Виды речи по характеру взаимодействия участников общения: монолог, диалог, полилог

Современные приемы обучения диалогической и монологической речи на занятии в школе

Язык и речь

Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.

Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.

Научить:

— понимать и мыслить;

— разговаривать и общаться;

Развить:

— мышление и логику. 

Культура речи. Волшебные слова нашей речи

Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие. Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).

Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком.  

Методы обучения устной речи

Обучение устной речи на уроках русского языка – это многогранный процесс, который способствует развитию коммуникативных навыков и мышления учащихся.

Развивать устную речь – регулярно работать над содержанием речи учащихся, учить школьников построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, работать над грамотным оформлением мыслей.

Требования: к владению устной речью:

  1. Языковая точка зрения – лексическая, грамматическая сторона, звуковая реализация.
  2. Говорить связно, при этом соблюдать нормальный темп речи и не задумываться.
  3. Минимальный темп: 170 – 200 слогов в минуту.
  4. Естественный характер речи.

В основе обучению навыкам устной речи лежит педагогическое общение и стимулирование коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, школьники должны уметь корректно использовать правила русского языка и избегать речевых и стилистических ошибок.

Обучение устной речи на уроках русского языка направлена на формирование мастерского владения речью, которое выражено в следующем:

  • Речь содержательная и убедительная;
  • Речь учащегося последовательна и логична;
  • Умение говорить кратко, правильно, эмоционально выразительно.

В числе часто используемых в школьном обучении методов следует назвать метод наблюдения, метод аналогии и словесный метод.

В педагогике широко используется метод наблюдения, который способствует усвоению норм литературного русского языка и использованию их в устной речи. Как утверждает Подборский Юрий Григорьевич: «В процессе применения упражнений различного характера он способствовал активному усвоению учащимися фонетической системы, давал возможность не только слышать звуки, но и контролировать их создание, совершенствовать произношение, заострять фонетический слух и на этой основе правильно произносить и употреблять слова».

Метод наблюдения при обучении устной речи позволяет анализировать речь школьников и адекватно корректировать часто встречающиеся ошибки. При помощи метода наблюдения педагог помогает учащимся перестраивать фразы и формулировать свои мысли, подбирая стилистически подходящие слова и выражения. Параллельно у школьников формируются навыки слушать и воспринимать русскую речь.

Метод аналогии предполагает включенность ученика в процесс добывания знаний и, как следствие этого, более доступное, прочное и осознанное усвоение учебного материала. Это позволяет обеспечить мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному и развивает творческий и мыслительный потенциал школьника.

Словесный метод обучения устной речи реализуется при помощи беседы, рассказа, сообщения или рассуждения. Педагог организует самостоятельную работу учащихся по наблюдению за языковым материалом, тем самым, стимулируя общение и мышление учащихся. Для развития устной речи в условиях школьного обучения используют скороговорки и загадки, фразеологические обороты.

При обучении устной речи русского языка хорошие результаты дает применение парной и групповой форм работы. Использование таких приемов повышает качество диалогической речи учащихся и способствует развитию коммуникативных навыков.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Рассмотрим краткую характеристику каждой формы монолога и возможности освоения форм монологической речи детьми дошкольного возраста.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Необходимо выделить как можно больше признаков объекта, главных и второстепенных, и охарактеризовать их. Дополнить информацией о действиях, высказать эмоциональное отношение к предмету или явлению.

Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет. Описательный монолог может быть развернутым и завершенным, несущим большой объем информации. Но только не в дошкольном возрасте. Например, младший дошкольник, глядя на собачку, рассказывает, что «собачка бегает и виляет хвостиком, у нее рыжие уши, она поднимает передние лапки – наверно, просит у меня печенье». В данном случае ребенок произносит монолог в той степени, насколько ему это посильно.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, ребенок ухватывает самые заметные для него признаки и говорит о них

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать: какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Изначально описание заключается в использовании одного-двух коротких предложений

Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему происходит развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях.
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил.
  • Рассказыванием по сюжетной картине.
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором – поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным

Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений

Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился. Давай вернемся к дельфинам. Интересно, как они резвятся?».

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • описание факта;
  • поиск аргументов;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?»

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Значение языка и речи в жизни людей

Язык имеет два значения:

  1. человеческий орган, который находится у нас во рту.
  2. инструмент, при помощи которого происходит общение между людьми.

Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.

Чем отличается речь от языка?

Язык:

инструмент общения;

история народа;          

не изменяется.                                

Речь:

способность человека говорить;

характерна конкретному человеку;

имеет много вариантов.

С чем можно сравнить язык и речь?

Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.

1.2. Обучение монологическому высказыванию.

      Однажды
на уроке, где целью было обучение
монологическому высказыванию, учитель 
повесил картину „Winter» и затем
сделал следующее:

  1. описал картину,
    т. е. сказал, что на ней изображено, показав
    тем самым образец высказывания (так, по
    крайней мере, он думал);
  2. поставил
    ряд вопросов по картине: Did winter come? (Yes,
    it did); Are the children happy? (Yes, they are); Are they boys playing
    snowballs? (Yes, they are) и т. д.;
  3. попросил
    ученика самостоятельно описать картину.

      Но 
тут он увидел, что ученики, к сожалению,
сделать этого не могут. Последовали
понукания, упреки в невнимательности,
потом в неспособности, потом… Впрочем,
одна ученица, у которой память, да и уровень
подготовки получше, все же воспроизвела
рассказ учителя. Но что это изменило?
Чему научились ученики? Их ли вина в том,
что они молчали? Целью было — обучение
монологическому высказыванию. Но были
ли средства адекватны цели? Нет, конечно.
Прежде всего, потому, что учитель не учел
характерные черты монологического высказывания.

1.2.1.
Монологическое высказывание
как объект обучения.

      Заметим,
что монологическим высказыванием
(MB) мы будем называть такой отрезок 
речи, который находится между 
двумя соседними высказываниями
и обладает определенными параметрами.
Это означает, что MB рассматривается как
компонент процесса общения любого уровня
— парного, группового, массового. Это
означает, что любое MB диалогично по своей
природе, всегда кому-то адресовано, даже
если этот адресат — сам говорящий, хотя
в структурном и многих других отношениях
его виды весьма специфичны.

      MB
может быть разного уровня:

  • слово (словоформа);
  • словосочетание;
  • фраза;
  • сверхфразовое
    единство;
  • текст.

      На 
любом из уровней MB выступает в 
процессе общения в качестве речевой
единицы, будь то реплика «Fire!» (слово),
утверждение «A wonderful movie» (словосочетание),
вопрос «When will he finish that work at last?» (фраза),
убеждение «Yes, I’m sure he will do that. He has proved
his attitude to work many times. What is more I know him as a very serious
and responsible person» (сверхфразовое единство)
или доклад, рассказ и т. п.

      Речевая
единица любого уровня обладает присущими 
ей трудностями овладения: для уровня
слов и словосочетаний — это морфологические 
трудности (хотя и разного плана), для уровня
фраз — синтаксические, для уровней сверхфразового
единства и текста — логико-синтаксические.

      У
каждого из уровней есть свои модели.
Для слов — это типы словообразований,
для словосочетаний — их типы, для 
всех других уровней – их  основные
структурные характеристики. Любая модель
может быть вербально наполнена, и тогда
она служит речевым образцом.

      Высказывание 
любого уровня характеризуется определенными 
параметрами, среди которых есть и общие,
и специфичные для каждого из уровней.
Первые три уровня высказываний в плане
обучения относятся к овладению лексической
и грамматической сторонами говорения,
что и было рассмотрено выше; к этапу развития
речевого умения относятся лишь уровни
сверхфразового единства и текста. Далее,
говоря об обучении MB, мы будем иметь в
виду лишь уровень сверхфразового единства.
Это тем более оправданно, что именно данный
уровень составляет всю сложность обучения
на этапе развития речевого умения, характерен
для MB и является ключом к овладению им.
MB на уровне сверхфразового единства можно
рассматривать как деятельность (процесс)
и как продукт. И в том и в другом случае
MB характеризуется разными параметрами.
Как деятельность оно всегда целенаправленно,
связано с коммуникативным мышлением,
с общей деятельностью человека, с личностью
говорящего, оно ситуативно, эвристично
и проходит в определенном темпе. Как продукт
MB всегда информативно, продуктивно, выразительно,
структурно, логично, целостно.

Виды речи по характеру взаимодействия участников общения

Определение 1

Речь — это форма практического применения языковой системы в целях общения и познания.

Речевая деятельность осуществляется в конкретных формах и видах.

По способу передачи информации она выступает в устной и письменной формах.
По составу участников — в формах монолога, диалога или полилога, то есть такого речевого взаимодействия, в котором задействованы один, два и более коммуникантов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Традиционно в коммуникативной практике за каждой формой речевого взаимодействия закреплён свой вид речи:

  1. Книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический и художественный) тяготеют к монологической форме организации. Данные речевые высказывания бытуют в основном в письменной форме, что исключает возможность обмена репликами. В то же время ни одно речевое произведение не создаётся без учёта его адресации: например, научная статья публикуется в журнале исключительно для того, чтобы с ней ознакомилось научное сообщество; законы и нормативные акты издаются для их исполнения гражданами; статьи в периодике и художественная литература напрямую адресованы читателю. Таким образом, изначально речевые произведения диалогичны по своей природе, что отмечал М.М. Бахтин в своей концепции диалогового существования культуры. В то же время — это монологическая речь, поскольку она исключает непосредственную реакцию собеседника на высказывание, а также мгновенную обратную связь в форме вопросов, уточняющих замечаний, комментариев.
  2. Разговорно-бытовой стиль ориентирован на использование диалога и полилога как основных форм речевого взаимодействия. Именно в бытовом общении, где коммуникации протекает «здесь и сейчас», возможен непосредственный контакт между собеседниками, обмен репликами, использование невербальных коммуникативных средств, усиливающих смысловую нагрузку высказывания.

Как видно, монологическая и диалогическая речь бытуют преимущественно в письменной и устной формах и отличаются следующими признаками:

  1. Характер кодирования сообщения: в устной диалогической речи применяется акустико-фонетический, а в письменной монологической — графический и буквенный коды.
  2. Способами порождения речевого высказывания: письменная монологическая речь носит подготовленный характер, в то время как устный диалог спонтанен.
  3. Языковыми особенностями: письменная монологическая более сложная в синтаксическом и лексическом плане, устная диалогическая тяготеет к простым конструкциям, неполным предложениям, разговорной лексике.
  4. Степенью строгости норм (для письменного монологического высказывания они будут строже, чем для устного диалога).

Русский язык — язык русского народа

Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.

С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.

Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.

Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.

Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.

Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. 

Виды театров

1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия

Используется:

— для инсценирования русских народных сказок.

— для разыгрывания коротких диалогов.

Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки

2. Конусный театр

  • Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • Сопровождать движения пальцев речью;
  • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

3. Театр Би–ба-бо

Театр Би–ба-бо хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

4. Театр теней

Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

5. Театр масок

Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

6. «Сценический театр»

Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Монолог, диалог, полилог: общая характеристика

Определение 2

Монолог — это особая разновидность речи, представляющая собой развёрнутое высказывание адресанта, независимое в содержательно-структурном отношении от речи адресата.

В разговорном стиле и ситуациях бытового общения монолог в чистом виде встречается очень редко, исторически монолог является вторичной формой организации речи по отношению к диалогу. Основные сферы бытования монологической речи — наука, СМИ, искусство

У многих форм монолога (лекция преподавателя, объяснение учителя, сообщение диктора радио или телевидения) есть адресат, поэтому в нём появляются черты диалога: обращения к собеседнику (уважаемые радиослушатели, зрители, ребята, коллеги и проч.), конструкций побудительного характера (обратите внимание, посмотрите сюда, слушайте внимательно), контактоустанавливающие элементы (универсальные этикетные формулы приветствия, прощания), местоимений и глагольной лексики 2-го лица (вы можете видеть это на примере, как вы понимаете, как вы знаете и проч.)

Замечание 1

Особая разновидность монолога — внутренняя речь, отражающая особенности протекания мыслительной деятельности и эмоциональной жизни человека. Такой монолог носит «свёрнутый» характер, отличается синтаксической аморфностью, незавершенностью.

Определение 3

Диалог — это тип речевого взаимодействия, предполагающий коммуникацию между двумя участниками.

Диалогическое общение отличается:

  • Ситуативностью, зависимостью от контекста и особенностей речевой ситуации.
  • Спонтанностью, незапланированным характером.
  • Непосредственным контактом между собеседниками.
  • Наличием мгновенной обратной связи.
  • Высокой ролью невербальных средств общения — выразительных жестов, мимики и проч.

Языковые особенности диалога обусловлены его природой. В диалогическом общении преобладают слова эмоционально-экспрессивной сферы, оценочная лексика (парнишка, котейка, симпатяга, вонючка), глаголы со значением конкретного действия, используется простой синтаксис с обилием неполных предложений (Возьми на столе эту), инверсией (Никитина улица как пройти?), повторов, уточняющих конструкций (Купи этих салфеток, жёлтенькие такие, продаются в магазине).

Определение 4

Полилог — это разновидность групповой формы коммуникации.

В настоящее время полилог используется в деловом общении и телевизионных СМИ (жанр ток-шоу). В деловой коммуникации полилог функционирует в различных ситуациях (производственные совещания, собрания коллектива, круглые столы, переговоры). Для делового полилога характерны наличие чёткого плана проведения, распределение ролей между участниками, ориентация на этику и нормы делового общения. Полилоги в СМИ носят в основном развлекательный или информационно-аналитический характер. Как правило, они организуются либо в форме групповой беседы, либо в форме дебатов экспертов, отстаивающих противоположные точки зрения на какие-либо злободневные проблемы.

Различные формы речевого взаимодействия взаимосвязаны и используются комплексно в зависимости от коммуникативных целей участников общения.

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации

Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей

По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: