Обучение детей с овз в школах: способы и особенности

Особенности социальной адаптации детей с овз в россии

Организация учебного процесса

Согласно Закону РФ, государство всячески содействует в подготовке педработников к индивидуальным условиям обучения и привлечению их к работе в нуждающихся в этом организациях.

После определения порядка обучения ПМПК, школа выносит решение о том, каким образом ребенок получит образование в конкретном заведении. Чаще всего практикуется инклюзивный метод, где в группу или учебную среду с обычными школьниками интегрируют учеников с ОВЗ. Они не только вместе учатся, но также проводят совместный досуг, посещают внеклассные мероприятия.

Особенности организации обучения детей с ОВЗ при инклюзии обычно не подразумевают индивидуальность программы. Популярная модель обучения — разноуровневая технология оценки понимания учебного материала. Основное условие — усвоение знаний не ниже базовых требований по школьному стандарту. Критерием оценки деятельности школьника являются его усилия в понимании материала.

Огромное значение имеет отношение учителя к особому воспитаннику. Педагог изучает характер ребенка, знает, в каком случае необходимо его приободрить, подняв самооценку, а в каких пожурить, не нанеся при этом психологическую травму.

В ходе совета по инклюзии разрабатывается индивидуальный учебный план. С согласия родителей в него могут включить:

●    присутствие тьютора

●    режим получения образования — стандартный или щадящий (когда снижен объем заданий или ученик получает дополнительный отдых)

●    наличие учебников из коррекционных школ 

●    участие в индивидуальных или групповых занятиях дополнительного образования

●    организация работы во внешкольное время с психологами, логопедами, дефектологами

●    особенности графика учащегося, самоподготовку

Дети с ОВЗ: как создать комфортные условия для их общения в коллективе

Для того, чтобы в детском коллективе каждый ребенок чувствовал себя комфортно, а особенно ребенок с инвалидностью, создается специальная инклюзивная среда, включающая в себя несколько составных частей:

Объектная. Сюда входит организация оптимального пространства, чтобы ребенку было комфортно учится и отдыхать. Удобная мебель, удобное размещение – например, около выхода из класса, чтобы в любой момент ребенок вместе с тьютором могли выйти в коридор перевести дыхание. Школьная навигация, по которой ребенку с ОВЗ будет проще ориентироваться.

Сенсорная. Многих детей с инвалидностью, особенно с РАС, пугают громкие неожиданные звуки

Поэтому важно, чтобы школьный звонок был комфортен для слуха. Не допускается неисправность светильников – мигающие лампы могут вызвать у детей приступ паники.

Субъектная

Привлечение здоровых детей к общению с ребенком-инвалидом формирует гуманистические ценности. Дети осознают уязвимость своих одноклассников с ОВЗ, учатся приходить на помощь и работать в команде.

Информационная. Для детей с инвалидностью составляется индивидуальный учебный план, школьная программа адаптируется под особенных ребят, создаются специальные методические материалы для лучшего усвоения образовательной программы.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

  • зрение;
  • слух;
  • речь;
  • интеллект;
  • опорно-двигательный аппарат.

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.

Причина Характеристика
По причине недееспособности Данная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрам Таковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент.
При значительных нарушениях физического здоровья Не редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему.
При значительных расстройствах психики Не позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников.
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностями Как пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничение действий ребенка Если несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников.
Окружающая среда Дети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде.
Различные психические нарушения Провоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка.

Организация процесса обучения

Ограниченные возможности здоровья детей дошкольного возраста – не редкость, и, если дошкольник имеет тяжелый диагноз, родители обязаны в кратчайшие сроки подобрать для него подходящее учебное заведение. Чем раньше будет выбран способ обучения, тем больше у ученика шансов на реабилитацию, социализацию, психоэмоциональное исправление и успешное преодоление возникающих подростковых проблем. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в специализированных учреждениях, интегрировано или инклюзивно.

Коррекционные школы

Диагностировать каких-либо ограничения по здоровью, мешающие полноценному образованию, могут при рождении или в раннем детстве, поэтому сегодня существуют компенсирующие детские сады, где малыши проходят адаптацию к обществу и подготовку к обучению в школе. Направить дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальный детский сад, даже в группы кратковременного содержания, можно только с разрешения медицинской комиссии (окружной ПМПК).

Школьные учреждения коррекционного типа подразделяются следующим образом:

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых

Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:. Уравновешивание

Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду

Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду

На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться. Псевдоадаптация

Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение

Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение

Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.

Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.

Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?

Обучаться дома можно в двух вариантах: 

— вы получаете место в школе, но выбираете заочный или очно-заочный формат обучения. В этом случае школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование

— вы выбираете формат семейного образования, а в школе только проходите промежуточную аттестацию. Тогда вы обучаете ребенка сами — своими силами или с помощью наемных педагогов. 

Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании. И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с овз. 

Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды. С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка. Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований. 

Уровни адаптации

То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

  1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
  2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
  3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики

Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт

Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.

Дети с ограниченными возможностями

Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» понимаются те дети, которые имеют отклонения от нормы физического или психического развития, и нуждаются в специальных условиях обучения и образования. К ним относятся:

  • дети с нарушением речи;
  • дети с нарушением слуха;
  • дети с нарушением зрения;
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • умственно отсталые дети;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушениями поведения;
  • дети с нарушением эмоционального поведения;
  • дети с комплексными дефектами.

Как правило, после получения ребенком травмы или в случае врожденных патологий нарушается нормальное функционирование семьи. Качественные изменения затрагивают психологический, социальный, соматический уровень. Более того, жизнь ребенка-инвалида значительно усложняется и отличается от обычной жизни, а значит ему необходима дополнительная поддержка. Для решения этой проблемы государство создает программы социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

  • зрение;
  • слух;
  • речь;
  • интеллект;
  • опорно-двигательный аппарат.

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Образование детей с ОВЗ

Получение образования детьми ограниченными возможностями здоровья вызывает множество организационных вопросов у директоров образовательных заведений и обеспокоенных родителей. Главная цель деятельности учителей и родителей (или опекунов) – найти индивидуальный подход к школьнику, способствовать его реабилитации и предотвратить появления рецидивов.

Ограничения по здоровью могут быть следствием врожденных заболеваний, травм головы или опорно-двигательного аппарата, ДТП или нарушений санитарно-гигиенических условий (например, снижение слуха может наступить в результате неправильной чистки ушей). Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • отсутствие коммуникативных навыков, боязнь общества, зажатость;
  • неконтролируемые физические действия в результате неврологических заболеваний;
  • сложности с восприятием устной и письменной речи;
  • отставание в психоэмоциональном развитии.

Все эти особенности особо остро проявляются у учеников начальных классов, когда заканчивается дошкольное детство и ребенок вынужден адаптироваться к новой для него окружающей среде.

Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ

Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:

  1. : в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.
  2. ”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.
  3. : регулирует содержание и результаты обучения.
  4. :в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.
  5. о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
  6. Состав ПМПК

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада. Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги

Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей

Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Какие специалисты помогут с выбором

ПМПК. Как правило, в ПМПК работают эксперты с большим опытом, но у них не всегда хватает времени на каждого ребенка. Чтобы им было проще, подготовьте справки от лечащего врача или наблюдающего психолога. В любом случае постарайтесь добиться от ПМПК аргументированного ответа: почему ребенку стоит выбрать определенный формат обучения. Если вы будете понимать, какие сложности могут возникнуть при каждом варианте, вам будет проще выбрать. 

Наблюдающий специалист. Еще на этапе подготовки к школе, например, за год до поступления стоит заручиться поддержкой дефектолога или психолога. За год он точно изучит вашего ребенка лучше, чем ПМПК за полчаса или час. Он не только сможет определить формат обучения, подходящий ребенку, но подготовит его к школьному обучению или даст советы по правильной организации семейного образования. 

Тьютор. Лучше всего пообщаться с тьютором, работающим в школе недалеко от вашего дома. Он сможет рассказать, сколько детей на него приходится, с какими сложностями он сталкивается, нужна ли помощь родителя. Если вы выберете эту школу и очный формат обучения, ребенок сможет заранее привыкнуть к тьютору.

Домашнее обучение

Разработано два типа индивидуальных программ, предназначенных для обучения детей с ОВЗ на дому преподавателями:

  • общая – дети с ОВЗ учатся точно так же, как и одноклассники, то есть регулярные занятия, продолжительностью от 10 минут до 2х часов, в зависимости от серьезности нарушения, от которого страдает ребенок, контрольные и экзамены – только все это проводят на дому. В конце обучения ребенку выдают стандартный аттестат об окончании средней школы;
  • вспомогательная – создают специальную программу, которая учитывает состояние здоровья ребенка. В конце обучения ребенку выдают аттестат особого образца с указанием программы обучения.

Плюсы:

  • дома детям легче и привычнее находиться. Домашняя комфортная обстановка исключает возможные физические и психологические травмы;
  • индивидуальный подход к обучению специально подстраивается под особенности здоровья ребенка с ОВЗ.

Минусы:

  • отсутствие социализации, приспособленности к особенностям, как положительным, так и отрицательным, жизни вне дома;
  • расписание изучаемых предметов обычно сильно изменяется, чаще всего, изучают один предмет в день, причем дают сразу несколько новых тем этого предмета, что вызывает переизбыток однотипной информации;
  • сосредоточенность педагогов и родителей вокруг одного ребенка развивает в нем эгоистичность и инфантильность.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: