Раннее развитие детей с аутизмом

Ранний детский аутизм

Как проявляется заболевание?

Признаки аутизма у детей появляются на разных уровнях и в различной степени. Выделяются следующие симптомы:

  • проблемы с коммуникацией. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в развитии речи или полностью отсутствие речи. Они могут также испытывать проблемы с непрямой коммуникацией, затруднениями в понимании жестов и мимики лица;
  • ограниченные и повторяющиеся интересы и поведение. Дети с аутизмом могут интересоваться только определенными предметами или темами и предъявлять непроизвольные обязательства к определенным рутинам и регулярным действиям. Они могут также манипулировать объектами и проявлять стереотипные движения, такие как повторяющиеся махи руками;
  • трудности с социальным взаимодействием. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей. Проявления могут включать избегание контакта глаз, неспособность понять или выразить эмоции, а также трудности в игре с другими детьми;
  • гиперчувствительность или гипо-чувствительность к звукам, свету, запахам и другим внешним стимулам. Дети с аутизмом могут реагировать перегрузкой на определенные звуки, свет или запахи.

Признаки аутизма у детей могут сильно различаться у разных детей и раннее обследование у педиатра или специалиста может помочь в определении наличия или отсутствия расстройства у вашего ребенка.

Правила работы с особенными малышами

  1. Строго соблюдать режим. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы делают жизнь детей-аутистов проще, понятнее, а главное – спокойнее. 

  2. Показать, что нужно сделать. Особенные малыши лучше воспринимают визуальную информацию. Поэтому один раз показать картинку лучше, чем повторить просьбу 10 раз. 

  3. Говорить четко, кратко, конкретно. Не нужны ребенку сложносочиненные многоэтажные предложения – он не сможет внимательно дослушать их до конца и добраться до сути сказанного. Поэтому стоит отдать предпочтение простым, коротким фразам: «Гулять?», «Голова болит» (а не раскалывается на части).

  4. Набраться терпения. Не нужно ожидать моментальной реакции от аутиста, не стоит его подгонять, часто повторять один и тот же вопрос – это может лишь усугубить ситуацию. 

  5. Разговаривать спокойно, без надрыва, без раздражения. Важенровный эмоциональный фон, в котором нет и намека на агрессию, опасность. 

  6. Обеспечить сенсорную разгрузку. Гиперчувствительность к внешним раздражителям очень утомляет. Поэтому малышу нужен ритуал, который поможет снять избыточное напряжение: крепкие объятия, несколько минут в тишине в темной комнате или кусочек пупырчатой пленки в руках, которую можно потихоньку теребить.

  7. Хвалить и поощрять! В моменты, когда ребенок не делает ничего плохого. Поводы для похвалы могут быть самые разные, как и ее выражение: например, погладить по спине за выполненное задание.

Ранний детский аутизм

Термин «autismus» был придуман основоположником психиатрии Эйгеном Блейлером в 1910 года при описании особого свойства мышления у больных шизофренией.
Однако до середины 40-х годов ХХ века аутизма как бы не было. Это расстройство и его отличие от детской шизофрении впервые независимо друг от друга определили два психиатра — Лео Каннер («аутистическая психопатия», 1944) и Ганс Аспергер (1943) как врождённое нарушение способности к эмоциональным контактам, уход от внешнего мира без ухода в мир фантазий.

Помните! Наши статьи не предназначены для самостоятельной диагностики.

Диагностику любого заболевания должен проводить только врач. Статья представлена только для возможности первичного определения состояния.

Если Вы нашли схожесть параметров, необходимо очно обратиться за консультацией к врачу.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным — включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм — первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

История

Понятие «аутизм» впервые было описано в 1911 году Эйгеном Блейлером, но рассматривалось оно в контексте шизофрении, как один из ее симптомов. В переводе с латыни оно означает «ненормальное самолюбование». Этим термином психиатр пытался указать на уход больного в свой внутренний мир, отгороженность от назойливого вмешательства посторонних, отрыв от реальности. В современной интерпретации оно стало применяться с подачи Ганса Аспергера, в честь которого было названо одно из расстройств аутистческого спектра — синдром Аспергера.

Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел Лео Каннер. В 1943 году он в совершенно новом контексте представил термин «аутизм», описав истории 11 детей и поставив им диагноз: инфантильный аутизм. Он указал, что данное состояние заметно отличается от шизофрении у детей. В картине заболевания отметил наличие таких симптомов, как стереотипные движения, эхолалии. В честь Лео Каннера также был назвон один из вариантов РАС — синдром Каннера.

Клинико-психологические варианты РДА (О.С. Никольская)

В литературе выделено четыре формы эмоциональной регуляции деятельности:

  • Наличие полной отрешённости от происходящего.
  • Активное отвержение.
  • Захваченность аутистическими интересами.
  • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими детьми.

Первая группа является наиболее тяжелой. Аутизм отличается глубиной, находит проявлении в полной отрешённости от всего происходящего вокруг. Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто отсутствует реакция на боль, голод, холод, испуг не проявляется. Поведение такого ребёнка является полевым – не определено активными внутренними устремлениями, отсутствует логика во взаимодействии с другим человеком, а определяется случайностью внешних влияний. Полевое поведение отличается специфичностью: вещи используются в активных манипуляциях с ними, характерно пресыщение уже до начала действия с объектом. У детей этой группы наблюдаются наиболее низкие показатели интеллектуального развития. При этом отмечается замечательная координация движений. Это не говорящие, мутичные дети, не используют жесты и мимику. Внешняя речь отсутствует, но активно развивается внутренняя, эмоциональный контакт с близкими и окружающими очень слабый. Лицо выражает глубокий покой, взгляд ускользает от окружающих. Эти дети, как правило, стараются избегать сильных стимулов (яркий свет, шум, прикосновение). Эти раздражители у них вызывают сильный страх.

Дети 2 группы – чуть более активны и менее ранимы в контактах со средой. Аутизм проявляется в виде отрешённости любых контактов, предпочтения ребенка фиксируются узко и жестко. Любая попытка расширения диапазона вызывает ужас. Дети данной группы – говорящие используют речь для выражения своих нужд. Умственное развитие отличается своеобразием. Для детей характерно наличие ограниченности, узости понимания, жесткости и механичности восприятия, буквальности мышления. Ребёнок не способен разделять настоящее, прошлое и будущее. Наиболее яркое проявление находят страхи, которые достаточно долго фиксируются в сознании ребенка.

Детей 3 группы – легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего, по способам аутистической защиты. Они выглядят как сверхзахваченные своими стойкими интересами, которые проявляются в стереотипной форме. Нарушено восприятие и моторное развитие, но в меньшей степени, чем в двух других группах. Это уже моторно-неловкие дети. Для них характерно: бытовая неприспособленность, даже к 6-7 годам; характерен негативизм, особенно при обучении (речевые дети), для них характерна книжная речь. Характерна пугливость и тревожность, потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а наоборот, взбадривает себя ими. Дети могут быть очень привязаны к близким, часто смотрят в лицо, но в действительности, их взгляд направлен сквозь человека.

4 группа – это наиболее легкий вариант, для них характерна повышенная ранимость, тормозимость контакта, трудности сосредоточения и организации. Это физически хрупкие, легко утомляемые дети. Характерна вялость с быстрой сменой возбуждения. Мимика более адекватная, но угловатая. Возможно установление глазного контакта, но прерывисто, наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков, не схватывают движений, наблюдаются проблемы речевого развития, речь бедна, смазана, аграмматична, нарушено употребление местоимений (говорит о себе — ОН ХОЧЕТ), круг общения ограничен. Наиболее ярко выражается потребность в защите, одобрении, эмоциональной поддержки со стороны матери. Для этой группы детей характерны ритуальные формы поведения (мама целует перед сном). Часто путают с ЗПР. При своевременной помощи для них характерен наилучший прогноз социального развития.

Прогноз и профилактика

Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.

При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.

Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности. 

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

Ранний аутизм и его проявление

Ранний аутизм — это состояние, которое проявляется у детей в возрасте до трех лет и характеризуется нарушением социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Дети с ранним аутизмом могут испытывать трудности в установлении контакта с другими людьми, понимании чужих эмоций и выражении своих собственных чувств. Признаки раннего аутизма могут проявляться уже в первые годы жизни ребенка. Некоторые из них включают в себя отсутствие жестов и мимики, задержку в развитии речи, повторяющееся поведение или интерес к однообразным действиям. Для точного диагноза раннего аутизма необходима консультация специалистов, таких как психолог, педиатр и невролог

Важно помнить, что раннее выявление и раннее вмешательство помогают детям с ранним аутизмом развиваться и успешно адаптироваться в обществе. Поддержка от близких, обучение навыкам социального взаимодействия и работа с специалистами играют ключевую роль в помощи детям с этим расстройством

Лечение аутизма у детей

Полностью избавиться от патологии с помощью лекарств или психотерапии невозможно — расстройства психической сферы будут сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Но с помощью различных методик можно улучшить состояние пациента, обучить его навыкам самообслуживания, помочь сформировать и поддерживать социальные контакты.  

Занятия для детей с аутизмом проводят совместно психологи, педагоги-дефектологи и логопеды. Только системная и постоянная терапия с привлечением родственников позволяют добиться заметного положительного результата.

Одна из современных методик — АВА-терапия (Applied behavior analysis). Она включает в себя различные техники, которые направлены на коррекцию поведения детей в социальной среде и обучение их навыкам самообслуживания. АВА-терапия строится на системе поощрений, когда за каждое правильное действие малыша ждет положительное подкрепление — награда. Сначала с детьми разучивают простые действия, а затем медленно и постепенно объединяют их в более сложные задания. 

АВА-терапию желательно начинать с 3-летнего возраста. В неделю проводят не менее 30–40 часов занятий. При этом дома родители должны систематически повторять и закреплять навыки, полученные во время уроков. 

Еще одна эффективная методика — система PECS (Picture Exchange Communication System). Для этих занятий используют специальные карточки с изображением различных действий и предметов. С помощью этих карточек детей обучают, как можно обратиться к взрослым членам семьи с определенными просьбами. Хотя данная методика и не направлена на развитие устной речи, у некоторых детей она приводит к улучшению речевой функции.8

В России и странах СНГ в работе с детьми-аутистами психологи широко используют эмоционально-уровневый подход. Он основывается на создании между специалистом и его пациентом доверительного эмоционального контакта. И только потом начинается работа по преодолению агрессии, тревоги и страхов, обучение целенаправленной деятельности. 

Медикаментозное лечение аутизма проводится редко и в основном показано только в случаях, когда психологические методики оказываются малоэффективными. Препараты позволяют уменьшить выраженность некоторых психологических проблем:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • беспричинные истерики;
  • синдром гиперактивности;
  • нарушения сна. 

Медикаментозное лечение улучшает поведение ребенка при посещении общественных мест, облегчает его участие в жизни семьи

Но важно точно следовать рекомендациям врача — прием препаратов должен проводиться максимально коротким курсом. Сразу после достижения необходимого эффекта дозы препаратов постепенно снижают до полной отмены

Заниматься самолечением в этом случае нельзя — так можно только навредить ребенку и спровоцировать прогрессирование болезни.

Образование для детей с аутизмом

Устройство ребенка с аутизмом в детский сад и школу может стать проблемой. В России многие такие дети переходят на надомное образование, которое исключает общение с ровесниками и может негативно сказываться на прогрессе в лечении, так как лишает детей практики коммуникации. 

Родители должны знать, что по закону дети с РАС имеют право учиться в любой школе по выбору (в том числе – общеобразовательной), так как они относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом государство должно предоставить им специальные условия, которые будут зависеть от степени и тяжести их расстройства. Они могут включать занятия с опытными преподавателями (логопедами, психологами и др.), адаптированную школьную программу или доступ к оборудованию для сенсорной разгрузки, если это необходимо. Одной из наиболее предпочтительных моделей обучения для детей с аутизмом считается подход «ресурсный класс». Он предполагает постепенное введение ребенка в среду, где он сможет обучаться вместе с обычными детьми. Пока таких классов не так много, и часто они создаются благодаря немалым усилиям родителей, однако прогресс в системе образования для особенных детей уже прослеживается.

Лечение раннего детского аутизма

Сегодня существуют эффективные методы, улучшающие состояние ребенка и повышающие качество его жизни. Коррекция раннего детского аутизма включает работу над поведением и навыками общения. Медикаментозная терапия также дает положительные результаты. В коррекционную программу вовлекается ближайшее окружение ребенка, чтобы создать для него максимально благоприятное жизненное пространство.

Лечение раннего аутизма в «Центре Стимуляции Мозга» проводится с использованием современного оборудования и методик, в числе которых:

  • «Реамед-Полярис»;
  • «Синхро-С»;
  • Tomatis Besson;
  • Tomatis Besson Interacoustics;
  • Braintest (энцефалограф);
  • барокамера;
  • концентраторы кислорода «Биомед 7F-5» и ReOxy;

Своевременная диагностика и начало коррекции позволяют достичь положительных результатов в лечении раннего детского аутизма. Прогноз излеченности зависит от многих факторов, поэтому будет разным для каждого пациента. В медицинской сфере пока не существует профилактики раннего детского аутизма.

Ранняя коррекционная работа

Детский аутизм на первом году жизни практически не поддается коррекции. Это связано с тем, что психика ребенка еще не окрепла, а головной мозг продолжает развиваться очень активно. Однако начинать рекомендуется именно с этого возраста. Во-первых, это поможет родителям понять и принять своего особенного ребенка. А во-вторых, если слегка подстраивать окружающий мир малыша него, то в дальнейшем у ребенка не возникнет каких-то слишком травмирующих ситуаций при взаимодействии с обществом.

Для каждого ребенка специалисты составят индивидуальный план занятий, который обязательно должны соблюдать родители. Также индивидуально подбирается и набор упражнений, которые рекомендуется начинать делать с того момента, как малышу будет выставлен диагноз. 

Аутизм: причины, признаки, лечение

Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.

Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.

Заключение

Диагноз «аутизм» у ребенка — это серьезное испытание для всей семьи. Необычное поведение таких детей — это не проявления плохого характера или невоспитанности, а симптомы неизлечимого заболевания. Несмотря на то, что избавиться от патологии невозможно, своевременно начатое лечение позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни таких детей

Важно помнить, что особенные дети тоже хотят быть частью общества, им необходима поддержка и понимание. Поэтому постоянная помощь таким пациентам — главная задача их близких, и совместными усилиями врачей и членов семьи можно добиться хороших результатов в коррекции поведения людей с аутизмом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: