Актуальная информация о моторной алалии

Сенсорная и моторная алалия

Коррекция алалии

Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой)

При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления)

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

При коррекции различных форм алалии рекомендуется также раннее обучение детей грамоте, ведь письмо и чтение помогают лучше закрепить усвоенный материал и контролировать устную речь.

Этапы и уровни речевого развития при алалии

Период от новорожденности до первого года жизни очень важен для речевого развития малыша, поскольку на протяжении этого времени происходит активное формирование мозговых зон, ответственных за речь. Первые 12 месяцев жизни называют доречевым, подготовительным периодом, который становится базой для последующего речестановления. Этот термин условно подразделяют на такие этапы:

  1. От новорожденности до 3-х месячного возраста – развиваются эмоционально-выражающие реакции.
  2. От 3-х месяцев до полугода – появляются голосовые реакции (гуление, лепет).
  3. От полугода до 10-месячного возраста – начинает развиваться понимание обращенных высказываний, отмечается активный лепет.
  4. От 10 месяцев до года – появляются первые слова.

Появление алалии отмечается уже на первых этапах, когда отдельные речевые навыки – гуление, лепет – формируются с запозданием или вовсе отсутствуют. Кроме удлинения сроков формирования функции, типично продолжительное сохранение уже пройденного речевого этапа. []

Степень речевых нарушений может отличаться. На основании этого различают три уровня таких патологий:

  • 1 уровень речевого развития при алалии характеризуется отсутствием общеупотребляемой речи.
  • 2 уровень речевого развития при алалии представляет собой присутствие зачатков общеупотребляемой речи. Малыш имеет определенный запас слов, однако он очень мал, обладает искаженной звуко-слоговой структурой и отличается аграмматизмом. Звуки произносятся с дефектами.
  • 3 уровень характеризуется развернутой речью, имеющей элементы недоразвития. Легкие слова малыш произносит, и даже строит из них фразы. Но структурно сложные слова произносятся с искажением, речь изобилует аграмматизмами и дефектами произношения отдельных звуков.

Указанные уровни речевого развития при алалии не соотносятся с возрастными рамками. Так, ребенок даже в шестилетнем возрасте может пребывать на 1 уровне.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией — излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Речевая симптоматика при алалии

При моторной алалии отмечается выраженное недостаточное развитие всех речевых сторон: фонетической, фонематической, лексической, слоговой словоструктурной, синтаксической, морфологической, а также всех типов речевой функции, устной и письменной речи. Детям сложно актуализировать даже знакомые слова.

Фонетическое оформление характеризуется:

  • максимальной сохранностью темпа, ритма, интонации, громкости и прочих просодических компонентов;
  • наличием множественных периодических звуковых замен (преимущественно касается согласных звуков);
  • резким несоответствием между относительно нормальным повтором отдельных звуков и их применением в речи.

Слоговая структура заведомо упрощается, упускаются отдельные (сложные для ребенка) звуки и слоги, отмечаются замены звуков, слогов, букв или слов, наблюдаются перестановки. Искажения неустойчивые и разнообразные.

В плане синтаксических и морфологических речевых нарушений обнаруживаются трудности с формированием высказывания. Фразы укороченные, структурно упрощенные, с многочисленными пропусками (преимущественно пропускаются предлоги). Неправильно подбираются падежные окончания, озвученные предложения относятся к простым нераспространенным.

Дети дошкольного возраста способны озвучивать лишь синтаксически-банальные предложения. Школьники выделяют лишь подлежащее и редко сказуемое из всех предложенных членов распространенного предложения, не могут самостоятельно определить элементы грамматического построения.

На фоне речевых нарушений при алалии отсутствует автоматизация процесса, недостаточно развивается динамический стереотип функции речи, формируется особенный неправильный тип языкового поведения.

Первичным структурным звеном при нарушении речи становится несформированная произвольная речевая функция. Вторичным звеном выступает нарушенная коммуникативная деятельность с регулярными признаками речевого и поведенческого негативизма. []

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Строение и подвижность речевого аппарата при алалии

Речевой аппарат человека складывается из центрального и периферического отдела. Центральный отдел представлен непосредственно головным мозгом и корой, подкорковыми узлами, проводными каналами и нервными ядрами. Составляющие периферического отдела – это исполнительные речевые органы, в том числе костно-хрящевые элементы, мускулатура и связочный аппарат, а также сенсорные и моторные нервы, управляющие функцией вышеперечисленных органов.

Ребенок в норме обладает врожденной подготовленностью к речевому развитию, достаточным интеллектом и стимулами, побуждающими мозговой аппарат к созреванию

Важно, чтобы отдельные анализаторы и надстроенные модальности объединялись адекватно «работающими» проводными путями, передающими информацию между различными мозговыми зонами. Без такой связи речевая способность не сможет развиваться, что и происходит у пациентов с алалией

В процессах раннего речевого развития немалое значение имеет левополушарная латерализация функции речи. В первую очередь, происходит усвоение неречевых шумов (окружающих, природных). На базе этого отбираются признаки, необходимые для дальнейшего воспроизведения собственных звуков, и формируется слухоречевой гнозис.

При тяжелых вариантах алалии идентификация неречевых шумов нарушается, хотя дети имеют чувство ритма, хорошо рисуют, активно используют жесты. Однако звуки, которые издаются голосом человека, зачастую остаются для них недоступными, если не принять соответствующих мер.

Речевой слуховой гнозис в головном мозге локализуется преимущественно в левой височной доле. Своевременное её включение происходит по мере накопления определенной слуховой основы на фоне сохранности проводных межполушарных путей. Если такие условия не будут обеспечены, то у малыша не формируются способности воспринимать акустические шумы в виде речевых звуков.

При сенсорной алалии попросту нет таких связей между мозговыми полушариями. При моторной алалии проблема локализуется чаще всего в левом полушарии.

К примеру, малыш в той или иной степени отличает звуки и улавливает их смысл. Но для того чтобы он начал воспроизводить собственную речь, требуется способность трансформировать эти звуки в речевые движения. То есть, продукт, воспринятый на слух, должен «переписываться» в артикуляцию. Подобное развитие событий возможно лишь тогда, когда присутствуют полноценные проводные пути, соединяющие моторную и сенсорную мозговые зоны. []

Для появления устной адекватной речи должны быть налажены такие связи:

  • между левой теменной долей и правой височной (звукоподражательная функция);
  • между постцентральной зоной и височной левополушарной долей (функция воспроизведения отдельных моторных схем);
  • между премоторной зоной и височной долей (функция воспроизведения серии моторных схем).

Симптомы

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно
глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном
возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую
жизнь.

Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразу
всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной
алалии:

  • Минимальный словарный запас.
  • Позднее формирование речевого функционала.
  • Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
  • Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:

Проблемы с координацией.

Дефекты мелкой моторики.

Неловкость.

Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание
шнурков.

Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.

Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера
повреждения.

Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.

Запаздывание формирования речевых навыков.

Невозможность повторять за другими людьми.

Заикание.

Проблемы с артикуляцией.

Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи,
высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения
фонематического слуха.

Из-за чего у детей возникает алалия?

Полное отсутствие навыков речи или ее недоразвитие (речь ребенка бессвязная и непоследовательная, не соответствует лексике родного языка) называется алалия. С медицинской точки зрения, это серьезное нарушение функции центральной нервной системы, которое сопровождается неврологическими расстройствами и немотой. Для того чтобы убедиться в том, что ребенок не глухой или немой с рождения, врач отоларинголог проводит специальную диагностику.

Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.

Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:

  • в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
  • в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
  • в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
  • в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
  • в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
  • в 2 года у ребенка появляются навыки построения коротких предложений;
  • 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
  • в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.

Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:

  1. Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
  2. Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.

Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечится задержка речевого развития у детей от 3 лет и старше?

  • травмы во время внутриутробного развития плода;
  • родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
  • гипоксия во время родов;
  • осложнения беременности, вызванные неправильным питанием матери, ожирением или злоупотреблением алкоголем;
  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).

Прогноз

В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь
становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих
сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного
избавления от этого недуга.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Различают моторную, сенсорную и сенсомоторную формы алалии

Моторная алалия у детей — ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно, не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться от одного слова к другому. У ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь, долгое время она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Словарный запас у таких детей развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно.

Сенсорная алалия у детей – это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией. Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.

В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребенок дает неправильную реакцию. Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается выраженные трудности поведения: ребенок играет, прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект. Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений.

В чистом виде сенсорная алалия практически не встречается. Наиболее распространена смешанная сенсомоторная форма, симптомы которой комбинируются из проявлений двух вышеописанных форм расстройства.

Как диагностировать?

Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.

Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:

  • наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
  • как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.

При осмотре ребенка выясняется тип болезни, его способность слышать речь и желание отвечать на обращенные к нему слова. Наличие патологии со стороны слуха подтверждают с помощью процедур аудиометрии или отоскопии. Результаты исследований тщательно изучаются, чтобы дифференцировать алалию от аутизма, дизартрии, олигофрении, задержки речевого развития.

Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • магнитно-резонансную томография (МРТ).

Речевая карта для неговорящих детей с алалией

После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.

Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.

Что обязательно включается в речевую карту?

  • Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
  • Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
  • Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
  • Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
  • Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
  • Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).

В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка

При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Причины

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития
ребенка до трехлетнего возраста. Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны
с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факторов:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности(выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с
    акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно
    отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном
периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с
внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных
естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это
происходит при использовании инструментального акушерского пособия, включая родоразрешение
путем кесарева сечения.

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать менингиты,
энцефалиты и ЧМТ.

Речь при сенсорной алалии

У пациентов с сенсорной алалией доминирует нарушение речевого гнозиса. Имеется неправильный звукоанализ, услышанная речь не воспринимается, отсутствует связь между звуковым образом и соответствующим предметом. Таким образом, ребенок слышит, но не понимает, не воспринимает того, что ему говорят (присутствует так называемая слуховая агнозия).

Характерно для сенсорной алалии многословие (иначе называют логореей). Это интенсивная речевая активность, обогащенная сочетаниями звуков, но непонятная для других. Многие дети делают неконтролируемые повторы – эхолалии. Если же попросить ребенка целенаправленно повторить определенное слово, то ему это сделать не удастся.

У малышей нарушается процесс соотношения явления или вещи с обозначающим словом. В результате отмечается замена букв или их пропуск, неправильный выбор ударной гласной и пр. Со временем неправильное проговаривание приводит к отсутствию сформированной экспрессивной речи, происходит общее речевое недоразвитие. []

Причины возникновения алалии

Алалия, или невозможность выражать себя вербально, обусловлена органическим поражением речевых центров мозга, которое происходит во время беременности или в раннем детстве перед развитием связной речи. Факторы, приводящие к алалии, разнообразны и могут воздействовать на разные этапы детского развития:

Период до рождения. Повреждение речевых зон может быть вызвано гипоксией плода, инфекциями внутриутробно (TORCH-синдром), угрозой прерывания беременности, токсикозами, падениями беременных и другими хроническими заболеваниями матери.

Родовой период. Сложное течение беременности может сопровождаться осложнениями при родах и в перинатальном периоде. Алалия может быть результатом асфиксии новорожденного, недоношенности, травмы при родах или использования акушерских инструментов.

Послеродовой период. Наследственная предрасположенность и факторы, такие как частые заболевания в раннем детстве, операции под наркозом и неблагоприятные социальные условия, могут усугубить причины алалии.

Как правило, у детей с алалией можно наблюдать комбинацию факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные — как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Коррекция

К логопедической коррекции речевых нарушений при алалии следует приступать как можно раньше, при первых проявлениях отставания в речи малыша. Коррекция не должна ограничиваться обучением правильного звукопроизношения

Необходимо уделять внимание формированию словарного запаса, развитию грамматических навыков, налаживанию связной речи и интонации и пр. Суть занятий должна быть направлена на включение сохранившихся речевых каналов, взамен поврежденных

В частности, эффективными становятся методики, предполагающие перестройку механизма осуществления функции говорения.

Пациентов с алалией рекомендуется обучать чтению и письму ещё до того момента, когда они начнут говорить «со слуха», изменяя природную логику развития речи – то есть, как бы перешагивая через этап речевого онтогенеза. Зачастую такой подход помогает добиться полного речевого восстановления, а также адаптировать малыша к дальнейшей деятельности.

Необходимые артикуляционные признаки выделяются не из акустических, а из графических образов речевых и словесных звуков (чтения), то есть методом «включения» нормально развитой коры больших полушарий, расположенной сзади теменной и височной долей (так называемой зрительной коры). Подобным образом происходит «обход» базовой при нормальном развитии речи связи между височными долями левого и правого полушарий.  [], []

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: