Родительское собрание – лекция или душевный разговор?
Чтобы добрые отношения возникли, поддерживались и укреплялись, родительское собрание должно пройти с особым эмоциональным настроем, особенно если речь о 1 классе. Ведь ещё вчера их дети были дошкольниками, а теперь их статус изменился.
Не всегда родители и сами к этому готовы. Часто свой ребёнок кажется им ещё слишком маленьким, несамостоятельным. Родителям хочется гордиться им, но в то же время они стремятся оградить своё сокровище от всех проблем и неприятностей. Чтобы справиться с волнением, родители могут замкнуться в себе, неохотно идти на контакт. Учитель должен всё это учитывать и спланировать собрание особенно тщательно.
Увы, часто родительское собрание приобретает черты ещё одного урока, когда учитель высказывает родителям различные требования, даёт советы и почти даже распоряжения. Иной раз в речи классного руководителя проскальзывает некоторая непримиримость, излишняя требовательность.
Думаем, лучше избегать такого. Смешно выглядит педагог, поучающий взрослых людей, которые могут быть старше его, образованнее и опытнее. Да все они, вероятно, уже десять раз перечитали в интернете всё, что им собиралась сообщить учительница.
Излишний дидактизм может отпугнуть родителей и даже настроить их против школы
А ведь воспитание и образование детей — это общая задача педагогов и родителей.
Раз так, надо убедить родителей в том, что учитель видит в них не исполнителей своей педагогической воли, а со-трудников и единомышленников. Поэтому психологи часто предлагают заранее обдумать всё до мелочей. Например, рассадку.
Психологические особенности
Ребенок по прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.
Дети 1,5-3 лет еще рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому, очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а конфета не ему, а другому мальчику
Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит, возмущается
Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).
Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому
Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.
Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества. Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.
Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки – воспиталки, стихи про воспитанных детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).
Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому. Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу
Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.
Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества
Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.
Подготовка к родительскому собранию
Подготовка к собранию с членами семей учеников (как к классному, так и к общешкольному) начинается с повестки дня. Как правило, тема общешкольного родительского собрания определяется быстро, ведь и эта встреча проводится только при необходимости. Но это не значит, что тема не должна обсуждаться с педагогами и администрацией школы на очередном педсовете. Такое обсуждение поможет всем участникам собрания, а также тем, кто желает высказаться по тем или иным вопросам, подготовиться к речи.
Далее нужно определить форму встречи, содержание. Понадобится конспект общешкольного родительского собрания в школе с изложением информации, которую нужно донести до сведения родителей. Встречи нередко сводятся только к монологу педагога или администрации школы, но это неверный формат.
Необходимо привлекать родителей к высказыванию мнений, предложений, к тому, чтобы они задавали интересующие вопросы. Обеспечить это можно таким образом: сначала представитель администрации выступает с речью по повестке дня, затем родителям предоставляется возможность задать вопросы, после выступление других участников собрания (преподавателей, психолога, приглашенного работника отдела образования, медицинского работника школы и так далее).
Рассадка родителей в кабинете
Можно просто предложить родителям сеть за парты, как ученики. А можно расставить столы по два для групповой рассадки. Или таким образом, чтобы все сидели вокруг длинного стола или за партами, расставленными в форме кольца. Или даже вообще без столов — просто на стульях, расположенных по кругу.
В первом случае учитель будет занимать позицию перед и напротив родителей (а ведь «напротив» — слово, родственное «против»). То есть он опять окажется на месте учителя. Это заставит родителей психологически вернуться в детство, когда они были учениками.
- Возможно, это обеспечит значимость, авторитетность педагога по ощущению родителей учеников.
- Они более доверчиво воспримут всё, что говорит учитель.
- Кроме того, так будет удобно демонстрировать презентацию (сейчас большинство из нас почему-то уверены в ее прекрасном воздействии на слушателей).
Но у этого варианта есть и минусы, и их много.
- Среди родителей учеников могут оказаться те, кто, к сожалению, не сохранил добрых воспоминаний о школе. Для них снова оказаться за партой — стресс. Такие родители сразу будут потеряны для общения: всё, что они услышат, позже дома будет подвергнуто резкой критике. Включится сопротивление.
- Кто-то слишком хорошо войдет в роль ученика и будет отвлекаться на телефон или разговор с соседкой.
- Информация с презентации, возможно, не будет переписана или сфотографирована, затеряется или будет случайно удалена.
- Кроме того, в такой ситуации родители, может быть, ближе к сердцу воспримут требования учителя, но не почувствует себя сообществом.
Рассадка по группам (с помощью жеребьевки или других способов) позволит родителям лучше познакомиться (если они прежде не были знакомы). Это такая атмосфера кафе — прекрасно для отдыха. Но ведь собрание не отдых.
Нам кажется, гораздо лучше рассадить родителей по кругу и самому учителю не стоять возле доски, а сесть за тот же круглый стол.
- В том случае, если все будут сидеть за одним круглым столом, родители лучше ощутят связь и между собой, и между родителями и учителем. Тогда сможет возникнуть некое сообщество.
- Информацию, которую необходимо сообщить, тогда придется выдать в виде памяток или буклетов (презентация недоступна). Но памятку можно отнести домой и сразу повесить на видном месте, а не искать в памяти телефона.
- Учитель будет не «напротив» родителей, а среди них, как равноправный член сообщества людей, любящих этих детей и желающих помочь им стать умными и образованными.
- Если у доски педагог может случайно сорваться на поучающий тон, то за круглым столом это невозможно.
Минус тут организационного характера: придется перемещать парты.
Тяжкая повинность
Каждому из родителей (или хотя бы одному из пары), имеющих детей школьного возраста, приходилось хоть раз там побывать и потом задуматься: ходить или нет на родительские собрания. Некоторые решают ограничиться этим разовым посещением, предпочитая узнавать все новости из личного или телефонного разговора с учителем, от родителей одноклассников своего ребенка или из классного чата. Более ответственные родители стараются регулярно появляться в школе, но в глубине души мечтают поскорее отделаться от этой обязанности. И лишь единицы мам и пап в действительности считают родительские собрания интересным и полезным времяпровождением и с удовольствием посещают их при наличии возможности.
Такое отношение к школьным и классным собраниям сегодня встречается не только у родителей, но и у самих учителей, для которых встреча со взрослыми «представителями учащихся» нередко становится двухчасовым периодом бессмысленного напряженного недовольства друг другом. Тем не менее, в большинстве школ родительские собрания пока не отменены, а это повод разобраться, в чем же на самом деле их смысл и предназначение.
Как говорить с родителями
Для того чтобы разговор с родителями выглядел корректным, придется вспомнить и активно использовать практические приемы педагогики, возрастной психологии и конфликтологии — не зря же мы когда-то тратили на них время.
Итак, о чем нужно помнить, чтобы вас услышали:
1. Вы настроены на позитив
Вы НЕ пытаетесь:
вывести кого-то на чистую воду;
выяснить какие-то нелицеприятные факты;
заострить внимание на том, что может быть неприятно вашему собеседнику.
Вы заинтересованы в том, что происходит сейчас, и в том, как оно может улучшить ближайшее будущее.
2. Вам нужен результат
Понятно, что родительское собрание предполагает принятие и фиксирование решений по всем вопросам. Но это слишком сухо для реальной жизни, тем более когда речь идет о детях.
Вам не нужно просто поговорить. Родители должны все осознать и сделать выводы. Не оставляйте никаких вопросов и сомнений — на все реагируйте, все обсуждайте, всех успокаивайте. При этом других участников нацеливайте на то, каким должно быть их выступление, к чему нужно в итоге прийти. Превращайте проблемы в задачи и определяйте сроки их решения.
3. Вы — лидер
Не начальник, который подавляет, а наставник, ведущий за собой. И взрослых, и детей. А это особый уровень отношений, предполагающий:
- доверие;
- сотрудничество;
- согласование интересов;
- последовательность действий.
Если вы пообещали — будет выполнено. Если вам пообещали, мягко и ненавязчиво добивайтесь исполнения.
4. Вы умеете общаться
Вы соблюдаете субординацию и требуете неукоснительного исполнения ее правил по отношению к себе. В этом случае никто не посмеет звонить вам в полночь и вешать на вас свои проблемы. К вам всегда будут обращаться по имени-отчеству даже те, кто в два раза старше вас. При этом не забудут предупредить, если заболели или уехали.
Вы знаете, как определять и показывать зоны ответственности, не позволяя другим перекладывать на вас чужие обязанности. Вы можете дать рекомендации, но не станете выполнять лишнюю работу.
Вы умеете слушать, эмоционально поддерживая собеседника. Здесь хорошо работает техника активного слушания.
Вы можете показать, что понимаете эмоции собеседника. «Я бы на Вашем месте тоже забеспокоился <…> Хорошо, что Вы пришли. Давайте вместе разберемся и решим, как лучше поступить».
Вы умеете корректно сообщать информацию. Всегда помните про технику бутерброда: когда нужно сообщить что-то неприятное, сначала говорите о хорошем, затем добавляйте вот это неприятное, а заканчивайте снова приятным.
Круг сообщества
В ходе «круга сообщества» каждый из присутствующих обязательно должен высказаться по какому-либо вопросу. Этот вопрос должен быть личным, но не слишком. С одной стороны, он должен позволить родителям выставить себя в достаточно выгодном свете, с другой — помочь педагогу понять, что за люди собрались вокруг него.
В какой-то степени этот вопрос может помочь и в самопознании, заставив отвечающего задуматься о том, что раньше ускользало от внимания.
Итак, учитель задаёт какой-то вопрос и по возможности первый на него отвечает, затем право ответа по кругу переходит к каждому пришедшему на собрание. Конечно, невозможно заставить человека отвечать на вопрос, если он не хочет. Если по первому кругу кто-то откажется, не стоит его заставлять.
Возможно, он ответит позже, на второй вопрос, когда убедится в лояльности собравшихся.
Что это может быть за вопрос? Вот несколько вариантов.
- Обычно рекомендуют предложить высказаться о семейных ценностях. То есть каждый должен ответить, какие ценности, на его взгляд, наиболее важны для его семьи (доброта, любовь, верность, интеллект и т.п.)
- Какие качества Вы хотели бы воспитать у своего ребенка?
- Какой вы видите школьную жизнь своего ребёнка?
- Что вы цените в своем ребенке больше всего?
Моторные функции
Позы и перемещения
После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках относится только к 3-5 годам. Ещё дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Но в целом можно сказать, что в 1,5 года уже все дети могут ходить самостоятельно.
Также отметим дополнительные умения:
- обернуться назад при ходьбе (обычно уже могут дети в возрасте 12-15 месяцев),
- некоторые детки уже могут забираться по лестнице,
- попытки отбить мяч ногой (но пока не хватает устойчивости),
- перешагивает через препятствия,
- приседает.
Выучивание любого движения требует многократных повторений, поэтому высокая активность детей, почти постоянное нахождение в движении, является необходимым условием правильного развития.
Действия с предметами
Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, «чтение» книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.
А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.
Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.
Также все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.
Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.
Структура родительского собрания
Перед проведением родительского собрания педагог составляет его сценарий. Независимо от темы собрания, его назначения, в него обязательно должны входить следующие компоненты:
- Анализ учебных достижений учащихся, уровень успеваемости классного коллектива. Здесь освещаются итоги учебной деятельности за определенный временной период;
- Решение вопросов социального взаимодействия учащихся, психологического микроклимата класса. Педагог знакомит родителей с обстановкой в классе, общением и взаимодействием учащихся друг с другом, другими классами, педагогами. Здесь же, могут быть рассмотрены проблемы социального развития учащихся, актуальность их решения, их значимость;
- Решение организационных вопросов учебно-воспитательной работы;
- Освещение конкретной темы собрания: просвещение родителей, постановка текущих проблем и нахождение совместного решения;
- Реализация психолого-педагогического просвещения родителей. Оно ориентировано на повышение педагогической компетентности родителей, оказание им помощи в решение образовательных и воспитательных проблем учащихся, вопросов межличностного взаимодействия с детьми;
- Подведение итогов встречи. Собрание завершается подведением итогов встречи: значимости и пользы информации для родителей, решении актуальных проблем, необходимость проведения повторного собрания той же направленности и т.д.;
- Проведение личных бесед с родителями. Такие беседы касаются решения определенных проблем с развитием, обучением и воспитанием отдельных учащихся. Педагог проводит индивидуальные беседы в целях избегания публичного освещения проблем конкретного ребенка и оказания индивидуальной помощи.
Рисунок 1.
Психологические особенности детей 1-3 лет: чувство привязанности
Чувство привязанности не является врожденным у человека. Оно — результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями). Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает не способным испытывать чувство привязанности и не нуждающимся в нем. Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.
Период, который называют «сензитивным» (то есть повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким, — раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет). В начале этого периода психологические особенности детей 1-3 лет заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая. Ребенок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда вообще на приближение к ребенку чужого. Эта ситуация часто пугает родителей — малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребенок начал отличать так называемых «своих», то есть людей близких, которых он часто видит, от сравнительно чужих, то есть людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.
В этот же период из-за особенностей психологического развития ребенка раннего возраста начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на ее переход в другую комнату иди простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует свое нежелание, чтобы она уходила. Такие явления обычно проходят примерно к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребенок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило — в матери. А с другой стороны, он пока еще не уверен, что человек, исчезнувший из поля его зрения, все еще существует, хотя ему невидим.
Конечно, мозг ребенка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребенка постоянно совершенствуется. Но все же в силу возрастных психологических особенностей уход матери дети 1-3 лет переживают как ее исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боятся.
Но, даже учитывая особенности развития детей раннего возраста, острая реакция ребенка на расставание не должна на два года привязать мать к нему. Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребенку адаптироваться с другими людьми. Плач ребенка в данном случае — сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.
Однако в этот период (до трех лет) лучше избегать длительных отъездов матери (например, в двухнедельный отпуск). Для ребенка длительная разлука может иметь серьезные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира. Такой опыт не только ведет к отдаленным последствиям, но также и очень мучителен. Фигура матери для него — воплощение мира и залог его безопасности. Если же она исчезает (а как мы теперь знаем, для ребенка исчезновение не носит временного характера), ребенок страдает, страдает его чувство защищенности. Впоследствии такой человек будет повышено склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы. Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека. Эту возрастную психологическую особенность детей раннего возраста обязательно нужно учитывать.
Статья прочитана 29 114 раз(a).
Развитие речи ребенка в возрасте 1,5 года
Обычно с 1 года до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов в месяц.
В возрасте 1,5 года ребёнок делает «великое лингвистическое открытие» (по терминологии Штерна), что у каждого предмета есть своё название. Это открытие влечет за собой активное любопытство с множеством вопросов «Кто это?», «Что это?» и мы видим резкий рост запоминаемых слов.
Но в 1,5 года мы ожидаем и качественный переход в развитии речи — обобщение предметов по существенным признакам. Поясним, что это значит.
До 1,5 лет ребёнок может называть одним словом предметы, случайно оказавшиеся рядом.
К примеру, мальчик называл словом «ква-ква» лягушку, пруд, лебедя, жидкость.
Теперь же ребёнку предстоит среди совсем разных предметов, находящихся в разных ситуациях и разных местах, найти то общее, существенные признаки, по которым они объединяться в единую группу и назовутся единым словом.
К примеру, большая собака у соседей во дворе, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, которая стоит у мамы на кухне, мягкая игрушка-собака лежит у ребёнка в кроватке (и её можно обнимать и гладить, а до других дотрагиваться нельзя). Всем этим 4-м явлениям — живым и рукотворным, из разных материалов, с разным функционалом — принадлежит слово «собака».
Ребёнку предстоит проделать большую мыслительную работу, чтобы понять: почему именно все эти животные-предметы называются «собака».
Определение темы и содержания встречи
Тема общешкольной встречи педагогического состава школы с родителями учащихся может быть следующей:
- Ознакомление с новыми нормативно-правовыми актами, законами, которые непосредственно касаются сферы образования.
- Вопросы организации учебного процесса в первых классах (собрание для родителей первоклассников): обучение без оценок, учебные занятия, факультативы и дополнительные занятия, безопасный путь домой.
- Отчет директора по работе школы за прошедший учебный год, распределение бюджетных средств, результатах обучения учащихся.
- Профессиональное определение, вопросы, касающиеся организации экзаменов (для родителей детей 9 и 11 классов).
- Современные дети и родители. Беседа о взаимодействии старшего и младшего поколений, поддержке родителями своих детей.
- Собрания по чрезвычайным ситуациям.
- Адаптация первоклассников к школе, учеников пятых классов – к средней школе.
- Проблемы подросткового возраста.
- Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Вопросы вакцинации. Здоровый образ жизни.
Обязательно ведется протокол общешкольного родительского собрания. Этот документ затем подшивается в отчетность. Протокол общешкольного родительского собрания обычно записывается секретарем.
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки
Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет»
Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож
В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Виды родительских собраний
Вид организации общешкольного родительского собрания зависит от вопросов, которые будут рассматриваться. Можно выделить, например, организационные встречи, на которых обсуждаются темы, посвященные поездке детей, дальней экскурсии или подготовке к многодневному туристическому походу.
Собрания по психолого-педагогическому просвещению родителей могут проводиться с привлечением школьного психолога. Еще проводятся тематические встречи (например, о том, как привить школьнику любовь к книге, помочь делать домашние задание, организовать день) и диспуты по актуальным проблемам образовательного процесса. Темы общешкольных родительских собраний обычно обсуждаются на педагогическом совете школы. Кроме того, сами родители могут предлагать темы для собраний.
Зачем нужно родительское собрание
Для классного руководителя личная встреча с родителями — это возможность утвердить свой авторитет, показать себя настоящим профессионалом. Родители должны увидеть, что к вам можно и нужно обратиться за помощью. «Можно» означает, что вы выслушаете и постараетесь помочь, не привлекая лишнего внимания. Нужно — это о том, что все вопросы решаются только через вас и нет смысла прыгать выше головы, привлекая, например, администрацию школы.
Кстати, в реальности это так и есть: даже если родители нажалуются президенту, все спустят на школу с формулировкой «разберитесь в ситуации», и отвечать в итоге будете вы.
На родительском собрании, а также на личных беседах сразу после него, очень удобно выяснить, сообщить и обсудить важную информацию. Даже не просто сообщить, а донести, почему родители должны владеть этими данными.
Когда я была классным руководителем, в начале разговора всегда обозначала свою позицию: меня интересует благополучие ребенка. Это помогало налаживать нормальные отношения даже с непростыми семьями, которые часто стесняются своих проблем и предпочитают оставаться незамеченными. В итоге о побегах из дома, истериках, странном поведении я узнавала первой. Родители звонили мне, потому что знали, что не будет лишней огласки и я действительно буду помогать.