Влияние арт-терапии на социальную адаптацию дошкольников

Арт-терапия для дошкольников и подростков

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

• Какова эффективность арт-терапии при аутизме?

В результате применения комплекса методик арт-терапии, наблюдаются следующие позитивные изменения. В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.

Вернуться на страницу «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма» >>

И еще немного об альтернативных методах лечения аутизма:

Иппотерапия для детей

Особая программа предусмотрена для маленьких пациентов. С помощью специально разработанных специалистами упражнений у детей улучшаются речевые навыки, выносливость, ловкость, приобретается новый опыт общения и положительные эмоции, жизнь ребенка окрашивается новыми красками. После нескольких занятий у детей появляется желание достигать цели, работать над сложными заданиями и преодолевать препятствия. Замкнутые дети, испытывающие проблемы с коммуникабельностью, садятся на лошадь и обретают чувство собственного достоинства, преодолевают неуверенность в себе, страх общения с окружающими людьми. Ребенок начинает ощущать, что он может управлять большим и сильным животным, что, безусловно, способствует развитию самоутверждения и самоуважения.

В частной клинике «IsraClinic» иппотерапию применяют для лечения страхов у детей и взрослых. Лошадь восприимчива к большинству эмоциональных реакций, она способна вырабатывать привычки, узнавать всадника, реагировать на тон голоса, таким образом, правильно обученная лошадь способна действовать стереотипно, создавая ощущение стабильности. Стабильность является основой для снятия чувства страха, формирования ощущения доверия к себе или окружающим, ведь скача на лошади пациент вынужден довериться этому животному и его восприятию окружающей действительности.

В Израиле используют иппотерапию как одну из вспомогательных психотерапевтических методик в лечении психиатрических заболеваний, если у больного нет противопоказаний для ее применения: эпилепсии невыясненного генеза, тяжелых форм умственной отсталости, тяжелых форм аутизма, психоза.

Многолетний опыт применения иппотерапии в «IsraClinic» свидетельствует о том, что езда на лошади оказывает положительное влияние не только физическое, но и на психологическое состояние пациента, помогает в поиске новых решений, дарит позитивный эмоциональный настрой, способствует активности и улучшает настроение. Обязательный уход за лошадью после занятий помогает выработать навыки самостоятельности, дает понимание сложившихся норм и правил поведения с окружающими людьми.

Иппотерапия в лечении психиатрических заболеваний всегда рекомендуется только в комплексе с другими методиками лечения. Но врачи признают, что ее применение дает отличный результат без побочных действий и с пользой для психического и физиологического состояния пациента.

• Как осуществляется арт-терапия при аутизме?

Арт-терапевтические занятия могут проводить как в индивидуальной, так и в групповой формах. В случае индивидуального подхода применяются авторские методики, которые, как правило, центры лечения аутизма детей разрабатывают индивидуально для каждого конкретного пациента, в соответствии с его личными особенностями. Групповые формы обучения (при условии, что степень аутистического расстройства позволяет ребенку в них участвовать), особенно ценны коммуникативными, вербальными и социальными контактами, в непринужденной атмосфере творчества и художественного самовыражения.

Данные методики, в первую очередь, направлены на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования (к слову, именно данный навык является основой для умения писать).

Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.

Что же касается музыки, то «лечение звуком детей» — широко известная методика. Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость. Поэтому лечение звуком детей, лечение аутизма у детей музыкой, может дать положительные результаты.

В более «старших» группах, при относительно неплохой коммуникации среди особенных детей и соответствующих навыках, могут также ставить спектакли, театральные и хореографические представления.

Что такое арт-терапия

Термин «арт-терапия» используется для характеристики одной из форм терапевтического воздействия, во время которого для улучшения психического здоровья, качества жизни и повышения самооценки людей вовлекают в творческий процесс.

Во время занятий пациенты прорабатывают психологические проблемы, отвлекаются от них, находят решения, иногда нетривиальные. Для каждого возраста положены свои задачи.

Отличия от художественного творчества

Разница между творчеством и терапевтическим воздействием:

  1. Цель – не создание уникального произведения, а помощь в решении проблем в психологической и эмоциональной сферах.
  2. Во время работы психолог отслеживает, как арт-терапия влияет на состояние человека. Возможна коррекция задачи.
  3. Склонность к творчеству и талант значения не имеют. Человек выражает свои чувства в произведении, результат – с точки зрения художественной оценки – не важен. Значение придают внутренним изменениям.

Самое важное отличие: во время творчества человек совершенствует свои навыки, на занятиях – решает психологические проблемы

Какие задачи решает арт-терапия

Занятия помогают определить, с чем связана психологическая проблема ребенка. При опросе психологи не всегда могут выявить причины изменения в поведении.

Но в процессе творчества скрыть эмоции не получается. По анализу поделок специалисту легче определить сферу для коррекции.

Психотерапевтическая методика с помощью искусства решает следующие задачи:

  1. Помогает «выплеснуть» переживания.
  2. Улучшает синхронизацию полушарий головного мозга.
  3. Корректирует поведение, избавляет от страхов и устраняет комплексы, выделяет сильные и слабые стороны.
  4. Повышает самооценку пациента, развивает его.
  5. При работе с трудными подростками снижает агрессию и нормализует эмоциональный фон. К тому же ребенок может почувствовать тягу к творчеству и в дальнейшем реализовать эстетические потребности.

Ребенок становится более открытым, легче выходит на контакт. Сначала у него устанавливается связь с психологом, затем – восстанавливаются доверительные отношения с родителями. Когда дети начинают свободно общаться с посторонними, задача арт-терапии может считаться выполненной.

Если проблемы невыраженные, с маленьким пациентом можно заниматься дома. Но лучше, чтобы вид арт-терапии, при котором поставленные задачи решатся быстрее, выбирал специалист.

• Что дает дельфинотерапия при аутизме?

Общение больного ребенка с дельфином позволяет достичь следующих позитивных изменений:

  • 1. — вытащить ребенка с аутизмом из плена самоизоляции, ухода от реальности, стимулировать интерес к внешнему миру, — одни из главных условий восстановления, установления, корректировки, оптимизации социальных взаимоотношений;
  • 2. — стимулировать процесс развития и становления личности;
  • 3. — через тактильную стимуляцию создавать условия для возникновения эмоционального реагирования на окружающее;
  • 4. — восполнять дефицит позитивных эмоций и обеспечивать психологическую поддержку детям, которые переживают состояние дезадаптации или одиночество;
  • 5. — создавать условия для образования и укрепления контакта аутиста с психотерапевтом.

Кроме того, дельфинотерапия при аутизме выступает своеобразным сенсорным стимулятором, активизируя работоспособность мозговых структур и организма ребенка в целом. Это, в свою очередь, способствует сенсомоторному и речевому развитию аутичных деток, помогает в лечении аутизма, ЗПР (задержка психического развития).

Как проводить арт-терапию?

Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:

  1. Николь Мартин – американский терапевт, специализация которого – работа с детьми-аутистами. Он разработал методику по групповой арт-терапии, наиболее распространённой в развивающих центрах.
  2. Индивидуальная программа помощи через арт-терапию были разработана специалистами из Университета Маккуэри. Нацелена она на раннюю педагогическую помощь детям.

Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.

В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут. Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной

Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы

Упражнение «Аватар»

Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.

Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой

Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.

Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.

Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.

Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору

Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук

Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Эрготерапия

Эрготерапия – это новое, эффективное и современное направление в поведенческой терапии, способствующее адаптации ребенка аутиста в окружающем пространстве. Целью такой терапии является обретение и формирование у пациента навыков, необходимых для полноценной повседневной жизни. Квалифицированные специалисты обладают специализированной подготовкой в сенсорной интеграции, помогающей людям с расстройствами аутистического спектра побороть повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям и другим сферам восприятия.

Эрготерапия позволяет создавать определенные комфортные условия для развития у детей аутистов навыков, способствующих их успехам в повседневных делах как в кругу близких и родных, так и в построении социальных отношений в обществе.

Фототерапия

Относительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что

Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям

На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото

Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах

Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.

  • Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
  • Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.

• Дельфинотерапия при аутизме: подход в лечении детского аутизма.

В дельфинотерапии выделяют два направления, помогающих проводить лечение аутизма у детей:

  • 1. Свободное взаимодействие особого ребенка с животным, при минимальном участии специалистов центра лечения аутизма (врача, психолога, тренера, педагога, психотерапевта и т.д.). Данное направление подразумевает, что пациент самостоятельно выбирает способы взаимодействия с дельфином, выстраивая с ним свои отношения. Роль специалистов здесь ограничена обеспечением безопасности детей и дельфинов. Как правило, элементы данного направления используют на начальном этапе лечения детского аутизма дельфинотерапией.
  • 2. Специально организованное общение с животным, то есть осуществляемое через специалиста (врача, психолога, тренера, педагога, психотерапевта и т.д.). Здесь общение со специалистом несет психотерапевтическое значение для пациента, а общение с дельфином играет «роль» фона, среды. В данном случае характер и тип в лечении детского аутизма подчиняется намеченной цели. Дельфинотерапия может решать различные задачи: психокоррекционные, психотерапевтические, психопрофилактические, педагогические, физиотерапевтические. Эти задачи зависят от «запроса» конкретного пациента и специалиста, замыкающего терапевтическую цепь.

• Дельфинотерапия — лечение ультразвуком детей.

У дельфинов, как известно, имеется дополнительный, а по сути один из основных, орган чувств – эхолокация, выполнение сканирования при помощи ультразвуковых волн, который необходим им для того, чтобы обнаруживать и распознавать объекты под водой.

Как тоже известно, сам ультразвук уже давно используют в медицине для диагностики и лечения различный заболеваний (УЗИ, сонофорез или фонофорез). С его помощью воздействуют не на отдельные человеческие органы или ткани, даже на клетки, составляющие наш организм, производят массаж, так сказать, на клеточном уровне, который способствует лучшему проникновению активных веществ в клетки. Соответственно, это улучшает межклеточный обмен веществ в организме и циркуляцию жидкости. Ультразвуковые волны, транслируемые дельфином, попросту «разгоняют» жидкость из застоявшихся зон, способствуя более быстрому и эффективному ее передвижению в тканях. Кроме того дельфиньи ультразвуковые сигналы способны воздействовать как анальгетик на организм, снимая боль.

Резюмируя хочется добавить…

Первое, что стоит знать родителям ребенка, страдающего аутизмом: помните, диагноз «аутизм» — это не приговор. Безусловно, ребенок всегда будет отличаться от своих сверстников. Однако это не значит, что отличаться он будет в худшую сторону – в ваших силах сделать его жизнь лучше и помочь в адаптации к обществу, особенно если вы сможете честно взглянуть проблеме в лицо и начнете предпринимать действия по борьбе с ней.

Процесс лечения детского аутизма является длительным, нацеленным на долгосрочную перспективу, кропотливым. Но он всегда приносит свои плоды. В большинстве случаев это большой комплекс мероприятий, в который входят психотерапия, физиотерапия, занятия у логопеда, в отдельных случаях назначается медикаментозное лечение.

Что касается вышеупомянутого медикаментозного лечения, то, как правило, специалисты не рекомендуют ребенку принимать лекарственные средства (в частности стимулянты и нейролептики). Дело в том, что они практически не помогают в лечении аутизма, а только на время снимают его симптомы, как бы делая ребенка «удобным» для других людей. Понятно, что побочные эффекты такого лечения будут несоизмеримо вреднее, нежели получаемый от него результат. Именно поэтому такое лечение назначается медиками в крайних случаях после тщательного обдумывания и взвешивания всех «за» и «против». Большая часть медиков уверена, что медикаментозное лечение аутизма неэффективно. Немного лучше получаемый результат при гомеопатии, однако и она должна быть не более чем вспомогательным средством, а не основным.

Главный метод лечения это – психотерапия. Специалисты должны заниматься ребенком не реже 4-5 раз в неделю на протяжении как минимум нескольких лет. Очень много положительных отзывов имеет такой метод лечения как анималотерапия – лечение аутизма с помощью животных. Одной из самых эффективных разновидностей этой методики называют дельфинотерапией – при ней ребенок учиться общаться с другими существами, расширять свою зону комфорта, выражать чувства и эмоции, сопереживать, развивать речь и навыки коммуникации. Да и сами занятия в водной среде способствуют физическому развитию малыша. А главное воздействие заключается в издаваемых дельфинами высокочастотных звуках – ученые выяснили, что они способствуют выработке эндорфинов (гормонов счастья), которые весьма важны для страдающего аутизмом, они помогают укрепить его иммунитет и стимулировать мозговую деятельность.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, то придется заниматься с логопедом. Также хорошие результаты может дать работа с физиотерапевтом и аудиологом. Рекомендуется в этот период использовать специальную диету – убрать из рациона все продукты, в которых может содержаться казеин и глютен, то есть все мучные и молочные продукты. При помощи научных исследований было доказано, что эти продукты у аутистов вызывают привыкание сродни наркотическому, приводящее к тому, что ребенок постоянно требует лакомство для ощущения эйфории и успокоения.

На самом деле же любое из вышеописанных мероприятий может быть как назначено специалистом, так и не назначено, поскольку для каждого ребенка комплекс лечебных процедур подбирается в индивидуальном порядке – универсального рецепта, подходящего всем без исключения не существует. Поэтому если вы хотите помочь своему ребенку, страдающему от аутизма, вам нужно обратиться к врачу и настроиться на продолжительное ожидание, которое, однако, всегда вознаграждается.

И напоследок хотелось бы обратиться к мамам аутистов – помните, что ласка и любовь нужны вашим детям куда больше, чем другим. Они в куда большей степени хотят внимания и похвалы, боятся и переживают. Постарайтесь их поддержать и ни в коем случае не критикуйте!

Как лечат аутизм

Иногда терапия аутизма предполагает применение трудотерапии и физиотерапии. Трудотерапия способна помочь пациентам обрести относительную самостоятельность и обучить их базовым бытовым навыкам (к примеру, как помыться, как застегнуть рубашку, как завязать шнурки). Физиотерапия аутизма предполагает выполнение физических упражнений и прочих лечебных процедур (к примеру, теплотерапии, массажа), способных помочь страдающим аутизмом управлять собственным телом.

Если имеется аутизм у детей, лечение традиционным методом подразумевает управление поведением и обучение детей по специальной программе. Такой подход наиболее известен, как АВА терапия аутизма.

Имеются научные доказательства зависимости успешности терапии и времени начала лечения: чем раньше начнется работа по коррекции поведения аутиста, по обучению, развитию бытовых, речевых навыков, трудотерапии, тем на лучший результат можно будет рассчитывать в будущем. Как правило, лечение аутизма у детей не бывает легким – это постоянная и напряженная работа с ребенком изо дня в день, из года в год. Медикаментозное лечение, коррекция поведения, и другие грамотно подобранные виды и способы, помогут пациенту справиться с большинством симптомов и сложностей, которые являются результатом заболевания.

К специализированной терапии относят трудотерапию, логопедию, физиотерапию, дельфинотерапию. Все эти подходы являются очень важными составляющими, без которых излечение невозможно в принципе. Именно с их помощью лечат аутизм, они позволяют научить ребенка разговаривать, взаимодействовать с людьми, обслуживать себя, стать самостоятельным, независимым от постоянной посторонней помощи, получить элементарные навыки социальной адаптации.

Сегодня нередко лечат аутизм при помощи дельфинотерапии. Как правило, даже один курс занятий приносит довольно хорошие плоды (время от времени желательно их повторять). Единственным нюансом является то, что для данного метода есть противопоказание, в виде осложнения аутизма у детей дезинтегративным психическим расстройством, сопровождающимся неуравновешенным, нелепым поведением.

Эффективно лечат аутизм также с использованием разнообразных игр и занятий, подобранных с учетом степени и сложности заболевания, индивидуальных потребностей и особенностей малыша.

Что касается трудотерапии, то она учит ребенка обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств (зрение, слух, запахи и прикосновения).

Существуют также методы лечения аутизма холдинг-терапией, то есть через принуждение физической близости, способствующих установлению между мамой и ребенком физической связи. Среди них, насильственные объятия, или, к примеру, проговаривание мамой определенных слов и фраз о своих чувствах, и многое другое.

Преимущество лечебной физкультуры в овладении малышом собственным телом, умении им управлять.

Кроме прочего, аутизм у детей, лечение его осуществляют поведенческими, образовательными, биомедицинскими и комплементарными методами. Некоторые их данных форм терапии основаны на результатах научных открытий и исследований, другие научного обоснования под собой не имеют, однако по утверждениям многих опробовавших эти методы, способны действенно помочь в лечении. Учитывая изложенное, при выборе лечения аутизма у детей необходимо проанализировать существующие научные данные, которые свидетельствуют в пользу предлагаемой терапии.

Как выбрать вид арт-терапии?

Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:

  • сказко-терапия;
  • драмо-терапия;
  • библио-терапия;
  • музыко-терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • кино-терапия;
  • кукло-терапия;
  •  песочная терапия.

Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое

Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт

Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.

Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.

Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность

Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.

Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии

Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам

Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.

Методы лечения вокализации у детей с РАС

Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:

Обеспечение ребенку доступа к вокализации в определенном месте и в определенное время – так называемое «Время игры». Ребенок будет сопоставлять действия с условиями, и в течение дня их количество будет уменьшаться.
«Блокировка» или «Перенаправление» – в период проявления вокализации необходимо всеми способами отвлечь малыша от данных действий

Важно не использовать открыто запреты, необходимо найти действия, которые будут отвлекать и «переключать». Например, задания на интервербальную реакцию («Где ты живешь?», «Как зовут твоих родителей?»), игры на эхо-реакцию (скажи «паровоз»), игры «повтори движение». Методы выбираются с учетом уровней функционирования ребенка

В результате игры от родителей или педагогов должны звучать слова похвалы. Данный метод не только уменьшит количество проявлений стереотипных вокализаций, но и стимулирует развитие осознанной речи.

Методы выбираются с учетом уровней функционирования ребенка. В результате игры от родителей или педагогов должны звучать слова похвалы. Данный метод не только уменьшит количество проявлений стереотипных вокализаций, но и стимулирует развитие осознанной речи.

  1. Поведенческая терапия АВА, основная часть терапии которой – это поощрение и мотивация. Методика позволяет развить бытовые умения, навыки социального взаимодействия и речевые способности. После проведения курса АВА терапии проявление вокализации и зацикленности снижается.
  2. Эрготерапия – методика позволяет адаптировать ребенка с РАС к окружающему пространству: ему становится проще находить связь и выражать свои потребности.
  3. Программа ТЕАССН – методика невербальной коммуникации, направленная на применение визуализации действий. У детей вырабатываются интуитивные и бытовые умения на фоне четких визуальных инструкций.

Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:

  • биоакустическая коррекция – терапия звуками и музыкой;
  • животная терапия – иппотерапия (лошади), канистерапия (собаки), дельфинотерапия (дельфины);
  • гомеопатия – применение гомеопатических препаратов по специальным диетических программах;
  • иглоукалывание и рефлексотерапия – успокоение и расслабление ребенка посредством воздействия на определенные точки на теле.

Отличие арт-терапии для подростков

Подростки на занятиях тоже раскрываются, прорабатывая психологические проблемы. Реализация себя в творчестве помогает им выразить эмоции и развить (или открыть) в себе творческие таланты.

С помощью арт-терапии легче преодолеть трудности.

В отличие от детей, подростки стараются заниматься тем, что у них получается, и придирчиво оценивают результат. Они учатся самовыражаться, правильно оценивать свои потребности и эмоции. Достойный результат повышает не только самооценку, но и авторитет в глазах сверстников.

Задачи арт-терапии для подростков:

  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • формирование позитивной концепции своего «я»;
  • коррекция и развитие навыков коммуникации;
  • раскрытие внутренних ресурсов и творческих способностей;
  • освоение методов психологической защиты.

Набор материалов для подростков более широкий. Им можно использовать для творчества нитки, ткани, проволоку, скрепки, пуговицы; попробовать себя в техноарте, создавать топиарные фигуры; рисовать масляными красками, углем, лепить из природной глины.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: