Для улучшения гибкости пальцев
Для того чтобы улучшить гибкость и ловкость суставов у детей, рекомендуется специальный гимнастический комплекс для кистей и пальцев рук, с включением легкого массажа:
- перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо слегка помассировать кисти рук с использованием масел, после чего малышу предлагается сжать кулак и выполнить несколько вращательных движений в разные стороны (по 10 раз);
- каждый пальчик соединяется попарно для того, чтобы сделать «щелчок» (по 5– 6 раз);
- подушечки пальцев одной руки плотно прижимаются к другой. Далее кончиками пальцев выполняются круговые движения, начиная от указательного и большого с вовлечением остальных (7– 10 повторов);
- кончики пальцев левой руки соединяются с правой рукой и слегка сжимаются в течение 5– 7 секунд (не менее 10 раз);
- кисти медленно сжимаются в кулак и разжимаются не менее 7– 10 раз;
- каждым пальцем выполняются вращения сначала в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз).
Для того чтобы упражнение для пальцев рук сделать максимально интересным для малыша, необходимо выполнять их в игровой форме, сопровождая каждое занятие звуками и стихами.
Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет
Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:
- Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
- Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
- Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
- Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
- «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
- «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
- «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
- «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
- Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.
Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек
При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.
Организация гимнастики строится на принципах:
- Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
- Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
- Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
- Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).
Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.
В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук
Упражнения первого комплекса
- Ладони на столе (на счет раз –два пальцы врозь – вместе).
- Ладошка – кулачок – ребро (на счет раз – два – три).
- Пальчики здороваются (на счет раз – два – три – четыре – пять соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.
Упражнения второго комплекса
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымяный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка Белка
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Развиваем пальчики с дошкольниками
Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.
Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.
- В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
- В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
- 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.
Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.
Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.
Игрушки
Пальчиковая гимнастика станет еще интереснее, если задействовать дополнительные аксессуары. Особой популярностью пользуется кукольный театр, в котором фигурки надеваются на пальцы.
Они продаются в готовом виде в магазинах игрушек. Но можно сделать маленьких кукол дома самостоятельно. Например, связать или пошить из фетра, лоскутов ткани. Совсем ленивые могут нарисовать животных или сказочных персонажей ручкой. Например:
Также интересно смотрятся фигурки из бумаги. Для изготовления достаточно распечатать шаблон на картоне, вырезать и разукрасить на свой вкус.
Играть с фигурками не только увлекательно и полезно, но и очень просто. Персонажи надеваются на ручку ребенка согласно сюжету. Потом взрослый читает произведение, а малыш показывает услышанное. Детям младшего возраста родители показывают спектакль сами.
Другого рода игра для тренировки пальчиков называется «собери резинки по карточкам». Ее также можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Для этого нужно распечатать картинки с примерами и обзавестись резинками разных цветов. Играют так: открывается карта, и дети пытаются повторить, что на ней изображено. Кто первый правильно собрал резинки, забирает карту. Затем открывается следующее изображение. В конце карточки пересчитываются, а победитель награждается символическим призом.
Что это такое
О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.
Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения
Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.
Упражнения третьего комплекса
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
- Цветок (то же, но пальцы разъединить).
- Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, отпустить пальцы вниз).
Игра-потешка Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Упражнения четвертого комплекса
- Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
- Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Игра-потешка Этот пальчик
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
…Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Взрослый и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
Упражнения пятого комплекса
- Замок (на счет раз – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок).
- Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает – перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
- Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
- Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, — бабочка машет крыльями).
- Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Игра-потешка Ну-ка братцы, за работу!
…Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Взрослый и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
Назад | Оглавление | Далее |
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).
О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания
Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:
Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду
Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:
- предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
- привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
- речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
- вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
- упражнения повторять не более пяти раз;
- воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
- доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
- тихое музыкальное сопровождение;
- постепенно заучивать сопровождающие стихи.
Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.
Рыбки
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.
Лежало большое бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Быстро качают ладонями (дрожь).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте
По мнению Кольцовой М.М., пальчиковые игры для детей имеют особенное значение для развития речи дошкольников, которое заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.
Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование.
Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.
По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку не только быстрее осваивать звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, в соответствии с общепринятыми нормами устного языка.
Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:
- в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
- действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.
Примером тренировки пальчиков на развитие речи в у детей 3-4 лет может служить игра «Зайка»
Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев
Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:
- «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
- «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием – Action rhyme.
Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.
Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.
Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:
- Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
- Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
- Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
- Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.
Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:
- Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки.
- Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи.
- Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность.
- Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание.
- Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку.
- Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов.
- Играть со шнуровкой, создавая разные плетения.
- Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
- Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторику рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал, развивающий тактильное восприятие у детей и подходящий для увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.
Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества! Такую технику можно использовать уже при рисовании с детьми 3 4 лет.
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
- Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
- Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
- Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
- Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. В этом возрасте интенсивно формируется грамматический строй речи
Поэтому важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки
Практические подсказки:
- Что подарить ребенку на 6 лет
- Подарок 7-летнему ребенку
Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками
Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?
Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…
— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.
В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!
Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.
Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали! Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!
«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.
К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.
Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик) Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку! Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)
Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:
Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате! Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку. Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!
Сорока-ворона: мультик для малышей
2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:
Игры про домашние заботы и обязанности
Помогаю маме
Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.(Выполнять имитирующие движения по тексту)
Мамины помощники
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!
Моем посуду
(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)
Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.
Пальчиковые игры по возрастам
Игры и упражнения для пальчиковой гимнастики для детей подбираются с учетом возраста ребенка.
Для малышей (0-2 лет) подойдут такие игры:
- пальчики-обезьянки, нужно двигать пальцами как обезьянки на руке и петь песенку о них;
- пальчики-котятки, необходимо шевелить пальцами как котятки и мурлыкать в такт песенке;
- пальчики-бабочки, необходимо расправлять пальцы как крылья бабочки и летать по воздуху.
Для детей от 3 лет можно использовать следующие игры:
- «становись больше»: двигайте пальцами по очереди, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем, затем двигайте пальцами в обратном порядке;
- «пальчики-пистолеты»: скрестите указательный и средний пальцы, а остальные вытяните вперед — получится пистолет. Затем можно играть в стрельбу по мишеням из бумаги;
- «одень куклу»: используйте пальцы, чтобы одеть куклу или марионетку. Можно при этом учить детей названия частей тела и предметов одежды.
Для детей 5 лет подойдут такие варианты:
- «пальчики-водопад»: в этой игре нужно опустить руку под стол, а затем быстро вытащить ее и распределить пальцы как водопад. Затем можно повторить это несколько раз с изменением скорости и направления движения рук;
- «пальчики-баскетболисты»: используйте указательный палец, чтобы бросать мяч в кольцо, сделанное из других пальцев. Можно играть в командных соревнованиях или по очереди;
- «пальчики-художники»: используйте пальцы, чтобы нарисовать или отпечатать картинку при помощи красок или пальцевого красителя на бумаге.
Для дошкольников (6 лет и старше):
- «пальчики-акробаты»: используйте пальцы, чтобы выполнять различные акробатические фигуры, такие как колесо или перекат через мизинцы;
- «пальчики-манипуляторы»: используйте пальцы, чтобы управлять игрушками или манипулировать предметами, например, создавая конструкции из спичек или зубочисток;
- «пальчики-детективы»: используйте пальцы, чтобы разгадывать головоломки и игры на ловкость, например, расставляя пальцы в определенной последовательности для открытия сейфа или решения загадки.
Занятия с использованием пальчиковых игр и гимнастики
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики могут применяться в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Особенно удачным будет выбор игры или гимнастики, тема которой совпадает с темой занятия. Таким образом дети закрепят полученные знания.
Общая длительность занятия не должна превышать рекомендованных санитарными нормами пределов:
- 20 мин. для предметных занятий;
- 25 мин. для интегрированных и комплексных.
Структура и временные рамки занятия также сохраняются:
- Вступительная часть (организация детей, приветствие, заинтересовывающий момент). До 2 мин.
- Основная часть (игры, беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сообщение нового или закрепление изученного материала). 16–20 мин.
- Заключительная часть (подведение итогов, поощрение, анализ занятия). До 2 мин.
Разные детские пальчиковые игры
Комнатные растения
Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!
Мак
На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)
Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание
Потешки для мелкой моторики
Ладушки
– Ладушки, ладушки! Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашку поели, бражку попили,
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у… полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(Поднимают руки вверх и опускают на голову.)
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила:
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
«Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
Этому не дала! Ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!»
(Мизинец не загибается.)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(Все пальцы разжать, кроме большого.)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(Сжать пальцы в кулачок.)
Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
– Здравствуй, большак, — говорят.
– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.)
Замок
На двери висит замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Кто его открыть бы мог?
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(Расцепить пальцы.)