Презентация, доклад по логопедии: нарушение письменной речи

Письменная речь особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка

Онтогенетические фактор

По мнению И.Н. Садовниковой на формирование письменной речи имеют влияние определённые онтогенетические факторы:

  • в связи с тем, что в письменной речи используются готовые механизмы устной речи, то на формирование письма имеет влияние становление механизмов устной речи;
  • онтогенез пространственного различения, это связано с тем, что процесс чтения предусматривает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а во время осуществления записи происходит преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков.

А. Валлон считает, что сенсомоторную основу психического развития ребёнка составляют те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. По определённым закономерностям происходит формирование речевой функции в онтогенезе. Именно эти закономерности определяют последовательное и взаимосвязанное развитие речевой системы, состоящей из фонетики, лексики и грамматики.

Согласно мнению Н. А. Бернштейна, независимо от метода обучения, который применяется, все дети проходят несколько фаз обучения письму. Один из этапов характеризуется тем, что дети пишут очень крупно, однако это не объясняется грубостью пространственных координации. Согласно циклографическим наблюдениям в процессе крупного письма имеется относительно маленькая разница между кончиком пишущего предмета (ручка, карандаш, фломастер и пр.) и движением.самой руки. Таким способом детям проще даётся перешифровка. В процессе освоения перешифровки они приобретают навыки переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции. Дети учатся автоматически задавать кончику пишущего предмета любую требуемую траекторию. Таким образом, постепенно уменьшается величина выписываемых букв. Аналогичные операции наблюдаются при действиях с любым другим предметом – игла, нож и т. п.

В связи с тем, что в письменной речи отсутствует интонация, экспрессия, звучание, нет ситуации общения с собеседником, в своём развитии она нуждается в высокой степени абстракции. Исходя из этих особенностей, ребёнок попадает в ситуацию психологической неподготовленности к усвоению письма, что связано с тем, что нет побудительных мотивов. При этом формирование устной речи происходит ранее чем внутренней речи, но письменная предполагает её наличие.

Внутренняя речь («речь для себя») и письменная речь имеют разные структуры. Внутренняя речь характеризуется большой свёрнутостью, она предикативна. Письменная же речь отличается большей развёрнутостью. Эти особенности обуславливают возникновение трудностей в процессе перестройки внутренней речи в письменную. Овладение письменной речью возможно только при двух условиях – произвольное пользование и осознание своей речи.

Таким образом, исследователи не относят письменную речь к собственно речи или же к процессам зрительного восприятия и моторики

Она является сложным психическим процессом, который имеет свою структуру, состоящую из вербальных и невербальных форм психической деятельности (тонкая моторика руки, внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие и др.)

Этапы формирования письма

Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.

Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.

После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.

Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.

Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.

Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.

На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.

Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.

Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.

Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики

Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр

Понятие «письменная речь»

Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.

Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.

С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.

По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.

И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.

Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.

Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.

Письмо состоит из перечня специальных операций:

  1. Слово, которое подлежит записи, проходит анализ звукового состава. Первым условием письма является определение последовательности звуков в слове. Далее происходит уточнение звуков, в результате чего слышимые в определённый момент звуковые варианты превращаются в чёткие обобщённые речевые звуки, т. е. фонемы. Изначально эти процессы имеют осознанный характер, в дальнейшем они автоматизируются. В акустическом анализе и синтезе особое место имеет артикуляция, которая является основой данных процессов;
  2. Формирование графем – зрительных схем графических знаков с учётом пространственного расположения элементов, происходит с помощью преобразования слышимых звуков (фонем);
  3. Перевод графем в кинемы – кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи.

А.Р. Лурия считает, что на разных стадиях развития двигательного навыка значимость каждой из выше перечисленных операций не является постоянной

Первые этапы развития двигательного навыка характеризуются тем, что пишущий направляет своё внимание на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск необходимой графемы. В процессе формирования навыков письма эти моменты обретают второстепенное значение

Плавные кинетические стереотипы образуются в случае записи качественно автоматизированных слов.

Письменная речь

Специалисты относят к письменной речи как непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, так и их воспроизведение « с листа», то есть чтение.
Формирование письменной речи является осознанным процессом, результатом целенаправленного обучения. Соответственно, некоторые сложности могут возникать у детей из-за несовершенства психологической сферы — внимания, усидчивости, концентрации, мотивации к учебе. Однако далеко не всегда методом преодоления проблем являются воспитательные меры. Часто нарушения письменной речи имеют более серьезные причины, не зависящие от прилежания вашего ребенка-школьника.

Для того, чтобы письменная речь формировалась правильно, необходимо несколько составляющих:

Развитая система психических факторов — память, мышление, внимание, воображение, способность к самоконтролю, анализы и синтезу.
Сформированные двигательные навыки, мелкая моторика.
Способность к восприятию — зрительному, фонематическому.
Правильно и хорошо развитая устная речь.

Последний пункт отнюдь не является менее значимым. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык

По этой причине крайне важно решить все возможные логопедические проблемы у ребенка до начала учебы в школе

Нарушения письменной речи могут проявляться в разных видах в зависимости от наличия тех или иных проблем. Обращение к логопеду поможет справиться с ними и помочь ребенку успешно учиться в школе.

Дисграфия, возникающая при нарушении процессов анализа и синтеза

Данный вариант встречается довольно часто, поэтому родителям нужно обратить внимание, если ребенок регулярно повторяет ошибки такого рода:

  • меняются местами слоги и отдельные или же опускаются вовсе («кукла» — «кулка», «кука» и т.д.;
  • слова не дописываются до конца;
  • в словах появляются дополнительные буквы (« машина» — «маашина»);
  • предлоги написаны слитно со словами, а приставки, наоборот, отдельно;
  • в словах перепутаны отдельные слоги из соседних слов.

Повторим, здесь дело отнюдь не в том, что ребенок не достаточно старается или недостаточно усердно делает уроки. Проблемы дисграфии имеют более глубокие корни. Ребенку обязательно требуется помощь логопеда.

Верная диагностика состояния и своевременные коррекционные меры способны исправить ситуацию и добавить положительных оценок в дневник и мотивации к учебе.

Что это такое

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием

Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи

Дизорфография

Есть и еще одна проблема письменной речи. Дизорфография – это устойчивая неспособность применять на практике правила орфографии. Признаком этого состояния являются частые орфографические ошибки у школьников, обладающих нормальным уровнем интеллектуальных способностей. Даже выучив наизусть правило, ребенок не может применить его на практике, поэтому ошибки повторяются вновь и вновь.

Причиной дизорграфии специалисты считают недостаточно развитые знания словообразовательного анализа, сниженную мотивацию к обучению, запоздалое развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, способности к анализу и синтезу).

Для решения всех этих проблем следует обратиться к специалистам. Логопедические занятия, построенные с учетом особенностей ребенка, помогут справиться с нарушениями, и в конечном итоге ваш школьник станет более успешным.

Кроме того, важно понимать тот факт, что сложности в освоении письменной речи значительно проще предотвратить, а не исправлять. Работу нужно начинать в дошкольном возрасте, до начала обучения письму

Хорошо развитая устная речь, своевременные консультации и занятия с логопедом помогут ребенку избежать многих трудностей во время учебы в школе.

Понятие нарушений письма и чтения

Определение 1

Дисграфия и дислексия – это неспособность или затрудненность овладения детьми письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Впервые данный тип нарушений в качестве самостоятельной патологии речевой деятельности выделил А. Куссмауль в 1877 году.

В современной литературе обозначенные термины понимают по-разному.

Определение 2

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, появляющимися из-за несформированности высших психических функций, принимающих участие в процессе письма.

Признаки, которыми характеризуется дисграфия, включают типичные и повторяющиеся ошибки на письме, носящие стойкий характер и не связанные с тем, что ребенок не знает правила и нормы языка.

Определение 3

Дислексия – это проявляющееся повторяющимися ошибками стойкого характера частичное специфическое нарушение процесса чтения, вызванное тем, что у ребенка не сформированы или нарушены высшие психические функции.

Егоровым Т.Г. выделено несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • овладение звукобуквенным обозначением;
  • послоговое чтение;
  • становление синтетических приемов чтения;
  • синтетическое чтение.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Дислексия

Если у вашего ребенка есть сложности с обучением чтению, возможно, у него дислексия.

Для нее характерны:

  • Неправильно читаются буквы в словах (слияние с последующими/предыдущими, «проглатывание», замены).
  • Ударения ставятся не в том месте.
  • Слово не дочитывается до конца.
  • В процессе чтения пропускаются или переставляются слова, теряются строки, затруднен переход с одной строчки на другую.

Как правило, дислексия, связана с нарушением речевого слуха. Ребенку трудно различать близкие по произношению звуки. Важными факторами являются также достаточная развитость способности к анализу и синтезу, удержанию внимания и точности восприятия.

Уровни протекания процесса письма

Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.

Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.

Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический. Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов

Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне

Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.

Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.

Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.

Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.

Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.

И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.

Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.

Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.

Этиология нарушений письменной речи

В современном понимании этиологии нарушений письменной речи, основной причиной признают то, что главный фактор дислексии и дисграфии – предрасположенность к ней, то есть конституциональные особенности.

Конституция – это ряд особенностей организма, включая иммунитет, потенциальные ресурсы разнообразных физических процессов, мозговую нейро-динамику, патопластический органический фон.

Нарушения чтения могут быть вызваны органическими и функциональными причинами. Дислексия может быть обусловлена, как органическим поражением зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтениям, так и влиянием отдельных внешних и внутренних факторов, задерживающих процесс формирования психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

Дислексия по своему проявлению бывает двух типов:

  • литеральная, которая проявляется неспособностью или трудностями при усвоении букв;
  • вербальная, проявляющаяся трудностями при чтении слов.

Причины нарушений письма и чтения достаточно похожи между собой. Однако в литературе мало рассмотрена психолингвистическая сторона изучения дисграфии. Данным аспектом рассматриваются механизмы нарушений письма в качестве расстройства операций порождения письменного речевого высказывания.

С точки зрения психофизиологического подхода, дисграфия может быть рассмотрена в качестве следствия нарушений в аналитико-синтетической деятельности анализаторов.

Выделяют несколько типов дисграфии:

  • акустическая – предполагает недостаточный фонематический слух, при ней страдает процесс дифференциации фонем, нарушен процесс установления правильных звукобуквенных соответствий;
  • моторная – вызвана неполноценной деятельностью двигательного анализатора, сопровождается развитием патологической инертности в процессе формирования двигательных стереотипов;
  • оптическая – вызвана недоразвитием зрительной системы коры головного мозга. Проявляется нарушением целостного восприятия, дифференцированных зрительных представлений, зрительной памяти.

Нельзя говорить о единых этиологических факторах, вызывающих трудности овладения процессами письма и чтения, так как дислексия и дисграфия неоднородны, то есть имеет место достаточно большое разнообразие их форм.

## Методика коррекционной работы при речевом нарушении

В развитии письменной речи принципиальное значение отводится осознанному анализу звуков, которые ее составляют. Чтобы обозначить на письме определенный звук буквой, необходимо не просто выделить его из слова, но и преобразовать в устойчивую фонему, основанную на слухопроизносительной дифференциации. В связи с этим необходимо уметь выделять звуки из слов и правильно их дифференцировать, что является важным условием для развития звукового анализа.

Также необходимо уметь представлять звуковой состав слова в целом, посредством анализа выделять звуки, при сохранении их количества в слове, а также их последовательность. Звуковой анализ – это когнитивный процесс, предполагающий усвоение определенной учебной операции, направленной на определение последовательности звуков в слове.

У детей, имеющих фонематическое недоразвитие, вне зависимости от уровня владения ими письменной речью, может встречаться ряд специфических ошибок, преимущественно, это смешение и замена букв. В работе, направленной на дифференциацию звуков, используют также задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа, направленная на дифференциацию смешиваемых звуков, состоит из двух этапов:

  • предварительного – работа над каждым смешиваемым звуком, с постепенным уточнением произносительного и слухового образа каждого смешиваемого звука;
  • слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков – процесс сопоставления смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.

Во время устранения дислексии и дисграфии каждый звук в процессе работы соотносят с определенной буквой. При работе по коррекции дисграфии большую роль отводят письменным упражнениям, закрепляющим процесс дифференциации звуков.

Иными словами, чтобы преодолеть каждое речевое расстройство, используют индивидуальные методы, подходящие под особенности происхождения и проявления того или иного нарушения. Но выстраиваются они все на общих основополагающих логопедических принципах, соблюдать которые необходимо при преодолении любого речевого нарушения.

Взаимосвязь письма и психики

Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций

Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи

Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, — это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.

Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.

Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.

Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.

Дисграфия

Постоянные, не связанные со знанием орфографических правил, ошибки при письме, являются характерной особенностью дисграфии. Ошибки эти отличаются нелогичностью и даже неожиданностью для учителей и родителей. «Корова» может превратиться в «крову», «апрель» в «атрель», буквы переворачиваются, а слова в отдельном предложении не связываются между собой.

Назидания, традиционные занятия с ребенком и даже наказания не могут привести к результату. Все дело заключается в том, что дисграфия возникает не от непослушания ребенка, а в связи с недостаточной сформированностью высших психических функций, нарушениями различных составляющих речи.

Способ восприятия письменной речи

Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.

Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.

Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое раньше было симпрактическим и лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней, как мы уже видели, всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.

Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.

Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражений мыслей и каким разом письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным, в котором средствами выражения выступают как «основной предмётной деятельности. Так промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в несознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.

Источник

Формирование навыков письма

При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.

После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.

Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.

Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.

Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны

Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.

У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики

Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы

Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма. Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье

Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе

Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: