Рекомендации родителям, как справиться с проблемой детской агрессии
Гнев можно выражать словами и таким образом давать понять окружающим, что с вами происходит. Для ребенка это трудно, его нужно этому научить. Главным образом это происходит тогда, когда вы озвучиваете чувства ребенка. Он постепенно учится понимать, какие ваши слова соответствуют его ощущениям. Конечно, этот процесс будет идти очень долго, но начинать проговаривать чувства малыша можно с самого раннего возраста. Вы видите, что ребенок разозлился, чего-то требует. Прежде чем решать ситуацию с самим требованием, признайте его чувства, скажите ему: «Мне кажется, ты очень злишься, когда приходится так много одежды на себя надевать». Постепенно ребенок научится такому способу сообщения о своем состоянии. Называние чувства, переживания — это уже само по себе способ снижать его интенсивность.
Психологи часто дают такую рекомендацию родителям по преодолению детской агрессии – покажите ребенку, как можно проявлять недовольство. Когда сердитесь вы сами, назовите свое чувство, скажите: «Я сейчас очень злюсь на то, что происходит». Таким образом, вы покажете ребенку пример обращения с гневом и дадите ему понять, что все люди злятся. При этом можно вести себя неразрушительно. Напротив, если основная модель поведения взрослых в гневе — это крик или другие формы агрессии, тогда и справиться с подобными проявлениями у ребенка невозможно. Если ваш малыш часто ведет себя агрессивно, проверьте, не копирует ли он одного из близких взрослых. Не забывайте, что крик, ругань — это также проявления агрессии (в данном случае вербальной).
Как можно бороться с детской агрессией, если вы чувствуете, что ситуация накаляется? Учите ребенка снимать напряжение через игры: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.
Общий режим
Расстройства поведения у детей и подростков характеризуются стойкими асоциальными, агрессивными и вызывающими расстройствами. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений, либо иметь целостный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза необходимо соответствие трем или более критериям в течение предыдущего года и хотя бы один раз за последние шесть месяцев:
- конфликт с родителями и несоблюдение общепринятых семейных правил;
- Агрессивное отношение к животным и людям;
- деструктивное поведение, причинение ущерба, кража;
- обманчивый, двуличный, подлый.
Поведение настолько деструктивное, что может разрушить отношения дома, в школе и других группах.
Поведенческие дефициты представлены несколькими большими группами:
- открывайте деструктивные режимы действий — драки, ограбления, гангстеры;
- скрытая деструктивность – кража, обман, поджог, вандализм;
- скрытые недеструктивные — прогулы, вредные привычки, зависимость, нецензурная лексика.
Поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте включают гиперактивность и изменения настроения, тесно связанные с поведением.
Поведенческие дефициты — это не обычные детские капризы или подростковая недисциплинированность. Такие предубеждения представляют собой серьезные, продолжающиеся изменения, которые могут оставить негативный след в людях. Обычно во взрослом возрасте патологические модели поведения устраняются, однако в раннем возрасте они могут перерасти в психозы.
Поведенческие дефициты также являются проявлениями различных психических расстройств. Затем сосредоточьтесь на основном заболевании.
Ольга Батуева
Практикующий психолог, коуч, наставник, преподаватель, ведущая тренинговых групп. Стаж работы в области психологии, коучинга, преподавания и развития взрослых людей более 25 лет.
Ольга Батуева. Фото предоставлено экспертом.
Причиной психологической травмы может стать любое событие, где человек пережил сильное, эмоциональное потрясение, не смог себя защитить, попал в беспомощное состояние, не смог выразить и проговорить свои эмоции.
Чаще всего, такие травмы происходят в детстве, так как у человека в период развития личности очень мало внутренних и внешних ресурсов, чтобы противостоять внешнему миру. Он ещё не осознаёт самого себя, копирует модели поведения взрослых, всё принимает на веру и очень зависит от той среды, в которой находится.
До семи лет у ребёнка, который, напомню, ещё не имеет критического мышления, уже формируется некий жизненный сценарий. Во взрослом состоянии он отыгрывает этот сценарий, сам того не осознавая.
Как понять, что у человека есть непроработанная детская травма?
Об этом могут говорить любые сложности, которые возникают на жизненном пути человека:
- Например, ему трудно строить карьеру, зарабатывать деньги, правильно распределять свой бюджет и соблюдать самодисциплину.
- Он постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, имеет склонность к депрессиям, чрезмерно критикует себя или других.
- У травмированного человека могут возникать сложности с построением отношений с противоположным полом. Он часто выбирает созависимые отношения. Живёт в треугольнике Карпмана, отыгрывает роли то жертвы, то спасателя, то карателя.
- Алкогольная, никотиновая, наркотическая и другие виды зависимостей, расстройства пищевого поведения.
- Синдром самозванца – это тоже может быть последствием детских травм.
То есть причиной всего, что тяжело даётся во взрослом состоянии, могут быть истории из детства. Психика запомнила эмоциональную боль и «схлопнулась», выставила защиту и при возникновении подобной ситуации включает саботаж, прокрастинацию, «лень», множество объяснений и отговорок, почему это делать не надо.
Например, детям разведённых родителей может быть сложно строить длительные отношения с противоположным полом. Но и у тех, кто вырос в полной семье, тоже могут быть такие проблемы, если в семье были холодные отношения между родителями или постоянные конфликты.
Болезненные переживания детства мешают в полную меру использовать ресурсы внешнего мира, раскрывать свои способности и таланты. Это может проявляться чувствами тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия ко всему.
Психологические травмы не дают взрослому человеку быстро адаптироваться к меняющимся условиям, быть эмоционально гибким и строить свою жизнь так, как хочется, а не так, как было когда-то заложено.
Источник mykaleidoscope.ru
Как преодолевать психологические травмы?
В первую очередь, определить свою взрослую проблему, которая давно не решается и мешает жить.
Одним из способов решения может быть обращение к детскому опыту и определение травмирующих ситуаций:
- Пересмотреть заложенное в детстве восприятие мира: шаблонов, установок, привычек.
- Освободить психику от эмоционального напряжения, начать менять мышление и модели поведения.
- Развивать спонтанную способность к жизни.
- Не позволять детскому опыту наслаждаться взрослой жизнью.
Лучше всего это делать на индивидуальных консультациях с психологом или в терапевтических группах самопознания. Мы и ранимся об людей, но мы и лечимся тоже через них.
Сейчас очень много психологической литературы, видеокурсов, подкастов, статей. Это помогает получать знания. Но знания жизнь не меняют. Жизнь меняют действия.
Например, если вы знаете, что у вас болит желудок, от этого он не станет здоровым. Надо идти к доктору и выполнять его назначения. Так же и с психологической травмой. Нужен специалист.
Самостоятельно можно при помощи саморефлексии и анализа предположить, «откуда растут ноги» проблем. А дальше при поддержке психолога/психотерапевта пройти путь изменений до результата, который вы хотите получить.
Как решить проблемы из детства, и реально ли это сделать?
Первое, что нужно сделать – признать проблему важности детства, его влияния на вашу жизнь и решить, что вы будете работать над ее решением. И тут важно не искать отговорок и компромиссов
Всякий раз, когда вы говорите «ну тут ничего не поделать, вот такой я человек» – тем самым вы вставляете палки в колеса и не даете позитивным переменам прийти в вашу жизнь
И тут важно не искать отговорок и компромиссов. Всякий раз, когда вы говорите «ну тут ничего не поделать, вот такой я человек» – тем самым вы вставляете палки в колеса и не даете позитивным переменам прийти в вашу жизнь
Да, изменить себя, вырвать сорняки, которые врастали в вас с ранних лет, – сложная задача. Она не решится в один момент. Скорее всего, придется долго и упорно работать над собой. Проблема влияния детства на формирование человека очень серьезна, но в большинстве случаев решаема. И начинать никогда не поздно. Сколько бы лет ни осталось позади, впереди у вас тоже есть жизнь. И на нее, в отличие от прошлого, можно повлиять.
Поначалу может быть страшно, ваш ум не захочет избавляться от болезненных, но таких привычных и комфортных шаблонов. Но эти перемены сделают вас счастливее, и со временем вы станете это все больше замечать.
Особенности психотерапии при ПДСР
Лечение следствий ПДСР имеет ряд особенностей, которые отличаются от методов лечения психосоматических расстройств, нарушения социализации, расстройств личности, которые не являются следствием дидактической («педагогической») деятельности родителя, учителя или коллектива, в котором человек вынужден находиться. Это отличие заключается главным образом в психотерапевтическом подходе, который должен сохранить (или даже создать) у пациента позитивный образ «родителя», «учителя», «коллектива» несмотря на однозначно травмирующий опыт пациента.
Прежде всего, тактика психотерапии должна помочь пациенту в обретении позитивного опыта взаимодействия «родитель — ребёнок», «учитель — ученик», «доброкачественное коллегиальное взаимодействие». В противном случае пациент со временем будет демонстрировать поведение, избегающее родительства; трудности в обучении, где главным источником знаний выступает человек; трудности во взаимодействии с коллегами в коллективе.
Другой особенностью тактики психотерапии является помощь в определении адекватного значения места конкретного родителя, учителя и коллектива в жизни человека. Тут стоит задача помочь человеку научиться реально оценивать значение дидактического влияния на него: не девальвировать и не переоценивать влияние родителя, учителя и коллектива.
Третьей особенностью тактики психотерапии должно стать создание возможности для пациента поменяться ролями: почувствовать себя «родителем», «учителем», «лидером коллектива». Это позволит человеку обрести шаблон «нормативного дидактического поведения» — дидактического поведения, которое осуществляется не травмирующим способом.
Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии
Приступами агрессии называют такие действия ребенка, которые неприятны и болезненны для окружающих: удары, укусы, толкание и так далее. Есть два варианта ситуаций, в которых это может происходить:
Агрессия у детей дошкольного возраста часто проявляется во время игры. Например, ребенок может ударять рукой по человеку не злясь, а просто играя, ведь малыши часто стучат руками по разным предметам. Так же точно он поступает и с людьми. Особенность агрессивного поведения детей заключается в том, что, причиняя другому человеку боль, он может улыбаться, смеяться, видно, что он доволен. Часто именно в этой ситуации взрослые совершают ошибку, начиная в ответ смеяться или как-то заигрывать с ребенком. И до того времени, когда ситуация уже станет совсем неприятной для родителей, ребенок не получает сигнала о том, что что-то не так, что его действия неуместны
Важно понимать, что неприятные действия должны быть остановлены с самого начала, вне зависимости оттого мотива, в результате которого они происходят. Как реагировать на детскую агрессию в этом случае? Не важно, от злости вас бьет ребенок или просто играет, эти действия должны быть остановлены.
Агрессивность в детском возрасте может проявляться и в том случае, если ребенок зол
Обычно он в таком случае дерется, это результат злости малыша. А злится карапуз, потому что ему что-то неприятно. Основная характеристика такого агрессивного поведения ребенка – обязательный резкий выпад: малыш, не имея другого способа реагирования, бьет кого-то, кто рядом. Обычно (но не обязательно), он наносит удары тому, кто стал причиной его неудовольствия.
Прогноз и профилактика
Для эффективного решения проблем детской агрессии необходимо взаимодействие родителей, педагогов и психологов. Большинство случаев имеют позитивный прогноз. Для предотвращения того, чтобы агрессивное поведение стало регулярным способом взаимодействия, необходимо гармоничное воспитание, предлагающее ненасильственные решения разногласий, а также признание гнева в соответствующей форме
Не стоит заострять внимание на незначительных агрессивных действиях ребенка
Говоря об агрессивных проявлениях, важно подчеркивать действия, а не черты характера («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»)
Одним из главных плюсов лечения агрессивного поведения в детской психиатрической клинике в Москве является профессионализм и опыт специалистов. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Врачи клиники имеют большой опыт работы с детьми, страдающими от агрессии, и знают, как эффективно помочь им.
В клинике используются современные методики и технологии. Специалисты постоянно следят за новейшими достижениями в области психотерапии и применяют только проверенные методы лечения. Это позволяет достичь максимальных результатов в короткий срок.
Кроме того, клиника предлагает комплексный подход к лечению агрессивного поведения. Врачи не только работают с ребенком, но и включают в процесс его родителей и близких. Это помогает создать благоприятную обстановку для изменений и укрепить отношения в семье.
Консультация ВРАЧА психиатра
Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму
- беседа для точного определения проблемы;
- избрание оптимальной схемы лечения;
- разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.
Время консультации – до 60 минут.
На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.
Стоимость 5 000 ₽
Амбулаторное лечение
- Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
- Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
- Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
контроль опытным медперсоналом;
Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!
Стоимость 8 000 ₽
Стационарное лечение
- Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
- Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
- Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;
Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!
Стоимость от 7 000 ₽
Шустов Александр Дмитриевич
Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук
Психиатр
Психотерапевт
Кандидат наук, Врач высшей категории
Стаж: 9 лет
Врач — психиатр, психиатр — нарколог
Нарколог
Психиатр
Кандидат наук
Стаж: 20 лет
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Доктор наук, Врач высшей категории
Стаж: 28 лет
Психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог
Психотерапевт
Доктор наук, Профессор
Стаж: 24 года
Медицинский психолог
Нейропсихолог
Психолог
Стаж: 8 лет
Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.
Нарколог
Психиатр
Доктор наук, Профессор
Стаж: 43 года
Психиатр — нарколог, психотерапевт
Нарколог
Психиатр
Психотерапевт
Врач высшей категории
Стаж: 14 лет
Шевченко Ольга Юрьевна
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Нарколог
Психиатр
Психотерапевт
Врач высшей категории
Стаж: 25 лет
Шишкина Евгения Сергеевна
Психолог реабилитационного сопровождения
Нейропсихолог
Психолог
Психолог реабилитационного сопровождения
Стаж: 7 лет
Губин Илья Анатольевич
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог ,организатор здравоохранения
Нарколог
Психиатр
Психотерапевт
Врач высшей категории
Стаж: 20 лет
Данная статья проверена экспертом:
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Наиболее распространенные поведенческие расстройства у детей
Существует несколько типов поведенческих расстройств, которые могут протекать параллельно. детей.
1. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Это наиболее распространенный тип нарушения, которое затрагивает 2-5% детей, причем мальчиков в три раза чаще, чем девочек.
Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
СДВГ имеет три основных типа:
- Преимущественно гиперактивно-импульсивный.
- Преимущественно невнимательный.
- Сочетание гиперактивно-импульсивного и невнимательного
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться следующие симптомы:
- дезорганизация;
- трудности с концентрацией;
- проблемы с быстрой и точной обработкой информации;
- проблемы с выполнением инструкций;
- неспособность усидеть на месте;
- непрестанная болтовня;
- трудности с участием в спокойной деятельности;
- разговоры о неуместных вещах;
- импульсивное поведение с пренебрежением к последствиям.
2. Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)
Вызывающее оппозиционное расстройство в основном характеризуется упорным неповиновением авторитетным фигурам и обычно начинается в возрасте от 8 до 12 лет.
Дети с этим нарушением поведения часто ведут себя вызывающе по отношению к членам семьи, воспитателям, учителям. Они также испытывают сложности в общении со сверстниками.
Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства у детей:
- частая вспыльчивость;
- отказ от выполнения просьб взрослого или споры с ним в ответ;
- намереннное раздражение других людей;
- обидчивость;
- обвинение других в ошибках.
3. Расстройство поведения
Расстройство поведения диагностируется у детей старшего возраста или подростков, которые постоянно нарушают правила или проявляют делинквентное поведение. Это, как правило, дети, которых называют сложными. Около трети из них также имеют СДВГ и около 5% десятилетних детей — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), причем у мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Расстройство поведения характеризуется частыми нарушениями соответствующих возрасту социальных норм или прав других людей. Таких детей часто отстраняют от занятий в школе, а подростки — нередкие гости в детской комнате полиции.
Симптомы расстройства поведения у детей:
- нарушение серьезных правил дома или в школе;
- побеги из дома;
- пребывание на улице ночью;
- физическая агрессия по отношению к животным и людям;
- порча чужого имущества;
- принуждение кого-то к сексуальной активности.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Диагноз поведенческого расстройства детям ставит психиатр или пихолог. Ребенок с нарушением поведения может также проявлять ряд других симптомов, таких как депрессия, тревога, СДВГ.
Врач исследует историю болезни и семейный анамнез на предмет выявления других психических заболеваний, семейных стрессоров и нарушений в обучении. Для сбора информации потребуется несколько встреч или сессий, а также использование специальных психологических таблиц.
Как лечатся поведенческие расстройства у детей?
Если оставить без внимания нарушение поведения у ребенка, то он вырастет с ворохом проблем. Ранняя терапия — залог эффективности лечения.
Лечение может включать в себя:
Обсуждение проблемы
Влияние острых и хронических психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте, таких как педагогическое насилие, буллинг, виктимизация и дидактогения, могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое в настоящее время очень редко диагностируется, своевременно профилактируется и лечится. В современной науке не существует общепризнанной теории зарождения и развития ПТСР. Частота, напряженность и интенсивность стресса, социальная ситуация, биологические и личностные особенности пациента — это факторы, влияющие на возникновение ПТСР.
Кроме этого, на появление ПТСР влияет эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и психовегетативная незрелость. Неправильное обращение с пострадавшим близких, педагогов способствует затяжному течению стрессового заболевания и трудностям восстановления социального функционирования .
По нашему мнению, следует ввести понятие постдидактическое стрессовое расстройство» (ПДСР), под которым следует понимать психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих негативное воздействие на психику индивида в результате дидактической («педагогической») деятельности родителя, учителя, коллектива, в котором человек вынужден находиться, или в результате активного уклонения от неё («педагогическая халатность»).
Виды постдидактического стрессового расстройства:
- психосоматические нарушения в результате педагогической деятельности;
- социальная дезадаптация в результате педагогической деятельности;
- расстройства личности в результате педагогической деятельности.
Все виды ПДСР можно классифицировать по приоритетному источнику, осуществляющему дидактическую деятельность: родительское ПДСР, учительское ПДСР, ПДСР вследствие поведения коллектива, в котором ученик вынужден находиться.
Постановка диагноза ПДСР — это определение наличия психосоматического расстройства, нарушения социализации, наличие расстройств личности, согласно жалобам пациента на поведение по отношению к нему родителя, учителя или коллектива, в котором он вынужден находиться.
Однозначное определение ПДСР и чёткая классификация необходимы для дифференциальной диагностики этого расстройства относительно постановки диагнозов психосоматического расстройства, нарушения социализации, расстройств личности, которые не являются следствием педагогической деятельности родителя, учителя или коллектива, в котором человек вынужден находиться; определения особенностей тактики психотерапии; повышения эффективности мер профилактики именно для этого расстройства.
Данная классификация позволяет, определив приоритетный источник дидактической («педогогической») деятельности, способствующей возникновению расстройства, наметить реальные эффективные пути коррекции – лечения не болезни, а лечения больного. Совершенно очевидно, что заниматься лечением психосоматического нарушения, нарушения социализации и расстройств личности, причина которых ПДСР, прежде всего надо с нейтрализации травмирующей педагогической деятельности родителя, учителя или коллектива. То есть без осуществления мер нейтрализации травмирующей ситуации говорить об эффективности лечения последствий этой ситуации бессмысленно.
Вполне логично предположить, что такая нейтрализация будет носить трёхуровневый характер.
- Доведение до сведения родителя, учителя и членов коллектива того, что их дидактическая деятельность или активное уклонение от неё наносит конкретный вред здоровью пациента. Это делается с целью повышения уровня понимания ответственности, в том числе и юридической, за свою дидактическую деятельность, «педагогическую халатность», а также для оказания помощи, в случае необходимости, для самостоятельной коррекции её.
- Активное участие социальных работников, представителей школьной администрации в контроле над дидактической деятельностью родителя, учителя и членов коллектива. Этот контроль определяется чётким определением времени, в течение которого не будет замечено травмирующего дидактического поведения — не будет жалоб со стороны пациента.
- Временная и окончательная изоляция пациента от родителя, учителя и коллектива, осуществляющих травмирующую дидактическую деятельность.