Тип восприятия – первый шаг к пониманию ребенка
Чтобы не разговаривать с детьми на разных языках, присмотритесь к ним. Каким образом ребенок изучает новую информацию, каким путем запоминает и усваивает знания. Для этого пройдите тесты на определения типа восприятия ребенка:
Визуальный. Для усвоения информации подключают зрение. Такие дети предпочитают рассматривать картинки, а не слушать сказки, любят рисовать. Увидев новую игрушку или предмет, ребенок-визуал внимательно рассмотрит ее со всех сторон
Характерные черты детей с визуальным мышлением – это немногословность, внимание к своему внешнему виду, сниженная физическая активность. Чтобы достичь понимания с ребенком, при разговоре используйте жесты, подключайте мимику
Описывая предметы и события, акцентируйте внимание на цвете, форме, расстоянии. Аудиальный. Для детей такого типа важен звук. Они спокойно находятся в шумной комнате, любят музыку, слушают сказки. К самостоятельному чтению книг переходят поздно. Аудиалы готовы к длинным разговорам с родителями. Объясняйте, рассказывайте, учите. Для лучшего запоминания информации меняйте тембр и темп голоса. Такие дети привязаны к голосу родителей.Ребенок-кинестетик. Информацию считывает подключая тактильные ощущения. Именно детей этого типа принято называть гиперактивными. Они рано начинают ходить, интересуются всем вокруг
Детям важно потрогать окружающие предметы, попробовать на вкус, понюхать. Ребенок, растущий в семье, где нет уважения между мужем и женой или понимания, часто болеет
Для него важна здоровая атмосфера в семье. Кинестетик не способен долго заниматься одним делом. Чтобы найти понимание с ребенком чаще обнимайте и прижимайте к себе. Общаясь, применяйте реже частицу «не». Вместо «не кричи», скажите «говори потише».
Последнее правило применимо ко всем детям
Обратите внимание, как часто говорите «нет». В большинстве случаев родители произносят слово без надобности, когда не хотят в чем-то разбираться или заняты
Употребляйте «не» и «нет», когда речь идет об опасности. В остальных случаях заменяйте. Это очень сложно, чтобы привить подобный навык, придумайте увлекательную игру. Предложите семье соревнование, фиксируйте за каждым человеком количество сказанных отрицательных частичек. Кто скажет меньше, получит приз. Кстати, совместная игра – отличная возможность сблизиться с ребенком и понять его.
Если ребенок не слушает
Случается, что, несмотря на все усилия взрослых, ребёнок упорно и регулярно не хочет убирать за собой в комнате
(застилать постель, мыть посуду, др.).
Одна из возможных причин — ему ещё трудно
делать это самостоятельно.
Источник фото: vk.com
И тогда лучший выход — частично помочь ему справиться с этим делом, раз за разом передавая ему всё больше полномочий и ответственности.
Но чаще за таким упрямством кроется следующая причина
: испорченные отношения между родителями и ребёнком, когда всё, что он делает, он делает назло и вопреки.
Родителям в этом случае надо остановиться и прислушаться — как они общаются с ребёнком.
Источник фото: e-solovieva.ru
Как установить доверительные отношения?
www.pexels.com
Не всегда это возможно. Доверительные отношения создаются, когда обе стороны готовы к открытому общению.
Если, например, в семье не принято говорить о чувствах («Ну что это за сопли начались?»), переживаниях («Боишься? Тебе уже сколько годиков-то?») или каких-то слабостях («Ты что как тряпка себя ведёшь?») — то доверительные отношения будет выстроить очень сложно, почти невозможно. Доверительные отношения предполагают открытость, ощущение безопасности и принятия другого человека. Необходимо понимание: если я об этом расскажу, меня не накажут, не отвергнут, а услышат и всерьёз отнесутся к тому, что я говорю.
Слово «нет» отправляем на свалку
Хорошо бы отправить на свалку слово «нет». Доктор Дэниела Сигел, нейропсихиатр и автор многих книг, объясняет, как человек физически чувствует обращенные к нему агрессию и негатив и насколько эти ощущения отличаются от нормальных.
Чтобы понять это, встаньте перед зеркалом и говорите, будто отчитываете себя: «Нет! Нет! Нет!» Как это на вас сказалось? Обратите внимание на свое лицо. Именно такими вас видят дети, когда мы говорим «нет»
А теперь мягким, успокаивающим голосом говорите себе: «Да. Да. Да». Чувствуете перемены?
А теперь поставьте себя на место детей. Они меньше и слабее нас. Как же они переживают нашу агрессию?
Возможно, вы заметили, что часто говорите: «Нет!» Скорее всего, это значит, что вы не обсуждаете с малышом желательное для вас поведение. Вероятно, вместо этого вы просто повторяете снова и снова, что он поступает неправильно. Ваш ребенок может воспринять это как факт, будто он сам по себе «неправильный», «не такой, как надо». Трудно поладить с малышом, уверенным, что он всегда ошибается и не оправдывает ваших ожиданий.
Не стоит постоянно напоминать ребенку, что он что-то делает не так. Сосредоточьтесь на правильном поведении, или скорее на том, какое вы хотите видеть. Например, если стены разрисованы ручками или красками, покажите, где можно рисовать акварелью и карандашами. Акцентируйте, что вы хотите видеть, и не кричите о том, чего не хотите.
Техника активного слушания
Если интересуют техники активного слушания, тогда следует прочитать книгу Гиппенрейтера «Чудеса активного слушания», где он отмечает важнейшую роль данного явления. Если люди желают устанавливать эффективные контакты с близкими и окружающими людьми, тогда следует уметь не только говорить, но и слушать.
Когда человека интересует тема беседы, он обычно в нее включается. Он наклоняется или поворачивается к собеседнику, чтобы лучше его понять. Это является одним из техник активного слушания, когда человек заинтересован в том, чтобы услышать и понять информацию.
Другими факторами, влияющими на эффективное активное слушание, являются:
- Устранение тем, которые непонятны собеседнику. Сюда можно отнести акцент и дефекты речи.
- Безусловное принятие оппонента. Не оценивать то, что он говорит.
- Задавание вопросов как признак включения в разговор.
Техники активного слушания:
- «Эхо» — повторение последних слов собеседника вопросительным тоном.
- Перефразирование – краткая передача сути сказанного: «Я тебя правильно понял…? Если я тебя правильно понял, то…».
- Интерпретация — предположение об истинных намерениях и целях говорящего, исходя из сказанного им.
Через активное слушание человек сопереживает и проясняет для себя информацию, уточняет и задает вопросы, переводит разговор в нужную тему. Это значительно повышает чувство собственной значимости, если человек хорошо владеет техниками общения.
Зрительный контакт многое говорит о том, что интересует человека:
- Контакт на уровне глаз говорит о том, что человека интересует собеседник и информация, которую он выдает.
- Обсматривание собеседника говорит скорее о заинтересованности личностью говорящего, нежели о той информации, которую он выдает.
- Взгляд на окружающие предметы говорит о том, что человеку не интересна ни информация, ни сам собеседник.
Активное слушание включает кивки головой, подтверждающие возгласы («Да», «Я вас понимаю» и пр.). Не рекомендуется заканчивать за человеком его фразы, даже если вы его понимаете. Позвольте ему полностью и самостоятельно выразить свою мысль.
Важным элементом активного слушания является задавание вопросов. Если вы задаете вопросы, значит, слушаете. Ответы помогают вам уточнить информацию, помочь собеседнику разъяснить ее или перейти на нужную тему.
Следует замечать эмоции человека. Если вы говорите о том, что замечаете, какие эмоции он переживает, значит, он проникается к вам доверием.
Как правильно разговаривать с родителями, чтобы объяснить свою точку зрения?
Здесь задача не переубедить родителей, а попробовать выстроить мостик коммуникации между друг другом.
Что важно: говорить от я-позиции, то есть о себе, а не о том, что кто-то другой не прав. Не стоит нападать с обвинениями или оскорблениями, лучше говорить про себя и замечать, в каком моменте вас не понимают
Например:
- «Мама/папа, я хочу развивать свой тематический YouTube канал, мне это нравится, я в этом реализую себя, хочу связать своё будущее с этим» вместо «Мама/папа, вы ничего не понимаете, этим все занимаются!»
- «Я хочу в своё свободное время смотреть «Тик-ток», это моё свободное время, я хочу проводить его так, как считаю интересным для меня. Потом я со своими друзьями вместе смеюсь над видео, и мы даже обмениваемся полезными» вместо «Вообще-то там сейчас все сидят. И вы тоже. Поэтому, отстаньте».
- «Я не хочу заучивать биологию, она мне не интересна. Мне интересна математика, я хочу сделать упор на этом предмете, потому что планирую развиваться в точных науках» вместо «Сами учите биологию, если она вам так нужна».
В таких случаях нужно учитывать разницу поколений и уточнять, в каких моментах вы расходитесь. Вопросы могут звучать, например, так: наверное, есть моменты, на которые мы смотрим по-разному, поделитесь, какие моменты вам не совсем знакомы/понятны? Нужно говорить спокойно, без нападений, если вы хотите, чтобы к вам прислушались.
https://www.freestockimages.ru/
Что такое личные границы и почему это важно
Личные границы — это правила игры в вашей семье. Они нужны для того, чтобы ребёнок понимал, что вы с ним не во всём равны, вы взрослые и несёте за него ответственность.
Личные границы нужны не только для того, чтобы установить правила в вашем доме, но и для того, чтобы ребенок научился сам говорить «нет» при угрозе нарушения его границ. Так ребенок сможет отстаивать свои интересы. Ведь дети с четко выстроенными границами менее подвержены насилию, например буллингу, потому что уже умеют давать пропорциональный отпор.
Но тут важно, чтобы родители не только устанавливали правила, но и сами не нарушали их. Если ребёнок попросил не заходить к нему в комнату, уважайте его просьбу
Можно постучаться перед тем, как зайти к нему, спросить разрешения. Также не следует выбрасывать, разбирать вещи ребёнка без его разрешения, «наводить порядок» в его отсутствие. Родителям часто кажется, что это мелочи, но что бы они почувствовали, если бы с ними поступали так?
Что касается моральных границ — не нужно, например, рассказывать своим друзьям о секретах, которые доверил вам ваш ребёнок. Это подрывает доверие к родителям. Прилюдное обсуждение недостатков ребёнка тоже нарушает его личные границы.
Любое изменение заранее оговоренных границ должно происходить планово в спокойной обстановке, без скандалов и не по их горячим следам. В противном случае это будет не граница, а наказание. За движением границ идёт изменение объема ответственности, это должно быть очевидно и для ребёнка, и для взрослого. Опять же, изменения объёмов прав и обязанностей должны быть не импульсивным наказанием, а заранее оговорённым следствием его действий.
Разговоры родителей с детьми — важный этап становления личности ребёнка и эволюции всей семьи как единого целого. Однако они возможны, только если дети чувствуют искренний интерес в общении со стороны родителей
Поэтому так важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, узнавать его и поддерживать в самых разных ситуациях
Эксперты:
Павел Зайцев
Когда нужно идти к психологу
Иногда родители чувствуют, что не могут справиться со своими эмоциями, они по любому поводу начинают орать на ребенка. У взрослых появились первые признаки депрессии, чувство безысходности, постоянно накапливаются обиды между домочадцами. В этом случае пора обратиться к специалисту.
Но не все мамы могут прийти за советом к психологу из-за чувства страха, стыда, отсутствия веры в положительный результат. Нужно осознать необходимость помощи со стороны семейного психолога, и ради спокойствия в семье записаться на прием к специалисту. Иногда несколько посещений могут пролить свет на причину возникновения конфликта между матерью и ребенком. Советы, данные психологом, помогут урегулировать конфликты в семье.
Что является причиной крика
В современном обществе родители понимают, что кричать на ребенка нельзя. Такой метод воспитания не приемлем. Но понимание и поведение часто расходятся.
Срываюсь, что делать? Вопрос не праздный. Когда мама спешит, а ребенок не торопится собираться. При очередной шкоде не обращает внимания на мамин запрет
Устраивает истерику, желая привлечь внимание и получить игрушку или сладость. Вот в такие моменты мамины нервы сдают, и она переходит на крик
В семье крик ‒ это норма
Когда в семье часто кричат или разговаривают на повышенных тонах, это становится нормой. Дети привыкают и не обращают внимания на крик родителей. Они слушают, но не слышат. Если дома нет покоя, невозможно отдохнуть после трудового дня, человек ищет затишье в другом месте. Дети могут попасть в плохую компанию, замкнуться в себе, с головой уйти в компьютерные игры.
Срыв злости на противнике послабее
Иногда родители кричат на детей, срывая злость. Проблемы на работе, неприятности в семье, а кричат на своего маленького сыночка или дочку. Они маленькие, беззащитные, ничего не скажут в ответ. Маленький человечек будет страдать, не понимая, что он сделал плохого. Почему мама или папа на него так кричат.
Отсутствие терпения
Воспитывая малыша, необходимо запастись терпением. Ведь маленький человечек ничего не умеет. Ему приходится всему учиться. В этом ему должна помочь мама, которая будет терпеливой, ласковой и внимательной. Но не у всех получается воспитывать по правилам.
Утром мама спешит на работу, времени, как всегда, не хватает. Ребенка надо завести в садик или школу, а он очень медленно собирается, долго завтракает. Или вдруг вспомнил, что забыл нужную вещь. И тут мамино терпение заканчивается.
Боязнь не успеть
Отсутствие терпения сродни боязни не успеть. Взрослые всегда спешат. Боятся опоздать на работу, не успеть на автобус, пропустить скидки в магазине, запись в поликлинике. Малыш никуда не спешит и не понимает, почему мама его все время подгоняет и одергивает. Ему интересен окружающий мир, и он с удовольствием за ним наблюдает. Мамины проблемы волнуют его гораздо меньше, чем соседский кот, собака в подворотне или дворник с метлой.
Повышенная требовательность
Родители, в ожидании малыша, представляют, как он будет расти. С грудного возраста проявятся определенные способности. Подрастая, малыш будет тянуться к музыке, рисованию, танцам. Будучи школьником, он проявит математические способности или тягу к языкам. Но не всегда случается так, как мечтается. Родители, обманутые в своих ожиданиях, пытаются криком что-то изменить или выразить свое недовольство.
Неумение или нежелание что-то объяснять малышу
Нередко ребенок не может что-то сделать. В садике дали задание нарисовать рисунок, сделать поделку или аппликацию. Школьнику задали домашнее задание по нескольким предметам. У ребенка не получается с этим справиться. Вот здесь на помощь должны прийти родители и объяснить своему чаду, как справиться с полученным заданием.
Если с первого раза не понял, надо набраться терпения и объяснить еще раз или два. Но уставшая на работе мама может просто наорать на ребенка, что он такой бестолковый. Это, конечно, проще, но от крика он умнее не станет, и объяснять все равно придется.
Страх за ребенка
Стараясь оградить малыша от неприятностей, родители постоянно покрикивают: не бегай, не лезь на дерево, не раскачивайся сильно на качелях. Чрезмерная опека вредит не меньше, чем безразличие. Когда малыш играет рядом и никуда не лезет, мама чувствует себя спокойно. Но детям нужен опыт пребывания в социуме. Упав, набив шишку, даже подравшись, ребенок сделает вывод, как вести себя дальше.
Презентация на тему: » Общаться с ребёнком. Как?. Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно.» — Транскрипт:
1
Общаться с ребёнком. Как?
2
Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно ли? (три результата активного слушания) Ещё два замечательных результата. Домашние задания.
3
Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
4
Правила беседы по способу активного слушания. Повернитесь лицом к ребёнку
5
Его и ваши глаза должны находиться на одном уровне
6
Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
7
Если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! Родитель: Ты на него обиделся. Возможные неправильные реплики: -А что случилось? -Ты что, на него обиделся? Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
8
Очень важно в беседе «держать паузу»
9
В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! Отец: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного) Сын: Да, не хочу… Отец (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).
10
Три результата активного слушания. 1.Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
11
Ещё два замечательных результата. 1.Дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей.
12
2. Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства.
13
Домашние задания. 1.Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребёнка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребёнка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о вашем ответе. Ситуация и слова ребёнкаЧувства ребёнкаВаш ответ 1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось». 2. (Ребёнку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!». 3. (Старший сын – маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». 4. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись». 5. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». 6. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!». 7. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!». Огорчение, обидаТы очень рас- строилась, и было очень обидно.
14
Задание второе. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает. Задание третье. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Как же научиться слышать своего ребенка?
1. Старайтесь говорить с ребенком не только о насущных проблемах (школа, курсы английского, оценки за контрольные), но и на интересные ему темы. Например, спросите его о его планах на выходные, о его симпатиях к противоположному полу в классе и т.д. Ведь научиться слышать своего ребенка невозможно, разговаривая с ним так же, как учителя в школе, и интересуясь не им как личностью, а его успехами в учебе. Перемежайте вопросы о школьных проблемах вопросами о личной жизни и интересах ребенка – тогда ему по-настоящему интересно будет говорить с Вами.
2. При беседе с ребенком на волнующую его тему, не задавайте ему лишних вопросов, не перебивайте его. И в разговоре с Вами главная задача ребенка – выговориться и выразить свои чувства и эмоции. И лишь после этого Вы можете дать какой-то ненавязчивый совет, если ребенок сам Вас об этом попросит. Родители зачастую начинают говорить, как только ребенок замолчал. Но это неверно – возможно, Ваше чадо просто переводит дух, чтобы продолжить рассказ. Именно поэтому психологи советуют подождать какое-то время после того, как ребенок замолчал, чтобы убедиться, что он сказал все. Кроме того, разговор с ребенком не должен проходить под «аккомпанемент» телевизора, стиральной машинки или даже вязания и готовки.
3. Не пренебрегайте интересами ребенка и не показывайте, что его тревоги для Вас – абсолютная глупость (если даже Вы на самом деле так считаете). Например, представьте, что Ваша дочь, увлеченная рок-музыкой, говорит Вам что-то вроде: «Мама, это такой классный музыкант! Смотри, какой он красивый! А послушай, какие песни он пишет». А Вы в ответ бросаете: «Да ну этих твоих волосатых! Не парень, а недоразумение какое-то! И песни – ни смысла, ни музыки. Расскажи-ка лучше о том, что ты по за последнюю контрольную по математике получила?». Таким образом, Вы не только не научитесь слышать своего ребенка, но и увеличите пропасть между Вами.
4. Вы никогда не сможете научиться слышать своего ребенка, если не установите с ним эмоциональный контакт. Подумайте сами – с кем Вам было бы приятнее общаться: с человеком, который безучастно Вас слушает, не проявляя никаких эмоций в Вашу сторону, или с человеком, который всем своим видом показывает свой интерес к Вам и тому, что Вы говорите? Думается, ответ очевиден. Чтобы Ваш ребенок с удовольствием общался с Вами – поддерживайте с ним эмоциональный контакт. Удивляйтесь вместе с ребенком, смейтесь, улыбайтесь или пугайтесь. Очень полезен в этом плане эффект «отзеркаливания» — когда Вы другими словами повторяете то, что только что сказал ребенок. Например, Ваш сын рассказывает о том, как все одноклассники посмотрели на его новую машинку: «Я принес ее в класс, а все столпились, глаза такие сделали и все просили у меня дать им поиграть ею!». Вы в ответ на это задайте ему вопрос: «Твои одноклассники, наверное, жутко тебе завидовали, да? Не у всех же есть такая замечательная машинка!» Постарайтесь максимально приблизиться в ребенку в эмоциональном плане!
5. Даже если Ваш ребенок рассказывает Вам о чем-то не очень похвальном – не отчитывайте его и не набрасывайтесь на него с упреками. Помните, что Ваша главная задача – даже в такой ситуации научиться слышать своего ребенка. даже строгость в вашем разговоре должна соединяться не со злостью, а с добротой и справедливостью. Если ребенок рассказывает Вам о чем-то нелицеприятном – значит, он вам уже доверяет. И обманывать это доверие, с Вашей стороны, будет очень несправедливо.
Что делать, если родители заставляют делать то, чего вы не хотите?
Есть действия, которые делать не особо хочется, но они — часть правил семейной системы, которые выполнять необходимо. Например, уборка своих вещей.
Если дело касается поступления в вуз, например, вы хотите на одно направление, а родители готовы оплачивать только другое, то это неоднозначная ситуация.
Есть несколько вариантов: поговорить с родителями о том, что вы в жизни видите себя в другой сфере, можно даже привести примеры людей, которые вас вдохновляют.
Или, например, родители могут заставлять вас поступать на экономический факультет, а не на психологический, не потому что они плохие, а потому что им это может быть не знакомо, и они таким образом могут переживать за ваше будущее. В их представлении это может быть выражением заботы.
Если родители категорически настроены и не готовы слушать вас и вашу позицию, то дальнейшее решение остаётся за вами.
Варианты действий в таком случае:
- Поступать на их условиях и позже пройти переквалификацию.
- Стремиться пройти на бюджет туда, куда вы хотите, даже если не с первого раза удастся поступить.
- Если там есть только платная основа, устроиться на работу и пройти обучение там, где вы хотите.
- Какой-то другой вариант, который вам подойдёт.
Активное слушание в общении с ребенком
В детском возрасте важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Ему иногда бывает сложно выразить словами все то, что он чувствует
Внимательные родители должны помочь ребенку грамотно объяснить свое состояние, внятно рассказать о произошедшем событии.
Приемы активного слушания детей — это помощь в озвучивании чувств и эмоций. Родителям не только следует понимать ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит отношения в семье. Научит ребенка не бояться негативных чувств, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители — ребенка, ребенок — родителей.
Отцу и матери следует узнать виды слушания. Приемы активного слушания детейзаключаются в их демонстрации. Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.
В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат
Показать важность диалога доброжелательным взглядом.
Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации
Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».
Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.
Бывает и так, что от собеседника следует как можно быстрее избавиться. Причины могут быть разные: от нежелания общаться с конкретным человеком до нежелания выслушивать длинные монологи. На основе приемов активного слушания можно создать альтернативную технологию. С ее помощью собеседник почувствует нежелание общаться с ним. Какие понятия не относятся к приемам активного слушания?
- Молчание, отсутствие эмоциональной реакции на слова, игнорирование собеседника.
- Постоянные ответы вопросом на вопрос.
- Пренебрежительная поза, мимика.
- Перебивание собеседника, переход на свои личные темы.
- Во время беседы отвлекаться на телефонные звонки, заниматься другими делами.
- Резко критиковать собеседника, сразу же указывая на его ошибки и просчеты.
Такую альтернативную методику не стоит использовать постоянно. Людям необходимо общение и сочувствие. Только в редких исключениях следует вспоминать о том, какие понятия не относятся к приемам активного слушания. Лучше всего вежливо объяснить, что визави выбрал неподходящее время для беседы. Постараться избежать назойливых собеседников, отдавая предпочтение позитивным людям.
Основные приемы активного слушанияспособствуют благожелательному С их помощью собеседник почувствует внимание к его словам, переживаниям. Знание приемов и умение пользоваться ими создаст у визави чувство собственной значимости, что поможет быстрее прийти к консенсусу
- Не следует перебивать, прерывать человека. Такой прием активного слушания позволит довести основную мысль до конца.
- После вопроса обязательно дождаться ответа собеседника, не отвечать за него.
- Поддерживать визуальный контакт, повернуться к говорящему лицом.
- Установить обратную связь, задавать вопросы, кивать.
- Не следует сразу опровергать услышанную информацию. Сначала вникнуть в суть беседы, разобраться в мотивах собеседника.
- Не поддаваться на агрессию говорящего. Терпением и спокойствием постараться нивелировать ее.
Что такое техника активного слушания?
Техника активного слушания — методика, которая позволяет понять психологическое состояние человека, используя определенные приемы.
В основе этой техники, как ни странно, лежит умение слушать. Не просто слышать звуки, а вслушиваться и понимать человека. Необходимо полностью погрузиться в рассказ говорящего, и таким образом достичь полного понимания всех чувств, эмоция и мыслей человека.
Эта методика подразумевает выполнения определенных действий от слушающего: он не может просто быть рядом, как мебель. Он должен выказывать сопереживания, и периодически включаться в разговор. Эту методику часто используют психологи для выявление психологических проблем человека. Но технику активного слушания детей, например, очень поможет и в образовательной сфере.
Подробнее о технике читайте здесь.
Что такое активное слушание?
Активное слушание — смысловое восприятие информации. Это коммуникативное умение позволяет сконцентрироваться на беседе, уточнять детали, переспрашивать. С помощью этой технологии собеседник чувствует необходимость в своей информации, интерес к ней окружающих.
Умение вести беседу, воспринимать и понимать слова говорящего возможно только при доброжелательном настрое. Активное слушание, техника и приемыего способствуют развитию доверительных отношений между собеседниками. Это профессиональный навык и целое искусство, на овладение которым могут уйти годы.
Неспособность наладить диалог, отчужденность людей делают технологию активного слушания востребованной. Этот процесс состоит из нескольких этапов.
Как спрашивать, чтобы ребёнок отвечал?
Универсального рецепта, как разговорить ребёнка, не существует, но психологи дают несколько советов, которые помогут наладить беседу.
Задавайте конкретные вопросы. Дети понимают свои чувства и эмоции не так хорошо, как взрослые. И поэтому абстрактные вопросы типа «Как дела?» могут поставить их в тупик: «О чём именно меня спрашивают? Что нужно ответить?»
Им куда легче будет ответить на конкретные вопросы:
Постарайтесь понять, какой уровень общительности у ребёнка. Все дети очень разные. Кто-то любит болтать, а для других разговоры по душам — мучение.
«Если ребёнок плохо выражает мысли и чувства словами, то его попытки вызывают разочарование у него самого, а ещё он видит, что его ответами недовольны родители, и это тоже страшно расстраивает
Поэтому важно знать, насколько ваши дети общительны, и учитывать их особенности. Для кого-то ответ „нормально“ — это хороший, развёрнутый ответ»
Итог
Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы. Итог его применения может порадовать и удивить многих людей.
Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам.
Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении. Установление доброжелательных контактов является первоначальным преимуществом данного приема.