Технология разноуровневого обучения
В контексте обучения, ориентированного на человека, мы можем выделить многоуровневое обучение, коллективное взаимное обучение и сотрудничество как самостоятельные технологии,
Эти технологии позволяют адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся, к различному по сложности учебному содержанию и к специфике каждого учебного заведения. Рассмотрим возможности внедрения личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс.
Теоретическое обоснование этой методики основано на том, что различие основной массы учащихся по способности к обучению сводится в первую очередь к времени, которое необходимо ученику для освоения предмета.
При изучении способностей студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничено, были выявлены следующие категории студентов:
- Учащиеся с низкими способностями, которые не могут достичь заданного уровня знаний и навыков даже при достаточном количестве учебного времени;
- Высокоспособные (около 5 процентов), которые часто могут делать то, что другим не под силу
- студенты, которые составляют большинство (около 90%) и чья способность к обучению зависит от времени, проведенного в классе.
Предоставление каждому ученику необходимого времени для обучения в соответствии с его личными способностями и возможностями может обеспечить усвоение основного ядра учебной программы. Для этого необходимы школы с уровневой дифференциацией, где учащиеся делятся на мобильные группы, осваивающие программный материал на минимальном (государственный стандарт), базовом и вариативном (творческом) уровнях.
Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации.
- формирование однородных классов с начального этапа школьного обучения на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.
- внутренняя дифференциация в средней школе осуществляется путем выделения групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и переменном). Если есть постоянный интерес, группа становится классом с углубленным изучением каждого предмета.
- профильное обучение в основной и старшей школе, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения учащихся.
Слайд 18Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока.
Например, при проверке домашнего задания ученику общего уровня предложить решить
задание с использованием тех правил, которыми он пользовался при выполнении домашней работы, для более способных – придумать задачу, обратную данной. А с учениками, которые испытывают трудности в изучении математики, повторить все правила и прокомментировать решение домашнего упражнения. Здесь надо ещё учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам. При этом преследуются различные цели. Для одних домашняя работа – это возможность повторить и закрепить знания и навыки, полученные на уроке, для других – попробовать применить их самостоятельно.
Слайд 13Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах,
предусматривающая совместное согласование следующих позиций:
добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала ; условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням; приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет — незачет — пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль — по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично); по каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы; возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы; ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теории, законы т.п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником.
Слайд 22Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:Для первой группы
(группа “А”)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового
уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.Для второй группы (группа “В”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.Для третьей группы (группа “ С”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Проектные технологии в обучении
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сегодня она является одной из самых популярных в мире, так как позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности во взаимодействии участников образовательного процесса. Метод проектов также называют методом проблем; обычно его связывают с идеями гуманистического подхода к образованию, разработанного американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. X. Килпатриком.
В последние годы проектная технология получила широкое распространение и стала очень популярной в нашей стране. «Все, чему я учусь, я знаю, для чего мне это нужно и где и как применить эти знания» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, ищущие разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими навыками. Суть метода проектов заключается в «пробуждении интереса учащихся к определенным проблемам, требующим владения определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предполагающую решение этих проблем, умение практически применять и преобразовывать полученные знания, развитие рефлексивного (в терминологии Дж. Дьюи, критического) мышления». Проблема определяет цель мышления, а цель направляет процесс мышления.» Учитель может предложить новые источники информации. Учитель может предложить новые источники информации и просто направить мысли обучающихся в нужное русло для самостоятельного поиска. Стажеры принимают собственные решения и проявляют инициативу.
С этой точки зрения, хороший проект должен: иметь практическую ценность; вовлекать участников во взаимодействие самостоятельного исследования; быть одинаково непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при его завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; включать возможность решения актуальных проблем; позволять обучающемуся учиться в соответствии со своими способностями; способствовать проявлению его способностей в решении проблем более широкого спектра; способствовать построению взаимных Метод проектов, таким образом, представляет собой совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения конкретной задачи — решения проблемы, личностно значимой для авторов проекта и оформленной в виде определенного конечного продукта.
Исходя из этого, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Как упоминалось ранее, основная цель проектного проектирования — дать студентам возможность самостоятельно приобретать знания путем решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Когда мы говорим о дизайне как о педагогической технологии, эта технология подразумевает совокупность исследовательских, поисковых и проблемно-ориентированных методов, творческих по своей сути. Известно, что стратегии проектного обучения разрабатываются на основе двух дидактических теорий. Первая — это теория социального конструктивизма, которая утверждает, что участники взаимодействия приобретают образовательное содержание, когда они создают или «конструируют» знания в контексте социального опыта.
Вторая теория относится к «множественному интеллекту» Г. Гарднера, который утверждал, что каждый человек обладает различными типами способностей. Проектное обучение использует и развивает этот потенциал способностей человека, что приводит к кумулятивному эффекту. Проектное обучение позволяет переносить правила из одной ситуации в другие разнородные проблемные ситуации, стимулирует способность генерировать гипотезы, открывать новые факты, генерировать, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, используя «множественные интеллекты». Проект основан на развитии когнитивных навыков учащихся, умении самостоятельно конструировать и модифицировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать аналитическое, критическое и творческое мышление. Роль учителя в рамках образовательного проекта — это роль советника, координатора и эксперта.
Слайд 25В чем сущность уровневого обучения? 1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень
сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Технология критериально-ориентированного обучения
В традиционном процессе преподавания и обучения параметры условий обучения всегда фиксированы (одинаковое время обучения для всех, способ подачи информации и т.д.). Единственное, что не фиксируется — это результаты обучения, которые характеризуются значительным разбросом.
Она была предложена американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блума, чтобы сделать результаты обучения постоянным, фиксированным параметром. В этом случае изменяются параметры других условий обучения для достижения заданного критерия результата у всех учащихся.
Критериально-ориентированная технология обучения была разработана на основе подхода американских психологов и исследований российского ученого В.П. Беспалько. Ее также называют технологией полного усвоения, поскольку ее отправной точкой является утверждение, что все учащиеся способны справиться с необходимым предметом. Мы уже говорили, что образование — это широкое понятие, а обучение — лишь его часть, поэтому мы говорим о стандартах обучения. Стандарты обучения, которые в настоящее время предлагаются для всех школьных предметов, являются основой для разработки четких критериев обучения. Гуманность технологии критериально-ориентированного обучения (CBL) заключается в том, что, варьируя типы заданий, формы их предъявления и виды поддержки учащихся, можно добиться определенного уровня обязательных для всех учащихся критериев, без освоения которых невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества. Согласно модели CCE, различия в результатах обучения могут возникать за пределами общего образовательного результата, то есть общеобразовательного минимума, на котором строятся результаты дальнейшего дифференцированного обучения.
Модель CCE включает следующие элементы (уровни):
- мера (критерии) освоения предмета (класса) четко определена, выражена в перечне конкретных результатов обучения.
(цели обучения, определяющие уровни усвоения, требуемые программой). - проверочные работы — составляются тесты.
- учебный материал разделен на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент — это целый раздел учебного материала; ориентиром для разделения на разделы может служить не только целостность содержания, но и конкретная продолжительность обучения (2-3 урока, 2-3 недели). После определения единиц, определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и собираются фактические тесты, чтобы убедиться, что цели каждой единицы достигнуты. Основная цель тематических тестов — определить необходимость в корректирующих процедурах обучения.
- выбираются методы изучения материала, составляются учебные задания.
- будут разработаны альтернативные вспомогательные и обогащающие материалы для каждого из вопросов теста.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Гуманистическая педагогика
- Метод соревнования в педагогике
- Профессиональная деятельность специалиста-дефектолога
- Образование в Казахстане
- Теория обучения
- Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации
- Классификация принципов обучения
- Логика процесса обучения
- Кризис 3-х лет: значимость для ребенка, особенности и пути успешного преодоления
- Воспитание детей в неполной семье
Слайд 15Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых
результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и
требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения: 1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал); 2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой); 3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации); 4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое); 5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.
Слайд 23Одной из систем контроля, отвечающей этим требованиям, может служить система
оценки знаний по рейтингу.
Она заключается в следующем. Все оценки условно делятся
на 5 групп и каждой группе присваивается свой коэффициент ( по рейтингу ), который возрастает с учетом значимости оценки. Так,
1 — (номер группы оценок совпадает с коэффициентом по рейтингу)сюда можно отнести оценки за индивидуальные ответы по очередной теме учебного курса, ответы по домашнему заданию, поощрительные оценки за решение достаточно трудных задач на уроке и т.д.2 — оценки зa самостоятельные, проверочные работы по небольшой теме курса.3 — оценки в результате сдачи зачетов по более крупным темам или проверочные работы, фронтальные опросы в конце изучения темы.4 — контрольные работы (как правило, по большой теме).5 — контрольные работы, зачеты, экзамены итогового характера ( за четверть, за полугодие, за год).Итак, чем больше рейтинговый коэффициент оценки, тем она значимее, и наоборот. Так, например, полученная учеником оценка «‘5» по контрольной работе с коэффициентом “4”, означает, что он получил сразу четыре “5” и т.д.В течение определенного времени ( 1 или 2 раза в месяц, обязательно по окончании четверти, учебного года) у каждого ученика подсчитывается его рейтинг ( с точностью до сотых долей балла).
Технология коллективного взаимообучения
К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методы А.Г. Ривина имеют разные названия: «организованный диалог», «комбинированный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах меняющегося состава».
Выделяют следующие основные преимущества КСО:
- Логическое мышление и навыки понимания улучшаются благодаря регулярно повторяющимся упражнениям;
- Навыки мышления и способность запоминать, мобилизовать и обновлять предыдущий опыт и знания развиваются благодаря говорению;
- Каждый чувствует себя более расслабленным и работает в индивидуальном темпе;
- Повышается ответственность не только за собственные успехи, но и за результаты совместной работы;
- Нет необходимости оказывать давление на одних участников, чтобы они были быстрее других, что положительно влияет на микроклимат в группе;
- способность оценивать собственную личность, способности, сильные стороны и ограничения;
- Обсуждение одной и той же информации в парах с несколькими партнерами увеличивает количество ассоциативных связей, тем самым обеспечивая более сильное обучение.
Парная работа может быть использована в трех формах:
- Статическая пара, которая сводит двух студентов, которые по желанию меняются ролями «учитель» — «ученик»; два слабых студента, два сильных студента, один сильный студент и один слабый студент могут пойти этим путем, при условии, что они находятся в одинаковой ситуации;
- динамическая пара: выбирают четырех учеников и готовят задание, состоящее из четырех частей; после подготовки своей части задания и проверки его самостоятельно, они обсуждают его три раза с каждым партнером. Каждый раз им приходится менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям учащихся
- парный вариант, где каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, осуществляет взаимообучение с остальными тремя товарищами по схеме, в результате чего каждый усваивает четыре части учебного содержания.
Было установлено, что человек, обучающий других, запоминает до 95% изученного.
Публикация «Технология разноуровневого обучения» размещена в разделах
Цель технологии разноуровневого обучения : обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Основная задача: увидеть индивидуальность воспитанника и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Проведя входную диагностику по всем образовательным областям, стало видно, что дети даже одной возрастной категории находятся на разном уровне развития. А учитывая то, что группа разновозрастная применение разноуровневой технологии обучения становится просто необходимо.
Гипотеза: При систематическом использовании технологии разноуровневого обучения по мере развития воспитанники могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.
В нашей группе мы применяем технологию разноуровневого обучения по всем образовательным областям. Хочу предстать вашему вниманию один из инструментов для воплощения разноуровневого обучения в нашей группе является «Дары Фребеля», которая сама по себе является технологией обучения, подробнее я вам расскажу об этом на мастер-классе
Преодолению неуспешности у детей дошкольного возраста предшествует не только своевременная диагностика развития ребенка, выявление трудностей и их причин., но и применение технологий разноуровневого обучения
Что же такое разноуровневая технология обучения- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому воспитаннику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способности и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
При реализации разноуровневого обучения каждое занятие имело чётко сформулированную тему, цель и задачи. Содержание учебного материала было научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставились конкретные задачи, при этом мы старались добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.
В ходе занятий использовались различные варианты дифференцированного подхода:
• по уровню сложности – например, дидактические упражнения и игры, позволяющие индивидуализировать работу, то есть давать задания с учётом речевых, умственных и психофизических возможностей ребёнка, максимально развивая его способности;
• по уровню творческих способностей — задания подразумевают работу с геометрическими фигурами, со счётными палочками, верёвочками, иллюстрациями. При этом можно использовать коллективную работу с элементами индивидуализации.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер
Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении
Разноуровневые программы для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.
В ходе итоговой диагностики стало видно, что технология разноуровневого обучения дает положительные результаты. Повысились показатели по всем образовательным областям. Из чего можно сделать вывод что гипотеза доказана, уровень знаний детей повысился.
Слайд 24При оценивании ЗУН обучающихся используются следующие отметки:на уровне С и
В — «2», «3», «4», «5»;на уровне А — «2»,
«3, «4». На этом уровне обучающийся может получить «5», ответив на дополнительный вопрос и (или) выполнив дополнительное задание уровня В.На уровне В и С в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки:«5»— при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100%;«4» —70-85%;«3» —51-69%;«2» — менее 51%.На уровне А в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки:«5» — при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100% и выполнения дополнительного задания уровня В;«4» — 86-100%;«3»-51-85%;«2» —менее 51%.
Слайд 14Действия учителя и учащихся На этапе подготовки к основному виду деятельности
после информации о цели учебного занятия проводится вводный контроль .
Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. В условиях разноуровневого обучения вводное тестирование предлагается с обязательной и дополнительной частями, выполнение которых может оцениваться рейтинговой методикой. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, информация о домашнем задании .На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств.На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования. После само- и взаимопроверки итогового теста учащиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются учителем.
Слайд 9Примерное разделение учащихся на три группы.первую группу образовали ученики “тугодумы” с
замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением
Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.В третью группу войдут дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения
Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.