Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)

Сдвг - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Диагностика и лечение СДВГ

Чаще всего это синдром диагностируется в раннем или среднем школьном возрасте, однако есть несколько причин, по которым родители не спешат обращаться к специалисту:

  • Интеллектуальная сохранность. При СДВГ не страдает интеллект, поэтому дети могут нормально или даже успешно справляться с учебной программой, в результате чего родители не замечают проблемы. Однако для ребенка учеба становится процессом, требующим от него титанических усилий, что сказывается на его психологическом развитии, а также учебной мотивации.
  • Недостаточная осведомленность родителей. На территории постсоветского пространства не все люди в достаточной степени осведомлены о существовании СДВГ. Из-за большой распространенности, практически каждый может вспомнить пример этого синдрома у кого-то из своих одноклассников или знакомых из детства и рассматривать такие проявления у своего ребенка как вариацию нормы.
  • Подростковый возраст. Не у всех симптомы СДВГ проявляются в младшей школе. У кого-то они возникают позже и зачастую списываются родителями и учителями на пубертат и гормональную перестройку.

Важно понимать, что СДВГ существенно влияет на то, как ребенок, а впоследствии и взрослый, справляется с обычными бытовыми и рабочими задачами, и не игнорировать наблюдаемые симптомы. Своевременная диагностика и коррекция значительно влияет на состояние пациента и повышает качество его жизни

Не зная о диагнозе и особенностях функционирования мозга ребенка, родители предъявляют к нему требования, которые он не способен выполнить, в результате чего портятся отношения и ухудшается самооценка у юного члена семьи.

Существует несколько методов лечения СДВГ. Один из них — фармакотерапия, которая включает применение лекарств для улучшения концентрации внимания и снижения гиперактивности. Вторым важным методом лечения является психокоррекционная работа, направленная на то, чтобы помочь пациенту развить навыки самоконтроля и саморегуляции. Для психокоррекции применяются  нейропсихологические упражнения, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет формировать новые адаптивные модели поведения.

Вы можете обратиться в клинику “Эпиона” для диагностики и лечения СДВГ. Специалисты детского отделения подберут подходящую конкретно в вашем случае медикаментозную терапию и программу психокоррекции, а также объяснят особенности вашего малыша и как вы можете помочь ему справиться с расстройством.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенная проблема, которая требует особого внимания со стороны родителей

Дети с этим заболеванием могут появиться в каждой семье, даже если не присутствуют очевидные факторы риска развития заболевания, поэтому важно иметь представление о том, что это такое. СДВГ – не приговор, и люди с этим диагнозом могут добиваться значительных успехов в карьере и социальном пространстве, однако для того, чтобы это стало реальностью необходимо комплексное понимание функционирования собственной психики и лечение

Вы можете пройти тест оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на нашем сайте, результаты не являются основанием для самостоятельной постановки диагноза, однако на их основании можно сделать предварительные выводы о необходимости обращения к врачу для диагностики.

Вы можете обратиться в клинику “Эпиона” для диагностики и лечения СДВГ. Если вы подозреваете у себя или у своего ребенка вероятность наличия расстройства, то в первую очередь, нужно записаться на прием к психиатру. Специалисты детского отделения подберут подходящую конкретно в вашем случае медикаментозную терапию и программу психокоррекции, а также объяснят особенности вашего малыша и как вы можете помочь ему справиться с расстройством.

Вы можете записаться в клинику Эпиона на прием к специалисту, связавшись с нами:

️ Телефон +7 (812) 701-04-71

WhatsApp +7 (995) 889-07-74

Или выберите нужного вам специалиста и запишитесь на прием самостоятельно онлайн по кнопке записи

Лечение и коррекция

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено
использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции.
Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и
помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности
заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное
поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его
оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего,
именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

  1. воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не
    следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение
    симптомов.
  2. не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет
    способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия,
нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят
большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и
всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует
ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь
стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но
существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ
включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.
Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и
гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Кортексин, Пантогам, Церебролизин, Пирацетам, Фенибут,
Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем
возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования
зависимости от лекарств.

Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диета
разрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия,
лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего
чада:

Развивать у ребенка самоконтроль и ответственность.

Необходимо поручить ребенку выполнять несложные домашние обязанности: выносить мусор, ходить
в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневничке можно отмечать
детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.

Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать,
заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед
телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.

Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что
нельзя. Дети с СДВГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями,
присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым
сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.

Развивать интерес к занятиям

Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в
себе. Если любимому чаду с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него
высокой успеваемости по всем предметам

Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по
основным из них.

Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям
длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Препараты первой линии при СДВГ

Многие исследования указывают на то, что фармакотерапия всё‑таки является первой линией лечения СДВГ . Данные исследований, начиная с 1930 гг., подтверждают эффективность психостимуляторов в лечении СДВГ . База данных, подтверждающая безопасность и эффективность этих лекарственных средств у детей с СДВГ, неуклонно растёт, причём опыт использования психостимуляторов имеется как у детей школьного и подросткового возраста, так и у дошкольников .

Медикаменты, одобренные в разных странах для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности :

  • Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
  • d-Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
  • Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • d-Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • Лиздексамфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • Гуанфацин (зарегистрирован в РФ);
  • Клонидин (зарегистрирован в РФ).

В последние годы возросло количество публикаций, которые подтверждают эффективность медикаментов, не относящихся к группе психостимуляторов . После проведения исследований было выяснено, что атомоксетин давал клинический эффект сопоставимый с “классическими” психостимуляторами, одобренными FDA в терапии СДВГ . В результате было выявлено, что клинический эффект атомоксетина составляет 0,62, а это средний показатель относительно клинических эффектов психостимуляторов 0,91 (короткого действия) и 0,95 (пролонгированные) .

Культура невнимательности и распространение СДВГ

С развитием цифровых технологий наша способность концентрировать внимание сталкивается всё с большим количеством препятствий. Бесконечные уведомления в мессенджерах, культ многозадачности, клиповый формат потребления информации не позволяют вниманию задерживаться на чем-то одном, если не прилагать сознательных усилий к ограничению цифрового воздействия

Возникает вопрос: может ли чрезмерная подверженность воздействию цифровой среды провоцировать развитие симптоматики СДВГ и объяснять наблюдаемый рост его распространения?

Предварительный ответ на этот вопрос был дан в рамках недавнего исследования. В нем приняли участие школьники 15–16 лет, которые на момент начала исследования не имели симптомов СДВГ. На протяжении двух лет оценивалась частота, с которой подростки взаимодействовали с цифровыми технологиями. Через два года оказалось, что высокая частота взаимодействия с ними была сопряжена с повышенными рисками возникновения симптомов СДВГ. На статистически значимом уровне с симптомами СДВГ оказались связаны частота проверки социальных сетей, просмотр изображений и видео, прослушивание музыки, чтение блогов и т. д.

Важно подчеркнуть, что причинность у этого эффекта могла быть обратной: исходное наличие СДВГ, еще не проявившегося на момент начала исследования, но проявившегося по прошествии двух лет, могло повышать предрасположенность участников к интенсивной стимуляции посредством цифровых технологий. В связи с этим важно проведение дополнительных исследований

Типы поведения детей по Гринспену

Лучше всего о «трудных» типах поведения детей рассказал в своих работах известный детский психиатр Стэнли Гринспен. Посвятив много лет изучению психологии поведения детей, он пришел к выводу, что «трудных» детей можно поделить на пять типов:

  • Нервные;
  • Замкнутые;
  • Неуправляемые;
  • Рассеянные;
  • Агрессивные.

Нервный или чувствительный – вид поведения детей, которому свойственны ум, сообразительность и, главное, способность к сопереживанию. Такие дети могут быть отличниками, схватывающими все на лету, или скатиться на тройки с переутомлением от изобилия информации и новых впечатлений. Психология поведения детей этого типа такова, что они болезненно переносят насмешки и критику, а потому и друзей заводят с трудом, предпочитая издали наблюдать, как играют и веселятся другие. Способность к сопереживанию – отличное качество, но когда оно выходит за рамки нормы, ребенок начинает не только считывать чужие чувства, но и придавать им утрированное значение. Более того, такие дети утрируют и собственные эмоции. Там где обычный ребенок грустит, чувствительный испытывает горе, радость вырастает до огромного счастья, а обида – до катастрофы.

Замкнутый или погруженный в себя – характер поведения детей, которым свойственна склонность к математике и естественным наукам. Такие дети довольно усидчивы, способны рассуждать на серьезные темы, но при этом упускают из виду эмоциональную сферу. Со временем у ребенка может развиться негативная самооценка, но это не значит, что такое дитя предпочитает свои фантазии реальному миру. В противоположность «нервному», «замкнутый» нуждается во внешних раздражителях, тактильном контакте и активных движениях, но чтобы настроиться на другого человека, ему приходится прилагать слишком много усилий.

Неуправляемый – характер поведения детей, для которого свойственны такие качества как упрямство, непокорность, властность. Неуправляемый ребенок может создать проблему на пустом месте из упрямства. В то же время такие дети упорные, энергичные и настойчивые, и на каждое ваше слово у них найдется десяток своих. В поисках изощренных контраргументов они проявляют чудеса логики. В школе такие дети, как правило, сосредотачиваются на одном предмете и ждут от себя высоких результатов. Такой вид поведения детей еще называют максималистским. У неуправляемых детей отлично развито зрительное восприятие целостного образа, но они редко интересуются деталями. Подобно чувствительному типу, неуправляемый утомляется от изобилия сенсорных раздражителей. Однако он не капризничает, а стремится взять ситуацию под контроль.

Рассеянный – характер поведения детей, для которых свойственны проблемы с концентрацией внимания. Такой ребенок быстро переключается с предмета на предмет. Иногда дети этого типа попадают под контроль психиатра с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), хотя ситуация требует совсем другого подхода. Рассеянные дети по тем или иным причинам вынуждены выполнять действия, которые им претят. А когда не получаешь ни удовольствия, ни отдачи от работы, концентрация внимания снижается поневоле.

Агрессивный или напористый – тип поведения детей, которому свойственна чрезмерная активность. Где все идут, он бежит, где одни только говорят, он делает. Агрессивный  – первый хулиган в классе, он же самый вспыльчивый. Пока злоба и агрессия находятся под контролем, они могут принести успех, выливаясь в такие качества как честолюбие, целеустремленность, энергичность. В стрессовых ситуациях волевые качества агрессивного типа обостряются. Страх, к примеру, может сделать ребенка еще более вспыльчивым. При этом агрессивный тип может испытывать трудности в общении при помощи слов и символов. Как показывают исследования, такой вид поведения детей больше всего нуждается в поощрениях и чувстве защищенности, полноценном вербальном общении и развитии умения эмоционально мыслить вместо того, чтобы немедленно действовать.

Каждый из этих типов определяет уникальный характер поведения детей в тех или иных ситуациях. Однако при благополучных внешних обстоятельствах все они поступают в рамках нормы поведения детей.

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Как жить с СДВГ взрослому человеку

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.

Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.

Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.

Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе

Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы

Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.

Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: