Невнимательность у детей младшего школьного возраста
Вопрос о том, как развить внимание и сообразительность у детей школьного возраста рассматривается уже давно. Эта проблема может по-разному выражаться во время учебного процесса
Самое распространенное явление – это допущение ошибок по причине невнимательности. Ребенок выполняет задание (это может быть как работа в классе, так и домашнее задание), когда учитель его проверяет, он отмечает ошибки. После этого школьник смотрит на свои ошибки и понимает, что они совершены не по незнанию, а по невнимательности. Способность быть внимательным влияет на успехи в учебе и других занятиях, поэтому внимание нужно развивать.
Уровни внимания
Замечание 1
В психологии рассматриваются два базовых уровня внимания — произвольное и непроизвольное.
В основе непроизвольного внимания лежит рефлексивный сигнал. Он поступает в человеческий мозг на неосознаваемом уровне и начинает руководить переключением. Этот тип внимания удерживается и протекает, не зависимо от желания людей. Он считается первой формой внимания с точки зрения эволюционного развития.
Произвольное внимание выражает сознательная направленность и регулируемость. В этом случае человек сам выбирает предмет сосредоточения
Этот уровень психического процесса человек не совершает стихийно. Как правило, он устремлён к объекту, который не привлекает интерес.
Опосредованный характер — это первый признак произвольного внимания. Во-вторых, данный уровень является активным
Тем не менее, как и непроизвольное внимание, оно включает в себя и пассивность, и активность. Для произвольного внимания характерно то, что оно представляет собой волевой процесс
Здесь наблюдается ведущая роль сознания, являющаяся ключевой в определении этого типа.
Противопоставлять произвольное и непроизвольное внимание не стоит, поскольку первое из них выходит из второго. В свою очередь, произвольное внимание способно переходить в непроизвольную форму (например, человек преднамеренно обращает внимание на непривлекательный образ, который через определенный промежуток времени становится интересным)
В процессе выполнения одного вида деятельности можно увидеть неоднократное переключение внимания с одного уровня на другой. Данный факт обязательно необходимо учесть в случае теоретического описания протекания процесса сосредоточения.
Развитие концентрации внимания у подростков
В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться
Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства
Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание
Внимание как важное качество для любого возраста
Внимание не является врожденным качеством, над ним необходимо работать. Поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок невнимательный
Нужно это исправлять! Школьная программа подразумевает задания на развитие внимания в рамках школьных предметов, но на деле они только помогают поддерживать уже имеющийся уровень. Есть несколько объяснений этому явлению:
- учебного материала слишком много для восприятия;
- в классах слишком много детей, чтобы уделить каждому достаточно внимания;
- учителя не обладают необходимым уровнем педагогической подготовки.
Исходя из этого, развитие внимания становится задачей родителей, в силах которых сделать все, чтобы помочь своему чаду. Не стоит думать, что с возрастом все пройдет, от возраста ничего не зависит. Кроме специальных упражнений, для ребенка школьного возраста необходимо создать спокойную атмосферу для выполнения уроков. По результатам социологических вопросов самыми распространенными факторами у детей, на которые они отвлекаются при выполнении домашней работы, являются:
- родители;
- младшие братья и сестры;
- громкий звук от телевизора;
- телефон.
К сожалению, исследования показывают, что большая часть детей (примерно две трети) не считают себя внимательными. Всем родителям стоит задуматься о занятиях со своим ребенком, которые научат его концентрироваться на выполнении конкретного задания.
Внимание – это умение человека сосредоточить свои мысли на чем-то конкретном, это касается и детей. Одновременно на каждого человека воздействует множество источников информации, которые несут разную смысловую нагрузку
Все знать не нужно, необходимо уметь выделять главную и полезную для запоминания информацию. Именно для этого и нужно внимание.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом
Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться
Причины возникновения непроизвольного внимания
Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:
-
Неожиданность раздражителя.
-
Относительная сила раздражителя.
-
Новизна раздражителя.
-
Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
-
Контрастность предметов или явлений.
-
Внутреннее состояние человека.
Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.
Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий
Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное
Как развивать память, мышление, внимание и воображение подростка
Многие особенности поведения ребенка, напрямую влияющие на его успеваемость в школе, — медлительность, рассеянность, повышенная возбудимость — можно преодолеть при развитии основных познавательных процессов.
Как развивать память подростку 10-15 лет и старше? Один из лучших способов — больше читать. Заучивание стихов и пересказ своими словами отрывков текста помогают ребенку структурировать информацию и лучше ее запоминать. Также помогут детские игры на запоминание слов или цифр
Развитие памяти неразрывно связано с развитием уровня внимания и умения концентрироваться на важном
Как развить логическое мышление у подростка? Можно использовать игровые методики. Это интеллектуальные упражнения, которые научат ребенка думать над поставленными задачами, рассуждать. Чтобы ребенок научился грамотно выражать свои мысли, необходимо развивать абстрактное мышление подростка — предложите ему поделиться впечатлениями о книгах, пересказать сюжет прочитанного. За основу занятий можно взять следующие упражнения, которые можно подавать как забавные задачки :
- Составление предложений из 3-4 слов, по смыслу никак не связанных друг с другом.
- Выявления общих признаков у 2 слов, не связанных друг с другом по смыслу.
- Исключение лишнего слова из целого списка слов.
- Подбор синонимов и антонимов к конкретному слову.
- Формулировка определений разных слов.
- Поиск причин каких-либо событий.
Постепенное усложнение интеллектуальных упражнений поможет в дальнейшем развивать бизнес-мышление у подростка. Ему будет легче коммуницировать с окружающими людьми и достигать поставленных целей.
Как развить фантазию и воображение у подростка? Существующие системы дошкольного и школьного обучения фактически не содержат в себе специальные меры, направленные на развитие у детей воображения. И оно, как правило, не достигает высокого уровня. Поможет развивать фантазию чтение интересных книг и рисование. Можно использовать и специальные упражнения :
- Поиск ассоциаций на конкретное высказывание.
- Составление ассоциативных цепочек.
- Подбор сравнений.
- Формулировка вопросов по 2 заданным словам.
Чтобы подросток был внимателен на занятиях, лучше запоминал информацию и грамотно формулировал свои мысли, бывает достаточно изменить патологическую модель поведения. Курс 7Spsy поможет развить память и мышление вашему ребёнку, научит его справляться с нестандартными задачами и запоминать большое количество информации. Методика научно обоснована, в ее основе — теории И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. В процессе занятий с психологом происходит замена негативных установок на позитивные.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Записаться на консультацию
Тренировка познавательных процессов у ребенка — это важный шаг на пути к поставленным целям — успешной сдаче экзаменов и поступлению в престижный ВУЗ. Курс изменения поведения поможет подростку по-новому взглянуть на школьные предметы, которые кажутся ему скучными и неинтересными
У ребенка появится мотивация тренировать память, внимание, мышление и воображение
Программы тренинга отличаются в зависимости от возраста подростка: для 12-15 лет и для 15-17 лет. Младшим подросткам установки даются упрощённые для восприятия, для старших подростков формулировки уже сложнее. Диагностические тесты и набор инструментов так же подбираются с учетом особенностей возраста.
- «Возрастная психология», 2001 г., Г. С. Абрамова
- «Возрастная психология. Детство, отрочество, юность», 2005 г., В. С. Мухина
- «Психическое развитие ребенка», 2001 г., А. Валлон
- «Речь и мышление ребенка», 1994 г., Ж. Пиаже
- «Большая энциклопедия психологических тестов», 2005 г., А. А. Карелин
- «Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ», 1992 г., Е. В. Заика
Внимание в психологии: основные понятия
Внимание имеет важное значение в психологии и является объектом исследования многих ученых. Оно позволяет нам фокусироваться на конкретных объектах и задачах, удерживая осознанность и повышая эффективность. В психологии внимание рассматривается как психический процесс, который позволяет нам отбирать и фокусироваться на определенной информации, игнорируя остальное.
Внимание может быть различными видами, включая непроизвольное, произвольное и постпроизвольное
Непроизвольное внимание зависит от внешних факторов и эмоций, привлекая наше внимание к существенным или эмоционально значимым объектам. Произвольное внимание требует волевых усилий и позволяет нам активно выбирать, на что мы хотим сконцентрироваться. А постпроизвольное внимание возникает, когда мы имеем определенную цель и устойчивую концентрацию, даже после отвлечений или переключений внимания.
Влияние внимания на обучение и развитие когнитивных способностей также является объектом исследования. Внимание играет важную роль в процессе обучения, позволяя нам сосредоточиться на задаче и усвоить новую информацию более эффективно. Для эффективного развития внимания и его использования в повседневной жизни существуют различные методики и практики, такие как тренировки, медитация, волевые упражнения и другие.
В психологии внимание рассматривается как психический процесс, который позволяет нам отбирать и фокусироваться на определенной информации, игнорируя остальное.
Внимание может быть различными видами, включая непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание зависит от внешних факторов и эмоций, привлекая наше внимание к существенным или эмоционально значимым объектам. Произвольное внимание требует волевых усилий и позволяет нам активно выбирать, на что мы хотим сконцентрироваться. А постпроизвольное внимание возникает, когда мы имеем определенную цель и устойчивую концентрацию, даже после отвлечений или переключений внимания.
Влияние внимания на обучение и развитие когнитивных способностей также является объектом исследования. Внимание играет важную роль в процессе обучения, позволяя нам сосредоточиться на задаче и усвоить новую информацию более эффективно. Для эффективного развития внимания и его использования в повседневной жизни существуют различные методики и практики, такие как тренировки, медитация, волевые упражнения и другие.
Виды внимания
Описание
Непроизвольное внимание
Зависит от внешних факторов и эмоций
Произвольное внимание
Требует волевых усилий и активного выбора
Постпроизвольное внимание
Создается при наличии цели и устойчивой концентрации
Диагностика темперамента младших школьников
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- а) легко включается в работу;
- б) действует со страстью;
- в) действует спокойно, без лишних слов;
- г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
- а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
- б) возмущается тем, что ему делают замечания;
- в) выслушивает и реагирует спокойно;
- г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
- а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
- б) быстро, со страстью, но других не слушает;
- в) медленно, спокойно, но уверенно;
- г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
- а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
- б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
- в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
- г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
- а) бросает, потом опять продолжает работу;
- б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
- в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
- а) быстро соглашается;
- б) возмущается;
- в) остается, не говорит ни слова;
- г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
- а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
- б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
- в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
- г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Схема наблюдения за темпераментом школьника.
Вариант |
Пункты плана наблюдений |
||||||
реакции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
|||||||
б |
|||||||
в |
|||||||
г |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
- а) сангвинический;
- б) холерический;
- в) флегматический;
- г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Понятие непроизвольного внимания
Каждый из нас знаком с моментами, когда невольно отвлекаешься на что-то и обращаешь свое внимание на необычные объекты, громкие звуки и странные ситуации. Так наше сознание включает непроизвольное внимание, которое человек не в силах контролировать
Да это и не нужно.
Непроизвольное внимание свойственно в том числе и братьям нашим меньшим
Непроизвольное внимание обычно характеризуют как наиболее простую форму самого внимания в целом. Оно свойственно не только людям, но и животным в том числе
Важная и основная черта такого вида внимания – отсутствие осознанности и сознательного выбора во время его проявления у человека.
Первые признаки непроизвольного внимания появляются у человека еще в раннем детстве, когда ребенок очень быстро и часто теряет интерес к чему-то новому, а с появлением другого воздействующего фактора может быстро переключиться на него.
Ребенку с трудом удается уделять внимание в равной степени одновременно нескольким вещам, и он всегда возвращается к одной. Таким образом его легко можно «переключать» между разными видами деятельности
Непроизвольное внимание иногда называют пассивным в связи с тем, что оно возникает у человека неосознанно и независимо от его состояния. На появление такого вида внимания влияют следующие факторы:
объективные (новизна объекта, его динамика, развитие и т.д.)
Так непроизвольное внимание возникает реакцией на какие-нибудь новинки, которые могут удивить своей многофункциональностью или необычной формой;
субъективные (личный интерес, склонности). Можно привести в пример покупку какого-то девайса или вещи, которую человек давно хотел приобрести
С покупкой такой вещи в дальнейшем его внимание будет невольно привлекать точно такая же вещь у других людей. Или, например, люди разных профессий будут заинтересованы различными объектами, относящимися к их роду деятельности. Так профессиональный архитектор будет непроизвольно обращать внимание на различную красивую архитектуру и т.д..
При проявлении непроизвольного внимания реакция человека всегда искренняя и несет в себе живой, эмоциональный отклик
Непроизвольное внимание – настолько естественный процесс, что человек даже не придает этому значения
Минус такого внимания в том, что оно способно отвлекать нас от решения важных задач и вопросов, что в свою очередь негативно сказывается на продуктивности человека.
Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы
На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания
Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах. Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние
По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности. Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.
Разновидности непроизвольного внимания
На внимание непроизвольного характера могут влиять не только степень неожиданности и силы факторов, но и их контрастов. Так всем знакома ситуация, когда кто-то вдруг резко переходит с тихой речи на громкую
Это в одночасье привлекает внимание человека.
Непроизвольное внимание можно разделить на такие разновидности:
привычное внимание. Оно связано с постоянными интересами человека (например, в книжном магазине кинолог в первую очередь обратит свое внимание на книги о собаках);
невольное
Такое внимание ориентировано на потребности человека (так голодный человек в разговоре с кем-либо с большим вниманием будет невольно слушать о еде, нежели об остальной части разговора);
вынужденное. Оно возникает при воздействии на человека интенсивных раздражителей и повторяющихся сигналов (так человека заставит обернуться проезжающая мимо него спецмашина с включенной сиреной).
Не каждый раздражитель способен вызвать к себе интерес. Для этого нужно, чтобы он выделялся среди остальных воздействующих на человека факторов и обладал некоторыми особенностями.
Сила раздражителя играет важную роль в возникновении непроизвольного внимания. Чем сильнее раздражитель, тем больше внимания он к себе привлечет.
Основные правила, которые решат проблему с вниманием
Нужно помогать детям школьного возраста по мере возможности работать над их концентрацией
Можно покупать специальные книги с упражнениями и заниматься по ним.
Важно играть вместе со своими детьми. Они нуждаются в поддержке больше, чем может показаться на первый взгляд
Общение с чадом в ходе игры позволит лучше узнать его и расположить к себе. Возможно, что у ребенка юного возраста есть какие-то проблемы или страхи, но он боится о них рассказать.
Не стоит пренебрегать спортивными играми, особенно это касается командных игр
Кроме физической закалки, они помогут школьнику улучшить способность концентрировать внимание на выполнении действий.
Полезно говорить с детьми о наблюдениях за окружающим миром – они научаться замечать изменения в самых простых вещах.
Прививайте детям интерес к хобби, требующим концентрации
Удивительно, но очень многие вещи, требующие концентрации, привлекают детей естественным образом. Совсем малышей, например, легко можно увлечь собиранием пазлов (разумеется, чем младше ребенок, тем меньше деталей должно быть в картине и тем крупнее должны быть сами детальки — это не даст их проглотить). Конструкторы — тоже отличный вариант.
А вот детям постарше наверняка понравятся шахматы
Эта древняя игра не только развивает усидчивость и внимание, но и учит стратегическому мышлению, самодисциплине и принципу «сначала думай, потом делай». Заинтересовать детей шахматами не всегда просто
Если вы сами играете, заразить ребенка личным примером легко, но если для вас это мастерство незнакомо, то можно отдать ребенка в шахматный клуб или подключить к занятиям в онлайн-школе.
В самой младшей группе онлайн-школы «Крылья» занимаются дети четырех-пяти лет. Они учатся играть под руководством квалифицированных русскоязычных педагогов по подтвержденной официальной методике обучения — по ней, в частности, шахматы преподают в 90% московских школ. Пробное занятие от «Крыльев» вы получите в подарок.
Занятия шахматами — это когнитивная инвестиция в будущее вашего ребенка: по статистике, юные шахматисты показывают лучший уровень успеваемости в школе, да и многие успешные ученые, бизнесмены и политики признавались в том, что с детства любили проводить время за доской с фигурами.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться
Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей! Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.