Зачем детям развивать силу воли?

Что делать взрослым с волевыми детьми?

Детям с сильной волей, когда они выслушивают чьи-то распоряжения, кажется, что их личность прямо сейчас подвергается насилию. А вот если позволить им выбирать, то они с радостью пойдут на сотрудничество.
Тем взрослым, которые основой воспитания считают послушание, желательно пересмотреть собственные взгляды. Ведь целью воспитания должна стать уравновешенная, ответственная, идущая на помощь личность, совершающая только правильные поступки и принимающая правильные решения, даже в моменты, когда остальным это делать тяжело. Но здесь нигде нет послушания.
Правильное воспитание должно основываться на внутренней мотивации, требующей поступать правильно, несмотря на сторонние указания. Поэтому задача взрослых состоит в привитии ответственности и самодисциплины, а не слепого подчинения, научить ребёнка отличать тех, кому можно верить от тех, кому верить нельзя. Если же волю ребёнка надломить, то он станет уязвимым для постороннего влияния, которое часто может ему навредить.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Взрослый направляет и учит контролировать поведение
ВОЛЯ — свойство человека, заключающееся в

его способности сознательно управлять

своей психикой и поступками, формировать цели и концентрировать внутренние усилия на их достижение.

Слайд 3Целеустремленность Инициативность Самостоятельность

Слайд 10ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ ЖУК».»Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь,

перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает

жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево

Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю

Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле)

(аккуратность, прямые линии),ориентировку на бумаге (вверх – вниз – влево

— вправо на определенное количество клеток),слуховое восприятие,логическое мышление («продолжи узор», соблюдая закономерность),зрительно-двигательную координацию,самоконтроль («Проверь»),увеличить скорость выполнения задания («даю 1,5 минуты на то, чтобы закончить узор, дорисовать до конца строки»).Задание:Внимательно и точно выполнять указания взрослого, правильно и аккуратно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, а затем самостоятельно действовать по указанию взрослого. «Я буду говорить насколько клеточек и в какую сторону ты будешь проводить линию, а ты внимательно слушай, после чего красиво, аккуратно и правильно начинай проводить линию». Работать систематически с разными типами узоров.

1

Подавайте пример и начните с себя

Существует такое крылатое выражение: «Не нужно воспитывать ребенка, нужно воспитывать себя». Так устроен человек – в первые годы жизни он подражает своим родителям, копирует их привычки, перенимает их образ жизни.

Поэтому, если на словах вы будете правильным и положительным, а ваши дела будут свидетельствовать о наличии отрицательных качеств в вашем характере, то ребенок рано или поздно потеряет доверие к вашим словам, а перейдя пубертатную фазу своего развития, вовсе утратит уважение к вам, как к личности.

Поэтому, прежде чем направлять своего ребенка определенную сторону, вы должны уже стоять на этой дороге и опережать его в достижениях. Помните, положительный собственный пример – самый эффективный педагогический метод.

Если вы наблюдаете, что ребенок:

  • ведет себя неестественно,
  • капризничает и обижается,
  • импульсивный и резкий,
  • редко испытывает удовольствие и радость,
  • выглядит грустным и печальным,
  • ничем не интересуется,
  • не замотивирован в учебе,
  • не может определиться с целью своей деятельности,
  • ему трудно довести начатое до конца,
  • пробует нечто новое, но быстро бросает,
  • не может сопоставить затраты своих сил и сроки на выполнение задания,
  • недоволен итогом выполненной работы,
  • недоволен собой и своими результатами.

В чем разница между эмоциями и чувствами?

Эмоции – это субъективное переживание, чаще всего связанное с предметом, объектом или ситуацией, а чувства – это субъективное отношение или процесс, длящийся во времени.

Можно перечитать множество источников и научиться разбираться в понятиях, проходить различные тесты, стоять с секундомером возле ребенка и отслеживать время его эмоциональных реакций при просмотре красочных картинок. А еще мы привыкли оценивать поведение своего ребенка или другого человека и давать штампы его поступкам: резкий или импульсивный, скромный или застенчивый, безвольный или ленивый, нецелеустремленный или безответственный.

А может быть, поведение ребенка и его эмоциональность – это отражение Вас самих, а Вы – зеркало для ребенка?

Эмоциональность ребенка связана с процессом не только развития, но и воспитания в семье. Ребенок с самого раннего возраста копирует то, что видит перед собой. Конечно, окружающая среда задает условия для формирования эмоциональных отношений, но также нужно учитывать психофизиологию и телесные процессы, базовые механизмы, без которых эмоции, переживания и чувства перестают быть живыми и отношения становятся «надуманными». Гармоничность психофизиологических механизмов и эмоций – основа воспитания целеустремленности у ребенка.

Важность развития волевых качеств в дошкольном периоде

 Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.

Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.

В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.

Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности

В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки

Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие .

Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.

Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные тенденции развития системы образования
  2. Технологическая карта урока английского языка
  3. Мотивация учебной деятельности у детей и подростков
  4. Образовательный туризм как педагогическая технология
  5. Современные проблемы этнопедагогики
  6. Технология концентрированного обучения (М.П. Щетинин)
  7. Объект и предмет педагогики
  8. Средства и методы нравственного воспитания
  9. Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий во внеурочной деятельности школы
  10. Мотивация в учебной деятельности

Сила убеждения

Мы можем убедить себя, что сила воли отнюдь не конечна, но этого будет недостаточно. Новейшие исследования выявили тесную связь между суждением человека о свойствах своего характера и его способностью доводить дело до конца.

То, что ты о себе думаешь, — правда. Не лучше ли думать о себе позитивно? ИсточникНеотвлекаемые

Например, если ты считаешь себя неспособным противостоять соблазнам, то так оно, скорее всего, и есть. Это доказывает эксперимент. Людям, которые боролись с тягой к сигаретам, наркотикам или алкоголю, предложили заполнить стандартный опросник. Текст анкеты менялся и содержал такие утверждения: «Когда у меня возникает тяга к сигаретам, я утрачиваю контроль над собой», «Моя тяга к сигаретам мощнее силы воли», «Я всегда буду испытывать тягу к сигаретам». Участники должны были оценить высказывания. Те, кто предполагал, что с течением времени почувствует себя сильнее, чаще справлялись с зависимостью. И, напротив, люди, уверенные в своей неспособности противостоять зависимости, в большинстве случаев возвращались к ней, даже сумев на время завязать.

В этой закономерности нет ничего удивительного, но сила ее поражает.

Вероятность возврата к пагубному пристрастию настолько же зависела от оценки способности покончить со своей тягой, как и от степени физической зависимости.

Вдумайтесь: образ мыслей имел такое же значение, как мера физической зависимости! Чтó мы себе говорим, это жизненно важно. Когда человек твердит себе, что плохо владеет собой, способность к самоконтролю у него действительно снижается

Вместо того чтобы объяснять неудачу каким-то своим недостатком, нужно посочувствовать себе и по-доброму поговорить с собой.

2

Не забывайте напоминать про успех в итоге

Возможно, если ребенок каждый день потея над формулами, будет себя представлять лауреатом Нобелевской премии, то возможно он проявит больше рвения к постижению науки.

Вообще при четком обозначении конечной цели, будет очень полезно явно вообразить и детально описать, что мы получим в итоге. Первое место на пьедестале, возможность легко общаться на иностранном языке, учеба в престижном ВУЗе или главная роль в оскароносном фильме?

Чем чаще мы будем воображать себе, что наша цель уже достигнута, тем больше будет у нас шансов на победу.

Тоже самое касается и наших детей. У них, в силу возраста, фантазии занимают значительную часть досуга, поэтому неплохо было бы использовать этот «ценный» ресурс для эффективной мотивации юного гения.

Что делать взрослым

Совет № 1. 

Разрешайте детям учиться на собственных ошибках

Мы оберегаем наших малышей, создавая вокруг них безопасный мир. Но только их собственные «шишки» и промахи (а также победы!) учат брать ответственность за свои поступки

Помните: совершать ошибки важно!

Совет № 2.

Дайте возможность выбора

Когда человеку предлагают выбор, он чувствует себя самостоятельным, способным нести ответственность. Пусть малыш учится делать выбор на самых простых вещах — например, какую футболку ему надеть сегодня.

Совет № 3. 

Старайтесь не провоцировать конфликты

Необходимо вовремя остановиться, сделать глубокий вдох и напомнить себе, что в «битве» со своим ребенком вы можете потерять самое главное — теплые и доверительные отношения.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Совет № 4.

Не навязывайте ребенку собственные взгляды

Пока вы главный человек в жизни своего ребенка, прививайте ему ценности через личный пример. Придумайте разумные правила и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок смог их соблюдать.

Совет № 5.

Слушайте своего ребенка

Невысказанные чувства и желания вырастают вместе с ребенком в большую проблему. Старайтесь иногда ставить себя на место ребенка, и вы поймете — ему действительно есть, что сказать.

Совет № 6.

Придерживайтесь распорядка

Распорядок дня, внедренный с рождения, помогает малышу структурировать быт и вырасти в собранного человека, который точно знает, как действовать, чтобы добиться желаемого.

  • Как воспитать в ребенке «сильное Я» и чем оно пригодится в жизни
  • Развиваем разговором: 10 простых приемов для общения с детьми
  • Развиваем разговором: 8 новых способов прокачать детский интеллект

«Очень важно быть выдержанным, настойчивым, дисциплинированным»

Такие слова, пропущенные через себя, принадлежат человеку с кожным вектором. Дисциплина, выдержка, достижение цели – важные ценности для человека с кожным вектором. И хорошо, если этим вектором будет обладать ребенок, в котором хотят развить силу воли, – ему это будет действительно полезно.

Но абсолютно бессмысленны будут попытки дисциплинировать малыша с уретральным вектором, малоэффективны – сделать выдержанным эмоционального ребенка со зрительным вектором, пусты – привить настойчивость «звуковику». Это сродни детскому желанию научить кошку летать, попугая – плавать, собаку – мяукать.

Но мы ведь не дети? И нам не стоит ставить эксперименты на собственном чаде.

Здесь снова идет речь о развитии свойств кожного вектора. Маленькому «кожнику» действительно не так уж трудно сдержать свои эмоции – он вообще от природы сдержан. Не склонен к истерикам, плаксивости, не раним и не чувствителен. Если у него, конечно, нет еще и зрительного вектора.

А вот детям со зрительным вектором сложно сдержать свои эмоции и в 2 года, и в 5, и в 10. И это нормально – большая эмоциональная амплитуда им дана самой природой. Благодаря этому ребенок не просто плаксив, но и при правильном воспитании чуток ко всему прекрасному, чувствителен к чужому горю, он способен на настоящее сочувствие и любовь. Разве это плохо?

Как воспитать силу воли у «зрительного» ребенка? Сила воли в зрительном векторе – это способность ощущать любовь к людям, свобода от страхов и фобий. Для ее воспитания нужно правильно развивать его врожденные качества – через сочувствие и сострадание.

«Положительно в воспитании силы воли действуют на ребенка моральные стимулы»

Здесь наш уважаемый психолог «переключился» на детей с анальным вектором. Оно и понятно – не бывает сегодня психологов без «анальности», так что он снова судит по себе.

Моральные стимулы важны в воспитании маленьких «анальников». Но не в воспитании воли, а именно в общем развитии. Именно им понятнее всего разделение всего, что их окружает, на хорошее и плохое, чистое и грязное, белое и черное. С таким разделением, такой своеобразной классификацией им проще жить и понимать суть вещей. Это такая точка отсчета, которую с возрастом родителям стоит расширять и развивать – в сторону более глубокого понимания нравственности.

Как тренировать силу воли у ребенка с анальным вектором? Вообще здесь это упорство в доведении начатого дела до завершения, до совершенства, следование намеченному курсу. И чтобы развить это качество у малыша (а все задатки у него есть от рождения), можно использовать не только моральные стимулы, но и все остальные методы воспитания, направленные на развитие природных свойств анального вектора. Давать различные поручения, ценить его помощь, адекватно хвалить за успехи, считаться с его потребностями, предлагать ему столько общения, сколько нужно.

«Дети любят, когда их хвалят – воспользуйтесь этим в развитии волевых качеств»

И снова совет родителям детей с анальным вектором. Разумная похвала – еще один действенный метод воспитания (и косвенно – развития силы воли) маленьких «анальников»

Правда, хвалить здесь важно не за все подряд, а только за новые знания и умения. Иначе у вас похвала войдет в привычку, а у малыша – в потребность

И что-либо делать в этой жизни он начнет не ради собственного развития, а ради такой приятной похвалы…

Категорически нельзя хвалить детей с уретральным вектором. Это маленькие «цари», вожди и предводители. Хвалить такого ребенка – значит обращаться покровительственно, сверху вниз, что недопустимо в общении с королем вашей маленькой саванны. Нравится вам это или нет, но «уретральник» в ответ на похвалу лишь разгневается. Поэтому чуткий родитель, мечтающий вырастить из малыша с уретральным вектором настоящего предводителя, никогда не последует такому совету.

Как выработать силу воли в уретральном векторе? Не стоит пытаться – дети с этим вектором не нуждаются в вашем воспитании. Сама природа наградила их непреклонной волей, неуемной энергией и природным милосердием. Просто не мешайте им развиваться, не подавляйте их волю, не обращайтесь к ним сверху вниз – и малыш с уретральным вектором вырастет настоящим вождем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет с легкостью находить такие заблуждения несистемных психологов. Ведь, не умея различать истинные потребности разного типа людей, невозможно давать на 100% полезные рекомендации.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Чему учить ребенка после года?

Нервно-психическое развитие ребенка после года — После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица.

  • Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи.
  • Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать.
  • Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.
  • После года развитие ребенка идет очень активно.
  • Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью.
  • Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят.

Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки. Совет Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить.

  1. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра.
  2. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.
  3. Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять».

Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается. В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу.

Деятельность и формирование волевых качеств

Все виды деятельности дошкольника в той или иной степени способствуют становлению волевых действий и формированию волевых качеств.

И в продуктивной, и в трудовой деятельности результат можно получить только через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • самостоятельность;
  • упорство;
  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • ответственность;
  • организованность;
  • инициативность;
  • трудолюбие.

С трех до семи лет дети учатся делать не только то, что вызвано их сиюминутным интересом, но и выполнять задачи. Под руководством взрослых они формируют умение доводить дело до конца, учатся подчинять личные мотивы осознанию необходимости выполнить определенную работу. Преодолевая посильные трудности, дети развивают самостоятельность и ответственность, инициативность и целеустремленность.

Проявление нравственно-волевых качеств в игре

В совместных играх со сверстниками проявлять волю ребенку приходится почти на каждом этапе. Хочет присоединиться к игре – нужно установить контакт с ребятами, чтобы приняли. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим деткам дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.

Разыгравшись, дети временами спорят, что-то доказывают друг другу. И в этом случае без проявления воли не обойтись. Доказать свое мнение, или выслушать и согласиться со справедливыми требованиями других, не покинув с обидой игру, — это тоже волевые усилия.

Дошкольники часто включаются в подвижные игры. Назначение этого вида игр, прежде всего, заключается в развитии двигательных способностей. Но многие моменты в них способствуют становлению волевых качеств дошкольников

То им по условиям игры нужно застыть в неудобной позе и выдержать некоторое время, то крайне важно затаиться так, чтобы, играя в прятки, долго не могли найти. Есть множество игр, требующих внимательно прислушиваться и выполнять команды

Мобилизация волевых усилий дошкольника в подобных условиях очевидна.

Развитие воли посредством приобщения ребенка к труду

Труд предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий, чем способствует развитию волевых качеств ребенка – ответственности, организованности, настойчивости, самостоятельности.

Младший дошкольник проявляет интерес к бытовому труду как к занимательному процессу, в котором очень хочется поучаствовать. До тех пор, пока ребенок находится только в семье, такой подход может затянуться.

Если же дошкольник посещает детский сад, то трудовые действия будут опираться не только на интерес. Воспитатели стараются поручать детям несложные дела вне зависимости от их желания, а затем контролируют выполнение. Например, привести в порядок свой стол после рисования, рассортировать игрушки по коробкам и пр. В подобных случаях «не хочу» (как можно заявить дома) не принимается. Дошкольнику приходится проявить организованность и выполнить порученное дело, хотя гораздо больше ему хочется умчаться играть.

Безусловно, так же могут поступать и родители. И не только могут, но и должны, чтобы воспитать у ребенка ответственность и самостоятельность. Соблюдать режим дня, навести порядок в своей комнате – не то, что привлекает детей, но к этому нужно приучать с дошкольного возраста. Ребенок складывает игрушки, заправляет свою постель, убирает одежду в шкаф – так постепенно у него формируется привычка прилагать волевые усилия.

И в следующий раз он охотнее приступает к не совсем увлекательному делу, проявляет упорство и настойчивость, чтобы ощутить гордость за себя. Это направленное, волевое поведение, подразумевающее не только непосредственный результат, а и личностное достижение.

Развитие воли и становление волевых действий в дошкольном возрасте можно рассматривать как формирование нового для личности механизма управления собой и своим поведением. Развивается целеполагание, появляется соподчинение мотивов, складывается способность к волевым усилиям и формируются волевые качества.

6

Заставьте ребенка поверить в успех и в себя

Неудачи могут быть очень эффективными «учителями», если вы научите ребенка правильно к ним относиться. Нельзя поощрять то, что ребенок после каждой ошибки занимается самобичеванием – подобное поведение свидетельствует о низкой самооценке.

Мудрые родители смогут научить свое чадо без страха принимать вызовы и преодолевать неуверенность в себе. Главное, чтобы ребенок понял, что успех – это результат кропотливого труда, а не случайного везения. А значит, с помощью труда, он сможет все преодолеть, главное – не отступать от намеченной цели и верить в свои силы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: