“основные формы, методы и способы коррекционно

Технология коррекции звукопроизношения

Устранение неправильного речевого произношения предполагает поэтапную логопедическую терапию. Она реализуется в следующей последовательности:

  1. Подготовительная работа. Она состоит в подготовке речезвукового и речеслухового анализаторов к коррекционному воздействию, верному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  2. Постановка звука и его автоматизация. Логопед применяет упражнения, ориентированные на правильное произношение конкретного звука и доведение верности его произношения в обычной речи до автоматизма. Кроме того, здесь же, реализуется формирование навыков различения смешанных звуков и их верного произношения, а также правильного использования в речи.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Происходит применение разных методик и технологий, ориентированных на формирование навыков использования конкретного звука в речи, умения строить успешные коммуникативные связи.

Формирование слухового восприятия

Первый этап включает в себя задания, которые помогают дошкольникам развивать понимание речи:

  • дошкольники учатся различать предмет и его составляющие элементы, а также их признаки и функции («принеси мне, пожалуйста, табуретку. Покажи, где у нее ножки, а где сидушка»);
  • дошкольники учатся определять направленность действий и то, где находятся предметы («положи ручку на стол, а тетрадку в ящик»);
  • дошкольники учатся понимать переходность действий и указывать на их признаки («принеси все красные ручки, унеси все синие»);
  • дети учатся определять направленность действий и их функции.

Следующий этап подразумевает использование заданий наподобие: «принеси мишку, одень его, положи в кроватку, накрой одеялом». Дети выполняют эту инструкцию и проговаривают каждое свое действие.

Выполняя все эти задания, ребенок практикуется в базовых речевых формах. Он практикует ответы на вопросы. Сначала эти ответы очень краткие, затем более длинные. Постепенно это позволяет дошкольнику научиться принимать активное участие в диалоге.

Логопедические занятия дают возможность дошкольникам не только отвечать на заданные вопросы, но и грамотно формулировать вопросы самим.

Игровая деятельность должна быть использована для того, чтобы побуждать детей задавать друг другу вопросы. От этого навыка должен зависеть результат.

Игровые приемы в логопедической работе

Современные требования к подготовке детей к школе, ритм и темп жизни, социальный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки. И уже со старшей группы занятия превращаются в учебу.

Все-таки не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра
. А против природы, как говорится не попрешь.

Не секрет, что логопедические занятия являются одними из самых сложных для детей. Дети не осознают их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям.

И еще дети логопедических групп имеют несравнимо большую нагрузку. После фронтальных занятий, которых по 4 в день, приходят на смену индивидуальные. И все это в первой половине дня почти без перерыва.

В выходные — достаточно объемное домашнее задание. И от этого никуда не деться, поскольку опять же, это обусловлено выше сказанными требованиями.

Большую сложность представляют и условия работы. Группы переполнены: последние годы в группе не менее 20-ти человек. Все мы знаем индивидуально-типологические особенности наших детей, которые приходится учитывать при проведении занятий.

Если детей не 12, а 20, зачастую, теряется сама суть коррекционной работы, ее зерно. Исчезает возможность истинного индивидуального подхода в рамках 25-ти минут. Меньше возможностей, а то и вовсе нет, использовать какой-то раздаточный материал, кассы букв, спички, пуговицы, грецкие орехи, крупу, мозаику и т.д. В лучшем случае на фронтальном занятии используются фишки и буквари.

Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ
и пересказ
.

На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.

1. Волшебный мячик.

Когда идет составление рассказа по цепочке или его пересказ, дети не слушают друг друга, никакого интереса не проявляют к тому, чтобы рассказ получился целым и красивым. Сказав свое предложение, ребенок начинает сразу заниматься своими делами. Страдает контроль, дети не могут исправить товарища, потому что не слышали.

Берем мячик или любую игрушку. Сам его вид уже вызывает положительные эмоции. Ребенок составляет предложение и передает ее соседу. Остальные ждут, когда дойдет до них. Т.е. все работают над рассказом. И по моим наблюдениям работа идет намного быстрее. И вопрос дисциплины решается. Если ребенок допустил ошибку, игрушка возвращается. Здесь работает психологический момент. Ребенок не зацикливается на ошибке. Когда просто логопед просит: «Исправь ошибку, скажи правильно», дети иногда впадают в ступор или проявляют страх, негативизм. А так значительно легче.

2. Волшебный сундучок.

Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» — коробку, в которой лежат маски. Один ребенок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достает из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т.п.).

Дети начинают описывать то, кем или чем является ребенок в маске по вопросам или по плану, ребенок в маске угадывает. Дети рады, эмоции только положительные, все желают оказаться в маске, а это нужно заслужить хорошей работой. Логопед счастлив – идет обучение описательному рассказу.

3. Кроссворд.

Аналогичная работа. Только детям раздаются карточки со словами из кроссворда или картинками. Ребенок описывает свой предмет, не называя его. Здесь игровой момент еще может быть в том, что ребенок сам вытягивает карточку из рук логопеда.

Этот же прием используется при работе с предметными картинками. Т.е. они не заранее выдаются, а выбираются. А право выбрать нужно заслужить, что способствует удержанию интереса и внимания детей.

4. Игра «Бусы».

При обучении звуковому анализу вместо банального: «Придумай слово на такой-то звук». Использую игру «Бусы». Здесь 2 варианта:

1. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

2. Словесные бусы, без картинок.

5. Шифровки.

Скороговорки четверостишия зашифровываются детьми.

Например, скороговорка:

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в речке рак.
Сунул Грека руку в реку –
Рак за руку Греку – цап!»

выглядит так:

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

= = = = = — = = = — — =

(= — мягкий звук Рь, — — твердый Р).

Лавренова Ольга Александровна,
учитель-логопед

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.

Противопоказания:

  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз при сенсорной алалии зависит от своевременности начала терапии. При легкой степени нарушения, активном участии родителей в коррекции, регулярных занятиях с логопедом результат будет хороший. Устраняются речевые нарушения, предотвращаются осложнения. Малыш приобретает навыки коммуникации, свободно общается с ровесниками, может осваивать школьную программу обучения.

При позднем обращении и отсутствии должного отношения со стороны родителей, отсутствии регулярности занятий выздоровление под вопросом, к сожалению.

Профилактика сенсорной алалии

Профилактика речевых нарушений, как и других проблем со здоровьем, начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти диагностику для выявления проблем со здоровьем. Затем провести коррекцию обнаруженных нарушений. Только после этого можно планировать зачатие.

Во время беременности важно следовать рекомендациям врача: вовремя проходить обследования, сдавать анализы. Если нужно — принимать лекарства и витамины

Важную роль играют образ жизни и питание — беременной женщине и ее будущему малышу для правильного развития нужны богатая витаминами и микроэлементами пища, достаточный сон и отдых, свежий воздух. Следует исключить стрессы, интоксикации, вредные привычки, работу во вредных условиях труда.

Необходимо предупредить повреждение центральной нервной системы во время родов, в раннем постнатальном периоде и первом году жизни.

Особенно внимательными нужно быть родителям, если в семье есть человек с нарушениями речи. Детки, особенно маленькие, повторяют со взрослыми: таким образом он может копировать взрослого, который плохо говорит или вообще не говорит.

Также мы хотим заострить внимание родителей на там, сенсорная алалия не проходит у детей самостоятельно. Это серьезная логопедическая, психологическая, иногда и психиатрическая патология с множеством причин, который можно победить только при совместных усилиях врачей, родителей и самого ребенка

Поэтому рекомендуем как можно раньше обратиться к специалистам при обнаружении признаков сенсорной алалии и начать лечение.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

Варианты занятий:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Как проводится логопедическая работа: этапы

Комплексный коррективный процесс должен включать в себя задействованность всех сторон развития:

  • познавательную;
  • эмоциональную;
  • сенсорную;
  • голосовую активность;
  • моторику рук;
  • работу артикуляционного аппарата.

Только в этом случае сформируется необходимая сенсомоторная база для полноценного развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Логопедическая работа выстраивается дифференцированно, исходя из структуры дефекта, задействуя сохранные функции, обязательно отталкиваясь от конкретной диссоциации развития функций ребенка и его возможностей. Главная задача всего комплекса действий в стимуляции и совершенствовании коммуникации со взрослыми с помощью интонационных звуков лепета, лепетных слов и простой фразы.

Комплексный подход включает в себя:

  1. Дыхательную гимнастику.
  2. Логопедический массаж.
  3. Стимуляцию речевой активности.
  4. Артикуляционную гимнастику.
  5. Развитие понимание речи.
  6. Развитие моторики.

Этапы раннего логопедического вмешательства:

  1. Диагностический. Его задача в раннем выявлении нарушений речи, дифференциации речевых нарушений и определении причин их возникновения. Включает в себя лингвистический скрининг (показатели лингвистического развития, долингвистическая вокальная продукция, особенности слухового восприятия, понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью, первые комбинации жеста и слова, речевые акты согласия и несогласия, выражение просьб, появление коммуникативных намерений, начало активной речи, овладение фонемным строем речи) и дифференциальную диагностику речевых нарушений (дети с задержкой речевого развития, дети со снижением слуха, дети с РАС, дети с алалией, дети с интеллектуальной недостаточностью).
  2. Коррекционно-логопедическая работа. Этот этап состоит из подготовительного и основного периода. Задачи подготовительного периода: установление эмоционального контакта с ребенком, формирование положительного отношения к логопедическим занятиям, развитие предпосылок позитивного общения. Основные направления данного периода — это установление зрительного и эмоционального контакта, подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции, побуждение настроя ребенка на эмоциональное сопереживание, повышение уровня общей активности ребенка, организация произвольного внимания, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Задачи основного периода коррекции:

  • воспитание речевой активности;
  • формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению;
  • формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы;
  • формирование первоначальных речевых навыков в ситуации общения;
  • закрепление и автоматизация грамматических структур.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера

В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство

Заключение

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Индивидуальные логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Но повторения очень важны, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду, в прямом смысле этого слова, приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Таким образом, можно сделать вывод, что при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения необходимы индивидуальные занятия, структура, содержание и форма построения которых — основа положительного результата логопедической работы.

Список литературы 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 11-23 2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64 с. 3. Основы теории и практики логопеда. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. — С. 7-30. 4. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. — М.: 1971.- С. 5-15 5. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: 1959. — С. 5-14 6. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова — М.: 1997. — Ч. I, II. Размещено на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: