«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
- расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.
СЛАЙД №1.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
- Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
- Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
- Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
- Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)
СЛОВАРИК.
СЛАЙД №2.
Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
СЛАЙД №3.
Дети к 5 годам должны уметь (то есть формируются простейшие формы звукового анализа):
- выделение гласных ударных звуков в словах (аист, утка и т. д.), согласные в
- начале слов (танк, пушка, папа и т. д.);
- узнавание звука в слове (есть ли звук к
- в слове кошка, танк);
- подбирать слова с заданным звуком
- (назови слово со звуком м);
- различать на слух слова, отличающиеся одной
- фонемой (мышки — мишка, почка — бочка и т. д.).
СЛАЙД №4,5.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко»
Презентация «Фонематический слух»:
Андронова Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
г. Советский, Тюменская обл., Хмао-Югра
Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Опыт функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует
уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий и увеличить время на индивидуальную работу.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).
Продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут.
Цель программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- воспитание грамматически правильной связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами
детской поликлиники и медицинских учреждений.
Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с октября по начало мая. В итоге нарушается последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников. При составлении планирования логопедической работы следует учитывать названные причины и обусловленные ими трудности коррекционно-развивающего обучения в дошкольном логопункте.
Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться
по усмотрению логопеда. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме.
С детьми проводятся комплексные занятия в детском саду, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:
интерес к логопедическим занятиям;
звукопроизношение;
фонематическое восприятие;
артикуляционный праксис и мелкую моторику;
речевое дыхание;
психические процессы (память, мышление, внимание);
лексико-грамматические категории;
связную речь.
Форма организации обучения — подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий
объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5—7 человек.
В микрогруппах и на индивидуальных занятиях включаются дидактические игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя языка для детей с диагнозом ОНР (IV у. р. р.).
Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.
Продолжительность занятий с детьми:
- ФФН — 1 год;
- ОНР IV у. р. р. — 1 — 1,5 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Стадии восприятия речи
Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:
— дофонемная (от рождения до 1 года);
— фонемная (соответственно после года).
Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.
Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.
Формы логопедической работы в ДОУ
Основная форма работы с детьми дошкольного возраста в логопункте ДОУ – подгрупповые и индивидуальные занятия. Это обусловлено рядом причин:
- Необходимость подстраиваться под занятия, предусмотренные программой ДОУ и режимные моменты.
- Различием речевых дефектов у детей.
- Различием уровня сформированности когнитивных процессов у детей со схожими речевыми дефектами.
- Индивидуальность темпа усвоения коррекционного материала.
- Необходимость в вовлечении в работу одновременно нескольких нарушенных в произношении звуков.
- Соматическая ослабленность детей, которая влечет за собой часто болезни, пропуски занятий и соответственно процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Замечание 2
Таким образом, указанные причины не позволяют сформировать стабильные группы для логопедических занятий. Логопедические подгруппы не постоянны по составу, подвижны.
В настоящее время, одной из актуальных и часто используемых форм логопедической работы является проведение индивидуального занятия с одним ребенком при присутствии других детей. В то время пока логопед занимается с ребенком, другие играют в специально подобранные логопедом игры. Использование данной формы было продиктовано в первую очередь экономией времени, но позже было установлено, что она имеет ряд других положительных сторон: раскрепощенность детей во время занятий, проявление интереса к собственной речи и речи сверстников, мотивация на успешность логопедической работы.
Специфические параметры звукопроизношения у детей с нарушениями фонетической стороны речи
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи происходит особенное развитие фонематического слуха и восприятия. Оно характеризуется следующими параметрами:
- Пропуск или замена фонем при произношении. Если у ребенка наблюдаются проблемы с фонематическим восприятием, то ему становится сложно произносить некоторые звуки. Как правило, это те звуки, которые являются артикуляционно сложными. Происходит замена данных звуков на более простые. Ребенок начинает применять звуки неправильно. У него формируется привычка применения не тех звуков в речи. Поэтому, ребенок начинает использовать глухие звуки вместо звонких, заменять шипящие и свистящие звуки местами, использовать мягкие звуки вместо твердых, что, в итоге, увеличивает количество неверно употребляемых фонем и углублению сложностей с фонетико-фонематическим речевым развитием;
- Неспособность произносить одновременно несколько фонем, близких по артикуляции. Ребенок начинает заменять эти несколько фонем на одну, более доступную для произнесения. Например, неспособность произнести правильно звуки ч и т приводит к произношению мягкого звука ч. Это приводит к тому, что смысл слов искажается, а следовательно, речь ребенка становится непонятной для окружающих;
- Нестабильное употребление фонем. Одно и то же слово произносится по-разному в разных контекстах. Например, ребенок может заменять при произношении фонемы, относящиеся к одной фонематической группы, а произношение других искажается в одной речевой ситуации, а потом они меняются местами в другой;
- Неверное произношение одной или нескольких фонем. Это проявляется в нарушении звукового произношения нескольких звуков и отсутствии звукового восприятия большинства звуков. Фонематическое недоразвитие речи находится на высоком уровне развития;
- Искажение слогового состава слов. Ребенок меняет звуки местами, что приводит к тому, что слоговый состав слова искажается: слоги заменяются другими или исчезают вовсе: автомобиль – мотобиль, велосипед – сипед и т.д.;
- Нечеткость дикции;
- Малый запас активной лексики;
- Неверное построение грамматических речевых конструкций.
Характеристика речи детей с ФФН и ОНР (IV уровнем речевого развития)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. К IV уровню отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.
Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей.
Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФН и ОНР IV у. р
р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
анализа и синтеза; - развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-
оценочному значению слов; - воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи
по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; - формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений,
направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии
и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:
- изолированно,
- в прямом и обратном слоге,
- словах несложной слоговой структуры.
Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы.
На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они
готовят детей к усвоению более сложного материала на фронтальных занятиях в массовых группах. Эти занятия способствуют улучшению коммуникативных возможностей ребенка и его социализации
Приложение 8
Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие , , , , ;
- шипящий ;
- сонор ;
- шипящий ;
- соноры , ;
- шипящие , .
Способ постановки
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для , : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
- для : «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
а) , , , , , автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) , , , — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) , можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа может проводиться в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
- С — З, СЬ — Ц, С — Ш;
- Ж — З, Ж — Ш;
- Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
- Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;
- Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Грамматические упражнения.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию.
УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.
Фонематический (сенсомоторный) уровень | Фонологический (языковой) уровень |
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание. | Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове. |
Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.
Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.
Формирование фонематического слуха в онтогенезе
Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.
Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие
Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше
Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.
Этапы развития фонематического слуха:
- Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
- Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
- Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
- К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.
Таблица развития фонематического слуха у детей
Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!
Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет
В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи
Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:
Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу
Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь
Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность
Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.
Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.
Что такое фонетический слух
Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют
Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т
е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
- узнавания;
- сравнения;
- повторения элементов, из которых состоят слова.
Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.
Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)
Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» «зигизин», вместо «трамвай» «транвай» и т. п.
Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.
Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.