Ход занятия.
1. Орг. момент.
Игра «Сядет тот»
— Сядет тот кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько месяцев в году; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц осени; какой месяц после сентября.
2. Введение в тему. Знакомство со звуком Х и Хь.
Сегодня ребята познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Характеристика: — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
игра «Ловушка».
Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ
Ловим звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук .
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Игра «Четвёртый лишний» на слух.
Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Хитрый, хилый, сильный, хитрец.
Физминутка.
Нес хомяк мешок с горохом,
Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.
«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.
Отдохнуть хомяк решил-
Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей, достать носки руками.
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся… Потягивание — руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. Ходьба на месте.
Игра «Где спрятался звук»
Определить место звуков Х и Хь в словах.
Звук Х: пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.
Звук Хь: хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.
Игра «Раздели на слоги»
Деление слов на слоги с мячом. Слова из игры «Где спрятался звук».
Игра «Подарки».
На доске картинка Хомяка.
— Ребята давайте подарим подарки хомяку со звуками Х и Хь
Например: Я подарю хомяку холодильник.
3. Знакомство с буквой «Х».
— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине соседа.
Выкладывание буквы Х из счётных палочек.
Звуковой анализ слов. Выкладывание схемы.
Слова: ХАТА, МУХИ
Составление предложений по схеме. Со словами Мухи, хата.
/_______ ______.
/_______ _______ _______.
Игра «Живые буквы».
Составление слогов из разрезной азбуки: ХА, ХИ
Составим слово: уха, мхи.
Веселые стихи про букву Х для детей
Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)
Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)
Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
— Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)
Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)
Сказка про букву Х
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
— Хотите верьте, хотите нет,— начинал хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.
Я ему говорю:
«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
— Ух ты,— восхитились хомяки.
— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
— Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
— Я… потом…
— Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.
— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!
(Г. Юдин)
Конспект совместной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группе «Буква Х для Хомяка»
Цель: Познакомить с новым согласным звуком «Х». Формировать правильное произношение звуков , в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков
Задачи: Учить произносить звук –Х в слогах, в словах. Определять позицию звуков в слове. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Составлять предложение из 4-х слов. НОД: Стук в дверь.
Воспитатель: Кажется, кто-то пришёл к нам в гости! Заносит игрушку Хомяка, в лапах у него картинка с буквой «Х». Хомяк ревет. Да это хомячок! Здравствуй, что случилось? Почему ты ревешь?
Дети: Здороваются. Что произошло? Хомяк: Я смотрел картинки в букваре и не знаю, что это за буква. Может мне вы сможете помочь, узнать, что за буква?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А вы знаете, что это за буква?
Дети: нет, незнаем.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте я вам расскажу очень интересную сказку про забавного и смешного хомяка, которого зовут Хомка.
Хотите послушать? У одной старушки жил-был хомяк – звали его Хомка.
Ребята, а покажите, как старенькие старушки идут, когда им тяжело
Показывает вместе с игрушкой «Хомкой». (дети изображают и произносят-ох, ох), и вот эта старушка приходит домой, а там этот Хомка бегает по комнате и радуется –эх, эх. (дети изображают и произносят-эх, эх). Старушка воскликнула-ах, ах! (дети изображают и произносят-ах, ах).
Стала старушка наводить в комнате порядок, устала, села и сказала-ух, ух! дети изображают. Ребята, а вы заметили, что во всех этих коротких словах-ох, эх, ах, ух слышатся один и тот же звук, какой? Дети: звук Х.
Воспитатель: Правильно, и мы сегодня с этим звуком и познакомимся и познакомим нашего гостя. Как вы думаете – звук Х, какой гласный или согласный?
Дети высказывают предположения. (гласный, согласный, произносят звук Х)
Воспитатель: Давайте произнесем его все вместе (произносят). Называют звук: «х» Что мешает нам его произнести? — (язык, зубы).
Значит, звук Х согласный и обозначать его мы будем, синим цветом.
Показывает карточку. Воспитатель: Знаете, ребята, старушка очень любила своего Хомку и поэтому, никогда его не ругала, а Хомка этим очень гордился, и всем говорил, что он очень хороший и храбрый, и его друзья прозвали его Хомка-хвастун. Воспитатель: Какие слова со звуком Х вы услышали в моем рассказе? Назовите их.
Дети называют слова, которые услышали в рассказе (Хомка, хомяк, хвастун, храбрый, хороший)
А теперь давайте поиграем в игру «Цепочка слов».
Вы будете называть свои слова со звуком Х, а я буду выкладывать фишками на доске. Дети называют свои слова со звуком Х.
Воспитатель: Молодцы! нашего Хомки были друзья, назовите их. Дети называют друзей Хомки: Вини-Пух, Петух, Черепаха и Хрюша. Когда Хомка хвастался, друзья смеялись над ним — ха, ха, ха, хи, хи, хи! — Посмейтесь, и вы вместе с ними. Дети повторяют звуки (ха и хи). Но не всегда друзья смеялись над Хомкой, больше всего они любили играть с ним в умные игры.
Например, его друг Хрюша, любил узнавать, сколько звуков в словах.
Игра: «Сколько звуков в словах». А вы, ребята, умеете в такую игру? Тогда давайте играть вместе с ними. Узнаем сколько звуков в словах пух, муха. (Показ картинок) Ответы детей. Звуковой анализ слов.
Воспитатель: Помните, ребята, что Хомка очень любил себя хвалить и даже сочинил про себя веселый стишок.
Проводится физ. минутка показ движений по словам «Хомка, Хомка, хомячок…».
Воспитатель: а вот друг Хомки, Вини –Пух очень любил играть в игру: «Делить слова на слоги». Поиграем и мы с вами в эту игру. (Деление слов на слоги: Мох, петух, хорошо.)
Дети делят при помощи хлопков слова на слоги и проговаривая сколько слогов в слове.
Воспитатель: Петух был умным, и он помогал своим друзьям определять место звука в слове. Игра «Поймай звук» В словах: мех, смех, ухо, холод, хлопья.
Дети определяют звук в словах красными кружками на схеме, все действия проговариваются полным ответом.
А черепаха любила загадывать загадки, но не простые, а звуковые, в которых она пропускала в словах первый звуке, попробуйте отгадать ее загадки, сегодня она пропускает звук Х.
(Подсолну-, сме-, ме-, черепа-а, -олодильник, -удожник). Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Ребята, вы еще не забыли, что Хомка любит, когда его хвалят?
Знакомство с буквой Х
Тема: знакомство с буквой Х.
Цель: познакомить детей с буквой Х.
Задачи:
1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.
Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные
карточки для работы с буквой Х.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук ».
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.
Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.
III. Физкультминутка.
Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».
2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб).
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так…
Это делает…(хомяк).
V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.
Также по теме: