Развитие языкового сознания ребенка
Развитие языкового сознания ребенка начинается в раннем возрасте и проходит завершающие этапы своего полноценного становления уже в дошкольном.
Основными этапами развития языкового сознания являются:
- Дофонематический этап. Он приходится на грудной период развития ребенка, когда он не понимает звуки, которые слышит, естественно не различает их и сам не владеет навыками произношения.
- Этап становления фонематического восприятия. Более далекие фонемы воспринимаются и дифференцируются ребенком, а более близки нет. Вообще, восприятие звуков речи ребенком носит искаженный характер. Отсутствует понимания правильности и неправильности произношения. Собственное произношение, также, является искаженным: звуки могут путаться, а произнесение первых слов был совершенно неверным. Данный этап начинается с годовалого возраста ребенка.
- С полутора лет начинает формироваться адекватное фонематическое восприятие. Ребенок уже различает звуки и правильность их произношения. При этом, произношение ребенком звуков в большинстве случаев является неверным т.е. отсутствует связь между фонематической и фонетической стороной речи. Речевой аппарат еще недоразвит, потому эта связь не установлена.
- Формирование новых основ фонематического восприятия. При этом, языковое сознание еще не осознает, что старая форма восприятия должна быть заменена на новую, а потому она продолжает функционировать. Произношение ребенка становится более активным и речь приобретает более правильную произносительную основу. Данный этап начинает свое развитие после трех лет.
- Завершающий этап фонематического развития речи. Ребенок правильно воспринимает речь и верно ее воспроизводит. Языковое сознание формирует звуковые образы слов и отдельных звуков и дифференцирует их. Этап завершается, как правило, к пяти-шести летнему возрасту.
Данные этапы становления языкового сознания определяют и специфику развития фонематической стороны речи и особенности содержания речевого обучения и развития в каждом возрастном периоде.
Фонетическое развитие дошкольников
На разных этапах дошкольного возраста имеется специфика формирования фонетической стороны речи. Это связано с этапами становления и развития речевого аппарата.
В трехлетнем возрасте наблюдается несовершенство звукового произношения. Оно только начинает формироваться, и ребенок заменяет звуки местами, коверкает их.
К четырем годам происходит совершенствование звукового произношения и овладение многими звуками речи. При этом речь еще несовершенна.
Можно выделить ряд особенности фонетической стороны речи дошкольников разных возрастных групп:
- Смягчение звуков в трехлетнем возрасте, замена заднеязычных звуков переднеязычными и звонких глухими, проблематичность произнесения шипящих и свистящих звуков. Также, отмечается сокращение слов при произношении, замена звуков местами, пропуск отдельных звуков, их слияние и уподобление.
- Формирование более-менее внятного произношения всех звуков к четырехлетнему возрасту.
- Неустойчивость нервных связей, приводящая к нарушению функционирования фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте.
- Отсутствие осознанного восприятия проблем своего произношения: выявление ошибок и недочетов в произношении до пятилетнего возраста.
- Нарушение в произнесение свистящих, шипящих и сенсорных звуков наблюдается до старшего дошкольного возраста и требует корректировки.
- Противоречия в развитии фонетической стороны речи в возрасте 4- 5 лет. Они вызваны развитостью фонематического восприятия, чувствительностью речи и недоразвитостью артикуляции. Она формируется позднее, а в этот период ребенок не придает значение ее функционированию при речевом взаимодействии.
Рисунок 1. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предпосылки овладения детьми звуковой стороной речи
Определение 1
Звуковая сторона речи – это комплекс фонетических и фонематических языковых средств, а также просодического языкового компонента, объединение которых позволяет воспринимать окружающую речь и воспроизводить ее.
Звуковая сторона речи начинает формироваться с раннего возраста ребенка. В данном случае имеется в виду полноценное звуковое восприятие и произношение, а не дофонемное развитие речи, сопряженное с непониманием фонетического состава слов и произношением только отдельных звук в виде лепета.
Предпосылки развития полноценного звукового восприятия, как правило, формируются ближе к трех летнему возрасту. Это обусловлено динамикой развития речевых процессов и началом становления речевого аппарата только после двух летнего возраста. В этот же период происходит установление связей между работой слухового аппарата и речедвигательными функциями.
Основными предпосылками развития у дошкольника звуковой стороны речи и овладения им звуковой культурой родного языка являются следующие:
- Полноценное развитие фонематического восприятия. Оно выражается в правильном реагировании на речь людей, в ее понимании и выполнении команд, а также развитием потребности в овладении разнообразными речевыми звуками и их верном произношении.
- Нормальный уровень развития коры головного мозга, отвечающей за функционирование речевого аппарата и речедвигательных функций. Здесь, необходимо исключить наличие каких-либо отклонений и патологий развития.
- Состояние пластичности нервной системы находится на высоком уровне. Не имеется отклонений в функционировании ЦНС, приводящих к нарушению психических процессов.
- Развитая подражательность. Предполагается повышенное стремление ребенка к подражанию т.е. он желает копировать не только поведение взрослых, но и воспроизводить их речь.
Звуковая сторона речи активно формируется именно на дошкольном этапе развития ребенка. Ее несформированность по истечению этого возраста свидетельствует о той или иной речевой патологии. Если ребенок к старшему дошкольному возрасту коверкает звуки, то формируется косноязычие, которое будет проблематично скорректировать в дальнейшем.
Развитие речи, освоение ее звуковой стороны напрямую связано с формированием языкового сознания ребенка. Оно выступает составным компонентом механизма речи и не имеет связи с психическим развитием и не совпадает с языковыми единицами. При этом, оно тесно связано с разными сторонами речи и оказывает воздействие на навыки речевого восприятия и произношения.
Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения
Организация: ЛДОУЯСКВ № 53 «Мечта»
Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Луганск
У дошкольников с нарушением зрения прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора дети не имеют реальных, конкретных представлений об окружающем мире.
Эта недостаточность может проявляться своеобразием речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы.
Выделяют три группы детей с нарушением зрения с различной степенью тяжести нарушений речи:
Для детей I группы характерна несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи; развернутая речь отличается лексико – грамматическим недоразвитием; недостаточный словарный запас; имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.
У детей II группы отмечается несформированность фонематических представлений, обширно представлены нарушения фонетической стороны речи.
У детей III группы речевые нарушения проявляются в отсутствии или искажении звуков; не возникает затруднений при обучении фонематическому восприятию.
Для дошкольников с нарушением зрения характерен малый запас предметных и пространственных представлений, неумение обозначать в речи пространственные признаки и направления пространства.
Умения выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает от нормы.
В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического построения предложения.
Наблюдается снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов окружающего.
Корреция нарушений речи у детей с нарушением зрения осуществляется с учетом не только речевого дефекта, но и состояния зрения, особенностей способностей восприятия приемов подачи одного и того же материала в процессе обучения.
Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и специальными программами в форме индивидуальных и мало — групповых занятий.
Работа логопеда по развитию речи детей с нарушением зрения имеет свои особенности.
Для занятий подбирается яркий, красочный материал, способствующий развитию зрительного внимания и восприятия.
Коррекционную направленность занятий определяют следующие факторы:
1. Создание соответствующих условий для зрительного восприятия:
— освещенность помещения,
— правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом зрительных нарушений (чем острота зрения ниже, тем ближе ребенок к объекту, при окклюзии, материал располагаем со стороны не заклеенного глаза)
2. Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка:
— их размер, цвет и масштаб должны соответствовать определенным требованиям ( наглядность должна быть крупной фронтальной до 15-20 см, индивидуальной от 5см.; изображения должны быть простые, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону, должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка); в пособиях должны преобладать яркие цвета)
3. Выбор методов и приемов осуществляется не только с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояние зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.4. Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.
На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 7-10 минут проводим корригирующую гимнастику для глаз.
Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения
При гиперметропии (дальнозоркости) стимульный материал должен быть мелких размеров;Расстояние от зеркала (учебной доски) до ребенка не менее метра;Изображения должны предъявлятся на цветном фоне, приемущественно зеленого или оранжевого цвета.
При миопии (близорукости) стимульный материал крупных размеров;
— Расстояние от зеркала (учебной доски) до ребенка не более 1 – 1,5 метра
— Изображения должны предъявлятся на цветном фоне, приемущественно зеленого или оранжевого цвета.
При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 30 см.
При расходящемся косоглазии наглядный материал следует размещать на подставке, угол наклона не менее 15 градусов.
Приложения:
-
file0.pptx.zip.. 3,8 МБ