Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

Где найти опытного логопеда?

Залог стремительного и эффективного развития ребенка – грамотно выбранный логопед, за спиной которого годы опыта и десятки отзывов. В «Центре восстанавливающей медицины» работает специалист с большим стажем и беспрерывным развитием в своем деле. Среди наших клиентов не только дети, но и люди, пострадавшие от инсульта и тяжелых черепно-мозговых травм.

Здесь вам и вашему ребенку помогут забыть о любой проблеме: задержка развития, нарушение последовательности звуков, заикание. Кроме серьезных психофизических нарушений, педагоги-логопеды готовы взяться за ваш неэстетичный говор и неправильную дикцию.  

О стоимости приема вы можете узнать на сайте или по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62. 

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Если у маленьких детей есть проблемы с речью и нарушения дикции, то это нормально и естественно. В большинстве случаев они проходят сами по себе. Но иногда бывают случаи, когда есть острая необходимость обратиться к специалисту. Вот только выбрать его — задача не из лёгких. Детский логопед — основные критерии выбора специалиста

На что стоит обратить внимание

Хороший детский логопед. Где искать?

Существует много объявлений логопедов, которые предлагают свои услуги в сми, в интернете и т.д.

Порекомендовать логопеда могут в поликлинике, в педагогическом центре, школе или детском саду.

Самый лучший способ, на мой взгляд, прислушаться к рекомендациям друзей и знакомых. Они смогут поделиться своим мнением и опытом.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

  1. Если в 2 года ребёнок не говорит.
  2. В 3 года речь ребёнка невнятна и непонятна для окружающих людей.
  3. Ребёнок имеет маленький словарный запас для своего возраста.
  4. После 5 лет ребёнок говорит односложно, неверно согласует слова в предложениях.
  5. Если ребёнок готовится к школе.
  6. Ученик не справляется со школьной программой. Ему тяжело даётся письмо и чтение.

Очень важно получить консультацию специалиста вовремя. Лучше всего обратиться к логопеду при появлении первых признаков нарушения речевого развития и как можно раньше

Таким образом мы сможем избежать негативное влияние нарушений речи на психическое развитие в целом.

На что стоит обратить внимание при выборе логопеда?

  • Обязательный пункт-это высшее образование. Логопед-дефектолог должен иметь диплом об окончании дефектологического факультета высшего учебного заведения.
  • Стаж логопеда. Желательно, чтобы был хотя бы какой-то стаж. Но это совсем не значит, что начинающий специалист совсем ничего не умеет.
  • Методики. Как правило, все специалисты придерживаются общепринятых методик и правил для коррекции речи. Иногда применяют свои личные разработки и подстраивают их под каждого ребёнка.
  • План работы. Спросите у педагога как будут проходить занятия, какие методы он будет использовать. Логопед должен рассказать вам о своём плане работы с малышом. Плюс ко всему должен пояснить что именно он собирается делать и в какой последовательности. Попросите учителя, чтобы он назвал вам авторов книг, пособий , развивающих карточек.
  • Истинный логопед никогда не скажет вам точную дату, когда речь (звукопроизношение и т.д.) будет исправлена. Здесь все строго индивидуально и зависит от множества параметров.

Детский логопед. Личное впечатление.

Очень важна первая встреча

Она то и может стать решающей.
Обратите внимание как логопед устанавливает контакт с ребёнком. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка

Идёт ли он с радостью на занятия или нет? Дети тонкие и чуткие психологи. Порой они сами могут сделать правильный выбор.
Опытный и грамотный дефектолог не станет критиковать вас и вашего ребёнка. Он не будет проявлять равнодушие, злость или раздражение. Он не делает поспешных выводов и осторожен в суждениях.
Речь самого специалиста должна быть четкой и правильной.

Совместная работа.

Логопед всегда даёт домашние задания и вы должны их выполнять. Без этого просто никуда.

К сожалению, многие родители не хотят заниматься с детьми дома. В таком случае не стоит спрашивать у педагога почему вы, спустя время, не получили желаемого результата.

Дети 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки на занятиях . И лишь постоянное повторение их дома поможет закрепить их. Обязательно мотивируйте своих малышей.

Проявляйте интерес и активность. Общайтесь с педагогом как можно больше после занятий.

Как правило, логопед приглашает родителей к себе в кабинет, чтобы они посмотрели на занятие. Кстати, первая консультация желательно должна проходить в присутствии родителей. Потому что ребёнку в присутствии мамы или папы легче вступить в диалог.

Для хорошего логопеда-дефектолога не бывает трудных детей. Все детки индивидуальны и уникальны.  У всех есть свои сильные стороны, положительные качества. А вот увидеть эти стороны и использовать их во благо — это и есть залог успешной логопедической работы.

Расскажите есть ли у вас опыт поиска логопеда-дефектолога. Понадобился ли вам детский логопед? Насколько опыт был удачен?

Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля

Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:

В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все»

В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.

Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет, когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией. 

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Особенности работы педагога-дефектолога

Деятельность профессионала в области дефектологии зависит от его специализированности. Ребенок нуждается в его методах, когда появляются проблемы, не решающиеся в ходе классического обучения. Дефектолог должен быть специалистом в том нарушении, которое присуще малышу. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном. К примеру, если речевое нарушение возникло на фоне задержки умственного развития, ведущим педагогом станет олигофренопедагог.

Приведем наглядный пример: если у ребенка проблемы со слухом, работа педагога направлена на развитие невербального общения. Если проблемы связаны со зрением, проходит обучение пространственной ориентировки.

Логопед-дефектолог: какие навыки нужны, с чего начать и где можно работать

Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение по возможности остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия трудности с чтением , дизартрия неясная, смазанная речь , афазия утрата речи по причине поражения головного мозга. Дефектолог исправляет существующие недостатки по возможности , а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость олигофрения , аутизм психическое расстройство

Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков при необходимости , учит пациента выражать свои эмоции и желания особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью , помогает находить общий язык со сверстниками. Работа дефектолога с детьми как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми: Ознакомление с окружающим миром

Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности.

Их задача — скорректировать проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.

А потом спросите «Что это? Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов части тела, игрушки, продукты и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

Дефектолог — такая специальность в чистом виде не существует. Институты не выпускают дефектологов. Выпускают специалистов, которые занимаются проблемами детей с нар. Дефектологи занимаются развитием представлений ребенка, расширяют знания об окружающем, учат игре, конструктивной деятельности, формируют математические представления и т. Этим может заниматься логопед, олигофренопедагог, специальный психолог, сурдопедагог.

Общие задачи дефектологов

Основная работа специалистов направлена на развитие познавательности у ребенка, что достигается благодаря разносторонним программам и методикам. Сюда относится развитие памяти, внимания, ментальных процессов. Несмотря на узкопрофильность педагогов-дефектологов, все они решают аналогичные задачи:

  • индивидуальное развитие сенсорных навыков;
  • развитие культурно-гигиенических умений;
  • формирование правильной речи, достигающееся методом расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, тем самым пополняя его словарный запас и формируя связную речь);
  • демонстрирование игровых приемов (в случае, если игровые навыки не отвечают возрасту малыша);
  • приобретение навыков в письменной и устной речи методом аудиального восприятия (ребенок находит звуки в произнесенных словах);
  • формирование простых арифметических навыков (благодаря приобретенным знаниям о количественных и временных особенностях предметов);
  • развитие моторики с помощью простых творческих заданий.

👩‍🎓Обучение на логопеда

Профессии логопед обучают в высших учебных заведениях — университетах и педагогических ВУЗах — в течение 2-4-х лет, в зависимости от формы обучения.

Перечень некоторых ВУЗов, в которых можно получить образование по данной специальности:

  1. МГГУ им. Шолохова.
  2. Московский городской педагогический университет.
  3. Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.
  4. ИСПиП им. Рауля Валленберга.
  5. РГПУ им. Герцена.
  6. Северо-Кавказский федеральный университет.
  7. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
  8. Казанский федеральный университет.
  9. Тюменский государственный университет.
  10. Кубанский государственный университет.

Существуют также очные и дистанционные курсы переподготовки специалистов на базе высшего педагогического образования в ряде учебных заведений, к которым относятся:

  1. Российский институт профессионального образования (ИПО).
  2. Высшая школа технологии и управления (ВШТУ).
  3. Современная научно-техническая академия (СНТА).
  4. Международная Академия Экспертизы и Оценки (МАЭО.
  5. МГГУ им. Шолохова.
  6. Московский городской педагогический университет.
  7. ИСПиП им. Рауля Валленберга.

Отличия

Дефектолог – широкое понятие. Логопед – узкая. Основное отличие этих двух специальностей в поставленной цели и мотиве реабилитации.

Цель дефектолога дошкольного или школьного заведения направлена на то, чтобы корректировать психическое развитие, помочь детям научиться выражать свои мысли, восстановить пробелы в знаниях. Специалист работает с особыми детьми, имеющими определенные отклонения в физическом и умственном развитии. К ним можно обращаться с маленькими детьми от 1 года.

Логопед работает с хорошо развивающимися детьми, у которых только проблемы с речью и произношением. Он помогает правильно развить речевой аппарат, корректировать речь. Занятие с логопедом не должно превратиться в наказание трехлетнего дошкольника. Логопед помогает детям и взрослым справиться с дефектами речи.

Когда необходим тот или иной специалист?

В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития, и все больше родителей ищет грамотного и опытного специалиста. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду. Корень проблемы может быть следующим:

  • родовые травмы;
  • инфекции, полученные в период внутриутробного развития;
  • болезни, возникшие на раннем этапе развития;
  • расстройства невралгического и психологического характера.

Это лишь малая часть существующих причин. Говоря конкретнее, за помощью нередко обращаются родители, у чьих детей диагностировали ДЦП, аутизм, эхолалию, нарушение слуха или зрения.

Чем обычно занимается логопед?

Взрослые обращаются за помощью специалиста, когда выявляют языковые нарушения у малыша. Найти логопеда в городе нетрудно: их «среда обитания» – школы, интернаты, детские сады, кружки, развивающие центры и даже поликлиники.

Прежде чем педагог-логопед начнет работу с ребенком, необходимо установить точный диагноз, и за это берется психолого-медицинская комиссия. Они находят «корень» речевой патологии, а логопед, опираясь на диагноз, подбирает эффективную методику для предотвращения нарушений.

Порой родители смотрят на работу логопеда поверхностно, полагая что их задача – исправить неверное произношение букв и звуков. Работа специалиста куда более масштабная – она направлена на усовершенствование речи в целом. Педагог помогает:

  • нормализовать связную речь;
  • исправить неверное произношение звуков;
  • пополнить словарный запас;
  • усовершенствовать фонематический слух;
  • развить навыки грамматические;
  • проработать невербальное общение (движения, жесты).

В ходе работы с логопедом малыш учится грамотно задавать вопросы, придумывать рассказы и вести диалоги. Собеседниками в диалогах выступают как другие дети, так и взрослые. Кроме того, педагог ставит за цель предупредить письменные расстройства, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего пространства.

Всё вышеперечисленное – это то, чем логопед отличается от дефектолога, но и в работе последнего есть много пересекающихся задач.

Чем отличается дефектолог от логопеда?

Оба специалиста занимаются коррекцией неврологических и речевых нарушений у детей, но имеют существенные различия в фокусе работы и методиках.

Разница между дефектологом и логопедом заключается в:

1. Области работы: Дефектолог занимается коррекцией широкого спектра нарушений, таких как речевые, познавательные, эмоциональные и социальные, в то время как логопед специализируется в основном на речевых нарушениях и их коррекции.

Дефектолог может работать с ребенком, у которого есть проблемы не только с произношением звуков, но и с организацией речи, пониманием инструкций и развитием мелкой моторики рук.

2. Образовании и подготовке: Дефектолог имеет специальное высшее педагогическое или психологическое образование, с фокусом на работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Логопед также может иметь педагогическое или психологическое образование, но обычно получает специализированное образование и тренинги в области речевой коррекции.

Дефектолог может иметь знания и навыки работы с детьми с общими задержками развития или расстройствами аутистического спектра, помогая им развивать познавательные и социальные навыки. Логопед, с другой стороны, получает специализированное обучение в диагностике и коррекции речевых нарушений, таких как дислалия или ретардация речи.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Самое дорогое, что есть у каждого родителя, – это их дети. Мы хотим, чтоб они развивались наравне со сверстниками, получили хорошее образование. Однако этому могут помешать речевые проблемы. За помощью можно обратиться к друзьям, знакомым или поискать ответы в интернете. Однако надежней всего получить консультацию профессионала. Но какой именно специалист окажет наилучшую поддержку в сложившейся ситуации? Чем логопед отличается от дефектолога?

Как будет проходить первичная консультация у логопеда-дефектолога?

Специалист начинает всегда с подробного опроса, иными словами, со сбора анамнеза. Начиная с вашей беременности, заканчивая симптоматикой и жалобами в данный момент.

Чтобы собрать весь пазл, дефектологу необходимо знать все. Насколько сложно протекала беременность, мучительные были ли роды, сколько часов длились, была ли гипоксия и прочие нюансы, которые помогут в построении схемы лечения.

Не менее тщательному опросу/осмотру подвергается и сам маленький пациент.

  • Развитие, психоэмоциональное состояние, навыки, соответствуют ли они нормам, а если отстают, то насколько?
  • Проверяются также умственные способности, насколько развит у ребёнка интеллект?

И только завершив опрос, логопед-дефектолог расписывает программу коррекции.

Порой, если случай окажется сложным, либо симптоматика не ограничится одной логопедией, то специалист «попросит помощь зала» и посоветует прибегнуть к помощи коллег (невролога, ортодонта, психолога, нейропсихолога, психиатра, отоларинголога, психотерапевта).

Теперь вы знаете, какой специалист вам необходим.

Но помните, своевременное обращение к специалисту-залог положительного результата.

Особенности профессии

Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога

Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида

  1. Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.

  2. Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.

Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.

В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.

Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.

Особенности работы логопеда-дефектолога?

Дефектология – это педагогическая дисциплина, применяющая методики, направленные на устранение дефектов в развитии. Она включает разные направления, в том числе и логопедию, представляющую собой часть педагогики, которая основана на трудностях с речью. Деятельность специалиста-дефектолога зависит от его специализированности. Такой педагог необходим ребенку, проблемы которого не решаются с помощью классического обучения. В таком случае, необходимо обратиться к дефектологу, который специализируется на конкретном нарушении, которое присуще малышку. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном.

Педагоги–дефектологи занимаются индивидуальным развитием сенсорных навыков, развитием культурных умений, а также помогают справиться с отклонениями развития и учат детей общению с окружающими.

Дефектолог-логопед — это универсальный специалист, способный работать как логопедом, так и дефектологом. 

Помощь узкопрофильных специалистов требуется при проблемах с адаптацией, речевым развитием, общением и обучением. Нарушения возникают в результате следующих причин:

  • заболевания, появляющиеся на ранних этапах развития;
  • психологические и неврологические расстройства;
  • родовые травмы;
  • инфекции, которые были получены при внутриутробном развитии.

В чем состоит разница между логопедом и логопедом — дефектологом

Логопеды занимаются постановкой речи практически здоровых детей, развитие которых происходит нормально. Они лишь формируют правильное произношение,  обучает автоматически произносить тот или иной звук, используя упражнения, развивающие мышцы губ, неба языка и гортани.  Занятия с логопедами  рекомендуется начинать не раньше трехлетнего возраста.

Логопед-дефектолог — широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, имеющими не только речевые нарушения, но и сопутствующие патологии развития: поражение центральной нервной системы, слуха, речевого аппарата. К нему следует обращаться как можно раньше, желательно, в первый год жизни ребенка.

Работа этого врача  направлена на устранение дефектов, возникших и продолжающих возникать в результате заболевания, которое приводит к нарушению речи. Если обратиться к дефектологу своевременно и впоследствии проводить регулярные занятия, речь, интеллект, письменные навыки деток с различными патологиями будут формироваться с наименьшим возможным отставанием от нормы.

Если у вас или участкового врача в поликлинике есть хоть малейшие подозрения, что у вашего ребенка высокий риск:

  • нарушения работы ЦНС
  • отставания интеллектуального развития
  • патологии речевого аппарата
  • нарушения психики
  • дефектов органов слуха или зрения

обязательно проконсультируйтесь с дефектологом!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: