Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы
Аспекты словарной работы.
- Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
- Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).(Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)
Значение словарной работы
Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания
Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.
Задачи словарной работы
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
3. Активизация словаря. 2 категории слов:
а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),
б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)
Содержание словарной работы в ДОУ
- Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи
- Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
- Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)
- Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы
- Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Направления словарной работы:
- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам
Критерии отбора слов
- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей
- соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада
- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети
- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность
- трудности произношения, сложности грамматических форм
- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы
- значимость слова для решения воспитательных задач
- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений
- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
Принципы словарной работы
- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
- связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей
- опора на активное и действенное познание окружающего мира
- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
Публикация «Теоретические основы развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и в значениях слов. Также своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.
Процесс обогащения словаря занимает огромное место в общей системе речевой работы в детском саду. И это вполне объяснимо. Ведь совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. При этом познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Иначе говоря, словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается основа для полноценного процесса общения и успешного процесса обучения в будущем. Именно поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Проблеме речевого развития посвящены работы многих педагогов и исследователей: анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. И. Яшина; изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены работы М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Ю. С. Ляховской; специфику усвоения слова, как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина; исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения
В дошкольном возрасте большое значение в развитии активного словаря детей имеют лексические игры и упражнения. Их характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию средства обучения, лексические игры и упражнения служат одним из основных средств развития речи детей. Они помогает усвоению, закреплению знаний.
Использование лексических игр и упражнений повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.
Методика работы с загадками
Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.
2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.
3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного
образа с реальным предметом.
4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.
5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.
6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Последовательность работы над словом.
- обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
- уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.
- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.
| Комментариев к новости «Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ» уже 0:
Формы и принципы словарной работы
Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:
Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.
Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.