Виды нарушений речи у детей

​​​​​​​логопед рассказала о причинах и последствиях речевых нарушений у детей

Распространенные нарушения речи у детей дошкольного возраста

  1. «Мама, смотри там ЫБА!» или «Папа, пойдем в ЕС» – потеря в словах труднопроизносимого звука!Тот случай, когда ребенок не напрягается и просто выбрасывает из слов трудные для произношения звуки.  
  2. «Дай мне мою САПКУ!» или «Мама, я ПРИШЕУ» – замена труднопроизносимого звука другим!Или, другими словами, говорю, как мне удобно. 
  3. В третьем случае сложно привести пример, так как проблема связана с искаженным звукопроизношением! То есть, когда ребенок, произнося тот или иной звук, не теряет и не заменяет его, а просто картавит. 
  4. То «Дай мне САПКУ», то «Дай мне ШАПКУ», то «Хочу РЫБУ», то «Хочу ЛЫБУ» – замена звуков в словах при умении произносить их правильно!

В этом случае ребенок просто не слышит разницы между звуком и его заменителем. Зачастую это связано с нарушениями фонематического слуха.

Узнали проблемы своего ребенка? Далее в статье рассмотрим, как с ними справляться. А сейчас поговорим о причинах. Ведь вас наверняка волнует вопрос: «Почему мой ребенок в 5 лет все еще плохо разговаривает?».

Лечение детей с нарушением речи

Как было выше указано, любое расстройство речи, которое не сопровождается нарушениями участков коры головного мозга, можно излечить. Лечить речевые нарушения у детей можно только после тщательно проведённого обследования речи, которое осуществляется неврологом и другими членами специальной комиссии. Данная комиссия заседает либо в детской поликлинике, либо в ЦКРОиР, если таковой имеется в населенном пункте.

Во время обследования, невролог выявляет нарушения поведенческого характера, задержки развития психики и речи, вследствие чего прописывает медикаментозные препараты.

В процессе первичного обследования логопед точно определяет отклонения в речевом развитии ребенка, вид расстройства и выдает заключение, в котором указывается, какой именно речевой дефект необходимо исправлять.

Ну, а психолог уточняет развитие мыслительных процессов ребенка. Чаще всего легкие нарушения речи не сопровождаются нарушениями памяти, внимания, мышления и логики.

Устранение причины возникновения дефекта становится первым и главным шагом на пути к выздоровлению ребенка. Главное, поддерживать его в этот момент и ни в коем случае навязчиво не исправлять его неправильное произношение. Даже занятия с логопедом должны приносить удовольствие, тогда и результаты работы не заставят себя долго ждать.

Отложите гаджеты – и в парк

– В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?

– Раньше логопеды начинали ставить звуки с пяти лет, это самое правильное. Но вообще развитие речи ребенка происходит во всех видах деятельности ежесекундно. Мамы думают, что заниматься нужно только со специалистами. Но нет. Я сама мама троих детей и хочу сказать современным мамам: отложите гаджеты. Выключите телевизор, возьмите ребенка на руки, пойте ему песенки, разговаривайте с детьми, оречевляйте деятельность, проговаривайте все с малышом. Расскажите на улице о том, какая хорошая погода, как солнышко светит, птички поют или идет снег.

Развитие речи начинается со считывания эмоций, как я уже говорила ранее, и с неречевых звуков. Например, едет машина, течет вода, дует ветер, идет дождь, собака где-то лает. Не надо рано бежать к специалисту, не тратьте время и деньги. Возьмите потешки, пропойте с ребенком, почитайте стихи. Посадите годовалого ребенка на пол, покатайте с ним мячик и проговаривайте: «я тебе мячик качу» или «а теперь ты мне кати мячик». Мозг же записывает информацию. Для того чтобы ребенок сказал одно слово, у него в запасе должно быть тысяча слов. А если у детей постоянно планшеты и телефоны в руках, включен фоном телевизор, соответственно, зачем ему разговаривать? А чему потом мы удивляемся?

Вообще, ребенка нужно постоянно обнимать, гладить, то есть взаимодействовать с ним тактильно. Речь начинается в том числе и с ощущения тела в пространстве. Это глубинные процессы, которые доступны родителям. Не чужая тетя должна гладить ребенка – мама. У залюбленных и зацелованных детей прогресс идет быстрее.

– А какие нарушения речи встречаются чаще всего?

– Чаще всего встречается моторная неловкость – это когда у ребенка в силу того, что у него напряжены мышцы, начинается  нарушение речи. Наша нервная система в идеале работает по формуле: возбуждение – торможение. Чем человек взрослее, тем больше торможение преобладает над возбуждением. У маленьких детей возбуждение преобладает над торможением. Вот когда торможение не происходит, тогда нервная система все время находится в напряжении, мозг тоже в напряжении. Почему дети с нарушениями речи чаще всего гиперактивные? Потому что мозг совсем не отдыхает. Соответственно, мышцы тоже перенапрягаются.

И в таком случае работа начинается с общей моторики. Так ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, мозг получает импульс и начинает работать. Следствие моторной неловкости – моторная алалия. В силу того, что мышцы перенапряжены – и речевые мышцы тоже (губы, щеки, язык), ребенок просто не может двигать языком во рту и, соответственно, какая может быть речь?

Ну и наиболее распространенное нарушение  – дизартрия. Если объяснять проще, то у нас в шее находится речевая зона, в которой проходит 12 пар пучков нервов (первая речевая зона – в коре головного мозга). Чаще всего мышцы шейно-воротниковой зоны напрягаются при родах, нервные импульсы речевой зоны шеи плохо проходят в губы, щеки, язык и головной мозг. Соответственно, кровообращение головного мозга ухудшается, его работа замедляется, артикуляционный аппарат становится непослушным. Это и есть дизартрия.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Длительное «сюсюканье»

На самом деле причин, которые ведут к нарушению развития речи у детей, достаточно много. Но из собственного опыта и наблюдений на первое место мы ставим «сюсюканье». Да, такое безобидное явление напрямую влияет на развитие детской речи.

Нередко приходится видеть, как мамы продолжают «сюсюкать» с 5–6 летними детьми, будто перед ними все те же годовалые карапузы. Так и хочется подойти и сказать: «Стойте! Стойте, дорогие мамочки! Не надо так! Вы просто душите детей своей любовью!». Да, именно душите. Мало того, что таким образом создается почва для развития инфантильности, так еще у ребенка неправильно формируется речь.

И как тут научиться говорить правильно, если с рождения не слышишь нормальной речи? Нет, вы не подумайте, что мы против проявления нежности. Просто свои чувства к ребенку нужно выражать, не искажая речь

Важно чтобы дети с детства слышали грамотную речь и учились правильному звукопроизношению. А если уж и хочется больше нежности, лучше чаще обнимать и целовать своего ребенка, а также проводить с ним больше времени

В семье разговаривают на разных языках

Если ваш ребенок с рождения растет в двуязычной семье, то проблемы с произношением звуков чаще всего связаны с неправильным подходом к воспитанию. Чтобы их избежать, нужно придерживаться несложных правил общения. Подробнее об этом читайте в статье «Кто такие дети-билингвы и как правильно их воспитывать?».

Частые скандалы в семье при ребенке

У всех бывают ссоры и скандалы в семье. Главное – не выяснять отношения при ребенке. Дети, которые часто видят и слышат, как ссорятся родители, становятся тревожными, боязливыми и неуверенными в себе.

Постоянные стрессы и тревожное состояние влияют на развитие психики ребенка. Речь тоже страдает. Дети начинают заикаться, говорить невнятно и тихо, или вовсе превращаются в молчунов, с которых не вытащишь и слова.

Кроме внешних причин нарушения речи у детей дошкольного возраста, есть еще и внутренние, так называемые, физические факторы.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.

Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.

Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить

Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.

Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.

Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом

Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь

Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию

Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение

Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
Используйте скороговорки для тренировки произношения. Дети воспринимают скороговорки, как забаву, а в то же время их повторение прекрасно развивает речевые органы и помогает справиться с непослушными слогами и звуками.
Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.

Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.

Полезная информация:

Разновидности речевых нарушений (классификация с точки зрения медицины)

Классифицировать проблемы с речью у дошколят можно по клинико-педагогическим и психолого-педагогическим показателям. Две классификации следует рассматривать в комплексе: совместно они помогают разобраться с причиной нарушения и определить пути к его устранению.

Клинико-педагогическая классификация ближе к медицинской, о ней сейчас и поговорим. Она подразделяет речевые отклонения на устные и письменные. Первые могут быть фонационными или системными.

При фонационных источником проблемы может стать ненадлежащее голосообразование, звукопроизношение, темпоритм, интонации. То есть ребенок на 100% понимает направленную к нему речь, а воспроизвести не может. Разделяют такие фонационные нарушения (в алфавитном порядке):

  • Брадилалия – медлительный темп речи.
  • Дизартрия – нарушения из-за недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.
  • Дисглосия – сложности с произношением из-за небных, челюстных, других расщелин.
  • Дислалия – отклонения при полноценном слухе и сохранном речевом аппарате.
  • Дисфония – полное или фрагментарное нарушение фонации из-за аномалии голосового аппарата.
  • Заикание – сбои темпоритма из-за спазмов челюстных мышц.
  • Ринолалия – специфика тембра голоса и звукопроизношения из-за артикуляционных особенностей.
  • Тахилалия – ребенок частит со словами.

Системные отклонения – более тяжелые. Они формируются из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность правильно повторять слова и фразы, понимать их смысл. Есть два вида нарушений:

  • Алалия – отсутствие возможности разговаривать или недоразвитие из-за поражения речевых участков коры головного мозга, сформированных при развитии плода или после рождения.
  • Афазия – полная или частичная потеря речи из-за мозговых поражений (инсульта и т.д.). Чаще диагноз ставится явным после 3-летия.

Среди перечисленного можно выделить тяжелые нарушения речи – стойкие отклонения речевой системы при сохраняющихся слухе и интеллекте. К ним принадлежат сенсорная и моторная алалия, тяжелые варианты дизартрии, ринолалии, заикания, афазии и прочих отклонений. Подобные проблемы могут влить на формирование психики.

Нарушения письменной речи можно заметить в старшем детсадовском возрасте или в первых классах школы. Это дислексия (ребенок неправильно опознает буквы и формирует из них слова, возникают сложности с чтением), дисграфия (при письме буквенные знаки смешиваются, переставляются или пропускаются).

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия).

При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР.

По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности

60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  • оперативной памяти;
  • вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  • сукцессивных операций;
  • пальцевого и артикуляционного праксиса;
  • внимания (слухового, редко – зрительного);
  • незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  • поверхность социальных связей;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  • слабое владение диалогом (особенно монологом);
  • трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Основные виды нарушений

Развитие речи происходит в первые пять лет жизни, и хорошо развитая речь демонстрируется тем, что ребенок внятно проговаривает все буквы. Нарушения могут быть следующими:

  • афония— дефект произношения звуков
  • дислалия— проявляются дефекты фонетики
  • заикание– прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия— неестественное замедление темпа
  • тахилалия– слишком быстрая речь
  • ринолалия— патологии тембра
  • дизартрия— недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия— потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия— недоразвитие речи при поражениях мозга.

Что касается логопедических нарушений речи, то для их коррекции проводятся логопедические занятия. Перед тем, как выбрать методику, логопед проводит собственное обследование ребенка с целью выявления особенностей его поведения в игре, учебе, в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Как правило, если у ребенка нарушена речь, это в целом отражается на его коммуникации, он не испытывает интереса к занятиям, играм, имеет склонность замыкаться в себе.

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям

В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки

Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

Откуда берутся речевые расстройства

Нарушения речи – проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие – с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности. Любое речевое расстройство – не повод ставить на ребенке клеймо и, тем более, стыдить его.

Сложности с речью могут быть органическими, то есть вызванными повреждением органов речи. Они бывают такими:

Наследственные, когда проблема передалась от родителей. Бывает, что кто-то из родителей в свое время начал говорить позже, имеет особенности прикуса или посадки зубов, и это передается детям.
Врожденные (внутриутробные) патологии. Вызванные сложным течением беременности или приемом лекарств, гипоксией, инфекционной болезнью беременной, несовместимостью крови, недоношенностью либо переношенностью, стрессами матери или интоксикацией.
Перинатальные (вызванные осложнениями в процессе родов)

Первостепенное внимание нужно уделять детям, перенесшим асфиксию или травму головы из-за узких родовых путей, родившимся с весом менее 1,5 кг и подвергавшимся реанимации.
Постнатальные (вызванные заболеваниями первых месяцев или лет жизни). Нарушения речи могут спровоцировать инфекции (менингит, воспаление среднего уха), травмы головы и небные повреждения.
Социально-бытовые, когда ребенку не хватает эмоционального и вербального общения с близкими

Это не обязательно семьи с пьющими родителями – бывает, у вполне успешных мамы и папы просто не хватает времени на детей.

Также речевые расстройства бывают эндокринной природы (из-за особенностей психомоторного развития ребенка), функциональные (дефекты или особенности речевых органов), психосоматические или вызванные окружающей средой.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Речевые расстройства

Они включают:

  • Трудности с правильным формированием конкретных слов или звуков.
  • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, беглостью речи, например, заикание.
  • Задержка речевого развития – нарушение, когда способность понимать и говорить развивается медленнее возрастной нормы.

Общие симптомы задержки речевого развития:

  • младенец не лепечет к 15 месяцам;
  • малыш не разговаривает в возрасте до 2 лет;
  • неспособность говорить короткими предложениями к 3 годам;
  • сложность следования указаниям;
  • плохое произношение или артикуляция;
  • трудность сложения слов в предложение;
  • исключение значимых конструкций из фразы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: