Понятие и типы детско-родительских отношений

Взаимоотношения родителей и детей

Семья — единое целое

Психологи утверждают — ребенок растет счастливым, уравновешенным, спокойным в семьях, где нет скандалов, ссор. В противоположном случае дети, растущие в негативе, становятся подавленными, несчастными, занимают лидирующие позиции в семье. Во избежание проблем в будущем, психологи советуют по возможности избегать ссор, скандалов при детях. В этом случае можно потерять взаимопонимание с отпрыском.

С крохой нужно разговаривать, дать ему понять, что он может смело делиться своими ощущениями, эмоциями, желаниями.

Отношения между родителями — это гармоничная связь между ними и детьми. Уровень таких отношений всецело зависит от взрослых.

Отношения между пожилыми родителями и взрослыми детьми

Отношения во взрослом возрасте напрямую зависят от укладов семьи, поведения родителей к ребенку. Если присутствуют негативные моменты и ассоциации, взрослым детям не стоит относиться к общению, как к долгу. В любом случае у каждого человека есть свобода выбора. Только ему решать поддерживать контакты или нет.

В общении необходимо как можно меньше сообщать негативных моментов, новостей, не стараться пересказать всю свою жизнь от и до.

Перевоспитать пожилого родителя невозможно. Стоит принять их такими, какие они есть. По возможности отрицательные моменты превращать в положительные.

Поддержание хороших отношений

Важность проведения времени вместе

Одним из аспектов хороших отношений между родителями и детьми является проведение времени вместе

Психологи советуют уделять внимание этому аспекту, поскольку общение и совместные занятия способствуют укреплению эмоциональных связей и созданию доверительных отношений. Регулярные семейные традиционные встречи, совместные игры или дела, просто разговоры за чашкой чая, когда каждый делится новостями и событиями своей жизни, способствуют укреплению семейных взаимосвязей

Поддержка интересов и достижений друг друга

Также важно проявлять живой, неподдельный интерес и поддержку к достижениям и стремлениям друг друга. Родители склонны проявлять свою радость по поводу успехов своих детей, а взрослые дети могут поддерживать своих родителей в их интересах и достижениях

Родители могут быть далеки от содержания ваших профессиональных интересов, но то, как вы рассказываете о них, ваши интонации, жесты и настроение крайне важны. Это для них маркеры вашего отношения к работе и к жизни и вашего состояния в целом. И наоборот – если вам, например, не очень интересны нюансы садоводства или ведения приусадебного хозяйства, но для ваших родителей важно делиться с вами своими успехами в этой области – поддержите их в стремлении рассказать об этом, это их способ выразить вам свое доверие

Взаимное внимание и поддержка помогают создать атмосферу доверия и понимания, что важно для поддержания близких отношений

Отсюда совет № 5: поддерживайте интересы друг друга и старайтесь качественно проводить время в семейном кругу!

Литература[править | править код]

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  2. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

Особенности детско-родительских отношений

Фото автора Elina Fairytale: Pexels

У счастливой мамы вырастет счастливый ребенок

Неважно, как часто ты устраиваешь генеральную уборку или на сколько дошкольных занятий ты его записала – важно, чтобы ты была «достаточно хорошей матерью». Этот термит ввел Д

Винникотт.

Достаточно хорошая мать:

  • слышит и понимает потребности своего ребенка;
  • находится с ним в эмоциональном контакте;
  • помогает ему справляться с переживаниями и вербализировать свои чувства;
  • может поставить себя на место ребенка и понять, что он испытывает;
  • становится психологической опорой для ребенка;
  • позволяет ему быть самостоятельным по мере взросления.

По сути, главное, что нужно ребенку в первые годы жизни – чтобы мама была рядом, чтобы смотрела на него, замечала, что с ним происходит, утешала, поддерживала, позволяла познавать мир и проявлять инициативу.

Ребенок находится в полной зависимости от своих родителей. Он еще не умеет управлять своими эмоциями и поведением. Весь процесс познания происходит через родителей. Он подражает их поведению, их эмоциям и их отношению к вещам, обязанностям, другим людям.

У ребенка еще не сформировано критическое мышление, а родители являются безусловным авторитетом. Все, что они говорят воспринимается как истина. Ребенок верит им безоговорочно.

Если ребенок испытывает какие-то проблемы с самооценкой, у него повышена тревожность, он ведет себя «плохо», враждебен, или, как часто говорят родители «неуправляем», то причины такого поведения нужно искать не в самом ребенке, а в первую очередь в детско-родительских отношениях. Потому что поведение ребенка и его самоощущение – это отражение тех переживаний, которые он испытывает дома.

Рекомендации психолога по детско-родительским отношениям

Рекомендации психолога по детско-родительским отношениям различаются и зависят от ситуации.

Основные советы:

1
Развивайте открытую коммуникацию. Дайте ребенку возможность выражать мысли, свои чувства, потребности, будьте готовы выслушать его внимательно, без осуждения.
2
Будьте эмпатичными. Попытайтесь поставить себя на место ребенка, понять противоположную точку зрения. Показывайте понимание, сострадание к его чувствам.
3
Поощряйте желаемое поведение. Избегайте строгих наказаний, фокусируйтесь на обучении, росте.
4
Найдите время для проведения семейного отдыха, когда вы можете совместно заниматься интересными играми, обсуждать важные темы.
5
Позволяйте ребенку принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия.

Структура и принципы детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения являются основой формирования личности ребенка и определяют его эмоциональное, психологическое, социальное развитие.

Они включают следующие принципы взаимодействия:

1
Любовь со стороны родителей
Это основа безопасной эмоциональной среды, необходимой для здорового развития ребенка. Позитивные эмоциональные связи способствуют формированию уверенности, самооценки.
2
Поддержку
Это физическая, эмоциональная, психологическая, а также защита от внешних факторов, стресса.
3
Установление четких границ, правил
Помогает создать структуру, порядок в семье, дает ребенку чувство безопасности и предсказуемости, помогает ему развивать самодисциплину, ответственность.
4
Открытую коммуникацию
Взрослые должны быть готовы слушать подростков, проявлять интерес к их мыслям, чувствам, потребностям, обсуждать с ними важные вопросы.

5
Уважение
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать его в проявлении собственной уникальности. Признавать его интересы, ценности, стремления, даже если они отличаются от собственных.

6
Обучение
Подразумевается не только передача знаний и навыков, но и стимулирование творческого мышления, самостоятельности, саморазвития.

На родителей ложится дополнительная нагрузка (краткое обозначение термина – РДН) в виде стресса, решения финансовых проблем. Отец и мать чувствуют обязанности (РДО) перед своими детьми, связанные с заботой, воспитанием, развитием. Родители должны приспосабливаться к новым обстоятельствам, искать решения вместе.

«Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Это лучшее, что вы можете дать ребенку», – считал Симон Соловейчик, советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики.

Родительская поддержка важна в любом возрастеФото: DimaBerlin / Сайт shutterstock.com

Методы диагностики детско-родительских отношений

У психологов существует множество различных методик, которые помогают определить проблемы в детско-родительских отношениях. Но многие из них ты можешь провести самостоятельно

Это важно, потому что порой трудно со стороны определить все ли в порядке. Тем более, если есть какие-то трудности

Часть из этих методик направлена на то, чтобы их проходили родители – так можно выявить стиль воспитания ребенка. Другая часть – для детей, чтобы посмотреть, как они воспринимают отношения с родителями.

Важно помнить, что многие методики разделяются по возрасту детей: дошкольный, школьный, подростковый. Каждая из них имеет четкие и понятные инструкции

Многие можно пройти онлайн, с автоматическим подсчетом результатов.

Примеры методик диагностики детско-родительских отношений:

  • методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет) – это опросник для родителей, помогающий понять стиль воспитания в семье;
  • методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис) – опросник в двух вариантах: для родителей детей 3-10 лет и детей 11-20 лет;
  • методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) – опросник для подростков, который включает в себя 19 шкал, выражающих различные аспекты восприятия родителей и их отношения к подростку;
  • тест «Рисунок семьи» – эта проективная методика хорошо подходит более младшим детям, показывая их воспринятие семьи и свое место в ней.

Эти методики призваны служить «помощниками» для родителей, помочь объективно посмотреть на ситуацию и понять, над чем стоит поработать.

Уважение – превыше всего!

Каждый человек заслуживает уважения, и если оно будет основой построения ваших семейных отношений, это здорово! В чём же оно заключается? Воспринимайте сына как сформировавшуюся личность, обязательно учитывайте его мнение, не высмеивайте его идеи и мысли, все они имеют право на существование.

Уважайте все решения, принятые им. Если он так решил, значит, он посчитал это нужным и правильным. Если он выбрал именно это (это касается как работы или профессии, так и личной жизни), то, значит, ему это ближе. Ваша задача – принять всё это.

Мне действительно кажется, что это моя жизнь, которая закончилась сейчас. «Там гораздо спокойнее, больше нет дискуссий, теперь мой сын придерживается правил, и мы можем ехать на автобусе и тренироваться в тишине и без театра». Вся наша семья извлекает выгоду из этого! Любой день без стресса и прежде всего борьба и крики — хороший день для нас.

В качестве помощи этому вы можете здесь. Люди обычно проявляют определенные трудности: невнимательность, импульсивность, беспокойство, перепады настроения и проблемы самоорганизации. И эти проблемы существуют в разных ситуациях и снова и снова. К сожалению, этот тезис в обществе снова и снова, и, возможно, вы уже слышали нечто подобное: Если бы это был мой ребенок, тогда он просто получил бы несколько трофеев, тогда было бы тихо. вы не контролируете своего ребенка? Неудивительно, что с родителями!

Стили детско-родительского взаимодействия

Вся совокупность различных форм взаимодействия в системе отношений «родитель – ребенок» представлена тремя стилями родительского поведения:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Реализация того или иного стиля поведения приводит к формированию отдельных психологических качеств, характеристик личности ребенка:

  • при авторитетном стиле родительских установок у ребенка формируются такие качества, как общительность, отзывчивость, высокая склонность к эмпатии, ициниативность, самостоятельность;
  • при авторитарном стиле родительского поведения формируется раздражительность, склонность к конфликтам, неспособность к преодолению проблемно-конфликтных ситуаций;
  • при попустительском стиле воспитания ребенок становится импульсивным, агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение.

Структура детско-родительских отношений[править | править код]

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребёнком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребёнка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребёнка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя. Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребёнка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребёнку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».

Контроль со стороны родителей, однако, необходим

Поддержание дисциплины у ребёнка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребёнка.. Так, например, в детстве необходимо контролировать ребёнка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения

Помимо контроля, ребёнок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребёнком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребёнка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьёзное влияние и на физическом уровне

Так, например, в детстве необходимо контролировать ребёнка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения

Помимо контроля, ребёнок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребёнком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребёнка

Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьёзное влияние и на физическом уровне.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребёнок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребёнка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А.. можно выделить различные типы отношения к ребёнку:

  • Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку при любых обстоятельствах)
  • Условное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определённые условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
  • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку (сочетание любви и отвержения);
  • Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
  • Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребёнка, игнорирование).
  • Открытое эмоциональное отвержение.

Почему говорят, что родители должны взрослым детям?

В контексте взросления и развития детей, родители играют важную роль в их жизни. Однако, по мере того, как дети становятся взрослыми, возникает вопрос о природе отношений между родителями и их взрослыми детьми. Это обсуждаемая тема, и мнения психологов на этот счет могут различаться.

Одна из главных причин, почему говорят, что родители должны “отпустить” своих взрослых детей, заключается в поощрении их индивидуальности, самостоятельности и ответственности. Взрослые дети должны иметь возможность принимать собственные решения, строить свою жизнь и самостоятельно управлять своими делами. Отпускание детей позволяет им развиваться, изучать свои собственные интересы и находить свое место в мире.

Однако это не означает полное отсутствие связи или поддержки со стороны родителей

Психологи обычно подчеркивают важность поддержки, эмоционального ресурса и доступности родителей, когда взрослые дети нуждаются в ней. Это может включать поддержку в сложных жизненных ситуациях, советы и мудрость, а также поддержку в достижении их собственных целей

Общий принцип заключается в том, чтобы найти баланс между независимостью взрослых детей и поддержкой родителей. Этот процесс может быть индивидуальным и уникальным для каждой семьи и требует от всех сторон гибкости, открытого общения и взаимного уважения.

Частые вопросы

Как наладить взаимоотношения с ребенком, если он не слышит просьбы?

+

Возможно своего они добиваются криками, угрозами, наказаниями. Тогда чадо будет стараться отвечать взаимностью, закрываться.

Какая психология взаимоотношений детей к старшим?

+

Отношение детей и родителей — сложная, кропотливая работа всех членов семьи. Дети могут относиться к родителям: дорожить семейными отношениями, безразлично и безучастно, родитель авторитетны, пренебрежение.

Может ли усугубить отношение с детьми, если мама по вечерам часто кричит на них?

+

Любой негатив со стороны родителей — стресс для детей. Поэтому перед тем, как срываться на своей семье — предупредите их, что у мамы болит голова, она не в духе, очень устала.

Паттерны поведения

Все базовые привычки и способ взаимодействия с другими людьми человек берёт в семье, копируя поведение родителей. Что-то можно подсмотреть извне: у бабушки с дедушкой, на улице или в школе. Однако постоянное пребывание в однотипных ситуациях формирует автоматический устойчивый образ взаимодействия с другими людьми.

Дальше ребенок свои приобретённые знания, подсмотренные у родителей — например, обижаться, обвинять друг друга или не разговаривать — привносит во двор, в школу, в университет, а затем в отношения. Мечтая о любви, дружбе, взаимопонимании, уважении, человек автоматически повторяет действия и реакции мамы и папы, которые приводят к тому, что было у родителей.

Он уже взрослый!

Прежде всего, нужно понять, что ваш сын повзрослел. И пусть для вас он всегда будет оставаться ребёнком, но не учитывать факт его становления как личности и полноценного человека просто глупо. Дети начинают считать себя взрослыми гораздо раньше окончания физического развития, зачастую уже в подростковом возрасте.

Вторая истина состоит в том, что, когда ребенок является взрослым, у них есть все необходимое для жизни, чтобы принимать разумные решения. И, как следствие, взрослые дети не имеют права обвинять своих родителей в решениях, которые они принимают сегодня. Замечательным перком взрослой жизни является то, что взрослые получают ответственность за себя и принимают собственные решения! И большинство видов поведения — выбор — трезвость или глупость? или детоксикации?

Есть ли проблемы?

Напомните своему ребенку, что это их выбор, а не ваш, который помещает их в обстоятельства, которые в настоящее время их окружают. Подчеркните, что именно их сознательные решения, а не просто «случайность» или «невезение», привели их к этому месту. Вмешательства могут быть эффективными, когда вы позволяете своему ребенку знать, что их плохое поведение затрагивает всех в семье и в его социальных и профессиональных созвездиях. Одним из наиболее важных аспектов вмешательства является то, что он является одним из шагов семьи к здоровью — это признак того, что семья переходит в процесс восстановления.

И некоторые подростки действительно довольно самостоятельны и мыслят по-взрослому. А если ваш сын уже действительно вырос, то ему будет очень неприятно и обидно, если вы будете относиться к нему как к ребёнку.

Покажите парню, что вы понимаете, что он давно вырос. Не разговаривайте с ним как с ребёнком, общайтесь только на равных. И не пытайтесь давать ему наставления или навязывать свою помощь, если он привыкнет к ней, то просто не сможет стать самодостаточным и серьёзным мужчиной. Если родительские советы или поддержка понадобятся, то сын наверняка обратится к вам. Вы лишь можете сказать о том, что всегда готовы прийти на помощь.

Предлагайте помощь и поддержку только в той степени, в которой вы финансово способны, и которая приведет вашего ребенка к лучшей жизни. Не отдавайте деньги, которые, как вы знаете, будут принимать их дальше по пути плохого поведения. Некоторые люди полагают, что родительское финансирование должно быть привязано к хорошим усилиям ребенка по улучшению их положения. Однако, если вы чувствуете, что не даете своему ребенку деньги на еду, потому что вы будете тратить только на незаконные наркотики, купите ей мешок бакалейных товаров вместо того, чтобы давать ей наличные деньги.

В то же время родители должны видеть в своём взрослом сыне мужчину, причём не будущего, а уже сформировавшегося.

Поэтому мотивируйте и стимулируйте его на важные решения и настоящие мужские поступки, чтобы он осознавал важность своего существования и понимал, что на его плечах лежит огромная ответственность, причём не только за себя самого, но и за свою семью. И чтобы он это уяснил, обращаться за помощью должны вы

Покажите, что вы готовы опереться на своего ребёнка и верите в него всем сердцем.

Предлагайте помочь вашему ребенку найти службы поддержки, но не обвиняйте себя, если они отказываются их использовать. Вы не можете помочь тем, кто не хочет помогать себе. Честно говоря, вы не можете, сколько хотите, чтобы это было возможно. Это просто не работает.

Он находится под психиатрической помощью с 20-х годов для острой порфирии, которая, конечно же, ухудшается благодаря его выпивке. Он блестящий так много способов, а также любит и заботится, но, похоже, никогда не учится. Он работает в моем офисе и неплохо работает, а недавно получил больше лицензий на его работу, но почти сразу начал пить больше и теперь этот недавний арест, связанный с алкоголем.

Принципы детско-родительских отношений

  • Принцип равенства — дети и родители обладают одними и теми же правами;
  • Принцип соразвития направлен на то, чтобы развитие ребенка шло одновременно с развитием родителя;
  • Принцип принятия основывается на взаимопонимании между друг другом;
  • Принцип понимания требует, чтобы родители стремились понять своих детей, а это способствует укреплению семейных уз и дружеских отношений в семье;
  • Принцип общения — это когда общение играет главную роль в воспитании. Чем больше родители и ребенок общаются, тем крепче и лучше складываются их отношения;
  • Принцип дружбы работает, когда родители и дети развлекаются в тёплом семейном кругу и проводят время вместе как друзья.

Отношения родителей и взрослых детей: самый главный совет психологов

В случаях, когда все-таки есть проблемы в отношениях и их не удается решить самостоятельно, самая главная рекомендация психологов звучит так: обратитесь за помощью к семейному психологу. Это вполне логично и естественно – обращаться за помощью, когда она необходима. И гораздо разумнее, чем делать что-то, что не помогает годами, все больше и больше усугубляя взаимные упреки, претензии и создавая конфликты на ровном месте. Решение проблем с помощью семейного психолога однозначно будет полезным в управлении конфликтами и укреплении взаимоотношений. Специалист внимательно выслушает все стороны и предложит различные стратегии и техники, которые помогут понять причины конфликтов и прийти к обоюдовыгодному их решению.

Отношения между родителями и взрослыми детьми требуют постоянной работы и внимания

Важно помнить, что, в зависимости от жизненного цикла семьи, они могут меняться со временем и требуют адаптации к новым обстоятельствам. Ключевыми аспектами являются уважение, взаимопонимание и открытость в общении

Родителям стоит учитывать, что их дети выросли и сформировали свои собственные взгляды и ценности, а взрослым детям важно уважать и принимать выборы и решения родителей.

Есть второй вариант работы с психологом. Если у вас не получается самостоятельно справиться с теми обстоятельствами, что происходят в семье или именно с вами, то поможет личное посещение психолога. Специалист поможет прояснить, какие проблемы мешают взаимопониманию, какие существуют варианты для их решения, а также разобраться в чувствах и эмоциях и научиться управлять ими.

Совет № 7: обратитесь за помощью к семейному психологу, чтобы наладить взаимоотношения в семье

Необходимо помнить, что каждая семья уникальна, и не существует универсальных советов, которые подойдут всем

Важно быть открытыми для общения, выслушивать друг друга и уважать индивидуальность каждого члена семьи. В конечном счете, главное в отношениях родителей и взрослых детей – это любовь и поддержка

Желаю мира и добра вашей семье, любви и взаимопонимания! Если нужна поддержка – приходите на консультацию, буду рада помочь решить вопросы, которые мешают вам жить свою лучшую жизнь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: