Диагностика семьи и семейного воспитания

Методика асв эйдемиллера в анализе семейных отношений и диагностика родительского воспитания

Диагностика детско-родительских отношений

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, другие — глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя.Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

9 стр., 4237 слов

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

… всегда остается двусмысленным, неопределенным и опасным» . Показателями неадекватного отношения к детям являются два типа воспитания: отвержение-отчуждение и гиперсоциализация . Для первого характерны … свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. Тем не менее, проводившиеся за рубежом исследования дают чрезвычайно широкий разброс данных о распространении …

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-роди-тельского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Поводы для возникновения диссонансного воспитания всевозможные, но часто именно психологические свойства родителей имеют важную роль в отклонениях и нарушениях в воспитании. Выделяются две наиболее важные части.

Нарушения личности самих родителей

Расстройства личности родителя часто являются причиной нарушений в воспитании. Наблюдаются такие черты так минимальные требования, не удовлетворение базовых потребностей, гипопротекция. Инертно-импульсивный (эпилептоидный) тип личности и тревожная мнительность предопределяет грубое обращение с ребенком.

Противоречивое воспитание (любовь на людях и отталкивание наедине) появляется в результате демонстративногиперкомпенсаторной акцентуации личности и истероидной психопатии у родителей. Психотерапевт определяет девиацию характера у родителей, методы воспитания, отклонения личности у ребенка и связь между этими показателями.

Увеличение области родительских эмоций (блок РРЧ)

Проворствующая или доминирующая протекция появляется в момент, когда обрываются отношения между отцом и матерью как между мужем и женой (расторжение брака, смерть) или они не устраивают одного из родителей. Часто мать, а иногда и отец на подсознательном уровне желают, чтобы ребенок удовлетворил те их потребности, которые в обычных случаях удовлетворяются супругами (привязанность и эротические потребности).

Часто наблюдается желание отдать «все эмоции» ребенку и удержать его от самостоятельности. Это можно определить по недовольству матери девушкой сына, например.

Желание сохранить у ребенка только детские качества (блок ПДК). Это желание, чтобы ребенок не взрослел. Родители провоцируют сохранение инфантильности и наивности, для них ребенок – всегда «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота.

Сомнения родителя в воспитании (блок ВН). Проблема заключается в том, что родитель осознанно занижает запросы к ребенку и уступает во многих вопросах, хотя понимает, что делать это нельзя. Такая нерешительность и мягкость родителей обусловлена страхом перед упрямством и уверенностью подростка.

Боязнь потерять ребенка (блок ФУ). Изменения в воспитании происходит из-за страха потерять ребенка. Это часто связано с перенесенными болезнями. Родитель исполняет все желания чада и дотошно заботится. В этом случае имеет место потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Скудность родительских чувств (блок НРЧ). Это явление проявляется в грубом обращении, отторжении ребенка и отсутствии желания заниматься им. Поводом часто становятся психологические отклонения (например, шизоидность) или отвержение его самого мамой и папой в юности.

Перекладывание на детей своих личных нежеланных качеств (блок ПНК). Все нежеланные особенности характера, которые родитель чувствует в себе, он перекладывает на подростка и как бы борется с ними. Например, зависимость от алкоголя, вспыльчивость, лень. Противостояние эти мнимым чертам характера ребенка, дает возможность родителю поверить, что у него эти же качества отсутствуют. Проявляется в грубом обращении и эмоциональном отторжении.

Перемещение ссор между родителями на воспитание (блок ВК). Споры между двумя родителями как правильно воспитывать ребенка. Один за жесткое воспитание, другой за более либеральное. Происходит смешение доминирующей гиперпротекции с потворствующей гиперпротекцией. Каждый считает, что он прав и его методы воспитания верны.

Блок предпочтения мужских качеств – ПМК и блок предпочтения женских качеств – ПЖК. Отношение к ребенку складывается из отношений к тому или иному полу в целом. То есть, родитель проецируют на ребенка типичные качества, присущие, по его мнению, конкретному полу. Например, в семье, где мать ставит выше женские качества, к мальчику формируется эмоциональное отталкивание, а к его сестре – максимальная забота, гиперпротекция.

Нарушение процесса воспитания в семье

Для анализа типов диссонансного воспитания в опроснике АСВ выделены соответствующие блоки.

Степень протекции в ходе воспитания

Существуют два уровня протекции: гиперпротекция (блок Г+, это преувеличенная бдительность за ребенком и максимум усилий и времени на воспитание) и гипопротекция (блок Г-, минимум усилий, на воспитание тратится очень мало времени)

Уровень удовлетворения потребностей ребенка

Важно насколько хорошо удовлетворяются различные потребности ребенка. Есть два нарушения: потворствование (блок У+, родители «ублажают» ребенка, потакают любым его «хотелкам» и перекладывают на него свои нереализованные потребности) и игнорирование потребностей (блок У-, минимальная реализация желаний детей)

Количество и качество требований к ребенку в семье

В результате опросника формируются параметры запросов/обязанностей: преувеличенность (блок Т+, требования очень завышены, родители это осознают, но считают, что другого способа не существует) и минимальность (блок Т-, на воспитываемого возлагается наименьший объем).

Для запретов выделен отдельный блок отклонений и делится он также на избыточность (блок З+, когда у ребенка все под запретом, он не совершает никаких самостоятельных действий) и минимальность запретов (блок З–, здесь напротив ребенку все разрешается, родители не устанавливают никаких рамок).

Серьезность наказаний определяется в блоке санкций. Это либо максимум санкций (блок С+, строжайшие наказания даже за небольшие нарушения поведения), либо минимум санкций (блок С-, отсутствие каких-либо наказаний, из-за их нерезультативности).

Важные составляющие в воспитательном деле – запросы к ребенку (что он обязан делать), запреты (какие действия запрещены) и санкции (насколько строгим будет наказание за запрещенные действия).

Неустойчивость стиля воспитания (блок Н.

Родители колеблются между одним стилем построения воспитательного процесса и другим, используют разные стили одновременно, от очень строгого до самого либерального

Часто родители это осознают, но не представляют насколько важно отсутствие таких неопределенностей

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Ребёнка просят обозначить крестиком свою позицию на рисунке

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Классификация нарушений воспитания

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом:

  • Потворствующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
  • Доминирующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
  • Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
  • Гипопротекция. Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
  • Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Интерпретация результатов

Опросник состоит из 130 вопросов, каждые из которых в определенных сочетаниях соответствуют перечисленным выше патологическим типам воспитания и причинам отклонений в семейном воспитании.

В данной таблице представлено это соответствие. После подсчета баллов по каждой шкале (за 1 правильный ответ — 1 балл) мы сможем сделать наиболее качественную интерпретацию результатов.

Когда же число подсчитанных баллов равно или больше диагностического значения (8 столбик), то мы делаем вывод о том, что у родителей присутствует тот или иной тип отклонения в семейном воспитании. При наличии отклонений по нескольким шкалам мы обращаемся к таблице выше под названием «Выделение патологизирующих типов семейного воспитания».

Нижние 6 шкал после горизонтальной черты нужны для того, чтобы мы, обнаружив отклонения с одноименными шкалами выше, сложили их с результатами, полученными по последним вопросам (с 101-130). Это поможет точнее оценить степень несоответствия данных параметров норме.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания (таблица)

Может быть множество вариаций смешений вышеупомянутых черт в ходе воспитания, однако шесть стабильных слияний обладают наиболее важным значением при выявлении факторов развития нервозов и изменений характера. Такие стабильные слияния являются видом диссонансного воспитания. Ниже в таблице представлено разграничение данных сочетаний вместе с видами и далее описание каждого из них.

+ показатели проявляются ярко

— недостаточно проявлены

± допускаются оба варианта

Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, З-, С-) –все свои ресурсы родители тратят на воспитание подростка и полное удовлетворение его желаний. Демонстративные (истероидные) и гипермитивные особенности характера возникают в ходе этого вида у воспитываемого.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) – родители очень много уделяют внимания становлению характера ребенка, но воспитанник лишен свободы действий. У сверхактивных детей такие рамки предопределяют сильное эмоциональное напряжение агрессивного типа. Доминирующая гиперпротекция увеличивает нервно-психическую слабость при тревожно-боязливом, чувствительном, астеническом типах личности.

Завышенное моральное обязательство (Г+, У-, Т+) – к воспитываемому предъявляются высокие запросы, наряду с нежеланием удовлетворять его потребности. Такой тип активизирует появление свойств тревожно-боязливой акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±) –возникает отдаление на уровне эмоций из-за родительского неосознанного сопоставления ребенка с негативными случаями на своем жизненном пути и установлении огромного пространства в отношениях с ним. Подросток понимает, как он мешает взрослым. У ребенка с лабильной и астенической акцентуациями формируются невротические расстройства.

Грубое обращение (Г-, У-, Т± 3±, С+) – воспитываемого истязают, применяют жестокие наказания и не удовлетворяют потребности. Так его на эмоциональном уровне отвергают.

Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – гипоопека, когда воспитывающие никак не координируют действия ребенка и не ограничивают его. Ребенок существует отдельно от отца и матери.

Анализ семейных взаимоотношений

Опросник АСВ логически разбит на несколько блоков4, которые анализируются отдельно и складываются в общий результат.

Первые 4 свидетельствуют о воспитательных стратегиях, а 5 — о личных проблемах родителей: 

  1. Уровень протекции в процессе воспитания;
  2. Степень удовлетворения потребностей ребенка;
  3. Количество и качество требований к ребенку в семье;
  4. Неустойчивость стиля воспитания;
  5. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за ребенка.

Шкалы же опросника АСВ выстраиваются на базе перечисленных выше блоков и конкретизируют/более широко раскрывают их содержание. Они включают в себя различные черты воспитательного процесса, подробнее о которых мы поговорим далее.

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:

первая — позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;

вторая — направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные С. В. Ковалевским:

методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;

тест на превентивную удовлетворенность браком показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;

методика «Функционально-ролевая согласованность» помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится).

Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

5 стр., 2162 слов

Природа конфликта в диаде супруг-супруга в молодой семье

… ролей, а также могут быть следствием неотделенности супругов от родительских семей. Проанализировав литературу по проблеме брачно-семейных отношений, можно выделить следующие факторы, которые могут … поиском новых моделей брачных отношений наиболее адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их …

Вторую группу составляют:

анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко) — позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью — хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.;

тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда) — помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;

методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко) — модифицированный вариант теста Т. Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Пример мы приведем позже, когда будем рассматривать методы диагностики супружеских отношений.

Шкалы любви и симпатии (3. Рубина) — эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом проведении. Ее преимущество — в простой обработке и легкости заполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Диагностируемые нарушения воспитания

В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

Уровень протекции

Сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

  • Гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+.
  • Гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

Степень удовлетворения потребностей

В какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных:

  • Потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) — шкала У+.
  • Игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) — шкала У-.

Уровень требовательности к ребенку в семье

Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

  • Чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+.
  • Недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т-.
  • Чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала З+.
  • Недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала З-.
  • Чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+.
  • Минимальность санкций — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания (таблица)

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания осуществляется с использованием методики «АСВ». Данная методика позволяет выявить основные типы негармоничного семейного воспитания и определить характерные черты каждого из них.

Тип негармоничного семейного воспитания Характерные черты
Авторитарное — Сильное доминирование одного из родителей; — Отсутствие доверия и свободы выражения мнений у детей; — Родители не принимают критику со стороны детей;
Пермиссивное — Родители проявляют крайнюю лояльность и избегают конфронтации с детьми; — Отсутствие четких правил и ограничений; — Дети не умеют решать проблемы и справляться со стрессом;
Индифферентное — Родители не проявляют интереса к жизни и проблемам детей; — Отсутствие эмоциональной связи между родителями и детьми; — Дети часто остаются без поддержки и помощи;
Перекрестное — Родители меняются ролями и отношениями; — Дети испытывают конфликтующие требования и ожидания; — В семье отсутствует стабильность и непрерывность.

Проведение диагностики типов негармоничного семейного воспитания помогает определить основные проблемы и причины, влияющие на развитие детей. Это позволяет разработать индивидуальные методы и стратегии работы с семьями, направленные на улучшение ситуации и создание гармоничных условий для роста и развития детей.

Причины отклонений в семейном воспитании

Однако одними вышеперечисленными шкалами, которые соответствуют патологизирующим типам воспитания опросник АСВ не ограничивается. В его анализ включены также шкалы, относящиеся к причинам отклонения в семейном воспитании.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)

Стремление родителей сделать ребенка чем-то большим (часто при потворствующей или доминирующей гиперпротекции), вследствие чего на него перекладывается часть обязанностей, которые должны выполнять другие члены семьи. Часто РРЧ возникает при конфликте между двумя супругами (или же разводе/смерти). Такие родители стремятся отдавать всех себя своим детям. Они посвящают им всю свою жизнь, полностью отказываясь от своей.

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК)

Такая проблема возникает из-за нежелания родителя терять своего ребенка, который вот-вот может вылететь из родительского гнезда. В итоге родитель игнорирует факт взросления своего ребенка, старается его опекать (гиперпротекция) и поощряет проявление детских качеств (непосредственности, несамостоятельности, игривости и т.д.), что приводит к развитию инфантилизма.

Подобная стратегия поведения также выражается в директиве «не расти», которую родитель может транслировать ребенку через определенные фразы (это подробно отражено в статье «12 родительских директив»).

Воспитательная неуверенность родителей (ВН)

Такое часто встречается, когда родитель настолько вовлечен в жизнь своего ребенка, что начинает идти у него на поводу, стремясь во всем угодить своему чаду. Дети часто довольно быстро начинают замечать слабые места родителей, на которые можно надавить и добиться своего.

Фобия утраты ребенка (ФУ)

При такой стратегии родитель воспринимает ребенка как хрустальную вазу. Он боится, что с ним может что-то случится и начинает проявлять чрезмерную опеку.

Часто корни ФУ кроются в ранних проблемах со здоровьем ребенка (трудные роды, травмы или хронические заболевания).

Неразвитость родительских чувств (НРЧ)

НРЧ часто приводит к эмоциональному отвержению ребенка и жестокому обращению с ним. Родитель с НРЧ мало интересуется ребенком, не заботится о нем, не проявляет по отношению к нему теплых чувств. Причиной этого часто является отвержение самого родителя значимыми взрослыми в детстве.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК)

Когда родитель начинает замечать в ребенке те свои качества, которые не особо приятны ему самому, то начинаются проблемы в ДРО. Такие родители раздражительны. Они не могут терпеть общество своих детей и часто жестоко к ним относятся.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК)

Основным признаком ВК являются постоянные ссоры между супругами о методах воспитания ребенка. Часто они не совпадают у таких родителей, вследствие чего они начинают критиковать друг друга и по-разному влиять на детей, стремясь сделать «как лучше».

Предпочтение женских качеств (ПЖК)

Данные характеристики связаны с представлениями родителей о том, как должен вести себя ребенок определенного пола. Например, такой отец может учить мальчика быть грубым и дисциплинированным (даже если это не соответствует его характеру), а мать будет заставлять девочку наряжаться в ненавистные ей платья и ходить на танцы вместо бокса.

Определение

АСВ (анализ семейных взаимоотношений) — опросник Э.Г. Эйдемиллера1 и В.В. Юстицкиса2, созданный для анализа детско-родительских отношений (сокращенно — ДРО) в дисфункциональных семьях. В результате обработки данных, полученных из этого опросника, мы можем выявить типы негармоничных (патологизирующих) стилей родительского воспитания и установить некоторые причины

Опросник АСВ существует в двух вариантах:

(В конце статьи будут представлены оба варианта)

  • Для семей с детьми от 3-10 лет;
  • Для семей с подростками.

Методика хороша в экспертной оценке, позволяет оценивать риски. Также широко применяется в школьных и дошкольных учебных учреждениях, поскольку позволяет выделить группы риска с точки зрения семейных трудностей.

Итог

Этот опросник значимо влияет на практику психологической работы с семьями, а также в исследованиях по семейной психологии и социологии. Он помогает психологам и исследователям понять структуру и функционирование семьи, выявить сильные и слабые стороны взаимоотношений между членами семьи.

Использование данного опросника требует специальной квалификации, а также учета этических аспектов, связанных с конфиденциальностью и защитой данных участников

Важно помнить, что этот инструмент несет ответственность за диагностику и должен применяться с осторожностью и соответствующим образом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: