Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны
Уважаемые родители!
У вас есть уникальная возможность поучаствовать в создании нашего мини- музея.
Подумайте, как и где использует человек воздух и его свойства? Поищите с детьми в окружающей обстановке предметы, в которых мы используем воздух. Все они могут стать экспонатами нашего мини-музея. Будем рады принять любую помощь в создании мини-музея «Воздух- невидимка»!
Кроме этого мы предлагаем следующие игровые упражнения и мини-опыты, которые помогают определить свойства воздуха. Вы можете использовать их как весёлое, а главное, полезное времяпровождение со своими детьми дома. Это поможет закрепить знания, полученные в детском саду и повысить интерес к мини-музею:
«А ну-ка, подуй»
С помощью трубочки для коктейлей сдуть со стола или с ладошки бумажный мячик. Можно предложить поиграть в игру «Футбол». Всё теми же бумажными мячиками, только поставить ворота.
Воздух в рот мы наберём И на мячик дуть начнём. Мячик словно оживёт, Ногами по столу пойдёт.
«Ищем невидимку»
Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться, что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, воздух-невидимка!
«Ловушка для невидимки»
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается, да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь…
Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его?
Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
«Буря в стакане»
Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Пузырьки-спасатели»
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.
Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.
«Бабочка (птичка)»
На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щек, – бабочка полетит.
«Снежинка»
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.
«Ветерок и листья»
Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7-10) и укрепите их на палочке, предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.
Не забудьте, что ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.
05.07.2021 в 22:11. Рубрики: Консультации для родителей.
Эксперимент «Объем теплого воздуха»
Все наше пространство заполняет воздух. Думал ли ваш ребенок когда-нибудь о том, что в любой момент он может ощутить его присутствие? Вы можете невероятно увлечь вашего юного исследователя, если расскажете ему о тех «чудесах», которые способен творить воздух. Например, он может сжиматься и расширяться. Его поведение изменяется в зависимости от температуры. Возможно ли это? Проведите этот веселый научный эксперимент для детей, и вы узнаете, что произойдет с воздушным шариком, если нагреть воздух внутри него. Предваряя эксперимент, поинтересуйтесь у ребенка, что такое воздух? Попросите его описать воздух простыми словами. Ощущаем ли мы его? Можем ли мы увидеть воздух? Каким он бывает? Всюду ли он может проникнуть? Порассуждайте с ребенком о воздухе, и его ответы вас приятно удивят. Что вам потребуется для эксперимента:
- Пустая стеклянная или пластиковая бутылка.
- Воздушный шарик.
- Кастрюля горячей воды (но не кипятка).
Что вам нужно будет делать: 1. Возьмите пустую стеклянную бутылку. Вы можете в этот момент спросить у ребенка, так ли она пуста на самом деле и есть ли в ней воздух? Затем возьмите воздушный шарик и плотно натяните его на край горлышка бутылки. Объясните ребенку, что для чистоты эксперимента все должно быть герметичным, чтобы объем воздуха в бутылке остался неизменным. 2. Подождите немного, чтобы понаблюдать, произойдет ли что-то само по себе, если вы не будете каким-либо образом воздействовать на бутылку. Когда ребенок убедится, что ничего не происходит, приступайте к следующему шагу. 3. Поставьте бутылку вместе с натянутым на ней шариком в кастрюлю с горячей водой. Пусть ребенок внимательно следит за тем, что будет происходить с шариком. 4. Спустя несколько минут попросите ребенка описать результат эксперимента. Что произошло с шариком? Спросите вашего удивленного ребенка, почему, на его взгляд, шарик начал надуваться. Откуда в нем появился воздух? 5. Вы можете продолжить эксперимент, поставив бутылку с шариком в холодильник, после чего ребенок сможет наглядно пронаблюдать обратный процесс и убедиться в полученных знаниях.
Что происходит? Когда воздух внутри бутылки нагревается, он начинает расширяться. Так как с повышением температуры увеличивается кинетическая энергия молекул воздуха, они начинают двигаться быстрее и отдаляются друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается и это заставляет воздушный шарик растягиваться. При этом количество воздуха внутри шарика и бутылки остается тем же, что и было, он просто расширяется при нагревании и занимает больший объем. Следовательно, теплый воздух занимает большее пространство, чем то же количество холодного воздуха. Теплый воздух весит меньше, чем холодный, занимающий то же пространство, т. к. в нем меньше молекул. Этот принцип можно наблюдать в действии, если полететь на воздушном шаре.
Чт Фев 28, 2013 12:50
Любопытство – это естественное состояние любого малыша. «Мама, а почему идет дождь? Почему небо синее? Почему свечка горит?» И так бесконечно. Знакомая история? Естественно, ребенку хочется все узнать. Предлагаем вам интересные эксперименты с воздухом, которые удовлетворят детское любопытство и объяснят законы природы на доступном для малышей уровне.
1. Мы дышим воздухом
Расскажите ребенку о том, что мы дышим воздухом. Он вокруг нас, но невидим. Предложите сделать эксперимент: наполните стакан водой, возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Получатся пузырьки воздуха в стакане.
2. Парашют
Сделайте с ребенком небольшой парашют. Возьмите носовой платок, к каждому углу платка прикрепите с помощью иголки нитки одинаковой длины. Все концы прикрепите к игрушке. Расскажите ребенку, почему парашют спускается плавно: воздух под куполом распирается и поддерживает его.
3. Взвешиваем воздух
Все имеет свой вес, воздух тоже. Предложите ребенку его взвесить. Возьмите линейку, найдите ее центр и привяжите к ней веревочку. Надуйте шарики одинакового размера и завяжите нитками одинаковой длины. Теперь вешаем шарики по краям наших «весов». Весы уравновешены. Прокалываем один шарик – надутый шарик опускается вниз – он тяжелее.
4. Есть ли запах у воздуха?
Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Теперь обрызгайте комнату туалетной водой или апельсином. Скажите малышу, что воздух может запахи передавать.
5. Холодный или горячий?
Расскажите ребенку о том, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Возьмите пластиковую бутылку и поставьте на некоторое время в холодильник открытой. Достаньте, наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь поставим бутылку в тарелку с горячей водой. Что происходит? Шарик сам начал надуваться. Почему? Потому что воздух при нагревании расширяется. И если вы снова поставите бутылку в холодильник, то шарик сдуется.
6. Почему не лопается?
Наверняка, ваш ребенок знает, что случится, если шарик проколоть. Он лопнет. Предложите крохе эксперимент. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Прокалываем скотч иголкой. Что происходит? Шарик не лопается.
7. Надуваем шарик в бутылке
Для этого опыта вам понадобятся две пластиковые бутылки. В одной из них делаем отверстие немного выше дна. Вкладываем в каждую бутылку по шарику, края натягиваем на горлышко и пытаемся надуть шарик. У кого же это получится – у папы или малыша?
8. Полет в космос
Делаем ракету – сворачиваем бумагу трубочкой, один конец склеиваем и прикрепляем три треугольные опоры. Поставьте на любую опору ракету, вставьте трубочку одним концом в ракету, а вторым — в пустую пластиковую бутылку. Горлышко герметично заклейте скотчем. Установите ракету
Бутылку положите на землю и расположить ракету на длину вытянутой трубочки.
— На старт! Внимание! Марш!
Пусть ваш ребенок разбежится и со всей силы наступит на бутылку. Ракета должна взлететь в космос.
9
Упадет или не упадет?
Возьмите воронку, переверните ее широкой частью вниз. Вложите в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.
Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.
Написано: Детский сад Свеча
Экспериментирование «Воздух и его свойства» в подготовительной группе
— Ребята а вы знаете что такое воздух? А где есть воздух? А кто дышит воздухом? А можно жить без воздуха? Сделайте вдох, что вы вдохнули?
— Ребята, когда мы вдыхаем воздух, наши лёгкие наполняются воздухом. Мы это можем почувствовать с вами. Кладите руки на грудь и вдохните. Почувствовали?
— А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Воспитатель предлагает пройти детям к столам с оборудованием.
Опыт №1. Воздух невидимый, прозрачный, упругий, его можно почувствовать и услышать.
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему?(Он сдулся и внутри него больше нет воздуха)
— Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха:
Вывод:Воздух невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
— Поймайте еще раз воздух в пакет, потрогайте его руками. Что чувствуете?(Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, когда опускаешь пальцы, он опять принимает свою форму).
Вывод:воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравните, как прыгает надутый и не надутый мяч.
— А давайте убедимся, что там находится именно воздух
Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него
Что вы чувствуете? (дует ветер)
— Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (Почувствовать)
Почувствовать его, как легкий ветерок на коже лица. Возьмите веера помашите, что вы чувствуете (ветер)—
Что такое ветер?(Ветер – это движение воздуха)—
Где используется ветер человеком?(на мельницах, на кораблях, вентилятор, воздушный шар, воздушный змей и др) — Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.С помощью чего это возможно? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)
— Возьмите в руки резиновые игрушки и нажмите на них. Вы слышите воздух? А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?
— Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Где мы можем услышать воздух? (везде)
-Давайте зафиксируем всё что мы сейчас узнали в таблице. Сначала что мы делали? Что узнали? (Воздух невидимый, прозрачный)
С помощью чего мы это узнали? Верно, приклей Настюша картинку в талбицу. Какой еще воздух?(упругий) А что нам помогло узнать, что воздух упругий?Правильно, Миша подойди и закрепи картинку в таблице. Что же еще мы узнали? (Воздух можно почувствовать кожей и услышать). А что здесь нам помогло? Тоже верно, и это мы приклеим в табличку.
— Какой вывод мы сделали?
Вывод:Воздух прозрачный, бесцветный, упругий. Воздух можно почувствовать кожей и услышать.
Урок №13 «Про воздух»
Кинопособие « Окружающий мир» 2класс
Тип урока:
комбинированный
Цель:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Задачи:
Предметные
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
— рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;
-описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;
— наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
-находить информацию об охране воды родного края.
Основные понятия
Воздух. Кислород. Углекислый газ. Азот.
Вопросы для обсуждения
Какие газы входят в состав воздуха? Какого газа в воздухе больше всего?
СОСТАВ ВОЗДУХА
Воздух — это смесь газов: кислорода, углекислого газа, азота.
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
1.Воздух прозрачен или непрозрачен? Мы видим через него окружающие тела. Сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов. Значит, воздух прозрачен.
2.Имеет ли воздух цвет?
Шкаф жёлтый, классная доска коричневая, комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Значит, воздух бесцветен.
3.Имеет ли воздух запах?
Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному.
В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.
Практическая работа
Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
Опыт 1.
Цель опыта:
узнать, что происходит с воздухом при нагревании.
Ход опыта.
Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод:
при нагревании воздух расширяется.
Опыт 2.
Цель опыта:
узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.
Ход опыта.
Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.
Вывод:
при охлаждении воздух сжимается.
Вывод:
воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Презентация
Воздух PPT / 1002 Кб
Самостоятельная работа.
Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным — то, что не загрязняет. Поясните своё решение.
Источники информации
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 2класс Москва
«Просвещение» 2014
Зачемнуженвоздух?Состависвойствавоздуха.Воздухиегоохрана