Синдром дефицита внимания у детей

Синдром дефицита внимания: что такое сдвг и почему диагноз не приговор

Нормы поведения детей

Если ребенок принадлежит к группе трудных типов или ему свойственны капризы, то, всего лишь проявив толику внимания и терпения, к нему можно найти подход. Чтобы взаимодействовать с ребенком, нормы поведения которого далеки от идеала, прежде всего, требуется принять его таким, какой он есть, и любить его без оглядки на поступки. Причем, любовь должна находить адекватное выражение — добрые слова, совместно проведенное время, умение выслушать, умение устанавливать правила и следовать им (для этого нужно быть наглядным примером поведения). Психология поведения детей проста — они ведут себя хорошо, если могут. А значит, разбирая капризы или другие сложные виды поведения детей, стоит действовать с позиции поддержки, а не обвинения.

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Почему возникает СДВГ

Заблуждений о причинах возникновения этого синдрома много. Одно из основных заключается в том, что этот синдром целиком и полностью результат поведенческих проблем ребёнка — не так воспитали, не научили, не выставили границы. Но это не так. Повторяем, СДВГ — нарушение работы мозга.

Даже строение мозга у людей с СДВГ может отличаться — более тонкая кора, которая обеспечивает внимание и контроль за своим поведением. Также наблюдаются нарушения в выработке дофамина, который помогает мозгу переключиться с одной задачи на другую и концентрировать внимание

И когда школьник говорит, что не может сосредоточиться, он действительно не может сосредоточиться, потому что, например, мозг не обеспечил выработку достаточного количества «химии» для концентрации внимания или плохо использует её. Конечно, ошибки в воспитании могут усугубить симптомы, но не послужить причиной развития этих нарушений.

Иногда СДВГ воспринимают как расстройство замедленного созревания , так как поведение детей и взрослых с этим синдромом кажется незрелым и присущим более младшему возрасту (например, если ребёнок в 3-4 года не может долго сидеть на одном месте — это физиологическая норма, но такая же неусидчивость у школьника 8-9 лет воспринимается как нарушение поведения).

Так что же является причиной возникновения этих нарушений?

Однозначного ответа нет, но есть факторы риска, которые повышают вероятность развития СДВГ.

  1. Наследственность. СДВГ у родителей увеличивают вероятность возникновения этого же синдрома у детей. Может наследоваться как строение мозга, так и особенность выработки различных гормонов.
  2. Курение матери или отца во время беременности. Вред материнского курения очевиден, но оказывается, что курение отца, а также пассивное курение беременной женщины увеличивают риск возникновения СДВГ. Это же касается и других заболеваний, например, порока сердца .
  3. Депрессия у родителей или сильный стресс матери во время беременности также увеличивает риск развития СДВГ.
  4. Ограничения в питании во время беременности.
  5. Низкая масса тела или недоношенность , сложное протекание беременности.
  6. Общее состояние экологии . Предположительно, воздействие на организм во время беременности пестицидов, свинца или других токсинов может повлиять на формирование мозга.

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:

Невнимательность:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • несвязные мысли;
  • проблемы фокусировки и поддержания внимания;
  • проблемы с восприятием услышанного;
  • трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
  • проблемы с обучением новым навыкам;
  • плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.

Гиперактивность:

  • беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
  • резкий переход от одного занятия к другому;
  • попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.

Импульсивность:

  • неумение думать, прежде чем действовать;
  • нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.

При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:

  • у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
  • у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
  • у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
  • порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
  • у 30 % наблюдают тревожные расстройства.

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Диагностика и лечение

Здоровый ребенок непосредственен, активен, подвижен и любопытен, поэтому не стоит рассматривать любое проявление непослушания или невнимательности, как признак дефицита внимания.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, психотерапевт, который определит необходимый объём дополнительных диагностических мероприятий: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое или, возможно, медикаментозное и психологическое.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия, программа мозжечковой стимуляции, БОС-терапия, групповая терапия, МИМ-терапия.

Так же, специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

Научиться принимать на себя обязательства, вести себя в соответствии с социальными правилами и нормами для ребёнка с СДВГ возможно, с одной стороны, через систему нейропсихологических коррекционных занятий, которые помогут формировать в центральной нервной системе недостающие корково-подкорковые связи, а с другой стороны, восполнить дефицит ситуаций социального принятия — в психотерапевтической группе, в семье. Это не всегда получается даже у самых близких — у родителей ребёнка, основные проявления СДВГ создают трудности в любых взаимоотношениях.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD) — это нейробиологическое расстройство, которое выявляется у большого количества детей, подростков и взрослых по всему миру . В прошлом столетии благодаря проведению множества исследований была создана надёжная научная база, облегчающая современное понимание причин, распространённости и тактики терапии СДВГ .

По данным Американской медицинской ассоциации за 1998 год, СДВГ считается самой изученной болезнью с убедительными научными данными в сравнении с другими схожими заболеваниями . Авторы практического руководства по детской и подростковой психиатрии Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP) редакции 2007 года, пишут о том, что клиницисты во всём мире считают СДВГ первичным нейробиологическим расстройством, которое может спровоцировать у детей, подростков и взрослых нарушения различной степени тяжести . Биологическую основу СДВГ подтверждают нейропсихологические, нейровизуальные и генетические исследования .

Научно доказано, что при СДВГ дефицит исполнительного функционирования, реакций торможения, концентрации внимания, рабочей памяти и способности к планированию связаны с определёнными областями головного мозга . В ходе исследований выявлено, что у детей с СДВГ в среднем объём мозга меньше, по сравнению с пациентами контрольной группы того же возраста . В некоторых научных источниках описаны меньшие размеры мозжечка наряду с уменьшением общего объёма мозга .

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Признаки СДВГ

  • Невнимательность, проблемы с концентрацией. Дети часто испытывают трудности при восприятии информации на слух, легко отвлекаются, бывают неорганизованными, «отрешенными», забывают о поручениях, заданиях и просьбах, теряют вещи и т.д.
  • Импульсивность. Дети нетерпеливы, перебивают других учеников и учителей, тяжело переносят разочарования, испытывают потребность сразу получить желаемое и не реагируют, когда взрослый уговаривает подождать.
  • Гиперактивность. Дети постоянно находятся в движении, прыгают, бегают, что-то теребят в руках, раскачиваются на стуле. Им трудно спокойно усидеть во время уроков или выполнения домашних заданий.

Пройти тест на СДВГ (укороченная версия SNAP-IV-26).

Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Основу терапии составляет работа психолога с гиперактивным ребенком, членами семьи, которая направлена на коррекцию поведения. Специалисты используют методы групповой и индивидуальной психотерапии, что позволяет социализировать школьника или подростка. Пациент учится сдерживать эмоции на фоне окружающего шума, визуальной стимуляции с помощью игровых методик.

Большое значение имеет медикаментозная терапия. Детям могут назначить следующие таблетки:

  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • витаминный комплекс, содержащие магний, витамины группы В;
  • ноотропы.

Они стимулируют развитие и работу определенных зон головного мозга, нервной системы, устраняют раздражительность, импульсивность, помогают справиться с нарушениями сна. Лекарства могут давать побочные эффекты, поэтому необходимо строго придерживаться дозировки.

В качестве дополнительного метода врачи рекомендуют препараты – селективные ингибиторы обратного захвата норадреналина. Они снижают уровень гормона стресса в крови, регулируют психомоторную функцию. Это позволяет корректировать поведение, снижает перевозбуждение, раздражительность, устраняет вспышки гнева.

Дополнительно врачи рекомендуют физиотерапию. Наиболее эффективные методики:

  • упражнения из комплекса физкультуры;
  • посещение бассейна;
  • расслабляющий и общеукрепляющий массаж;
  • лечение ультрафиолетом;
  • электросон;
  • кинезиотерапия.

В качестве дополнения для коррекции неврологических патологий рекомендуется метод биологической обратной связи (БОС). Лечение проходит в виде игры, позволяя ребенку самостоятельно регулировать эмоции и уровень активности.

С ребенком занимаются психолог и логопед. Одновременно рекомендуются занятия, направленные на устранение дисграфии, дефектов речи.

Современные методы лечения позволяют сдерживать развитие СДВГ у детей. Коррекция поведения помогает справиться с эмоциональной нестабильностью, адаптироваться в обществе. Комфортная обстановка в семье и школьном коллективе повышает эффективность терапии в любом возрасте.

Статьи и новости

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники. Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам. Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Характеристики развития детей-подростков (15 – 16 лет)

Физический рост и развитие:

  • половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;
  • половая зрелость достигается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13 годам (в среднем) – мальчики «отстают» от девочек примерно на 2 года;
  • различия в «биологическом» возрасте хотя и слабее, но еще заметны;
  • завершение роста скелета;
  • как следствие гормонального всплеска – появление подростковых угрей, доставляющих немалые огорчения.

Особенности поведения:

  • девочки начинают раньше интересоваться мальчиками, чем мальчики девочками;
  • беспокойство о внешности;
  • привыкание к своему телу;
  • рост социальной активности;
  • проблема достижения независимости от своей семьи;
  • поиск себя;
  • определение в выборе профессии;
  • возникновение первой любви;
  • крайности в поведении и оценках: «я знаю все!».

Советы для взаимодействия:

важно принятие детьми ребенка того же возраста;
руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления взрослых;
необходимы условия для индивидуального отдыха;
необходимо понимание взаимоотношений полов;
мальчиков возможно концентрировать на спортивных соревнованиях, девочек – на занятиях танцами, пении, организации активных дел.

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм,
  • сдать различные виды анализов (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований),
  • пройти функциональную диагностику (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц),
  • получить всевозможные справки – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий, 
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции,
  • воспользоваться услугами хирургии одного дня или дневного стационара.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Диагностика расстройства

Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.

Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.

Как проявляется синдром у взрослых

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: