Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте

Развитие речи дошкольников, обогащение словарного 
запаса в детском саду и семье | обобщение опыта  | воспитатель ру — для воспитателей и педагогов доу. официальный сайт журнала «воспитатель»

Список вежливых слов:

Приветствие при встрече и обращении

  1. Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
  2. Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
  3. Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)

При разговоре по телефону

Здравствуйте
Доброе утро (добрый: день, вечер)
Привет
Имеете время поговорить?
Сейчас удобно вести беседу?
Благодарю
Тронута вниманием
До свидания (встречи)

Список для детей

  • здравствуйте;
  • с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
  • извините, пожалуйста;
  • спасибо;
  • спокойной ночи;
  • до свидания;
  • пожалуйста;
  • позвольте;
  • разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
  • приятного аппетита;
  • позвольте помочь;
  • угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
  • приятно познакомиться.

Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?

Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать

Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.

Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.

Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.

Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.

Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы

Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками

Читайте детские книжки с ребенком

Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова

Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.

Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?

Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!

Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?

Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.

Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.

6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;

12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;

18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;

2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;

2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);

3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).

Как развить речь у детей?

Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно.  

Несколько полезных советов для развития речи ребенка:

1. Читайте детям книги и рассказывайте истории. Это поможет развить их словарный запас и улучшить понимание языка.

2. Общайтесь с детьми на разные темы, задавайте им вопросы и слушайте их ответы.

3. Играйте с детьми в словесные игры, такие как «Я вижу», «Ассоциации» и другие. Это также поможет развить их фантазию и творческие способности.

Игра ассоциации — это игра, в которой игрокам нужно быстро и ловко ассоциировать слова, связанные с определенной темой. Игроки сидят в кругу, и первый игрок называет слово, связанное с темой, например, «фрукты». Следующий игрок должен быстро назвать другой фрукт, связанный с предыдущим словом, например, «яблоко». И так далее, пока кто-то не затруднится или не повторит слово. Если игрок не может назвать новое слово, он выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который останется последним в игре.

Игра «Я вижу» — это словесная игра, в которой один человек загадывает предмет, а остальные игроки должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Правила игры:1. Один человек загадывает предмет и говорит «Я вижу что-то такое-то».2. Остальные игроки начинают задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».3. Если игрок угадал предмет, он становится загадывающим.4. Если никто не угадал предмет, загадывающий дает подсказку.5. Если игроки не могут угадать предмет после нескольких подсказок, загадывающий называет его.

Пример:Загадывающий: Я вижу что-то круглое.Игрок 1: Это футбол?Загадывающий: Нет.Игрок 2: Это мяч для боулинга?Загадывающий: Нет.Игрок 3: Это монета?Загадывающий: Нет.Игрок 4: Это шар для гольфа?Загадывающий: Да, это шар для гольфа!

4. Поощряйте детей говорить о своих чувствах и мыслях, давайте им возможность выражать свои мысли и чувства без страха быть осужденными.

5. Учите детей правильно произносить слова, помогайте им исправлять ошибки в речи.

6. Смотрите с детьми интересные программы, обсуждайте с ними то, что они видят и слышат.

7. Поощряйте детей читать вслух, это поможет им улучшить произношение и интонацию.

8. Не забывайте похвалить детей за их усилия и достижения в развитии речи. Это поможет им улучшить самооценку и мотивацию.

Отлично развивают речь ребенка:

  • чистоговорки;
  • скороговорки;
  • загадки;
  • шарады;
  • игры на словообразование;
  • упражнения на рифмовку;
  • составление синквейнов.

Переходите по ссылкам. В каждой статье дан полноценный материал, который будет способствовать развитию речи вашего ребенка. Помните, что без активной помощи взрослого, современный ребенок вряд ли будет хорошо и складно говорить. Поэтому развивайте речь и мышление своего ребёнка.

Публикация «Теоретические основы развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Старшая группа
  • Темочки

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и в значениях слов. Также своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.

Процесс обогащения словаря занимает огромное место в общей системе речевой работы в детском саду. И это вполне объяснимо. Ведь совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. При этом познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Иначе говоря, словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается основа для полноценного процесса общения и успешного процесса обучения в будущем. Именно поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Проблеме речевого развития посвящены работы многих педагогов и исследователей: анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. И. Яшина; изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены работы М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Ю. С. Ляховской; специфику усвоения слова, как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина; исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения

В дошкольном возрасте большое значение в развитии активного словаря детей имеют лексические игры и упражнения. Их характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию средства обучения, лексические игры и упражнения служат одним из основных средств развития речи детей. Они помогает усвоению, закреплению знаний.

Использование лексических игр и упражнений повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

Как разговаривать с ребенком

Для своевременного развития, с самого младенческого возраста нужно проводить занятия. Говорить с малышом нужно медленно, размеренно, четко все проговаривая, не сюсюкать, не коверкать слова, не следует торопить его с ответом и при необходимости обязательно поправлять.

Иногда малышу трудно правильно произнести все звуки, в этом случае его необходимо поддерживать и подбадривать, ни в коем случае не ругать и не дразнить.

Обращать внимание на занятиях следует на дыхание, интонацию, добиваться полных ответов. В возрасте 3-4 лет дети уже знают названия игрушек, цвета, формы предметов и т.д., поэтому с ним нужно больше общаться и мягко заставлять проговаривать все эмоции и чувства, описывать окружающий мир, говорить о его желаниях и потребностях

При необходимости нужно обратиться к специалисту – логопеду, он посоветует, как правильно подойти к занятиям, на что обратить внимание в первую очередь и, если это необходимо, будет сам проводить занятия

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

Осязание.
Тактильные чувства дарят первые представления о жизни

Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку
Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.

Зрение.
Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.

Слух.
Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение
С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг

Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.

Вкус.
Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.

Обоняние.
Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.

Моторика.
Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

Методы развития речи у дошкольников.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
    «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
    «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
    «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
    аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие. 

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Рекомендация № 2. Говорить

Перед мамой стоит непростая задача: как научить ребенка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность крохотного малыша освоить язык

Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит

Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?

Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребенка 5 лет.

Театр как основа риторики

Возможности театра безграничны — в фабулу спектакля, в уста персонажей можно вложить любую дидактическую и воспитательную задачу. В процессе разыгрывания историй, сказок у ребёнка формируется умение последовательно рассказывать историю, сохраняя в уме последовательность событий в сюжете. При сочинении собственных спектаклей для кукольного театра дети учатся алгоритму создания сюжета: завязка, экспозиция, развитие, кульминация, развязка. По такому алгоритму может быть выстроено и любое выступление, речь.

Один из способов создания текста для выступления кукольного театра — это переработка известных сказок, рассказов, взятых за основу своего спектакля.

Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, выбирать систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя.

Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями, насыщенными образами, использовать эпитеты, сравнения — пользоваться в своей речи всеми богатствами языка

Кроме того, развивается и фонематический слух, что очень важно для грамотного письма и овладения иностранными языками

Кукольный театр можно делать своими руками, можно воспользоваться уже готовыми фабричными комплектами, например, кировской фабрики игрушек. Они хороши тем, что созданы на основе рекомендаций педагогов и психологов. Перчаточные куклы, которые входят в комплект подходят для разыгрывания четырёх — семи сказок. Книжка со сказками тоже входит в комплект. Есть и кукольные театры для совсем маленьких актёров — из картона. Удобная картонная сцена, красочные картонные декорации, симпатичные картонные персонажи — кукольный театр по русским сказкам. А для самых маленьких можно использовать пальчиковый театр, где персонажи надеваются на пальчики. Замечательное средство для развития в том числе и мелкой моторики!

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие. 

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Речевое развитие детей по возрастам

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500. 
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: