипуляции и упражнения.

Серьезным моментом является налаживание обратной связи между ребенком и взрослым: услышьте друг друга, следите за реакцией малыша, подсказывайте, хвалите. Не переусердствуйте с занятиями в ущерб режимным моментам и самостоятельной деятельности. Приступая к любому из коррекционных видов деятельности, учитывайте настроение, возраст и возможности малыша. Усложняйте задания постепенно, здесь спешка неуместна.

Планируйте деятельность так, чтобы ребенок не переутомился и не утратил интерес к процессу. Всеми силами стремитесь вызвать положительный настрой и стремление к успеху у малыша.

Деятельность, которая способствует развитию моторной сферы у детей с ОВЗ

Помимо пальчиковых игр, упражнений, массажа, привычные и непривычные детские занятия весьма способствуют развитию пальчиков и тренировке мозга. Хочу рассказать о простых способах, о которых многие забывают:

Иппликатор Кузнецова – используем в качестве стимулятора важных энергетических точек на ладонях и пальчиках. Просто предлагаем деткам положить ладошки на игольчатый коврик, потрогать иголочки каждым пальчиком. Такое точечное воздействие на кожу рук весьма положительно влияет на здоровье в целом и моторику в частности;
Криотерапия – аналогично полезно воздействие холода на нервные окончания, который находятся на руках. Делаем разноцветные кубики льда из закрашенной краской или соком воды и даем ребенку для игры. Забава недлительна по времени, но крайне интересная. Из разноцветных кубиков составляем мозаику и стимулируем кончики пальчиков;
Бисероплетение: древнейшее ремесло, которое напрасно забыли специалисты-дефектологи, а ведь оно бесценно для развития моторной сферы, особенно деток с ограничениями по здоровью. Во время работы с бисеринками детки учатся задействовать обе ручки, включают мыслительные процессы, когда планируют узор и путь выполнения задуманного узора

Кроме того, работает каждый пальчик, формируется усидчивость, внимание, глазомер;

Хозяйственные дела: сортировка круп – задание для Золушки, помните? Но для деток с ОВЗ это занятие – отличный способ натренировать моторику, если не дается бисероплетение, например. Пока вы заняты на кухне, пуст малыш вам поможет, перебрав смешанные крупы. Также предлагайте ребенку отвинчивать крышки бутылок, раскладывать изюминки по тесту, разматывать бечевки, завязывать-развязывать узлы и т.п.

Хорошо также научить пользоваться прищепками: развешивание пусть кукольной одежды весьма положительно сказывается на тренировке точных и мелких движений пальцами;

  • Тренажеры-шнуровки – восхитительная вещь для маленьких пальчиков. Шнуровать собственные кеды далеко не так увлекательно, как забавляться с тренажерами. Поэтому обязательно купите или смастерите нехитрое приспособление с дырочками и шнурками;
  • Коллекционирование наклеек – небесполезное занятие, как можно подумать. Судите сами, какой труд для пальчиков: отклеить наклейку от основы и приклеить в специальный альбом!

Ода детским пальчикам, на кончиках которых – великие таланты

Как утверждают специалисты, изучающие работу человеческого мозга, наши ладони вместе с пальцами являются проекцией правого и левого полушарий головного мозга. Детские физиологи давно пришли к выводу, что развитие речи у детей неразрывно связано с формированием способности совершать мелкие и точные движения пальцами.

И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны.

Учитывая, что с каждым поколением здоровые дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр, творческих занятий и домашних обязанностей.

Да, да, развитие мелкой моторики осуществляется и с веником в руках! Не стоит чрезмерно жалеть деток, даже имеющих ограничения по здоровью, и не нагружать домашними делами, этим самым мы оказываем медвежью услугу ребенку. Кстати, давно подмечено педагогами-дефектологами, что детки с умственной отсталостью, например, с огромным трудом обучаются грамоте и письму, но с большим успехом выполняют работу по дому, помните это.

Учитывая, какое значение тренировка «верхних конечностей» имеет для здоровых малышей, то для деток с ОВЗ эти тренировки приобретают первостепенное значение! Я не преувеличиваю. Упорные занятия, массаж, пальчиковые забавки помогают справиться с различными коррекционными задачами. По тому, умеет ли годовалый малыш сгибать и разгибать по одному пальчики, показывать обособленно 1-2 пальчика, можно заключить, «говорящий» малыш или нет.

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте. Занимаясь гимнастикой мозга через упражнения для рук, можно значительно улучшить умственные способности. Разве это не чудо?

Слайд 2В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но существует много

причин, влияющих на недостаточную сформированность всех компонентов речи, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или, иначе говоря, ручной и речевой моторики, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.Задача учителя-логопеда, специалистов дошкольного учреждения компенсирующего вида, воспитателей групп – помочь детям развить мелкую моторику рук, совершенствовать тонкие и синхронные движения.

Развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».Развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные способы формирования правильной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Скованность движений пальцев рук у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие всех компонентов речи.

Слайд 3У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев

рук. Как правило, у них отмечается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Формирование способности совершать мелкие манипуляции пальчиками у деток с ОВЗ

У малышей с ограничениями по здоровью моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая ручка значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.

Главная задача педагогов и родителей таких деток – выработать навыки самообслуживания, сформировать или улучшить речь, стимулировать мыслительные процессы.

Каким путем это можно осуществить? Посредством игр с мелкими предметами (пазлы, конструктор, мозаика, нанизывание бусин, рукоделие, рисование, лепка, пальчиковые игры, массаж). Также, учитывая индивидуальность каждого малыша, нужно искать эффективные нетрадиционные методы развития рук детей ОВЗ. Ниже я расскажу о некоторых проверенных методах.

Нужно помнить, что обучение таких малышей новым движениям, упражнениям, действиям требует больше времени, нежели для такой же работы с их здоровыми сверстниками

Кроме того, важно учитывать собственный темп каждого ребенка. В этом вопросе уместен разумный темп, а самое главное – дать ребятам чувствовать успех, начинать с самых простейших задач, постепенно поднимая планку

А сейчас самое время подковаться мудростью специальной литературы, которую по нашему вопросу я нашла для вас в «УчМаге»:

  • «Формирование УДД у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения» – для тех, кто не знает, аббревиатура УДД расшифровывается как универсальные учебные действия. Пособие это годится не только для первоклашек, но и для детсадовцев подготовительной группы;
  • «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» – здесь есть отличные подсказки, как натренировать пальчики деток, используя подручные материалы;
  • «Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие» – вы найдете советы, как посредством изо-деятельности, рукоделия, пальчикового театра развить у ребенка способность точно манипулировать пальчиками.

Помимо печатного слова, «УчМаг» предлагает по нашей теме прослушать материалы вебинара «Методика обучения лепке дошкольников: виды, материалы, техники развития творческого воображения». Если вы пополните свой личный счет в магазине, то сможете получить сертификат участника и бесплатно воспользоваться материалами вебинара.

Подведем итоги…

Хотелось бы добавить, что, если ваш ребенок имеет проблемы со здоровьем, которые мешают его нормальному развитию, то вся ваша жизнь должна быть построена по расписанию. Не стоит уповать на дошкольное, а затем школьное образовательное учреждение, что там ребенка научат говорить, писать, читать… Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем успешней будет его обучение и социализация в дальнейшем.

Подбирайте занятия, игры соответственно физическим и умственным показателям малыша. Если у ребенка тяжелая форма умственной или физической отсталости от сверстников, упорно занимайтесь массажем. Используйте все, что есть под рукой: массажные шарики, свои бигуди с ребристой поверхностью, орехи, многогранные карандаши. Пусть с вашей помощью малыш развивает тактильные ощущения и тренирует мозг.

Я уже когда-то писала о Су-джок терапии. Это комплекс приспособлений и рекомендаций по массажу и самомассажу с помощью массажных шариков разного диаметра, покрытых мягкими шипами, и массажных колец.

Тренируя руки, не забывайте о стопах ребенка, на которых тоже есть сотни важных нервных окончаний. Включайте в комплекс ежедневных упражнений массаж и самомассаж стоп. Поверьте, постепенно ребенок активизирует свой мозг, укрепит руки, ноги и по мере своих возможностей освоит речь.

Не забывайте о благотворном воздействии лепки из пластилина и глины на мелкую моторику, вырезание из бумаги, рисование пальчиковыми и акварельными красками.

Реально, вполне реально упорным трудом добиться отличных результатов!

Это, собственно, пока все, что я хотела сказать. Но тема большая, поэтому скоро будет продолжение. А пока покажите эту статью тем, кого она может заинтересовать, и подписывайтесь на новые материалы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: