Речь как высшая психическая функция и функциональная система

Лекция № 11. речь и речевая деятельность

Организация исследования и содержание заданий констатирующего эксперимента

Мы провели специальное исследование, направленное на выявление особенностей лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Сопоставительное с нормой экспериментальное изучение было организовано в шести группах детских садов № 10, 150,153 г. Рязани.

Исследованием было охвачено 60 детей с общим недоразвитием речи и 30 детей с нормальным речевым развитием. По клиническим диагнозам состав детей с ОНР был следующим: ринолалия — 8,3%, стертая форма дизартрии — 38,4%, моторная алалия — 53,3%. Изучение медицинской документации показало, что большее количество детей (34 чел.) состояло на учете у невропатолога с диагнозами: перинатальная энцефалопатия, синдром врожденной гипертензии, судорожная готовность, мышечный гипертонус.

Анализ данных, полученных при опросе родителей, показал, что 22 чел. воспитывались в неполных семьях. В 11 случаях присутствовала наследственная отягощенность речевыми расстройствами. У 14 детей старшие братья (сестры) посещали логопедическую группу для детей с ОНР.

Психолого-педагогическое обследование выявило у большинства детей с ОНР нарушения работоспособности, гиперактивность-, нарушение произвольных форм поведения. Отмечались коммуникативные трудности (трудности при установлении контакта). Речевой онтогенез существенно запаздывал по сравнению с возрастными показателями. Первые слова появились в период от 1 года 3 мес. до 2 лет. Речевое развитие классифицировалось III уровнем (по Р. Е. Левиной).

Методика констатирующего эксперимента была разработана в соответствии с теоретическими концепциями, представленными в I главе, и включала задания, широко известные в логопедии и дошкольной педагогике.

Отличительной особенностью диагностирующих методик являлась предварительная установка взрослого отвечать по образцу или по аналогии с образцом ответа педагога. Перед предъявлением почти каждой методики экспериментатор предлагал испытуемому обучающее задание, результаты которого не учитывались при подсчете баллов. Это обеспечивало возникновение языковой ориентировки, т.е. ориентировки на предъявляемый речевой материал и на уровень требования взрослого. Предлагаемые детям во II серии задания были связаны между собой общей темой и определенным сюжетом, что позволило создать эмоциональный контакт экспериментатора с испытуемым. Заинтересованность ребенка в развитии сюжета, сопереживание героям рассказа вызывали стремление к ответам, отражающим более или менее адекватно и полно семантические связи в языковом сознании. Выявление уровня лексико-семантического развития детей проводилось в ходе индивидуальных бесед с ребенком по 15 — 20 минут. Испытуемые, участвующие в эксперименте, обследовались дважды: в начале учебного года, т.е. в период, предшествующий коррекции речи, и в конце учебного года. По каждому заданию проводился количественный и качественный анализ. Количественный анализ предполагал подсчет количества правильных и неправильных ответов. Выполнение всех заданий мы оценивали по трехбалльной системе. Были определены критерии оценки результатов выполнения заданий в баллах, что дало возможность выделения различных степеней лексико-семантического развития и проведения сравнительного анализа в исследовании.

Для изучения пассивного и активного словаря использовались слова, названия которых не слишком упрочены в речевом опыте ребенка. Обязательность включения малочастотной лексики в исследования обусловливается положением Р.Е. Левиной: «Среди предметных картинок должны быть и такие, где изображены предметы, не очень распространенные в обиходе, но в большинстве случаев известные детям (…подоконник, конура, облако, весло, детеныши животных и т.д.)» .

Приведем аналогичную точку зрения Т.Б. Филичевой: «Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям. Это приводит к ошибочным заключениям» .

Виды речевой деятельности

Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:

  • устная
  • письменная
  • внешняя
  • внутренняя

Дополнительными разновидностями могут быть:

  • жестовая
  • дактильная
  • автономная
  • эгоцентрическая

Внешняя речь – процесс использования звуковых сигналов и графических знаков для передачи информации от одного индивида другому или другим. Внешняя речь направлена на общение, основная характеристика — доступность для других людей. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную и письменную.

Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.

К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.

Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:

  • спонтанная устная речь
  • подготовленная устная речь
  • диалогическая устная речь
  • монологическая устная речь

Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.

Замечание 2

Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать

Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.

Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.

Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.

Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.

Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.

Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.

Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.

Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.

Концепция противопоставления языка и речи

В научной практике хорошо известна концепция
противопоставления языка и речи, восходящая к женевскому лингвисту Фердинанду
де Соссюру. Де Соссюр противопоставляет язык как абстрактную систему и речь как
функцию индивида. То есть речевая деятельность противопоставляется
«говорению», которое в данном случае рассматривается как
индивидуальный акт, реализующий языковую способность как социальную систему. Таким
образом, речь и речевые возможности противопоставляются как социальное и
индивидуальное; речевая деятельность (речь + речевые возможности)
противопоставляется речи как потенции и реализации.

Исследуя эту концепцию, К.Л. Рубинштейн категорически утверждал,
что «психологический аспект существует только в языке. Психологический
подход к языку как таковому неприменим: это принципиально ложный психологизм,
то есть неадекватная психологизация языковых явлений».

Помимо различных интерпретаций дизъюнкции «язык —
речь» в современной науке, существуют и другие концепции, которые вообще
отвергают эту дизъюнкцию. Почти все эти концепции языка ассоциируются с
американской бихевиористской психологией: Они не делают различий между речью и
языком, как между текстом и его интерпретацией лингвистом.

Г. На вопрос, что такое язык, Х. Штейнталь ответил:
«Это не бездействующая сущность, а текучая деятельность. Мы должны
рассматривать его по существу не как удобный инструмент для использования, но
как имеющий свою собственную сущность, даже когда он не используется; это
свойство или faculty….. Язык — это не что-то существующее, как порох, а
процесс, как взрыв…».

Речи (речевой деятельности) можно дать два объяснения.
Первый: деятельность представляет собой «поток речи», возникающий в
результате пересечения и взаимопроникновения полей речевой деятельности
говорящих. Второй: речь — это вид деятельности, а именно «сложная
совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение
определенного результата, который одновременно является объективным поводом
этой деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность
субъекта».

Вторая интерпретация — «основанная на
деятельности», которая принципиально отличается от первой «основанной
на континууме». Это подразумевает включение речевой деятельности в общую
систему человеческой деятельности. Речевая деятельность рассматривается здесь с
учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение
носителя языка, во всей полноте ее отношений и отнесений субъекта деятельности
к действительности. Реальный процесс, происходящий в коммуникации, — это не
установление соответствия между речью и внешним миром, а установление
соответствия между обозначаемой деятельностью в конкретной ситуации, то есть
между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между
структурой и элементами речевого высказывания — с другой. Речевой акт — это
всегда акт установления соответствия между двумя видами деятельности, а точнее,
акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в
качестве одного из необходимых и взаимозависимых компонентов последней.

Две наиболее важные характеристики любой конкретной
человеческой деятельности — это структура и целенаправленность. И как, скажем,
политическая деятельность — это не просто набор действий, а строго
организованные действия, подчиненные иерархии целей, так и речевая деятельность
— это не набор речевых актов или набор «брошенных» высказываний.

Строго говоря, речевой деятельности как таковой не
существует. Есть только система речевых действий, которые содержатся в какой-то
деятельности — вполне теоретической, интеллектуальной или отчасти практической.
Это не имеет никакого отношения только к языку: он не самоцель, а средство,
инструмент, даже если он может быть использован по-разному в разных видах
деятельности. Но мы будем продолжать говорить о языковой деятельности, несмотря
на сказанное, имея в виду, что язык не заполняет собой весь акт «деятельности».
Такая терминологическая неопределенность имеет свои преимущества: Упоминание
слова «деятельность» заставляет нас постоянно напоминать себе о
специфически «деятельностном» понимании языковых явлений.

Таким образом, терминологически вопрос о толковании терминов
«язык» и «говорение» остается открытым, поскольку они
слишком сильно ассоциативно заряжены. Можно использовать различные заменители:
например, «языковая норма» (язык как предмет), «языковая
способность» или «языковой процесс», а также термин «речевая
деятельность».

Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1

Психические процессы это одно их основных понятий современной психологии. Под этим термином понимают группу психических явлений, которые имеют свои определенные функции, и все вместе составляют целостную систему под названием психика человека.

Деление психики на условные элементы психологических процессов сформировалось в начале становления психологии как науки, т. е. в 19 — начале 20 века, когда во всех науках имели место аналитические тенденции.

Сегодня, современные ученые считают, что все психические явления тесно связаны, практически не могут существовать отдельно и все вместе представляют единую систему – психику человека.

Статья: Виды психических процессов: речь

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Психические процессы подразделяют на три основные группы:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

Познавательные психические процессы включают в себя:

воображение
память
ощущения
восприятия
мышление
сознание
речь
внимание

Эмоциональные психические процессы состоят из:

  • эмоций
  • чувств
  • аффектов

Волевые, в свою очередь, делят на:

  • постановку цели
  • принятия решения
  • борьбу мотивов

Далее в статье более подробно речь пойдет о таком познавательном психическом процессе как речь.

Функции речи

Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:

  • коммуникативная функция
  • мнистичекая функция
  • экспрессивная функция
  • интеллектуальная функция
  • регулятивная функция

Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.

Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.

Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.

Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.

Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: