Сенсомоторная алалия у детей

Сенсорная алалия занятия с логопедом

Построение занятий

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на тренировку целого ряда реакций

Нужно тренировать не только собственно фонетический слух, но и моторику, память, внимание. Систему тренировок следует выстраивать комплексно

Другим моментом является контроль окружения

Любой источник звука оказывает на больного влияние, поэтому важно устраивать режимы тишины. Количество звуковых раздражителей для пациента тоже лучше понизить, чтобы он лучше учился выделять нужные звуки

Понижение звуковых раздражителей используется и на время проведения занятий. Основная задача логопедической работы при сенсорной алалии — приучить пациента понимать речь в различных ситуациях и формировать грамотную речь самостоятельно.

Упражнения можно оформлять в формате разнообразных игр. Дети любят игры и так им будет лучше запомнить урок

Речь при сенсомоторной алалии

Первые «звоночки» обращают на себя внимание уже через несколько месяцев после появления малыша на свет. Он не гулит, а попытки лепета ограничиваются однотонным звучанием

Складывание первых слогов происходит после годовалого возраста, а появление первых слов отмечается не ранее 3-х лет, когда другие дети обычно уже хорошо говорят. Особенности голоса: яркий, звонкий, громкий, с четко обозначенными отдельными звуками, которые не удается соединить в слова. По достижению 5-летнего возраста некоторые слова уже удаются, но на фоне крайне малого словарного запаса речь остается скудной и бедной.

Дополнительные проблемы ребенку с сенсомоторной алалией доставляют слова, похожие по звучанию, но обладающие разным смыслом. В подобной ситуации малыш впадает в ступор, так как на фоне уже сформированного зрительного образа и смыслового значения слова возникает паника и непонимание.

В школьном возрасте дети могут использовать слова только в именительном падеже, с неправильными окончаниями.

Если сочетается сенсомоторная алалия и аутизм, то речевое развитие детей, страдающих ранним детским аутизмом, имеет следующие особенности:

  • нарушена коммуникативная речевая деятельность;
  • отмечается явная речевая стереотипность;
  • преобладают неологизмы, словотворчество;
  • наблюдаются частые эхолалии;
  • нарушено звукопроизношение, темп и плавность речи.

Характерные признаки имеют сенсомоторная алалия и умственная отсталость:

При сенсорной алалии

При умственной отсталости

Дети проявляют заинтересованность, хотят обучаться новому.

Детям не интересна учеба.

Принимают постороннюю помощь.

Неохотно принимают постороннюю помощь.

Если игрушка выпадает из зрительного поля, дети продолжают её поиски.

Если игрушка выпадает из зрительного поля, ребенок теряет к ней интерес.

Обладают самокритикой, понимают собственную неполноценность.

Слабокритичны к собственным недостаткам.

С раннего возраста избирательно относятся к близким.

Избирательность в отношении к близким формируется достаточно поздно.

Запоминают способы выполнения задания и используют их при выполнении схожих заданий.

Требуют объяснения инструкции при каждом подходе к выполнению задания.

Эмоции разноплановые.

Эмоции бедные.

Не психически инертны.

В целом психически не активны.

Терапия

Каждый ребенок сенсомоторной алалией нуждается в индивидуальном подходе и выработке особого плана коррекции. Обеспечить оптимальные условия в обычном детском саду или начальной школе для ребенка-алалика практически невозможно. Само лечение сенсомоторной алалии должно быть комплексом и состоять из многих факторов. Сама терапия строится на нескольких видах лечения, одним из которых являются логопедические занятия.

Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными

Важно знать, что занятия должны проводиться систематически. Дефектологи и логопеды помогают правильно поставить фонемы, звуки, развить способность понимать речь окружающих

Для упражнений используются картинки и игрушки, занятия, направленные на мелкую моторику. Все навыки должны быть закреплены. Для этого все упражнения повторяются с родителями под их контролем.

Используется логопедический массаж. Он направлен на укрепление и развитие мускулатуры рта, обеспечивает нормальную артикуляцию. Одной из составляющих коррекции сенсомоторной алалии являются физиопроцедуры – лечебные ванны, магнитотерапия и другие. Используют и лекарственные препараты – стимуляторы регенерации мозговых клеток, ноотропы, витамины.

Логопед дефектолог на первых этапах работы учит ребенка воспринимать звуки и воспроизводить их. На втором этапе происходит построение слов или коротких фраз, проводится обогащение словарного запаса. Третий этап – последний, на нем формируется речевой поток, обучение грамматическим правилам, закрепление полученных ранее навыков. С ребенком работают специалисты разного профиля – логопеды, дефектологи, психиатры, неврологи, психологи.

Речевая и неречевая симптоматика алалии

Различают моторную, сенсорную и сочетанную (сенсомоторную) алалию.

Для моторной алалии характерно нарушенное формирование экспрессивной речевой активности, страдает речевой праксис, артикуляция, плавность, однако ребенок понимает обращенную к нему речь. С неврологической стороны моторная алалия зачастую сочетается с очаговой симптоматикой, а многие дети-алалики – левши. В ходе энцефалографии удается обнаружить региональное торможение или эпилептиформную активность.

При сенсорной алалии нарушено речепонимание, при этом элементарный слух сохранен, отмечается вторичное недостаточное развитие собственной речи. В большей степени страдает область речевого гнозиса: нарушается звукоанализ, что относится и к воспринимаемой речи. Отсутствует взаимосвязь между образом звука и оказываемым предметом. Таким образом, малыш слышит, но не понимает обращенные к нему высказывания, что обозначается термином слуховой агнозии.

Идентификация и постановка диагноза алалии достаточно сложны

Важно исключить тугоухость и психопатологии. Зачастую специалистам приходится по нескольку месяцев наблюдать за ребенком, фиксировать все имеющиеся речевые нарушения и прочие особенности

Среди других признаков алалии:

  • Моторная алалия: недостаточно развитое движение верхних конечностей, неудовлетворительная координация, пониженная работоспособность; появление речи только после 3-4 лет, отсутствие способности выражения собственных мыслей словами; словесные замены, неправильность построения фраз, отсутствие желания высказаться, капризность, обидчивость, склонность к уединению, раздражительность.
  • Сенсорная алалия: нарушенное речевосприятие, словесные повторы (эхолалии), общая замкнутость; замена букв внутри слов, соединение двух слов в одно, чрезмерная возбудимость, импульсивность, частое подавленное состояние; непонимание связи между словом и обозначающим его предметом.

Сенсомоторная алалия соединяет в себе двигательные и речевые нарушения, поэтому симптоматика такой патологии шире, а лечение – сложнее.

Речь при сенсорной алалии

У пациентов с сенсорной алалией доминирует нарушение речевого гнозиса. Имеется неправильный звукоанализ, услышанная речь не воспринимается, отсутствует связь между звуковым образом и соответствующим предметом. Таким образом, ребенок слышит, но не понимает, не воспринимает того, что ему говорят (присутствует так называемая слуховая агнозия).

Характерно для сенсорной алалии многословие (иначе называют логореей). Это интенсивная речевая активность, обогащенная сочетаниями звуков, но непонятная для других. Многие дети делают неконтролируемые повторы – эхолалии. Если же попросить ребенка целенаправленно повторить определенное слово, то ему это сделать не удастся.

У малышей нарушается процесс соотношения явления или вещи с обозначающим словом. В результате отмечается замена букв или их пропуск, неправильный выбор ударной гласной и пр. Со временем неправильное проговаривание приводит к отсутствию сформированной экспрессивной речи, происходит общее речевое недоразвитие. []

Афферентная и эфферентная алалии

Афферентная моторная алалия связана с нарушением, локализованным в постцентральной зоне мозговой коры (нижней теменной зоной левого полушария), ответственной за кинестетическую оценку и выработку раздражителей, ощущений, которые поступают к головному мозгу в речевом процессе, а также за кинестетические схемы речи. Если происходит поражение данного отдела, то развивается кинестетическая артикуляционная апраксия. Малышу сложно найти отдельные артикуляции, в речи отмечаются замены артикуляционно-спорных звуков. Сложности появляются и при воспроизведении, повторе слова или словосочетания. Закрепление правильной артикуляции затруднено.

Появление эфферентной моторной алалии связано с поражением премоторной мозговой коры (задней трети нижней лобной извилины – так называемого центра Брока). Эта область обычно несет ответственность за последовательность и формирование сложных сочетаний моторных схем. У пациентов с эфферентной моторной алалией может отмечаться кинетическая артикуляционная апраксия: нарушается переход между коартикуляциями, малыш испытывает трудности включения в движение, ему сложно сделать ряд последовательных движений. Присутствует искажение слоговой словесной структуры, наблюдаются персеверации.

Сопоставительный анализ афферентной и эфферентной моторной алалии в таблице

Разновидность моторной алалии

Область поражения мозговой коры

Проявление дефекта

Афферентная (кинестетическая) алалия

Теменная зона возле постцентральной извилины (нижние области возде постцентрального отдела).

Основным дефектом выступает расстройство проприоцептивной кинестетической афферентации моторного акта.

Эфферентная (кинетическая) алалия

Нижние зоны премоторного отдела (нарушается автоматизация различных психических функций).

Расстройство последовательной временной организации моторных актов в результате сбоя динамического праксиса в процессе запоминания и выполнения двигательной схемы (может наблюдаться моторное застревание или выпадение).

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется расстройством восприятия речи через сенсорные органы. Ее часто путают с глухотой, поскольку внешне симптомы и поведенческие реакции похожи на потерю слуха. На самом деле ребенок не дифференцирует и не понимает звуки, для него любая речь звучит как набор непонятных иностранных слов. При данной патологии речь слышится монотонной и не понятно, где заканчивается одно слово и начинается другое.

Типичные симптомы сенсорной алалии:

  • речь присутствует, насыщенная большим количеством непонятных монотонных слов;
  • ребенок длительно повторяет одни и те же слова, которые услышит у взрослых;
  • присутствуют грубые переделки слов, в них слоги и приставки меняются местами;
  • словарный запас небольшой, состоит и простых слов или коротких фраз.

Дети с сенсорной алалией испытывают много трудностей в жизни, им сложно общаться со сверстниками и учиться, они отстают в развитии. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начать заниматься со специалистом и подобрать корректирующую программу. Пациента наблюдают несколько докторов, каждый назначает терапию по своему профилю. Только при совместном и согласованном лечении удается получить оптимальный результат.

Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске

Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:

  • Лечение с применением препаратов, которые стимулируют процессы развития мозговых структур.
  • Логопедические упражнения и массаж, направленные на развитие речи, нормализации тонуса мышц, участвующих в звукопроизношении. Упражнения должны проводиться курсами, систематически.
  • Микротоковая рефлексотерапия – для активизации речевых областей коры мозга.
  • Лечебная физкультура, методы физиотерапии (лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, лечение водой).
  • Стимуляция улучшения координации, развития мелкой моторики.
  • Раннее обучение детей грамоте и письму.

В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.

Речевая карта для неговорящих детей с алалией

После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.

Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.

Что обязательно включается в речевую карту?

  • Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
  • Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
  • Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
  • Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
  • Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
  • Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).

В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках
специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими,
продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает
произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных
картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут
определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на
картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и
склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с
использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от
домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при
непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает
отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется
вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с
помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от
состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и
другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга
электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих
обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение
мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15

Большое внимание уделяется
сбалансированному рациону питания

Задержка речевого развития по типу моторной алалии

Моторная алалия – это не только речевые нарушения. Речь идет о полисиндромной патологии, задержке речевого развития, включающей в себя такие расстройства:

  • Динамический артикуляционный тип диспраксии. Ребенок лишен способности быстрого переключения между речевыми действиями, что приводит к нарушению слоговой словесной структуры. В течение продолжительного времени малыш лишь повторяет одинаковые слоги (мо-мо, пи-пи, бо-бо), или говорит только первый слог. Даже при появлении возможности озвучивания фраз лепет ещё надолго задерживается в разговоре. Отмечаются звуковые замены, слоговые повторы, пропуски и перестановки. Появление ошибок отличается нерегулярностью: малыш может каждый раз произносить одно и то же слово по-разному. С усложнением речевой деятельности число ошибок увеличивается.
  • Вербальный тип диспраксии. Смысло-звуковая схема слова не автоматизируется на протяжении длительного времени. Отмечаются нарушения фонологической организации, каждый раз малыш пытается заново «строить» слово, не применяя уже известный ему шаблон.
  • Артикуляционный кинестетический тип диспраксии. У ребенка нарушено произношение звуков, но не обособленных, а в составе речевого потока.
  • Оральный тип диспраксии. Отмечается нарушение со стороны динамического орального праксиса: ребенок испытывает трудности при попытках воспроизведения ряда движений языком.
  • Нарушения синтаксиса. Старт речи у малыша начинается около 3-х лет, при этом долгое время имеют место лишь простые фразы, с пропуском предлогов, хотя отмечается достаточно хорошее понимание причинно-следственных связей. Подобный признак присутствует и в школьные годы.
  • Морфологический дисграмматизм. Малыши зачастую делают ошибки в окончаниях падежей, что особенно заметно во время диалога, а не монолога.

Данный вид речевого нарушения даже на фоне интенсивных корректирующих мероприятий имеет высокую вероятность формирования аграмматической дисграфии. []

Строение и подвижность речевого аппарата при алалии

Речевой аппарат человека складывается из центрального и периферического отдела. Центральный отдел представлен непосредственно головным мозгом и корой, подкорковыми узлами, проводными каналами и нервными ядрами. Составляющие периферического отдела – это исполнительные речевые органы, в том числе костно-хрящевые элементы, мускулатура и связочный аппарат, а также сенсорные и моторные нервы, управляющие функцией вышеперечисленных органов.

Ребенок в норме обладает врожденной подготовленностью к речевому развитию, достаточным интеллектом и стимулами, побуждающими мозговой аппарат к созреванию

Важно, чтобы отдельные анализаторы и надстроенные модальности объединялись адекватно «работающими» проводными путями, передающими информацию между различными мозговыми зонами. Без такой связи речевая способность не сможет развиваться, что и происходит у пациентов с алалией

В процессах раннего речевого развития немалое значение имеет левополушарная латерализация функции речи. В первую очередь, происходит усвоение неречевых шумов (окружающих, природных). На базе этого отбираются признаки, необходимые для дальнейшего воспроизведения собственных звуков, и формируется слухоречевой гнозис.

При тяжелых вариантах алалии идентификация неречевых шумов нарушается, хотя дети имеют чувство ритма, хорошо рисуют, активно используют жесты. Однако звуки, которые издаются голосом человека, зачастую остаются для них недоступными, если не принять соответствующих мер.

Речевой слуховой гнозис в головном мозге локализуется преимущественно в левой височной доле. Своевременное её включение происходит по мере накопления определенной слуховой основы на фоне сохранности проводных межполушарных путей. Если такие условия не будут обеспечены, то у малыша не формируются способности воспринимать акустические шумы в виде речевых звуков.

При сенсорной алалии попросту нет таких связей между мозговыми полушариями. При моторной алалии проблема локализуется чаще всего в левом полушарии.

К примеру, малыш в той или иной степени отличает звуки и улавливает их смысл. Но для того чтобы он начал воспроизводить собственную речь, требуется способность трансформировать эти звуки в речевые движения. То есть, продукт, воспринятый на слух, должен «переписываться» в артикуляцию. Подобное развитие событий возможно лишь тогда, когда присутствуют полноценные проводные пути, соединяющие моторную и сенсорную мозговые зоны. []

Для появления устной адекватной речи должны быть налажены такие связи:

  • между левой теменной долей и правой височной (звукоподражательная функция);
  • между постцентральной зоной и височной левополушарной долей (функция воспроизведения отдельных моторных схем);
  • между премоторной зоной и височной долей (функция воспроизведения серии моторных схем).

Раннее речевое развитие при моторной алалии

«Первые звоночки» при моторной алалии могут обнаруживаться уже на первом году жизни малыша, но мало кто из родителей обращает на это внимание. Ребенок в целом развивается не хуже, чем остальные дети

Единственное отличие – он практически не задействует лепет, а если и использует его, то однообразно.

Чаще всего подозрения возникают только, начиная с 2-х летнего возраста. Но и в этом случае большинство родителей просто продолжают ждать, что малыш все же заговорит. Тем не менее, при наличии речевых нарушений в виде алалии ребенок не осваивает речь и в 3, и в 4 и даже в 5 лет.

Что характерно для детей с моторной алалией?

  • Голос обычно звонкий, четкий.
  • Слова не оформлены, либо произносятся в виде лепета, не имеют окончания или середины; иногда произносится только тот слог, на который падает ударение.
  • Если произносятся легкие фразы, то они состоят исключительно из слов-акцентов, имеющих основную смысловую нагрузку.
  • Без особенной необходимости ребенок не говорит вовсе, однако показывает жестами или мимикой.

Нельзя сказать, что подобное речевое нарушение при алалии носит исключительно неблагоприятный характер. Если создаются определенные условия воспитания, проводятся регулярные занятия, а сама коррекция начинается вовремя, на наиболее возможной ранней стадии, то скорее удается добиться положительного результата. Более того, ранние занятия часто приводят к тому, что уже через 1-2 месяца малыш начинает связно говорить, хотя его высказывания ещё имеют некоторые недостатки, требующие поправок. Главную роль в таком динамическом улучшении играют родители и близкие люди, которые должны с пониманием и терпением относится к «особенному» ребенку. Дополнительную помощь обязательно оказывают логопеды, дефектологи, невропатологи. []

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят

Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: