Инклюзия

Инклюзивная образовательная среда: как воплотить в жизнь?

Введение

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода — инклюзивное образование.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

  • определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России;
  • рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации;
  • раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.

Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.

Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Литература

  1. Зиглер, Э. Понимание умственной отсталости : пер. с англ. / Э. Зиглер, Р. М. Ходапп.— Киев : Сфера, 2001.
  2. Левченко, И. Ю. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ / И. Ю. Левченко // Сборник статей по материалам VIII Междунар. теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 г.). — М. : Парадигма, 2016. — Т. 1. — С. 205—211.
  3. Левченко, И. Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-educa tion.ru/130-23294.
  4. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15—19.
  5. Лубовский, В. И. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов / В. И. Лубовский, С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2015. — № 3 (15). — С. 38—43.
  6. Назарова, Н. М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма / Н. М. Назарова // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования : сб. науч. статей. — М., 2015. — С. 42—53.
  7. Пожар, Л. Школьная интеграция детей и подростков с нарушениями психического развития в Словакии / Л. Пожар // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2016. — № 2 (68). — С. 22—29.
  8. Приходько, О. Г. Современные тенденции оказания комплексной помощи детям первых лет жизни / О. Г. Приходько // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 1 (59). — C. 12—14.
  9. Приходько, О. Г. Становление системы ранней помощи в России : моногр. / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — М. : Парадигма, 2015. — 126 с.
  10. Специальная психология : в 2 т. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2016. — (Сер. 61 : Бакалавр и магистр. Академический курс).
  11. Филатова, И. А. Обучение школьников с дизартрией в условиях инклюзивного образования / И. А. Филатова // Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Федеральный ин-т развития образования. — Челябинск, 2014.
  12. Cerna, M. Czechoslovakia / M. Cerna // Comparative Studies in Special Education / K. Mazurek, M. A. Winzer (ed.). — Washington, D. C. : Gallaudet Univ. Pr., 1994. — P. 274—285.
  13. Davies, J. D. England and Wales / J. D. Davies, M. Landman // Comparative Studies in Special Education / K. Mazurek, M. A. Winzer (ed). — Washington, D. C. : Gallaudet Univ. Pr., 1994. — P. 452—469.
  14. Hallenbek, B. A. United states / B. A. Hallenbek, J. M. Kaufman // Comparative Studies in Special Education / K. Mazurek, M. A. Winzer (ed.). — Washington, D. C. : Gallaudet Univ. Pr., 1994. — P. 403—417.

Необеспеченная инклюзия как корень проблем

Существует коллизия, связанная с разным уровнем возможностей общеобразовательных и специальных школ. По-хорошему, специальная среда в первую очередь нужна ученикам с серьезными сложностями в обучении, а инклюзия – остальным детям с особенностями развития. По закону, впрочем, государство обязано предоставить особым детям специальные образовательные условия в любой из выбранных госшкол. Условия прописываются в заключении ПМПК, с которым опекун вправе обратиться в специальную или общеобразовательную организацию, и ребенка должны принять.

На деле нередки случаи, когда общеобразовательная школа принимает ребенка с особыми потребностями в класс из 25 человек, однако не создает для него условий, утверждает председатель Совета ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) Елена Клочко. Это называется необеспеченная инклюзия, которая порождает в дальнейшем целую цепочку проблем.  

Иллюстрация: Александра Ржаницына для EdDesign Mag

Особые дети вне инклюзивной среды, продолжает Елена Клочко, являются обузой для класса и неуспешными для самих себя. Нередко в итоге их «выводят на надомное обучение», либо переводят в коррекционную школу, где должны обучаться дети «более сложные» – умственная отсталость, тяжелые множественные нарушения, безречевые.

«Коррекционная школа с радостью берет детей первого и второго варианта (сложности диагноза, – EdDesign Mag), абсолютно не задумываясь о том, что они могут в будущем включиться в нормальную жизнь – если сейчас им создать специальные образовательные условия и получить аттестат, а не справку. Потому что с ними удобно. А на дом в этом случае выводятся как раз тяжелые дети, которые ранее назывались «необучаемыми» и с которыми коррекционным школам тяжело. Эти процессы идут параллельно. В общей сложности в России порядка 40% детей, которые числятся в образовательных организациях, выведены на надомное обучение, – комментирует Елена Клочко. 

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Принципы инклюзивной образовательной среды

Основные принципы, на которых построена инклюзия в образовании, прописаны в базовых документах и нормативных актах. Вот эти принципы:

  • Равные права и равные шансы в сфере образования.
  • Верховенство интересов ребенка.
  • Терпимость, принятие различий, недопустимость дискриминации.
  • Максимальная индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
  • Обеспечение необходимой поддержки.
  • Гибкость педагогических методов и методик.
  • Право родителей на выбор.
  • Социальное партнерство.
  • Партиципативный менеджмент образовательного процесса.
  • Принцип раннего вмешательства.

Последние пару пунктов поясним более детально.

Понятие «партиципативный менеджмент» происходит от английского participation, что переводится как «участие». В контексте образовательного процесса партиципативный менеджмент предполагает самое широкое участие заинтересованных лиц в управлении учебным заведением и организации его работы.

Это могут быть родители учеников, общественные организации, меценаты, спонсоры и даже старшеклассники, готовые поделиться опытом с учениками младших классов, нуждающимися в помощи и поддержке. Такой подход является противоположностью традиционного администрирования, когда все решает директор и завуч.

И можно смело сказать, что партиципативный менеджмент – это единственно возможный вариант управления учебным заведением, в котором создана инклюзивная образовательная среда, потому что многообразие индивидуальных потребностей детей с нарушениями здоровья слишком велико для того чтобы можно было обойтись лишь прямыми указаниями директора и завуча, что и как делать.

Теперь пару слов про «принцип раннего вмешательства». Если кратко, тут имеется в виду, что чем раньше начать адаптировать детей-инвалидов к социуму, тем лучше будут результаты.

Раннее вмешательство предполагает целый комплекс мер социального, педагогического, медицинского и психологического плана для выявления и коррекции нарушений в развитии детей-инвалидов. А также постоянную поддержку таких детей на всем протяжении их образовательного «маршрута», который для них разрабатывается индивидуально.

Для более подробного понимания принципа раннего вмешательства предлагаем статью «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Теперь, когда мы разобрались с основными принципами формирования инклюзивной образовательной среды, можно перейти к прикладной части и посмотреть, из чего складывается инклюзивная образовательная среда.

Безопасность и сенсорные зоны: какой должна быть среда спецшкол

В коррекционных школах остро встает вопрос безопасности, отмечает дефектолог, руководитель комплекса детского сада и начальной школы «Курорт» Дарья Пауте. Среда, которая не содержит риска для норматипичного ребенка, может представлять опасность для ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому часто преподаватели и персонал школы «перестраховываются», убирая даже стулья из коридоров, лишь бы чего не случилось. Тем не менее, подчеркивает Пауте, именно через бережно обустроенную среду ученики будут чувствовать заботу. Внутри коррекционных школ (любого вида) должно быть больше пространства и воздуха, говорит она. Обязательно нужно оборудовать комнаты сенсорной разгрузки и обучить персонал проводить там занятия.

Пространство должно быть максимально безопасным и мягким, удобным и понятным, без популярных сейчас провокаций, таких как горка со второго этажа на первый – в специальной школе это может быть небезопасно и непредсказуемо. Стены следует делать «самые антивандальные из всех антивандальных», например, красить меловой краской, чтобы они не портились, когда ребенок будет рисовать на них или бить их ногой.

Иллюстрация: Александра Ржаницына для EdDesign Mag

Имеет смысл, продолжает Дарья, делать упор на сенсорные разгрузочные места, возможно, на библиотеку с интересными норками и мягкими конструктами. Хороший зал для физической активности – она помогает дозреванию зон коры головного мозга – способствует интеллектуальной активности и просто в большом количестве представлена в расписании.

Залов, может быть, нужно несколько – разных для разных детей – и они должны быть меньшего размера, чем в обычной школе. А кроме того, считает Пауте, нужны мастерские – столярная, кулинарная, швейная. Более того, это может быть аналог квартиры – чтобы в специальных школах дети получали не только академические знания (с этим, по мнению эксперта, российская система образования справляется), но и бытовые навыки. 

Светлана Лазуренко так описывает «идеальную школу для всех»: «Рядом с жилыми домами расположена школа, и в ней учатся дети района. Там создана доступная и развивающая среда, достаточное число кадров, способных учить, оказать помощь и удовлетворить особые образовательные потребности конкретного обучающегося.

А когда завтра придет ребенок с другими потребностями, коллектив оперативно внесет изменения в организацию образовательного процесса, и этому ребенку будет в школе комфортно. Следить за состоянием здоровья и принимать участие в планировании образовательного процесса будут медицинские работники: они помогут включить в урок нужный объем здоровьесберегающих технологий и определят условия, полноценно раскрывающие личностный и познавательный потенциал каждого ребенка».

Дизайн

Концепция «дизайна для всех» появилась в XX веке, в первую очередь из-за демографических перемен. Американец Рональд Мейс придумал термин «универсальный дизайн» — так он описывал дизайн предметов и среды, который подходит всем, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия инвалидности или социального статуса. В 1989 году Мейс основал Центр доступного жилья, который сейчас называется Центром универсального дизайна, — именно в нём разработали основные принципы нового подхода, который и лежит в основе современного инклюзивного дизайна.

Универсальный дизайн описывается простым принципом — «ban the average, design for the edges», то есть «забудь о „среднем“, создавай дизайн для крайних точек». Понять его помогает простой исторический пример. В середине прошлого века ВВС США выявили несколько проблем, мешавших развитию авиации, — например, они обнаружили, что пилотам не подходит кабина, разработанная в 1920-х. ВВС решили, что средний пилот, как и средний американец, просто стал крупнее, и ему неудобно в тесной кабине. Они измерили десять показателей у 4 тысяч пилотов — например, длину туловища и объем грудной клетки — и надеялись, что смогут создать новую «среднюю» кабину.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы ИО Минусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях. Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков. Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.
Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.
Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»)

Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.
Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе.
Первая задача школ, внедряющих ИО – обеспечить разностороннюю и полноценную подготовку педагогического коллектива.

Инклюзивность в обществе

Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе.

К примеру, активно развивается инклюзивный туризм — возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Основной инструмент инклюзивного туризма — универсальный дизайн, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей.

Инклюзивность также развивается в модной индустрии и кинематографе

В Голливуде все чаще уделяется внимание репрезентации, актеры с особенностями здоровья получают роли, популяризируется инклюзивный райдер

На 94-й церемонии «Оскар» в 2022 году награду за лучший фильм получила картина «CODA: ребенок глухих родителей», главная героиня фильма — слышащая девушка, которая живет с глухонемыми родителями и братом. Также актер Трой Коцур, сыгравший отца семейства был награжден статуэткой за лучшую мужскую роль второго плана, став первым слабослышащим актером, удостоенным «Оскара».

Что такое «Уроки доброты»?

Задачи «Уроков доброты»:

  • рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка». 

Администрация ГБОУ ЦО № 1449 

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

  • «Об образовании в РФ»;
  •  «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  •  Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

  • https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;
  • https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html;
  • https://rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html;
  • http://dou24.ru/32/images/stories/doc/inkluz_obr/oratif_konv_po_prav_inv.doc;
  • http://base.garant.ru/135709/;
  • http://dou24.ru/32/images/stories/doc/inkluz_obr/o_merah_po_real_gos_pol.doc;
  • http://base.garant.ru/70485996/;
  • http://docs.cntd.ru/document/499050217;
  • http://suvagcentr.ru/news/270?searchString;
  • http://uo-vmr-mo.ru/sites/default/files/files/zakon_moskovskoy_oblasti_ot_27_iyulya_2013_goda.doc.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: