Коррекция нарушений
Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:
- формируют базу речи (психологическую и лексическую);
- корректируют звукопроизношение;
- формируют навыки анализа фонем;
- развивают связную речь;
- обучают навыку полноценного речевого общения;
- формируют грамматические категории.
Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.
В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.
Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.
Направления речевого развития ребенка с ТНР
Развитие речи ребенка, при наличии у него ТНР требует первостепенного развития у него навыков построения предложений. Ребенок должен научиться составлять простые предложения, распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если при составлении данных предложений ребенок не испытывает трудностей и не совершает ошибок, то дальнейшее речевое развитие будет проходить гладко.
Развитие речи ребенка, при наличии у него тяжелых дефектов, реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыков рассказа на основе развития восприятия. Ребенок учится воспринимать рассказы на слух, затем составлять рассказ и описывать события, отдельные сцены из рассказа.
- Формирование навыков рассказывания по картинке. Детям предлагается наглядное изображение, по которому они составляют рассказы.
- Развитие навыков пересказа. Ребенку зачитывается или рассказывается текст, которой он должен повторить своими словами с сохранением его сущности и основной мысли.
- Развитие навыков самостоятельного рассказывания. Ребенок повествует, используя простые и сложные предложения, различные речевые конструкции.
Таким образом, происходит расширение запаса знаний ребенка, пополняются сведения ребенка, развиваются различные стороны речи ребенка, совершенствуется функционирование его психических процессов.
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)?
«У вашего ребенка
нарушение фонематического слуха»,- говорит специалист.
» Но мой ребенок слышит хорошо»,- недоумевает мама.
Что же характерно для нарушения
фонематического слуха:
- замена одних звуков другими (фыфка,хыхка, сыска);
- перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
- упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо
часовщик).
Прежде чем сказать, ребенок
должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением
фонематического слуха не различают на
слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста
ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе» или о «белой козе»,
о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у
фонемы — звукосмыслоразличитель.
А если ребенок недопонимает
что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, и как следствие — дисграфия
(нарушение письменной речи – как слышит
— так и пишет)
К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи
относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены
произносительная сторона речи и особый фонематический слух — это тонкий,
систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного
языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на
соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в
памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух»
следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое
восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав
слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук
стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое
восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического
слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма
и чтения в процессе школьного обучения.
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие
устной речи ребёнка.
Речь детей с ФФН характеризуется
неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее
типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу
артикуляции (например, р заменяется на л или в). При этом ребенок один и тот же
звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д.). В
ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный)
звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных
звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие
нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены
несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния
при недоразвитии фонематического слуха:
§ недостаточное
различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
§ недостаточное
различение значительного количества звуков из разных фонетических групп
при относительно сформированном их произношении;
§ глубокое
фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из
состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушенным
звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов
внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри
каждого слога). Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов
со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений,
содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и
трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают
звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и
заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и
т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед
– логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и
т.п.
Без специального коррекционного
воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух,
анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению
стойких ошибок при овладении письменной речью.
Как налаживается произношение звука «р»
Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.
Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.
Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.
Особенности речи при ФФНР
При ФФНР отмечается:
Кроме того, характерными симптомами являются:
- замена или смешение близких по фонетическому звучанию звуков (например, произносит звук вместо или вместо .);
- недостаточная артикуляция;
- нарушение последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении (например, слово «кошка» употребляет как «ошка» или «лягушка» как «ягушка»);
- трудности в разбиении слова на слоги (нарушение слоговой структуры);
- ошибки при изменении слов по падежам;
- пропуски слогов, частей слов или целых слов (чаще пропускаются предлоги).
Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.
Как выявить ФФНР
Логопеды рекомендуют обратить внимание на следующие фонетические и фонематические особенности речи ребенка:
- вы слышите, что ребенку не даются сложные артикуляционные звуки и он заменяет их на более простые (самое частое — «р» на «л» или «с» на «т»);
- трудно разобрать некоторые звуки, ребенок их сглатывает, произносит нераздельно, либо вообще целые звуки заменяет на другие;
- не слышит разницы между глухими звуками и звонкими: «кот» — «код», «рок»—»рог», «рот»—»род» и т.д;
- также не различает мягкие звуки и твердые «мя» — «ма», «ря»—»ра»;
- переставляет звуки местами, получая новые, непонятные слова.
Как работает логопед с ФФНР
Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:
- Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
- Игровая логопедическая гимнастика.
- Тренировка слухового внимания.
- Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
- Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.
Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.
Почему важно обратиться к специалисту
Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения
Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:
- Дислексию – неспособность правильно читать текст и осмысливать прочитанное.
- Дисграфию – постоянное допущение устойчивых ошибок при письме, не связанных с плохим знанием грамматики.
Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Ребенок не сразу говорит на
хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт
взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок. Многие дети любят «коверкать» слова
— некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких
случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?
ОНР — это прежде всего
СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и
грамматика, и фразовая речь.При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР
отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста
пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.
Выделяют 3 уровня ОНР, хотя
практика показывает, что между уровнями нет четких границ
Главное, что в
основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.
Небольшое отступление о
важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие
обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные
связи, страдает мышление.
1
уровень
«Безречевые» дети
— Лепетные слова,
звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и
предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты.
«Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу
кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при
этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
— Грамматически слова не оформлены.
— Фразы нет.
2
уровень
— Словарный запас больше, но в
словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются
неправильные формы. «Гуся. Тонул. » — на картинке ныряющая в воду утка.
— Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок»
— два яблока.
— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.
3
уровень
— Хороший словарь бытовых слов,
но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие
понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать
одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими:
детеныша собаки называет собачонкой.
— В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной
форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях
слов.
— Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных
картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в
таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность
фонематического восприятия
Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне
фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с
первичного нарушения.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов:
у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое
словесно-логическое мышление.
Основные этапы
У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.
Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.
Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков
Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные
Именно от них зависит внятность речи.
Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».
Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.
При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.
Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.
Коррекция ФФНР
Коррекционная работа с фонетико-фонематическим недоразвитием включает:
- Обучение правильной артикуляции при произнесении тех или иных звуков.
- Привитие навыков различать и анализировать звуки, «собирать» их в слова.
- Обогащение лексикона.
- Овладение грамотной устной (а у школьников – и письменной) речью.
Основные инструменты, способствующие эффективному обучению:
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Логопедический массаж.
- Красочные иллюстрации.
Работа логопеда дополняется занятиями с психологом, направленными на повышение внимательности, усидчивости, тренировку памяти, мышления.
Коррекцию ФФНР можно проводить в коллективе – для этого существуют специальные логопедические группы в детских садах. Однако гораздо быстрее приносит плоды индивидуальное обучение в специализированных центрах.
От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития
Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:
Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.. Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН
Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.
Что такое дизартрия?
При диагнозедизартрияу детей нарушено не только произношение
звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то
есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные,
и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.
Причина в нарушении передачи
импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал
отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение
сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные,
малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В
любом случае, подвижность органов речи ограничена.
При дизартрии дефект мы можем
не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как
быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает.
Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь
смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При
дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые
звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь
звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других
напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.
Диагноз выражается в разной
степени тяжести. Самая сложная из форм:анатрия— полная неспособность говорить, владеть
своим речевым аппаратом,дизартрияхарактерна для детей с ДЦП, чаще встречаетсястертая дизартрия. Такую форму какдизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко
перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более
долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.
Диагностика
В процессе диагностики детей с подобным дефектом важное место занимает его раннее обнаружение и исправлению в период дошкольного возраста, направленные на предотвращение недостатков в письменной речи. После сбора анамнеза логопед изучает медицинскую документацию о развитии ребенка, заключения узких специалистов (невролога, оториноларинголога), а также педиатра
Далее проводится логопедическое обследование, включающее все необходимые этапы, и оформляется заключение
После сбора анамнеза логопед изучает медицинскую документацию о развитии ребенка, заключения узких специалистов (невролога, оториноларинголога), а также педиатра. Далее проводится логопедическое обследование, включающее все необходимые этапы, и оформляется заключение.
При анализе полученных результатов логопед:
- группирует дефектные фонемы по характеру их нарушений;
- выявляет соответствие нечеткого понимания фонем их неверной артикуляции;
- учитывает условия проявления недостатка (регулярно, нерегулярно, при сложных фонетических заданиях);
- описывает специфические ошибки в письме и чтении у школьников и их соотношение с восприятием.
Верное определение речевого недоразвития позволяет выбрать оптимальную программу коррекции и в короткие сроки устранить недостаток, предотвратив возможные нарушения в письме.
Как проходит занятие у логопеда
На консультации доктор проведет обследование, задача которого выявить фонематическое восприятие ребенка, проверить насколько легко у него получается произносить звуки, а также верно ли сформированы навыки построения речи, насколько связаны слова и предложения между собой.
Затем начинается коррекция ФФНР у детей, в которую входит:
- Артикуляционная гимнастика;
- Работа с наглядным материалом
- Развитие фонетических навыков;
- Коррекция произношения звуков
- Обогащение словарного запаса ребёнка;
- Развитие связной речи и формирование анализа речи;
- Ваш ребенок учиться овладевать грамотными навыками чтения и письма;
- Развитие мелкой моторики.
Как результат, уже после первых занятий родители замечают, что ребенок становится заметно спокойнее, расслабленнее, с большим удовольствием учится и общается со сверстниками. Появляются концентрация внимания, улучшается память и речь. С каждым этапом коррекции ФФНР у ребенка появляется все больший прогресс в речи.
Как проводится коррекция ФФНР
Коррекционная работы с детьми с данным несовершенством направлена на исправление речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению в школе. Время обучения в логопедической группе занимает около десяти месяцев. Основными направлениями коррекции ФФНР являются:
- развитие навыков произношения (постановка фонем, доведение их до автоматизма и правильная дифференциация);
- морфогенез фонематического восприятия и способности к анализу и синтезу;
- увеличение словарного запаса;
- формирование последовательной речи при пересказе после прослушивания;
- развитие письма и чтения.
Своевременное оказание специализированной помощи ребенку с фонетико-фонематическим недоразвитием позволяет корригировать речь и предупредить неуспеваемость при обучении в общеобразовательной школе.
Если у вашего ребенка диагноз ФФНР и вы не знаете, что делать — звоните в центр детской неврологии «Киндер Велт» по телефону в Москве +7 (499) 444-92-83 или оставьте заявку на сайте нашей клиники. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам.
Профилактика ФФНР
Для профилактики речевых нарушений у ребенка логопеды рекомендуют:
- маме проходить все необходимые обследования во время беременности;
- играть с ребенком в игры, направленные на развитие слухового внимания;
- организовать правильное речевое окружение;
- по возможности оградить ребенка от стрессовых ситуаций;
- соблюдать режим дня;
- давать ребенку нагрузки по возрасту, не перегружать занятиями и кружками.
А главное — при первых признаках нарушения речи не ждать, а обратиться к логопеду, который сможет грамотно оценить ситуацию.
Логопеды ОН КЛИНИК Бейби очень тактичные и мягкие в общении. Вы можете быть уверены в том, что доктор найдет подход к ребенку с ФФНР и ему будет комфортно на занятиях. Наши специалисты постоянно повышают свою медицинскую квалификацию, следят за всеми новыми исследованиями и методами коррекции ФФНР в Москве.
Коррекция ФФНР с детьми дошкольно и школьного возраста у логопеда проходит в игровой форме, и единственно о чем вы можете однажды пожалеть, что больше не надо приходить на занятия — ведь доктор произнесет заветную фразу: «Все получилось: любая фонема теперь для вас не проблема!»
ФФНР: понятие, признаки
При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений
По этиологическому фактору ФФНР различают:
- врожденное (генетическая предрасположенность, осложненные беременность и роды);
- приобретенное (черепно-мозговые травмы, педагогическая запущенность, психологические проблемы).
Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:
Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.
Почему нужно к специалисту
Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.
Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.
Что такое ФФНР
Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.
Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные
При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией
Рекомендации родителям
При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:
Поощрять интерес ребенка к проведению занятий по коррекции ФФН речи.
Упражнения, которые способствуют улучшению артикуляции, необходимо проводить систематически. Лучше это делать, стоя перед зеркалом, в течение десяти минут.
Если, работая над ФФН, логопедом был поставлен определенный проблемный звук, то следует строго следить за его правильным произношением.
Нужно стимулировать ребенка говорить не спеша, размеренно.
Не вдыхать во время произношения предложения, а выдыхать.
Во время занятий чтением обязательно выдерживать паузу в конце каждого предложения.
Выделять голосом логические ударения, присутствующие в тексте.
Хорошо, если в речи взрослых отсутствуют ФФН
Кроме этого важно, чтобы родители разговаривали с малышом внятно, четко, ясно, спокойно и доброжелательно.
Чтобы успешно преодолеть ФФН детской речи, вся семья должна быть настроена на положительный результат.