Симптомы и признаки ОВЗ
Общие симптомы и признаки, характерные для ограниченных возможностей здоровья у взрослых, могут существенно различаться в зависимости от конкретного заболевания. Однако, некоторые общие признаки могут указывать на наличие ОВЗ:
Затруднения в движении: особенности походки, нарушения координации движений, ограничения в подвижности суставов.
Проблемы с общением: затруднения в речи, непонимание или проблемы с восприятием речи других людей, нарушения в общении и социальных навыках.
Повышенная чувствительность или непереносимость к определенным воздействиям: затруднения восприятия ощущений, чувствительность к звукам, свету, запахам или множеству сенсорных воздействий.
Проблемы с концентрацией и вниманием: затруднения в сосредоточении на задачах, проблемы с памятью и усвоением информации.
Аутистические признаки: повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, ограниченные интересы и поведение, затруднения в общении и социальном взаимодействии.
Поведенческие проблемы: выраженная гиперактивность или гипоактивность, агрессивное или неадекватное поведение в различных ситуациях.
Если у вас или вашего близкого человека есть подозрения на присутствие ОВЗ, необходимо обратиться к специалисту для диагностики и определения дальнейших действий.
ОВЗ: расшифровка
Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе.
Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.
Перечень заболеваний для получения инвалидности
9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». (см. ниже)
Особый ребёнок
Особенные дети – дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так
Не важно, какой ребенок – с ограниченным развитием или с ограниченными возможностями здоровья, но он всегда будет особенным для других… . Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья принято считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном(коррекционном) обучении и воспитании.По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья принято считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном(коррекционном) обучении и воспитании.По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха;
2. Дети с нарушением зрения;
3. Дети с тяжелыми нарушениями речи;
4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с задержкой психического развития;
6. Дети с нарушениями интеллектуального развития;
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. Дети с комплексными нарушениями развития.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.
В нашем детском саду с детьми с ограниченными возможностями здоровья работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог. Мы приглашаем к сотрудничеству родителей детей с ОВЗ: обращайтесь к нашим специалистам с вопросами, волнующими Вас – мы постараемся ответить, объяснить, помочь.
Ведь дети – самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви и заботе.
Памятка родителям детей с тяжёлыми нарушениями речи
Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша
Рекомендации учителя логопеда
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
ОВЗ: расшифровка
Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.
Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, таблицы Шульте и другие).
Что такое ограниченные возможности здоровья
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». К данной группе относятся инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, которые нуждаются в специальных условиях воспитания. Сюда же причисляют подростков, имеющих постоянные или временные отклонения в психофизическом развитии. Состояние здоровья малышей препятствует применению стандартных методов обучения, для развития инвалидов необходимо использовать только специальные программы. Правильный подход к воспитанию способен помочь улучшить состояние человека с ОВЗ.
Большинство рядовых граждан воспринимают термин «детская инвалидность» несколько иначе, чем то, как эта проблема описана в законодательстве. Согласно правовым документам, для малышей установлена специальная классификация, которая разделяет их по категориям относительно имеющихся недугов. Нормативно закреплены виды болезней и степени потери жизнеобеспечения среди детей-инвалидов разного возраста. Даже при внешнем отсутствии признаков отклонений, малыш по закону может относиться к группе ОВЗ из-за критического состояния здоровья.
Шкала ограниченных возможностей
В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность.
К третьей ступени применим термин «инвалидность» или «недееспособность». Сюда попадают люди с ограниченными возможностями, неспособные выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль. В нормативно-правовой документации Российской Федерации людей с ОВЗ причисляют к инвалидам только на определенных основаниях, которые описаны в законодательстве.
Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения. Эта группа пациентов не только нуждается в помощи, государство должно предоставлять им возможность для социальной реабилитации.
ОВЗ: расшифровка
Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
На какие категории делятся ОВЗ?
Рассмотрим наиболее распространенные категории ОВЗ:
- проблемы со слухом;
- задержка умственного развития;
- отклонения в работе опорно-двигательного аппарата;
- отставание в психическом развитии;
- дисфункция зрения;
- расстройства речевого аппарата;
- отклонения в поведении и коммуникации;
- комплексные нарушения в работе всех систем организма.
Внимание! Каждая проблема требует особого подхода к организации процесса. Далее мы предлагаем рассмотреть подробнее каждую из них
Нарушение слуха
В категорию нарушений слуха входят слабослышащие и глухие дети, которые утратили слух полностью или частично в раннем возрасте, а также имеющие слуховые расстройства различной степени тяжести с момента рождения.
В 85% случаях полностью глухой ребенок имеет плохую память и внимание. В процессе обучения у него возникают сложности с установлением причинно-следственных связей, свойств и взаимоотношений между объектами
Поэтому при развитии речи в этом случае используются преимущественно слова-предметы, и в меньшей степени – описания или действия в пространстве.
Слабослышащие дети имеют выраженные речевые патологии, так как из-за отсутствия полноценного восприятия на слух получаемая информация очень искажается. Дальнейшие успехи в обучении зависят от психических и познавательных процессов, которые сформировались до частичной потери слуха (кроме врожденных проблем). Главной целью обучения является улучшение визуального восприятия и концентрации на движениях губ собеседника. Это способствует повышению внимания, развитию зрительной памяти и другим положительным изменениям.
Зрительные нарушения
К категории зрительных нарушений относят:
- детей, ослепших в раннем возрасте;
- детей, незрячих с рождения;
- слабовидящих детей с повреждением зрительной способности.
Врачи утверждают, что наиболее сложно поддаются обучению те дети, которые родились слепыми или утратили зрение в возрасте до трех лет. Они не могут сравнивать используемые слова с реальными образами, что приводит к трудностям в развитии образного мышления, а также осмысленной речи в будущем.
Слабовидящий или ослепший в более позднем возрасте ребенок осваивает многие навыки легче, чем слепой от рождения или утративший зрение в раннем возрасте. Обучение этой группы детей основано на использовании сенсорного опыта, где недоступный анализатор замещается другим. Дети познают окружающий мир преимущественно через касание за счет повышенной чувствительности к вибрациям.
Речевые патологии
Дети с ОВЗ из-за тяжелой речевой патологии требуют повышенного внимания к занятиям, которые помогают развитию речи и исправлению нарушений. Для этого к работе с ними привлекаются логопеды, дефектологи и специалисты, использующие прогрессивные методики по устранению дисфункций речевого аппарата.
Также для этой группы детей должны проводиться музыкальные, ритмические и гимнастические занятия – они способствуют восстановлению устойчивого познавательного интереса. Для дошкольного и школьного возраста эффективны парные и коллективные игры, влияющие на формирование коммуникаций.
Отклонения в опорно-двигательном аппарате
Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата, которые приводят к получению статуса ОВЗ – это ДЦП и вялый (периферический) паралич конечностей. Данная категория детей нуждается в организации комфортного учебного процесса, дополненного посильной трудовой деятельностью. Смена умственной и физической работы способствует переключению внимания и снижению уровня пассивности.
Психические нарушения
Дети с патологиями психического развития отличаются от других выраженными трудностями в усвоении знаний и овладении навыками, а также высокой степенью утомляемости. У них наблюдаются проблемы с длительной концентрацией внимания. Процесс обучения организовывается с учетом этих особенностей. В нем не допускается долгие периоды однообразной деятельности.
При правильном подходе ребенок с задержкой психического развития способен овладеть знаниями, максимально приближенными к стандарту. Этой категории учащихся необходимы умеренные нагрузки с частыми перерывами, спокойная окружающая обстановка, доступные и простые задания с детальным объяснением.
Отклонения в интеллектуальном развитии
ОВЗ в результате отклонений интеллектуального развития сталкиваются со сложностями в обучении из-за искаженного восприятия действительности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.
Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья? Плата за пребывание в ДОУ
Вопрос: Здравствуйте. Это Мурманская область, поселок Росляково-1. Мой шестилетний сын посещает второй год логопедическую группу бесплатно, но с 1.10.2011 года детский сад решил взымать с нас родительскую плату в размере 130 рублей в день. Обычная группа стоит 110 рублей в день.
Кроме этого, согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо Рособрандзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин) к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
Как расшифровываются категории ОВЗ в медицинской сфере
Все разновидности ограничений возможностей здоровья, критерии которых рассматриваются с точки зрения педагогики, прописаны в тексте Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. Его положения предписывают обучать детей с ОВЗ в соответствии с категорией ограничения по специальным условиям и особой программе. Все предписания отражаются в письменных рекомендациях медико-социальной экспертизы, которые выдаются на руки родителю ребенка сразу после официального подтверждения наличия заболевания, дающего право на инвалидность.
ОВЗ по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту)
Согласно официальным рекомендациям специалистов Федерального государственного образовательного стандарта, проводить занятия с детьми с ОВЗ лучше в инклюзивных школах или в учреждениях под названием “Центр психологической, медицинской и социальной помощи”. Такие заведения либо заменяют собой коррекционное образовательное учреждение, либо функционируют внутри таких специализированных школ.
Образовательные программы для ребятишек с проблемами со здоровьем создаются по предписаниям Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с адаптированной основной образовательной программой и разновидностью ОВЗ. Всего таких программ разработано:
- несколько программ — для детей с задержкой умственного развития;
- 4 программы — для учеников с аутизмом (РАС);
- 3 программы — для детишек с тяжелыми дефектами речевой функции (ТНР);
- 3 программы — для детей с замедленным психическим развитием;
- 4 программы — для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата;
- 4 программы — для детей с нарушениями зрения (со слепотой);
- 3 программы — для слабовидящих, но не совсем слепых детей;
- 3 программы — для учеников с нарушениями слуха (но не глухих полностью);
- 4 программы — для полностью глухих ребятишек.
Вот на такие “классы” подразделяют малышей специалисты образовательной системы. Как можно заметить, внутри одного “класса” выделяется несколько подкатегорий детей. Например, в зависимости от степени тяжести заболеваний опорно-двигательного аппарата, ученик может обучаться по одной из 4 общеобразовательных программ.
В чем заключаются функции воспитателя при работе с детьми с Овз?
В процессе работы с детьми с ОВЗ воспитатель развивает у них познавательную активность с помощью игр и упражнений, помогает адаптироваться в детском коллективе, формирует навыки самообслуживания с помощью режимных моментов, организует самостоятельную игровую деятельность на прогулках.
Какие специалисты работают в детском саду с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах — Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх.
Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений. Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей
При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми
Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно. Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное. Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.
Сколько часов работает воспитатель в комбинированной группе?
Воспитатель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности, имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 25 часов в неделю.
Что такое комбинированная группа в детском саду?
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
Дети с нарушениями слуха
Ребята с подобными особенностями, пожалуй, чаще остальных испытывают чувство стеснения и скованности, когда находятся среди сверстников. Им приходится носить слуховые аппараты, прибегать к языку жестов или чтению по губам, чтобы понимать окружающих и беседовать с ними. Им труднее даётся обучение в обычной школе, а потому требуется особенная программа, разработанная с учётом их возможностей.
Глухие дети — отдельная категория лиц, потерявших способность слышать до развития речевых навыков либо рождённые с таким пороком.
Позднооглохшие утратили слух в том возрасте, когда речевая функция уже была сформирована. Поэтому им немного легче осваиваться в обществе и взаимодействовать с людьми, но без консультаций педагогов и специалистов их прогресс может ухудшаться.
Частичная потеря слуха позволяет детям самостоятельно овладевать основными навыками, но время от времени им требуется коррекция врачей.
Определение ОВЗ
Список ОВЗ взрослых включает в себя множество различных заболеваний и состояний, включая, но не ограничиваясь:
Заболевание/состояние | Описание |
---|---|
Синдром Дауна | Генетическое нарушение, которое вызывает умственную отсталость и физическое развитие человека |
Церебральный паралич | Нарушение двигательной функции, вызванное повреждением головного мозга |
Аутизм | Расстройство развития, которое влияет на социальное взаимодействие и коммуникацию |
Слабовидение или слепота | Снижение зрительной функции, частичное или полное отсутствие зрения |
Слуховые нарушения | Потеря слуха или другие нарушения слуховой функции |
Психические расстройства | Нарушения психического здоровья, такие как шизофрения или депрессия |
Люди с ОВЗ нуждаются в особой поддержке и помощи для того, чтобы преодолевать свои ограничения и вести полноценную жизнь. Различные программы и услуги реабилитации могут помочь им развиваться, социализироваться и быть активными членами общества.
Лица с нарушениями зрения
Дети с характерными особенностями зрения встречаются довольно часто. Это отчасти связано с современными реалиями, обилием гаджетов и компьютеров, способных оказывать влияние на зрительную функцию. Тем не менее, встречаются и другие случаи, когда потеря способности видеть связана с другими причинами.
Прежде всего, нужно понимать, что степень проявления отклонения имеет свою шкалу.
- Слабовидящие;
- Частично слепые;
- Тотально слепые;
- Слепые.
Появление недуга может быть обусловлено целым рядом факторов, как и другие виды ОВЗ. Врождённая слепота — явление, при котором человек с самого момента рождения был лишен возможности видеть мир своими глазами. Приобретённая свидетельствует о том, что изначально ребёнок обладал зрительной функцией. В зависимости от конкретной ситуации, подход к адаптации может быть разным.
Категории детей с нарушениями речи
Данная группа очень многогранна. Дефекты речи могут проявляться в ярко выраженной бедности языка, некорректном грамматическом строе, наличии нелепых ошибок, замедленном темпе разговора. Детская афазия, сенсорная и моторная алалия, ринолалии и заикание имеют иные особенности и требуют коррекции и лечения у специалистов.
В зависимости от выраженности дисфункции, дети по-разному воспринимают реальность. Некоторые с лёгкостью коммуницируют с остальными, немного стесняясь своей заторможенности, а другие умеют только понимать чужие слова и фразы, но не способны формулировать свои собственные.
Обучение детей с ОВЗ
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
- первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
- второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
- третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
<<Форма демодоступа>>
Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).
После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
- диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
- диагноз продляют;
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
<<Перелинковка>>
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
- сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
- занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
- специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
- специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Рассмотрим подробнее каждую из них.