Почему возникает буллинг
В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.
Фото: pexels.com/ru-ru/@thirdman
Попытки приблизиться к лидирующим позициям
Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.
Перенаправление агрессии
Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия.
Вам может быть интересно
08.05.2019 (Не) делай, что хочешь: как помочь подростку воспитать силу воли
04.04.2019 Слабоволие: что делать, если не можешь заставить себя действовать
28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие
03.06.2019 Зависимость от кофе? Ищите ответ в голове
29.07.2019 Как распознать в себе компьютерного игромана
28.02.2019 Как помочь близкому преодолеть зависимость от спайсов или курительных смесей
09.01.2020 Роль психосоматики в развитии рака
05.08.2019 «Я так больше не могу!»: как унять душевную боль и жить счастливо?
27.06.2019 Помнить о важном: поможем улучшить память
06.05.2019 Агрессия — это привычка. Как отучить ребёнка драться и кричать
04.03.2019 «Мам, еще полчаса»: что делать, если ваш ребенок — игроман
09.12.2019 «Как сапожник»: что делать родителям, если ребенок матерится?
Как проявляется агрессия в подростковом возрасте
Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков :
отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
решение спорных вопросов конфликтным путем;
перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
использование истерики как последнего доказательства;
быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
склонность преувеличивать враждебность окружающих;
повышенная возбудимость и двигательная активность;
пассивное сопротивление, негативизм;
непонимание и невнимание к чувствам окружающих.
На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.
В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:
1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?
2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?
4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?
5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?
Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.
Причины поведения ребенка
Психологи выделяют несколько причин, по которым ваш ребенок может обижать других мальчиков и девочек. Чаще всего факторов такой неконтролируемой агрессии несколько и необходимо выявить те из них, которые влияют именно на ваше дитя. При необходимости можно сводить его к детскому или школьному психологу, если вы сделать этого самостоятельно не можете. Вот основные причины:
- Обратите внимания на друзей вашего малыша. Может кто-то из них отрицательно влияет на него.
- Пересмотрите ваши методы воспитания, если вы наказываете дитя агрессивно (порка, эмоциональный прессинг и т.д.)
- Может быть, у вас в семье частые конфликты и ссоры? Тогда нужно оградить вашего отпрыска от них. Но тут конечно правильней разобраться в себе.
- Возможно, что у вас с малышом отсутствует взаимопонимание или он недружен со своим братиком или сестричкой.
- Если папа часто ссорится с окружающими людьми, то ребенок воспринимает это как норму поведения в обществе и может перенести такое отношение на чужих детей.
- Малыш обижает своих сверстников в школе, если у него есть какие-то комплексы. Что делать? Необходимо посетить школьного психолога.
Груз эмоциональной зависимости
Если в детстве кому-то не хватало любви, заботы, внимания — того, что должен был получить в своей семье, у родителей и близких, он начинает это искать в общении с другими людьми. Желая стать счастливым, он ищет самый простой и быстрый способ – компенсировать свои нехватки через другого человека. И часто сталкивается с еще большей проблемой, так как тот, другой, может проживать и ощущать то же самое.
Сколько разочарований, претензий, конфликтов возникает только потому, что люди не понимают – никто никому ничего не должен и не обязан, никто не виноват. Каждый сам в ответе за свою собственную жизнь, не нужно чего-то ждать, просить, требовать от других.
Нужно уметь ощущать радость, получать удовольствие от жизни самостоятельно, а не за счет другого человека. Это главный критерий самодостаточного человека и полноценной жизни.
Почему ребенок дерется в садике?
На поведение мальчика или девочки огромную роль оказывают родители, братья и сестры. Если в семье не все благополучно, а агрессия и постоянные конфликты являются частым явлением, то нет ничего удивительного в том, что малыш принимает это за модель правильного поведения и старается делать так и в садике. Мало того, даже если вы шутите с вашим отпрыском и можете допустить (даже в шутку) агрессию по отношению к нему или к окружающим, то он опять же будет воспринимать это как норму.
Если ребенок часто обижает своих сверстников в садике, понаблюдайте за тем, какие передачи он любит смотреть по телевизору, возможно, здесь виноваты средства массовой информации. Сейчас и в обычных новостях много агрессии, что говорить о киногероях, которые решают свои проблемы с помощью кулаков или пистолета. Сегодня ваш ребенок посмотрел такой фильм, а завтра может пойти и попробовать решить свои проблемы в саду таким способом. Дело в том, что маленький человечек примеряет на себя все образы взрослых и их модели поведения, а то, что показывают по телевизору, для него автоматически становится нормой. Посмотрите эксперимент в коротком видео, про подражание детей и насилие:
Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.
Родительское выгорание
Если к бытовой жестокости наше общество относится терпимо, то к родительству как к явлению предъявляет супер высокие требования. Правильный родитель обязан максимум времени уделять детям, водить их на «развивашки», курсы языков и спортивные секции, обеспечить качественный отдых, путешествия, образование. Не дай бог задеть детскую самооценку, что-то не то сказать или сделать. Ребенок превращается в главный семейный проект. На него бросаются все силы и средства. И если «проект» неуспешен, значит, родители не справились.
Выдерживать такое давление очень сложно. Особенно, если в семье одна мама, есть нерешенные бытовые вопросы или другие проблемы. Родители не выдерживают психологического напряжения и срываются, как думаете, на ком? Конечно, на детях.
Как справляться с родительским выгоранием
Причины детской жестокости и агрессивности
Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.
Воспитание и атмосфера в семье
Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:
- слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
- завышенные требования к ребенку;
- недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
- запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
- чрезмерное попустительство и потакание;
- домашние конфликты;
- отсутствие откровенности между ребенком и родителями.
При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.
Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный
Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей
Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться
Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные)
Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает
Жестокие фильмы и игры
К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.
Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
Буллинг бывает физическим и психологический.
Первое — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.
Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.
Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:
Вид | Как проявляется | |
---|---|---|
По содержанию | Вербальный (словесный) | Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства |
Невербальный | Избиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот | |
По характеру | Прямой | Предыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию |
Косвенный | Угрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других | |
По условиям | В интернете (кибербуллинг) | Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации |
В быту | Все примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии |
Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.
Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.
Причины детской обидчивости
Ребенок испытывает обиду – казалось бы, обычная ситуация. Но нужно разобраться, почему она происходит и что можно сделать, чтобы предотвратить неприятные моменты.
Врожденная ранимость. Иногда бывает так, что ребенок по характеру очень чувствительный. Каждая неприятная мелочь приводит его в расстройство
Такому малышу особенно важно видеть, что родители любят его.
Непринятие особенностей малыша. Некоторые родители не принимают ребенка таким, какой он есть
И здесь идет речь не о физических характеристиках, а о психологических. Такие родители ставят малыша в определённые рамки, в которых ему некомфортно. Отсюда и обиды.
Ощущение враждебности окружающего мира. Иногда случается такое, что ребенок постоянно попадает под запреты и ограничения. Поэтому он делает вывод, что весь мир против него.
Гиперопека. Не все родители могут признать, что их ребенок – это самостоятельный человек, у которого есть своя точка зрения и желания. Они подавляют решимость малыша, его попытки действовать. Они не верят в него, а отсюда возникает и неверие самого ребенка в себя. Он начинает бояться стрессовых ситуаций и трудностей. И когда у него не получается с ними справляться, он обижается.
Как оставаться добрым родителем при ребёнке, которого не видно и не слышно?
Стереотип, что российская система воспитания существенно отличается от европейской, неверен изначально просто потому, что никакой «европейской системы воспитания» не существует. В каждой стране есть собственная культура, различные социальные слои, где детей воспитывают очень по-разному. Мы же знаем об этом слишком мало. Вместе с тем, следует признать, что у нас планка одобряемого обществом поведения ребёнка зафиксирована слишком жёстко.
Если понаблюдать за детьми во многих странах, то можно отметить их более раскрепощённое поведение в сравнении с нашими сверстниками, и это не считается предосудительным. Там ребёнок может бегать в ресторане между столами, а официанты не будут смотреть на него с раздражением от того, что он мешает им работать. Вместо этого они даже могут подыграть ему, показать ему что-то интересное. Просто они понимают, что родители в это время сосредоточены на своём, а ребёнку скучно, поэтому окружающие охотно приходят им на помощь, то есть, проявляют взаимовыручку и социальное участие, давая возможность родителям немного отдохнуть от ребёнка. И такая помощь вовсе не обременительна для окружающих, поэтому там никто не будет раздражённо отодвигать ребёнка с пути, как стул, в то время как это должны были бы сделать его родители (по мнению наших соотечественников). Просто их норма расположена в другой точке. Для них совершенно нормально, если бутуз немного пошумел, побегал, а если вокруг наблюдается поддержка от окружающих, то он и всем будет не в тягость. А вот если родитель злобно начнёт шипеть на ребёнка, чтобы тот сидел смирно, да ещё добавит для убедительности пару шлепков, вызвав у того истерику, то дискомфорта для всех будет гораздо больше.
Как же получилось, что наша планка воспитания задана так жёстко? Исторически так сложилось, что наши люди более уязвимы перед давлением окружающих, боятся провиниться, оказаться «не такими». На это сказались века крестьянского уклада жизни, опыт беззащитности перед общественным мнением и государством. Важен также и внутренний ресурс человека, который значительно воздействует на его отношение к действительности.
Это можно показать на следующем примере. Теплым вечером на морском курорте сидит компания взрослых, все в хорошем настроении, общаются, релаксируют. Если рядом начнёт бегать чей-то ребёнок, даже немного шалить и кричать, то отдыхающие отнесутся к нему благостно, могут пошутить над ним или немного поиграть. Просто расслабленные, умиротворённые люди не воспринимают появление такого малыша, как неприятное вторжение.
А теперь иная ситуация.Та же компания, но после тяжелого рабочего дня – все напряжены, заведены и пришли в кафе, чтобы хоть чуточку перевести дух. А тут этот неугомонный малыш вертится под ногами, заглядывает в тарелки, ползает под столами, одним словом, портит редкий вечер, который удаётся совсем нечасто. Тут уж наверняка ему достанется на орехи.
Отсюда же возникает стремление утихомирить ребёнка гаджетом. Родители ведутся на настроение окружающих, которое недвусмысленно намекает, что было бы очень хорошо, если бы этот непоседа прямо сейчас провалился в тартарары. Но ведь не наказывать его прилюдно, что ещё делать? Вот и дают ему смартфон с игрушкой, пытаясь достичь компромисса между злым родителем и тяжело нависающим настроением общества.
Влияние на будущие отношения
Обида, нанесенная маленькому или слабому человеку, может оказать серьезное влияние на его будущие отношения. Во-первых, такой опыт может снизить его самооценку и уверенность, что в дальнейшем может привести к проблемам социализации и установлению доверительных отношений с другими людьми.
Во-вторых, обида может стать толчком к развитию негативных эмоций, таких как злость и ненависть. Человек, пострадавший от обиды, может начать испытывать негативные чувства к окружающим, что усложнит его способность строить здоровые и гармоничные отношения с другими людьми.
Кроме того, обиженный человек может развить защитные механизмы, которые будут влиять на его способность проявлять эмпатию и понимание к другим людям. В результате он может стать неприятным в общении и отталкивать от себя окружающих.
Для создания гармоничных отношений и поддержания позитивного коллективного духа важно учитывать эти последствия обиды на маленьких и слабых. Помните, что наши действия могут оказать долгосрочное влияние на жизнь других людей и их способность входить в качественные отношения с окружающими
Причины травли
Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:
- в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
- начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
- у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
- школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
- школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
- некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
- педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
- преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.
Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.
Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.
Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.
Советы психолога
Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер
Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.
- В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для малыша примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Хорошо себя зарекомендовала эта система – многие после нее свободно и спокойно взаимодействуют с окружением и в целом становятся более гармоничными личностями.
- Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему киндеру место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в саду или школе, а можно свои чувства контролировать.
- Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей.
- Если вы стали свидетелем того, что ваш малыш нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению.
- В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в саду или школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми.
- Если ваш малыш учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося.
- Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе или в саду. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска.
- Нельзя говорить малышу, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.
Советы родителям
Важный момент в том, почему детская жестокость такая беспощадная, состоит в том, что ребенок не может адекватно оценить, к каким страшным последствиям могут привести его агрессивные поступки. Поэтому до 12-летнего возраста ответственность за него, в том числе, и уголовную, несут родители.
Когда родители замечают первые признаки агрессии, в первую очередь они должны подумать о своих отношениях с ребенком, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Как правило, жестокие дети дома подвергаются суровым телесным наказаниям, так как ожидается, что они научатся нужному поведению. К сожалению, такие методы имеют временный эффект и эффективны только до тех пор, пока ощущается железная рука. Стоит родителям позабыть о проступке, дитя опять начинает чувствовать безнаказанность и причинять боль другим.
Отучить ребенка проявлять жестокость можно только путем планомерного и поступательного воспитания. А это означает:
- быть примером, так как если родитель требует одного, а сам делает другое, ничего добиться невозможно;
- с малых лет прививать правила жизни в обществе;
- учить быть гуманным, сострадательным;
- пояснить, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому оскорблять, бить, а тем более, убивать других только потому, что они не нравятся или чем-то мешают, нельзя;
- все требования должны быть подкреплены действиями — хорошие поступки поощрением, агрессия и жестокость — наказанием;
- объяснить, какими неприятными последствиями для самого жестокого ребенка закончится такая модель поведения;
- переключите детскую энергию на конструктивное русло — запишите в спортивную секцию, там его не только отвлекут, но и дадут правильные жизненные установки.
Профилактика всегда лучше, чем лечение – это правило работает и в отношении детской агрессивности. Чтобы ваш ребенок не вырос жестоким, с первых лет жизни внушайте ему, что такое поведение всегда будет наказано.
Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли
Фото: pexels.com/ru-ru/@yankrukov
Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя. Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.
Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.
Диагностика обид
После 10 лет активной консультационной практики я сделала вывод, что одна из самых распространенных помех на пути к счастью – обида.
Постарайтесь вспомнить, сколько времени вы посвятили тому, чтобы обижаться, предъявлять претензии, злиться, как долго вынашивали это в себе. Вспомните, сколько раз обида разрушала ваши планы. Вспомните, из-за чего вы обижаетесь чаще всего.
У обиды есть две основные причины.
- Во-первых, она возникает тогда, когда собственные фантазии, идеалы не соответствуют реальности, когда то, о чем человек мечтает, на что надеется не воплощается в жизнь.
- Во-вторых, каждый человек считает себя уникальным, достойным всего самого лучшего, свои личные таланты, усилия, действия он всегда оценивает высоко. Если он не получает прямого подтверждения, признания, благодарности от окружения – некого взаимодействия, обмена, ощущает острое чувство несправедливости по отношению к себе.
Когда внутренние ожидания не совпадают с внешними проявлениями – зарождается обида.
Разрешать или запрещать? Вот в чем вопрос!
Возле светофора на оживлённой улице стоит мать с ребёнком. Мальчик нажал кнопку включения зелёного света для пешеходов, хотя переходить дорогу и не думал. Заметив это, мама устроила ему публичную взбучку, громко отчитывая его за то, что он без разрешения нажимает кнопки. Прохожие на это реагируют по-разному: одни смущённо ускоряют шаг, чтобы побыстрее миновать «горячую точку», другие осуждающе или недоумённо оглядываются на распалившуюся маму, а третьи замедляют шаг, чтобы понять, в чём суть конфликта. Негодование мамы понятно – из-за действий её сына застопорилось движение, а ведь люди спешат по делам. Ошарашенный ребёнок слабо оправдывается, что он это сделал случайно и вовсе этого не хотел.
Другой пример, где действие происходит во время детского представления в театре. Только что свет в зале погас и поднялся занавес, как вдруг один из папаш зашелестел фольгой, развёртывая сыну шоколадку, и с хлопком открыл бутылку газировки. Это совершенно противоположная ситуация, где ребёнка не излишне наказывают за невинную шалость, а, наоборот, потакают любым его прихотям. Возможно, в последнем случае родители перечитали литературы по теории привязанностей, призывающей относиться к ребёнку, как к реликвии, а вот книг с другими идеями и в руки не брали. Но на самом деле теория привязанностей вовсе не требует, чтобы ребёнку разрешалось всё, а говорит лишь о том, что родители должны отвечать на потребности чада.
Шуршание шоколадкой во время спектакля нельзя назвать насущной потребностью ребёнка, если он только не решил впасть в диабетическую кому. Согласно теории привязанностей, родитель должен предоставлять отпрыску любовь, заботу и защиту, а не потакание его желаниям, чтобы избежать капризов.
Вопросы дисциплины вообще не затрагиваются этой теорией. Если привязанность между родителями и ребёнком крепкая, то он сам будет склонен их слушаться и считать хорошим и правильным то, что считают они. А чтобы ослушаться родителей и настаивать на своём, ребёнку потребуются веские причины
Ведь бывает, что родитель не сразу понял его потребность или не посчитал важной
Сейчас появилась большая прослойка родителей, которые разрешают своим детям всё, но это лишь потому, что они просто не решаются запрещать. Обычно в их собственном жизненном опыте запреты тесно увязаны с обидами и угрозами. Поэтому они просто не умеют озвучить запрет доброжелательно, не распаляясь и не портя отношений. В своё время они не получали запретов в доброжелательной форме от спокойно настроенных взрослых.
А в примере со светофором важно то, что мама вместо акцента на недопустимость баловства с этим устройством перевела стрелки на угрозы, моральные обвинения с той стороны, о которой ребёнок просто не способен был подумать. Правильнее было объяснить ему, как работает эта система и почему «просто так» запускать её не следует
Только пятилетний ребёнок может думать, что, если родители ничего не разрешают, то они злые, а, если позволяют всё, то они добрые. Взрослые люди должны понимать, что это вовсе не так. Всё дозволяющих родителей правильнее назвать не добрыми, а пофигистами. А тех, которые способны что-то запрещать, нельзя обвинять в нелюбви к ребёнку, ведь их строгость может быть обусловлена объективной необходимостью развития ребёнка и обеспечения его безопасности.
Однако в душе каждого человека живёт 5-летний ребёнок, продолжающий обижаться на маму за её прежние поступки, строгости, наказания, невыполненные обещания. И именно этот сидящий внутри ребёнок заставляет взрослого аналогично взаимодействовать с ребёнком реальным.
Многие родители запутываются в логике, считая, что если они что-то запрещают ребёнку, то выставляют себя злыми, но поскольку они его любят, то не будут ничего запрещать, вместо этого дав сладость. А те, кто это осуждают, – сами злые люди, поэтому не стоит и слушать их вздор, что им мешают смотреть спектакль. Такую позицию следует считать однозначно неправильной. Однако изменить себя одним лёгким усилием также невозможно. Быть состоятельными родителями людям приходится учиться долго. К счастью, в наше время, уже редко можно видеть, как ребёнка прилюдно оскорбляют и бьют, что раньше бывало чаще.
Обида всегда ущербна
Обида — это эмоциональная реакция, это энергетическое проявление. Энергия нужна для здоровья, любви и финансового благополучия, это очень важный и ценный ресурс. Когда человек обижается, долго вынашивает обиду, живет с ней годами, он теряет свою энергию, запас жизненных сил
Поэтому обижаться невыгодно и очень вредно для здоровья, не важно, на кого вы обижаетесь, кто прав и кто виноват
Подумайте сами, если вы считаете , что с вами поступили нечестно, ранили ваши чувства, наплевали вам в душу, использовали вас, да и вообще, жизнь вас огорчила, стоит ли вдогонку своему обидчику посылать дополнительный бонус, в виде вашей ценной энергии, которая выплескивается из вас в его адрес в момент проживания обиды. Ему это на руку, а вам это зачем? Какая польза-выгода?
Как правило, человек, который обижается, остро ощущает потерю энергии, но не понимает, что с ним происходит, поэтому старается как можно быстрее компенсировать этот ущерб инстинктивно — через окружающих: жалуется, сам кого-то злит, срывается на ком-то. Но такой способ неэффективен, к тому же неэтичен по отношению к окружающим.
Справится с обидой раз и навсегда невозможно. Потому что это некая рефлексия, подсознательное. Но не все так печально, выход, конечно, есть.
Во-первых нужно знать и понять саму природу обиды — как она возникает , что происходит, когда человек обижается, какие внутренние и внешние симптомы проявляются. Это поможет быстрее фиксировать свои реакции, знать свои «крючки» — на что его можно поймать, за что зацепить
Очень важно не только применять разные техники, но и менять мировосприятие, в доступном формате, шаг за шагом познавать строение человека, мира в целом
Как помочь ребенку преодолеть обиду
Обида детей на родителей – обычное дело. Мама с папой должны в этой ситуации правильно повести себя и сделать всё возможное, чтобы обида не засела в голове у ребенка. Вот несколько советов:
- Помогите ребенку успокоиться. Часто обиженный малыш начинает плакать или устраивать настоящую истерику. Поэтому будьте с ним добры, обнимите, поцелуйте, дайте попить воды.
- Посочувствуйте ему. Ребенок должен осознать, что вы понимаете его обиду и поддерживайте его. Объясните, что вы на его стороне.
- «Нельзя» перерастает в «можно». Маленький секрет, который станет залогом душевного спокойствия в семье. Если ребенок хочет мороженое, но ему нельзя, то предложите другую сладость. Если хочет смотреть мультфильм, то скажите, что будет интереснее почитать сказку.
Почему ребенок дерется в школе?
Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.
Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.
Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.