Взаимодействие ребенка с окружающим миром

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция

Структура и содержание программы

Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлена следующими образовательными областями:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.

Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает:

  • Наличие трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
  • Наличие представления об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах.
  • Характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста и ожидаемым результатам освоения Программы в разных возрастных группах.
  • Постановку задач и ожидаемых результатов освоения Программы, на их основании наполнение содержания по каждой образовательной области в каждой возрастной группе.
  • Раскрытие особенностей игры и игровой деятельности, как особенного развивающего пространства ребенка-дошкольника.
  • Описание вариативных форм, методов, средств и способов эффективной реализации Программы.
  • Описание особенностей образовательной и иной деятельности детей, в зависимости от их возраста.
  • Основные направления и способы поддержания детской инициативы.
  • Особенности организации педагогического мониторинга и диагностики.
  • Дана характеристика особенностям взаимодействия между педагогическим коллективом и семье воспитанника.
  • Представлены необходимые методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОУ.
  • Определены содержание методических материалов, а также основных методов и средств воспитания и обучения.
  • Представлен режим дня для каждой возрастной группы, а также режим дня на период адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Раскрыты особенности проведения традиционных для ДОУ мероприятий и особенности организации предметно-развивающей среды группы.
  • Приложение Программы содержит примерные парциальные образовательные программы.

Принципы, на основании которых реализуется Программа:

  • Принцип образования и развития
  • Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
  • Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
  • Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
  • Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства

Отличные результаты

По окончанию эксперимента выводы были однозначны: дети, которые получали терапию с использованием сенсорных реакций, добились гораздо больших результатов в достижении своих индивидуальных целей. Кроме того, дети, которые прошли курс, меньше нуждались в помощи родителей в быту или каких-то социальных ситуациях. Они становились более самостоятельными и независимыми, что, несомненно, благотворно влияло на дальнейшее развитие их личностных качеств.

В частности, благодаря сенсорной интеграции были отмечены значительные успехи в выработке привычек и уменьшению боязни. Дети охотнее принимались за занятия и активности, которых прежде избегали, и даже проявляли желание самостоятельно (например, с удовольствием шли обедать и более спокойно воспринимали запах и консистенцию еды).

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

Оборудование

Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем.

Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.

Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.

Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств

Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.

Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.

Бизиборды: развивают воображение, моторику.

Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий.

Сенсорная недостаточность коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг

развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)

формируется правильное взаимодействие рук и ног

развивается слуховое и зрительное внимание

ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Общие рекомендации

Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.

За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону
+7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.

Характеристика планируемых результатов в единстве всех компонентов образования

Ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей описываются, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – “академический” и “жизненной компетенции”. При этом описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующую ступень образования.

Подход к оценке знаний и умений ребенка по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. При этом учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционный эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования. “Академические” достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. «Академические» достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

Для оценки другой составляющей — результатов развития жизненной компетенции ребенка предлагается использовать иной метод — экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц, характеризующих наличный уровень жизненной компетенции. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного анализа обобщаются экспертной группой в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по всем направлениям коррекционной работы:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям – “академическому” и жизненной компетенции. Соотношение продвижения ребенка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом и втором вариантах специального стандарта. В третьем и четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.

Сенсорная интеграция ребенка при аутизме

Аутизм – это расстройство, вызванное отклонениями в развитии головного мозга и проявляющееся как отказ от взаимодействия с окружающим миром.

Многие методы работы, рассмотренные выше, будут благотворно влиять и в случае выявления расстройств аутистического спектра.

Аутистичный ребенок и сенсорная интеграция – тема множества современных исследований психологов и психотерапевтов. Знакомство ребенка-аутиста с различными ощущениями и его сенсомоторное развитие – обязательная часть коррекционной программы работы с такими детьми.

В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: пациент приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития.

Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи. Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.

Как скорректировать

Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.

игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
работа с предметами: сортировка по направлениям (лево — право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь

качание на качелях, качание ногой
работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями

Основные принципы

Основная задача сенсорно-интеграционной терапии — стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов. Работа терапевта, дефектолога, невролога строится на определенных принципах: Лечение расстройств сенсорной интеграции проводится в игровой форме. Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него. Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи. Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции). Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.

Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.

Вид расстройства Симптоматика
Расстройство праксиса Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата) Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой
Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду
Расстройство сенсорной модуляции Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения
Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах

Интеграция сенсорных систем отсутствует и в ряде случаев, когда ребенок испытывает затруднения в слухо-речевой деятельности:

  • отсутствие координации между сигналами, поступающими с помощью органов зрения, и моторными функциями (ребенок испытывает затруднения в процессе рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и др.);
  • нарушение координации восприятия сигналов, поступающих от слуховых анализаторов, и работы речевых центров коры головного мозга (ребенок испытывает трудности в восприятии информации на слух в присутствии шумов непривычной для него среды, отличается заметным отставанием в речевом развитии).

Дисфункция сенсорной интеграции у детей может быть выявлена родителями или педагогами по набору нескольких признаков, например, если ребенок гиперактивен или агрессивен, не может длительно заниматься одним делом, избегает контактов со сверстниками и взрослыми, испытывает неуверенность в процессе ориентации в пространстве, по ряду показателей отстает от средней возрастной нормы (в физическом, речевом, интеллектуальном развитии).

Методы сенсорной интеграции детей — начало

Одними из последователей Айрес стали представители Филадельфийской школы медицинских профессий имени Джефферсона. Под их руководством было проведено исследование эффективности терапии сенсорной интеграции у детей с овз. Они планировали наглядно продемонстрировать эффективность методики и ее высокую результативность. Родители отметили, что она улучшает самочувствие и поведение ребят в повседневной жизни, благоприятно влияет на настроение и позволяет наблюдать положительную динамику по многим направлениям.

Благодаря четко выверенным способам воздействия можно ускорять реакции нервной системы на внешние импульсы, получаемые сенсорным путем, а также контролировать и при необходимости корректировать поведение ребенка в зависимости от ситуации.

По результатам многочисленных тестирований детям с РАС зачастую сложно обрабатывать сенсорную информацию: осязание, запахи, вкус, яркость света, звуки и движения. От этого они страдают в повседневной жизни: некоторым семьям приходится иногда изолироваться от общества, чтобы не провоцировать вспышки агрессии или ухудшение состояния.

Эксперимент специалистов показал эффективность терапии по облегчению подобного рода. Терапия сенсорной интеграции для детей с зпр и РАС включает игровые упражнения, которые помогают изменить реакцию мозга на воздействие окружающей среды. Раньше к такому способу воздействия на ребенка с аутизмом относились скептически: было слишком много противоречивых техник. Многие было трудно поверить, что восприятие мира путем прикосновений, ароматов и звуков приведет к результатам — тем более, таким значимым.

Зачем уделять столько внимания сенсорной интеграции для детей с аутизмом?

Специалисты в области неврологии и психологии неоднократно доказывали, что дети с РАС совершенно иначе относятся к действительности, особенно — к сенсорным показателям. Как правило, это становится заметно ещё в первые месяцы жизни и проявляется в резко негативном отношении к прикосновениям родителей, неконтролируемом плаче во время купания или пеленания, иногда — в истериках при необходимости умываться, чистить зубы или надевать ботинки.

Многие дети с симптомами РАС категорически не приемлют чрезмерно яркие источники света, страдают от перепадов настроения в связи с появлением новых голосов или звуков, а часть из них ведет себя противоположно — игнорирует раздражители и не проявляет никакого интереса к изменившимся условиям. Иногда врачи ошибочно полагают, что дети страдают нарушениями слуха и зрения, но обследования регулярно доказывают обратное.

Из этого следует, что их мозг и центральная нервная система могут демонстрировать нехарактерные рефлексы в ответ на обстановку и других людей. Впоследствии появляются проблемы куда более серьезные. Дети тяжело воспринимают к интонации и речи или вовсе не реагируют на просьбы

Поэтому крайне важно внедрять сенсорную интеграцию — занятия для детей, в которых были бы задействованы все возможные сферы ощущений. 

Наряду с устранением факторов, раздражающих ребенка, необходимо найти источники, доставляющие ему радость. Предположим, он обожает плюшевые игрушки или мягкие подушки, но панически пугается, если до него дотрагиваются другие члены семьи.

Помощь профессионалов

Чем раньше обратиться к специалистам, тем более эффективной будет коррекционная работа. При этом желательно, чтобы занятия по сенсорной интеграции ребенка проводил не только педагог, но и родители самостоятельно в соответствии с рекомендациями.

В процессе занятия организуется знакомство с разнообразными стимулами-ощущениями, дошкольник учится правильно их воспринимать и адекватно на них реагировать. Если деформирована сенсорная интеграция, программа должна включать как приоритетную работу по тренировке вестибулярного аппарата и проприоцептивных механизмов, а также совершенствованию навыков восприятия тактильных ощущений

Если большое внимание уделять работе с информацией, которую человек получает через осязание, развивается мелкая моторика руки и стимулируются все нервные окончания, которые связаны с речевыми центрами в коре головного мозга. Для этого оборудуется комната сенсорной интеграции

В таком помещении размещается специфическое оборудование:

  • гимнастические маты и коврики, подушки с наполнителями разной фактуры;
  • набивные мячи;
  • качели нескольких видов и гамаки;
  • подвесное бревно-качели;
  • гимнастические бревна;
  • полоса препятствий;
  • вертикальные и наклонные лесенки;
  • горки и турники;
  • батуты;
  • доски на роликах, тележки;
  • широкие горизонтальные трубы-тоннели из мягкого пластика или ткани для пролезания внутри;
  • песок, камешки, дорожки с покрытиями разной текстуры;
  • коробки с песком;
  • наборы дидактических игрушек (кубики, конструкторы, пластмассовые и резиновые мячи, пластилин, песок для лепки и др.);
  • наборы дидактических материалов для знакомства с цветами, звуками, запахами и вкусами.

Специалист, работающий по методу сенсорной интеграции, будет использовать любые многофункциональные предметы и игрушки, играя с которыми дошколенок «вынужден» проявлять самостоятельность, смелость и творчество.

Дополнительно маленьким подопечным назначаются курсы массажа.

Чтобы получить заметные результаты, важна устойчивая мотивация детей и взрослых, и при этом на первом месте должны быть интересы и предпочтения дошкольника, его индивидуальные возможности.  Поэтому развивающий метод сенсорной интеграции ребенка строится в основном на использовании разнообразных игр и игровых приемов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: