Диагностика дислалии
Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы
Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений
Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.
Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог
Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс
Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.
При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.
игру
Симптомы картавости
Родители должны обращать внимание на речь детей:
- на произношение слов в целом;
- на произношение отдельных звуков.
К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:
- Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — , б — , п — , ф — , в -, х -, к -, г -, д -, т -, н -.
- К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — , з -, ц -.
- В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
- К 6-ти годам – сонорные звуки: р — , л -, й.
Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.
Классификация
На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.
Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.
Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:
- Физиологическую
- Функциональную
- Механическую
Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.
Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.
Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.
Причины:
Физиологические:
- органическое поражение мозга;
- неврологические и другие хронические заболевания;
Социальные:
- неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
- неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
- смешение языков в семье;
Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.
Причины:
- Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
- Язык необычных размеров.
- Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
- Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.
Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.
Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.
Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
— артикуляционно-фонетическая;
— артикуляционно-фонематическая;
— акустико-фонематическая
- Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
- Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
- Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.
Причины дислалии
Причин возникновения дислалии много. Если говорить в общих чертах проблема может быть связанна с особенностями строения зубочелюстного аппарата или же с психическим развитием ребенка и влиянием его близкого окружения. В зависимости от причины логопеды различают механическую и функциональную виды дислалии.
Механическая дислалия связна с особенностями строения артикуляционного аппарата малыша (а именно языка, губ, челюстей). Весьма распространенной причиной развития механической дислалии у ребенка является короткая уздечка языка или же верхней губы. Несколько реже причиной развития дислалии служит чрезмерно большой или маленький язык, толстые и тугие губы.
Также не менее значимую роль в формировании механической дислалии играют неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубки, патология верхнего неба.
Обратите внимание
Стоит отметить, что дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. К примеру, позднее отлучение малыша от соски вполне может привести к формированию неправильного прикуса.
Причинами развития функциональной дислалии являются социальные и биологические факторы. Так, дислалия ожидаемо возникает у детей с педагогической запущенностью, когда развитием ребенка никто не занимается. На формирование речи малыша значимое влияние оказывает его окружение. Дети подражают речи взрослых людей. Если у родителей или родственников имеются проблемы с речью (косноязычие или диалектная речь) малыш также может перенимать такую своеобразную манеру общения. Кстати по этой причине психологи не рекомендуют «сюсюкаться» с ребенком, ведь такая искаженная речь воспринимается ребенком как правильная, и из-за этого может развиться дислалия.
На развитие речи также влияет и состояние здоровья ребенка. Так, дислалия наблюдается у ослабленных часто болеющих детей, а также у малышей с задержкой психического развития
Профилактика картавости
Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:
- развивать речь детей с малого возраста;
- правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
- читать книги детям;
- развивать мелкую моторику;
- заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
- проводить игры для развития фонематического слуха;
- мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
- при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.
Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук . В результате ребенок старается и у него получается горловой , который исправить сможет только специалист.
Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.
Коррекция дислалии
Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.
Сама коррекция построена в три этапа:
- Подготовка.
- Формирование начальных воспроизводимых навыков.
- Формирование навыков коммуникации.
В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.
При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.
Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.
На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.
Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:
- механическая постановка звука;
- отработка звука в изолированном произношении;
- закрепление звука во фразовой речи.
Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.
Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.
Лечение и коррекция
Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.
Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:
- Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
- Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
- На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.
Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.
Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.
Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.
Советы родителям
Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание. Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду
Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов
Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.
Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.
Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.
Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.
Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.
Этапы логопедической работы при дислалии
Организация логопедического воздействия при дислалии предполагает последовательное прохождение нескольких этапов, на каждом из которых ставятся собственные цели и задачи. Их отличия представлены в таблице.
Этап работы | Основные задачи | Направления работы |
Подготовительный этап логопедического воздействия при дислалии |
|
|
Этап формирования начальных умений произношения |
|
|
Этап развития коммуникации |
|
Ротацизм
Ротацизм это в логопедии – дефект произношения твердого или мягкого звука . Его называют картавостью. Это одна из самых распространенных форм дислалии. При ней ребенок не выговаривает или произносит искаженно твердый или мягкий звук .
Выделяют следующие виды ротацизма:
увулярный
У ребенка идет вибрация не языка, а небного язычка;
горловой
В этом случае наблюдаются неправильные движения корня языка;
раскатистый
Язык ребенка задействован сильнее, чем необходимо для нормального произношения звука;
велярный
Корень языка при вибрации сближается с границами между твердым и мягким нёбом;
фрикатичный
Ребенок произносит не русский, а английский звук r;
боковой
Произносится средний звук между и . Один из краев языка при этом не касается верхних жевательных зубов;
кучерское
Звук создается задней стенкой языка.
Виды ротацизма
Как выговаривать букву Р
Коррекция ротацизма проходит у логопеда.
Ее этапы:
- подготовка при помощи разминки и артикуляционной гимнастики;
- постановка правильного звука при помощи упражнений;
- закрепление и введение его в повседневную речь.
Помощь других врачей при ротацизме требуется редко. Но в некоторых случаях пациента могут направить к ортодонту для пластики уздечки или исправления прикуса.
4 Коррекция
Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:
- подготовка;
- формирование первичных навыков произношения;
- формирование коммуникации пациента.
При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения
Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения. Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики
Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки
Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.
При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков. Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте
Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.
Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии
Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать. Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:
Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:
- способом подражания;
- механическим (использование логопедических зондов);
- смешанным.
Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.
Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.
Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.
Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.
Понятие нарушения звукопроизношения
В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.
Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:
- нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
- разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
- снижение или нарушение слухового восприятия.
По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:
- свистящие (22%);
- шипящие (24%);
- звонкие (4,5%);
- задненёбные (1%);
- мягкие (1,5%).
Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.
По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:
- Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
- Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.
Замечание 1
В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.
Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):
- Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
- Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
- Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.
Диагностика картавости
Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.
Но причины могут быть различными.
Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.
Логопед проводит следующие этапы диагностики:
- Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
- Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
- При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
- Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.
После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.
Причины возникновения дислалии у детей
Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:
- укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
- увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
- утолщенные губы с ограничением их подвижности;
- аномалии развития губ.
В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.
В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:
- биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
- социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).
Моторно-динамическая дислалия
Моторно-динамическая дислалия (МДД) — это расстройство речи, связанное с нарушением координации мышц, необходимых для произнесения звуков. Люди, страдающие от этого заболевания, испытывают трудности в произношении отдельных звуков или групп звуков, что делает их речь неразборчивой или нечеткой.
МДД может быть вызвана различными причинами. Одной из них является генетическая предрасположенность. Исследования показывают, что некоторые дети могут наследовать это состояние от родителей. Кроме того, травмы головы или другие повреждения мозга, связанные с авариями, инсультами или другими причинами, также могут способствовать развитию МДД.
Симптомы МДД могут включать затруднения в произношении звуков, а также изменение ритма, темпа и интонации речи. Люди с этим расстройством могут испытывать трудности в контроле тонуса мышц, что делает их речь неустойчивой и непоследовательной.
Частота встречаемости моторно-динамической дислалилии зависит от ряда факторов. В некоторых случаях, это состояние может быть более распространено в определенных семьях или на определенных культурных группах. Также, частота встречаемости может быть связана с уровнем медицинской помощи и доступности специалистов, способных диагностировать и лечить МДЛ
Классификация нарушений звукопроизношения
В международной практике используются термины, обозначающие искаженное произношение звуков, образованных из названий букв греческого алфавита с суффиксом «-изм». Термины: сигматизм, ротатокизм, ламбдакизм, йотакизм, гаммакизм и хитизм. В случаях, когда обнаруживается фонетическая замена, к названию дефекта добавляется префикс «-para» — парасигматизм, параротацизм и т.д.
Сигматизм — это нарушение речи, заключающееся в неправильном произношении сибилянтных и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом, наблюдаются нарушения в произношении звуков , , , , , , . Сигматизм — очень распространенная форма неправильного произношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, латеральный, назальный, язычно-зубной), так и парасигматизма (зубной, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих довольно сложное.
Различные ошибки в произношении звука объединены под названием ротацизм. В связи с большой сложностью артикуляции, и особенно языка (задействованы все мышцы языка), существует множество видов ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзин записал 28 вариантов. Наиболее распространенными являются: отсутствие (полное отсутствие звука или гласный звук на его месте), носовое произношение, гортанное произношение (велярное или увулярное), одноударное, приглушенное, двухударное . Параротацизм также имеет множество вариантов: замены — р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы .
Под названием ламбдацизм скрываются все дефекты произношения звука . Существует три типа ламбдацизма: отсутствие звука или гласных, двусложное или язычное произношение звука , носовое произношение -л- нг; параламбдацизм: л-д, л-л’ (с разной степенью ослабления), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.
Нарушение произношения полугласного называется йотазизмом. Звук используется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, вой) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слогов. Приведенные выше два значения звука получают несколько иное выражение в случае ошибок произношения этого звука. Ошибки произношения: 1) звук не произносится вообще; 2) заменяется на ; 3) заменяется на .
Дефекты произношения нёбных звуков называются каппацизм — звуки к и к’, гамма-кизм — звуки г и г’, хитизм — звуки х и х’.
Помимо описанных выше, в логопедической литературе встречаются нарушения мягкого фокуса и ассонансных звуков.
Имеются интонационные ошибки в произношении согласных с звонкими и безголосыми парами. Существует три типа интонационных нарушений: а) полное отсутствие в речи звонких согласных, то есть их постоянная замена парными глухими; б) неадекватная интонация; в) неадекватная глухость. Все три случая относятся к паралалии и обычно отражаются в письменной форме.
Исследователи отмечают, что озвучивание звонких согласных встречается чаще, чем озвучивание незвонких согласных.
Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие в речи мягких согласных звуков, то есть их постоянная замена парными твердыми звуками; б) чрезмерное смягчение в) нарушение дифференциации твердых и мягких звуков, то есть помимо правильного произношения твердых и мягких согласных, наблюдаются отклонения как в одну, так и в другую сторону.
Чем сложнее звук, тем позже и труднее он ставится в произношении ребенка, и тем разнообразнее будут ошибки в произношении. Так, звук т может быть либо смягчен, либо заменен звуками типа п или к, а нарушений произношения звука p насчитывается более 20: p боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука p звуками л, л’, р’, й, в, д и др. Таким образом, группа сигматизмов делится на фонетические сигматизмы (латеральные, межзубные и др.) и парасигматизмы (замена сибилянтов на свистящие, замена свистящих и сибилянтов на т и д и т.д.), т.е. сигматизмы фонетико-фонематического характера. В группах ротацизм, ламбдацизм, каппацизм можно также выделить чисто фонематические ротацизм, ламбдацизм и параротацизм, параламбдацизм и др.Следует также сказать, что у разных детей дефект произношения может затрагивать только одну группу звуков (звонкие, ассонансные или свистящие и т.д.), и тогда он называется простым, частичным, мономорфным дефектом произношения, затем включать много групп звуков (один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и интонационными дефектами и т.д.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.