Характеристика детей
Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.
Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.
Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.
Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.
Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля
Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий. Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени
Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении
Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.
Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.
Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.
Степени системного недоразвития
Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.
СНР легкой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
- Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
- Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
- Словарный запас не богатый относительно возраста;
- При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
- В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
- Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.
СНР средней степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Нарушено произношение только одной группы звуков;
- Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
- Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».
СНР тяжелой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
- Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
- Несформированность словообразования;
- При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
- Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
- Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
- Сильное нарушение восприятия речи;
- Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.
Обучение звукам и буквам
Л.Ф. Спирова считает, что первостепенной задачей является обучение звуковому и буквенному составу слов. При этом нужно соблюдать следующие условия:
- обучать детей нужно, опираясь только на те звуки, которые они произносят правильно;
- нужно предлагать им другой порядок изучения букв и звуков, который отличается от традиционной методики;
- обучение всех звуков проводится в замедленном темпе и длится примерно полтора года;
- формируется навык быстрого ориентирования в звуковом составе слов;
- нужно, чтобы весь словесный материал был для ребенка знаком;
- нужно проводить глубокую работу по развитию способности к морфологическому обобщению;
- нужно параллельно изучать буквы и звуки и вводить элементарные правила;
- одновременно изучается буква и ее параллельный звук;
- чтобы лучше узнать букву, нужно проанализировать состав ее элементов.
Коррекция ОНР
Диагноз ОНР устанавливает логопед. Неспециалисту, не владеющему знаниями, техникой логопедического обследования сложно отличить истинное речевое нарушение от задержки речевого развития (ЗРР), когда формирование речевых навыков просто запаздывает.
Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) зависит от уровня нарушения и включает:
- Тренировку внимания, памяти, мышления.
- Развитие понимания речи и самостоятельной речевой активности – у детей с тяжёлыми (1-2 уровня) нарушениями.
- Совершенствование и закрепление речевых навыков у юных пациентов с лёгкой степенью ОНР.
Ребёнок проходит обучение с логопедом-дефектологом, а затем много работает дома – выполняет задания педагога под контролем родителей. Коррекция ОНР – длительный процесс, который может продолжаться 3-4 года.
Занятия при общем недоразвитии речи проводятся индивидуально или в специализированном детском саду, школе. Мы рекомендуем индивидуальный подход – это позволит избежать регресса у детей с лёгкими формами расстройства. А специалисты Центра речевой патологии Анны Сёмкиной помогут преодолеть ОНР максимально быстро и эффективно.
Характеристика особенностей развития патологии
Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики
Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание
Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.
При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.
У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.
У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.
Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.