Что делать с детской непосредственностью?
Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.
Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.
Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.
Был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».
То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг
Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых. Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.
Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений. Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей. Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.
Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.
Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь срабатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.
Учебный — Учиться нужно вежливо
Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:
1. Уважать учителя;
2. В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
3. В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
4. Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
5. Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
6. Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
7. Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
8. В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
9. Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
10. Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
11. Во время урока запрещается есть;
12. Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
13. На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.
Пассажирский — В поездку, хоть каждый день
Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах
Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:. 1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
2. Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
3. Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
4. Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
5. Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
6. Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
7. В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
8. В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
9. В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
10. Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
11. В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
12. На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди
Когда начинать обучать правилам поведения и основам этикета
Обучение детей правилам этикета начинаются с колыбели. Первый и самый главный способ обучения – пример взрослого. Обращаясь к новорожденному, старайтесь здороваться с ним, употреблять правильные фразы, вести себя правильно. Ваше поведение — образец для карапуза, он видит в вас идеал, норму. Старайтесь вести себя соответственно вашим понятиям о правильном. Попытайтесь исправить, если есть, нежелательные проявления в собственном поведении.
К 2 годам можно начинать активное обучение при помощи игры. Разыгрывайте при помощи кукол разные ситуации, тренируйте правильные варианты поведения, показывайте, как некрасиво выглядит человек, нарушающий правила этикета.
С 4 лет малыш уже усвоит большинство шаблонов поведения, будет активно использовать их на практике. В этом возрасте нужно внимательно следить за верностью сформированных представлений, своевременно производить корректировку неправильного поведения. В ваших руках появится новый инструмент воспитания – литература. При помощи книг, рассказов, сказок поясняйте необходимость правильного поведения, раскрывайте смысл установленных норм. Успешность воспитания зависит от понимания малышом необходимости употребления того или иного правила.
Конечно, когда малыш пойдет в сад или школу, там будут обучать этикету в разных формах. Чтобы обучение происходило успешно, у крохи должна быть база знаний, понимание смысла культурного поведения. Ваше чадо должно понять, что этикет – привычка относиться к окружающим доброжелательно, стремление быть хорошим и добрым.
Воспитанный ребенок соблюдает правила этикета не потому, что это нужно, а по велению собственного сердца. Для него это не свод правил, а необходимость. Не ведите долгих, занудных бесед, третировать и критиковать за допущенную оплошность. Взрослые должны донести до крохи, зачем вести себя правильно, какие плюсы он получит от этого. Формируя правильные шаблоны, вы обеспечиваете своему карапузу успешное будущее, верных друзей, счастливую семью. Не нужно надеяться, что этим вопросом займется воспитатель, учитель или жизнь, сделайте это сами, своим примером и заботой.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Основы этикета для дошкольника
Каждый родитель мечтает испытывать гордость за своего ребенка, видеть его воспитанным, вежливым, интеллигентным. Хорошие манеры следует начинать прививать как можно раньше, объясняя ребенку принципы этикета в игровой форме.
Прежде всего, взрослые должны подавать свой собственный пример этичного поведения. Ведь ребенок – это зеркало мамы и папы, и он должен видеть родителей вежливыми, сдержанными, аккуратными, отзывчивыми в любой ситуации.
Уже с года ребенка надо ненавязчиво обучать здороваться, благодарить, аккуратно принимать пищу.
К трем годам, когда у ребенка на первое место выходит игровая деятельность, этикету можно обучать с помощью сюжетно-ролевых игр.
Этикет принято подразделять на несколько видов. Детям необходимо пользоваться:
- Речевым этикетом – правила общения со взрослыми и сверстниками;
- Столовым этикетом – хорошие манеры за столом;
- Гостевым этикетом – поведение в гостях;
- Выходным этикетом – основы поведения в общественных и культурных местах (театр, музей, цирк и т.п.);
- Семейным этикетом – нормы общения и поведения в кругу семьи;
- Пассажирским этикетом – правила поведения в транспорте.
Речевой этикет
Воспитывать у ребенка вежливость, уважительность, доброжелательность к окружающим его людям нужно как можно раньше, показывая на своем примере и акцентируя на этом внимание. Следует аккуратно пресекать «якание» в разговоре, не позволять перебивать старших
Нужно прививать потребность использования в своей речи «волшебных» слов. Ребенок должен уметь спрашивать разрешения, уметь вежливо отказывать, знать, что ко взрослым необходимо обращаться на «Вы».
Столовый этикет
Хорошим манерам за столом можно начать обучать с введением прикорма. Малыш должен уяснить, что есть надо аккуратно, на своем обеденном месте, без внешних раздражителей (мультфильмов, игрушек и т.п.). Когда ребенок начнет самостоятельно кушать, желательно хотя бы один прием пищи сделать семейным, где на личном примере показывать:
- Как пользоваться столовыми приборами;
- Как правильно держать себя за столом (сидеть ровно, не класть локти на стол, не тянуться за дальним блюдом, не чавкать, пользоваться салфетками);
- Всегда использовать вежливые слова – «приятного аппетита», «передай, пожалуйста», «спасибо»;
- Самому заботиться о сотрапезниках.
Гостевой этикет
Большое внимание следует уделять правилам поведения в гостях. До автоматизма должно выработаться употребление слов «Здравствуйте» и «До свидания»
Ребенок должен четко понимать, что нельзя брать чужие вещи без разрешения, бегать по помещению, кричать. В знак уважения к хозяевам дома, каждый раз надо приносить маленькие подарки или угощения.
Выходной этикет
Собираясь в театр, музей, кино, игровую комнату, ребенок должен выглядеть аккуратно и опрятно. На представления приходить без опозданий, на свое место проходить лицом к другим зрителям. Не шуметь, не есть, не пользоваться мобильными устройствами.
Семейный этикет
В семье ребенок также должен вести себя достойно – не повышать голос на членов семьи, не ругаться, не драться с братьями и сестрами. Уважать желания и личное пространство других членов семьи.
Пассажирский этикет
Ребенок должен знать, что из любого транспорта сначала выходят, и только потом заходят. В салоне уступают места пожилым пассажирам, всегда оплачивают проезд. Рюкзаки необходимо снять перед посадкой, при отсутствии сидячих мест не толкаться, не принимать пищу.
Зная и выполняя все эти правила, ребенок будет легко общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться в любом незнакомом коллективе и не попадёт в нелепую и некрасивую ситуацию.
«Волшебные» слова
Речевой этикет — один из главных аспектов гармоничного развития детей, он является основой общественных отношений, поэтому требует особого внимания. В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные правила общения с окружающими. К 3 годам у него в лексиконе появились «вежливые» слова: малыш может поздороваться, попрощаться, извиниться, поблагодарить. Обращаясь с просьбой, говорит «пожалуйста». Усвоение этих правил происходит постепенно, и личный пример близких — самый действенный метод. Кроме того, эффективными могут быть уроки вежливости в виде коротких и ритмичных стихов. Помимо правил этикета, они тренируют речь и память ребенка, расширяют словарный запас.
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста происходит за счет трех основных компонентов: употребления разных форм речевого этикета, умение «развернуть» их и сопроводить приветливой мимикой и вежливой интонацией.
К 5-6 годам ребенок должен усвоить, что необходимо:
- всегда здороваться и прощаться со взрослыми и детьми;
- использовать слова «спасибо» и «пожалуйста»;
- обращаться ко взрослым на «Вы»;
- извиняться, если совершил проступок;
- не следует сплетничать и ябедничать;
- нельзя перебивать собеседника;
- не оскорблять других людей;
- не повышать голос;
- не использовать в речи слова-паразиты.
За ребенка с хорошими манерами в будущем придется меньше переживать, ведь культурным людям легче найти общий язык с окружающими, потому воспитание вежливости у детей — важный фактор для успешной жизни в дальнейшем.
Правила этикета за столом
Чтобы научить ребенка правильно действовать при питании, стартовать в этом процессе требуется с младенчества. Он обязан четко знать, что кушать необходимо в строго определенном месте. Позже малютка должен запомнить несколько иных важных правил:
-
приходить на кухню и приступать к трапезе нужно совместно;
-
сначала требуется пожелать соседям приятного аппетита;
-
при еде необходимо молчать, не баловаться;
-
нельзя чавкать;
-
большие элементы продуктов нужно делить;
-
нельзя облизывать тарелку;
-
запрещено на столе размещать локти;
-
когда что-то из еды далеко и не достать, нужно попросить, чтобы тебе это передали;
-
после обеда требуется высказать благодарность.
Заключительное слово
Итак, что мы узнали из рассмотренной статьи? Мы выяснили:
- Что быть хорошим гостем — это значит гораздо больше, чем просто быть милым ребенком и помогать другим.
- Соблюдать гостевой этикет необходимо, даже когда дети остаются с родственниками или друзьями.
- Какими бы веселыми ни были вечеринки, есть правила, которые необходимо соблюдать, если каждый хочет насладиться этим временем.
- Эти правила представляют собой социальные правила поведения и хороших манер, которые большинство детей способно усвоить и следовать им.
- Знание и применение правил гостевого этикета повышает уверенность ребенка в себе и делает из него идеального хозяина или гостя.
Поэтому как родители и учителя, лучшее, что все мы можем сделать, — это помочь нашим детям понять эти правила гостевого этикета. Тогда они будут знать, чего им следует ожидать от других и чего от них ждут.
Напоминание: перед тем, как пойти в гости или на вечеринку, родителям нужно сесть с детьми и напомнить им об основах гостевого этикета, подробно изложенных в этой статье.
Новые ясли
Зинаида Александрова
Новые ясли открыты у нас,
В ясли придут ребятишки сейчас.
В комнатах светлых кроватки стоят
В эти кроватки уложат ребят.
Держится Миша за мамин подол –
Миша заплаканный в ясли пришел.
Оленька смело гуляет одна,
В ясли сама прибежала она.
Чище умойся, воды не жалей –
Будут ладошки от мыла белей.
Вкусную травку коровы едят,
Много дадут молока для ребят.
Стали ребята обедать в саду,
Будут сегодня оладьи в меду.
Новенький пролил своё молоко,
Жалко, что киска сейчас далеко.
В поле кузнечики звонко трещат.
Спать в холодке уложили ребят.
Толстенький Петя совсем еще мал,
Начать ходить и на травку упал.
Сели ребята играть на песок,
Сделал Сережа высокий пирог.
Оленька весело в яслях живет,
Любит плясать и водить хоровод.
Вот наступила седая зима,
Белые шапки надели дома.
Новые санки по снегу скрипят.
В ясли на ёлку позвали ребят.
Встали ребята в широкий кружок,
Кто-то на ёлочке свечи зажёг.
Оленька смело выходит вперед,
Беленький зайчик куклу дает.
Каждый подарку хорошему рад.
Весело в яслях у наших ребят.
***
Что должен знать дошкольник?
Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.
Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей
Речевой этикет
Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:
Столовый этикет
Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.
За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:
В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:
Семейный этикет
Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.
Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:
Правила поведения на улице
Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:
Поведение в транспорте
Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:
Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии
Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:
В театре
Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:
- Выбрать наряд, соответствующий событию.
- Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
- Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
- Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
- Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
- Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
- Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
- Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.
С чего начинать?
Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.
Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.
Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.
Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».
Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.
Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.
Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:
- родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
- сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.
С чего стоит начать?
С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности
А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени
Режим дня должен соблюдать каждый ребенок
На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.
Обучение этикету за столом
Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.
Правила приветствия
Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:
- Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
- На приветствие нужно обязательно ответить.
- Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
-
Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
- При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
- Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.
Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.
Школа учит вежливости
Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:
- тематические классные часы;
- тренинги;
- семинары;
- игры.
Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.
Ветер на речке
Зинаида Александрова
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки…
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
По дорожке побеги, побеги, поймай-ка
Голубые трусики, беленькие майки!
Мы приехали сюда,
Ходим за цветами.
Солнце, воздух и вода
На прогулках с нами.
Одинаковые все, кружат по лужайке
Голубые трусики, беленькие майки.
Мы купаться побежим,
Голышами ляжем.
Ветер, ты посторожи
Трусики на пляже!
Ветер дунул, обманул – и летят, как чайки,
Голубые трусики, беленькие майки.
Кто поймает их скорей?
Ну-ка, без оглядки!..
Распугали пескарей
Озорные пятки.
Ух, поймали!.. На кусты сели сохнуть стайкой
Голубые трусики, беленькие майки.
***
Про утренник
Светлана Автономова
На утренник в садик я очень спешу,
Компот не допит, так как часто дышу,
Волненье тревожное мне не даёт
Спокойно допить этот сладкий компот.
Стихи я упрямо на память твержу
И кошку своим бормотаньем бужу,
Ответственно к делу подходим вдвоём,
И вот уже вместе с ней громко поём.
Моя вся в итоге проснулась семья,
Дед смотрит сердито…обиделась я…
А папа три раза в прихожей зевнул
И старые туфли спросонья обул.
А мама сказала: «Болит голова!»
Поэтому папа оставил права.
А дед проворчал: «Твой детсад – озорство!»
Увы, опоздали мы на торжество..
Придётся семью мне свою проучить
И в садик на утренник чаще водить.
***
Вместо заключения
Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.
Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.
Выходной — Берем детей на прогулку
На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.
В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:
- Мусор должен находится в урне, а не на земле;
- Запрещается ходить по газонам;
- Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
- Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
- В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
- Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
- Стоит помнить о правилах дорожного движения;
- Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
- Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
- Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.
Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно
Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам
К примеру, в театре:
1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах
Установленный порядок для взрослых
Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.
На улице
Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:
Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.
- Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
- При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
- Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.
Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:
- Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
- Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
- Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
- Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
- Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.
В транспорте
Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:
- Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
- Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
- Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
- Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
- Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.
- Обязательно оплачивайте проезд, предъявляйте проездные или иные документы без возмущения, ведь контролер просто выполняет свою работу.
- Выходя из транспорта, первым выходит мужчина, подает руку даме. Молодые люди предлагают помощь пожилым незнакомым людям, инвалидам.
- Спускаясь по лестнице, первым должен идти мужчина, а поднимаясь вверх – женщина.
- Если вы в незнакомом месте или на ступеньках нет света, первым должен идти мужчина.
- Если вы поднимаетесь в лифте без мужчины, нажимайте кнопку самостоятельно, если с мужчиной – это его обязанность.
Культура поведения в общественном месте
Заходя в магазин, перед дверью следует пропустить выходящих людей, затем входить самому. Будьте корректны с продавцами, вовремя готовьте деньги, не отвлекайте кассира.
Если вы собрались в кино или театр, правила этикета помогут и здесь:
- Приходите вовремя к началу сеанса или спектакля.
- Идя к своему месту, поворачивайтесь к зрителям лицом.
- Не вертитесь, не качайтесь в разные стороны.
- Не следует разговаривать, не шепчите.
- Отключите мобильные телефоны