Что такое метод «зелёной ручки» и почему он так эффективен

Что делать, если в вашем классе появился «особенный» ребенок

Эффект зеленой ручки или фиксация успехов

В ходе того же эксперимента учителя подчеркивали в тетрадях верные ответы зеленой ручкой, не обращая внимания на ошибки. При этом мотивация школьников резко возрастала. Ученики быстрее справлялись с заданиями, показывали более высокие академические результаты.

Положительный эффект зеленой ручки объясняется тем, что акцент на достижениях провоцирует выработку гормонов счастья (дофамина и серотонина).

В результате этого:

  • повышается мотивация и желание достичь цели;
  • улучшается память;
  • развиваются способности к обучению (умение быстро находить нужную информацию, структурировать её);
  • растут творческие способности;
  • возникает желание узнавать новое.

Отринуть страх

В зарождении мотивации большую роль играет окружающая среда. Детям нужно расти в таких условиях, чтобы им было во что играть, чем увлекаться, чему удивляться, откуда брать впечатления. Психолог Людмила Петрановская считает: чтобы дети хорошо учились, они не должны бояться ошибаться. Но все вокруг них построено на внимании к промахам и недочетам. В школе ребенок постоянно слышит, что он делает не так – не успевает, путает, не понимает. Дома его тоже поучают, выражают недовольство. И если некоторые дети это легко переносят, то для других бесконечное указывание на ошибки выливается в сильные переживания и стресс.

Родителям важно показать ребенку, что они его любят просто так, а не за правильно выполненные задания. Важно подавать и личный пример

Когда ты сама в последний раз читала книгу? Если мама и папа все время сидят в своих телефонах, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире. Тогда и ребенок будет заражаться от вас, проявляя ко всему любопытство.

На чем фокус, то и растет

Ошибка большинства родителей — концентрировать ребенка на недостатках

Мамы и папы делают неправильно, когда акцентируют внимание на фиаско, поражениях, нелепых ситуациях. Многие взрослые поступают так неосознанно, даже не задумываясь о последствиях

Но не только они совершают это, но и учителя в школах. Педагоги «тыкают» в ошибки ребенка. Чаще, они делают замечания, но реже хвалят, когда школьник выполнил что-то хорошо.

Естественно это откладывается в детях. Например, чадо старался и написал 33 буквы. Все они получились красивыми, но одна не очень

Скорее всего взрослые обратят внимание именно на нее, ту которая криво «легла» в строчке. Пример может быть не только связан с образованием

Ребенок может 4 дня мыть за собой посуду, а на 5 день забыть. Наверняка, ему об этом скажут, а может даже будут возмущаться. Но почему-то его никто не похвалит за предыдущие 4 дня чистоты.

Почему мы концентрируемся на недостатках или чем-то неправильном? На самом деле — это привычка

Обращать внимание на промахи и плохое — становится образом мышления. Оно вырабатывается с самого детства, поэтому искоренить подобное взрослому человеку очень тяжело

Именно такая привычка — обращать внимание на негатив, обычно делает людей неудовлетворенными жизнью. Она мешает наслаждаться положительными моментами дня, ведь он обращал внимание только на недостатки.

Из детства мы несем багаж навыков и привычек. Конечно, среди них есть не только полезные. Взрослым хорошо в том плане, что они могут понимать отчего происходят вещи, которые омрачают жизнь. Если вы осознали эту ошибку — это уже первый шаг. Далее нужно продолжать работать над собой, как бы это не было тяжело. Результаты вас не разочаруют и помогут жить полноценно. Но в случае с детьми, только взрослые могут изменить ситуацию, и помочь избежать формирования привычки видеть недостатки.

Красная ручка или фиксация ошибок

Американский профессор психологии Эндрю Дж. Эллиот провел серию экспериментов. Школьников и студентов разделили на две группы. Одним давали задания, напечатанные черными чернилами, а другим – те же самые задачи, но цвет чернил был красным. Удивительно, но участники во второй группе показали значительно более низкие результаты, хотя изначально уровень подготовки был одинаковый. Был сделан вывод, что красные чернила плохо влияют на формирование мотивации учения школьников. Проще говоря – отбивают желание учиться и получать новые знания.

Когда ученик видит красные отметки в тетради, он связывает их с неверными ответами, расстраивается. У него вырабатывается гормон стресса – кортизол.

Все это приводит к тому, что у ребенка появляются тревожные симптомы:

  • рассеянность и снижение внимания, ухудшение памяти;
  • нежелание ходить в школу, делать домашние задания;
  • немотивированная агрессия.

В результате школьник не понимает, как выполнить самостоятельно задание, которое он до этого успешно делал в классе. Всему виной «красная ручка» и гормон стресса кортизол.

Знакома вам такая ситуация? Если родители не задумываются над тем, как поднять мотивацию к учебе, и постоянно указывают ребенку на его ошибки, успехов ждать не приходится.

Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей»

Я не только руководитель НРА, но еще и отец первоклассника, который 3 сентября пойдет в школу. Вчера он мне говорит: пап, а я поступлю, экзамен сдам? А я не пойму: куда экзамен? — В школу поступлю? — Я говорю, тебя же приняли в школу. Вот, наверное, почему сейчас подняли вопрос о работе оценочной системы в начальной школе, чтобы вот таких перекосов не было. Потому что нигде ребенку никто не нагнетал ничего, но из общего контекста он понимает, что еще никуда не придя он уже должен что-то сдавать и за что-то отвечать. Именно в этом ключе я согласен, что должна быть некая поэтапная постепенная система, но система, прежде всего касающаяся начальной школы, чтобы детки туда плавно входили.

Илья Демаков, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2017», учитель истории и обществознания

Я бы сразу уточнил, что речь идет не об отмене оценок. Оценки отменять ни в коем случае нельзя, и никто этого не собирается делать. Речь идет о замене отметок. Отметка — это когда мы оценку переводим в цифру. Почему сегодня говорят об этой отмене, потому что особенно в начальной школе вот эта цифра она свою информативность совсем потеряла. 

Допустим, для учителя при переходе ребенка из класса в класс, из школы в школу эта оценка уже ничего не сообщает и для ребенка это скорее сегодня фактор стресса. В результате мы часто сталкиваемся сегодня с очень неправильной ситуацией, когда ребенок борется за цифру, нежели за те ценности и смыслы, ради которых он в школу ходит. Поэтому такая инициатива, о которой сегодня Ольга Юрьевна говорила, она много лет уже обсуждается в учительских кругах, и хорошо и правильно, что мы сегодня к ней выходим.

Мое убеждение в том, что баллы нужны только на тех этапах, на тех рубежах, где нам важно ранжировать учащихся. Скажем, при отборе в профильные классы, чаще всего это происходит в 8−9 классе. Естественно, что баллы нам нужны там, где выходим к экзамену

В остальных случаях независимо от возраста ребенка отметочная система себя изжила

Естественно, что баллы нам нужны там, где выходим к экзамену. В остальных случаях независимо от возраста ребенка отметочная система себя изжила.

Константин Зискин, директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического госуниверситета

Система оценок в школе убивает инициативу и желание учиться. Кажется, что если ребёнок сделал плохо, то ему надо на это указать (поставить двойку, отругать), и он будет делать хорошо. Но так не происходит. Иначе бы все двоечники и хулиганы после первого наказания превращались в примерных отличников. Чтобы научить, ругать нельзя. Надо поощрять за успех и акцент делать только на нём.

Есть такое правило «зелёной ручки»: учитель зелёным цветом подчёркивает, что ребёнок сделал правильно. Вместо того чтобы поправлять красным неправильное. Ребёнок видит, что получилось, и повторяет то же самое. И обучается в 10 раз быстрее! С пятёрками тоже не всё просто. Дети по природе любопытны и хотят узнавать новое. Но, когда им ставят за это оценки, они начинают учиться только ради них (срабатывает замена внутренней мотивации, внешней и другие доказанные закономерности). Оценки — самая конфликтная сфера в школе. Их ставит тот, кто учит. А если учит не очень, почему тройка — только ученику? Как лучше оценивать? Возможно, лучше раз в два месяца проводить итоговую работу (или беседу) и по результатам давать содержательную оценку: чему научился, а чему нет.

Исправление почерка

Но что делать, если ребёнок научился писать, но делает это некрасиво? Постараться исправить почерк. Многие специалисты в области дошкольного обучения, а также школьные учителя придерживаются мнения о том, что не стоит до поступления в первый класс заниматься с дошкольником правописанием. Дескать, родители не смогут должным образом проконтролировать правильность соблюдения маршрута каждой буквы, что отрицательным образом повлияет на почерк в целом. Исходя из этого, считается, что уж лучше не учить писать до школы прописные буквы вовсе, чем учить некачественно, а потом переучивать. Что ж, каждый родитель должен сам для себя решить, какой позиции ему придерживаться. В любом случае, уже с 3-летнего возраста надо готовить детские пальчики к письменной деятельности — развивать мелкую моторику ребёнка.

 Что касается требований, предъявляемых к школьнику, речь идёт не о каллиграфическом, а о разборчивом и понятном почерке. Ведь каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, овладение которым достигается путём упорного выполнения регулярных упражнений.

Итак, как изменить почерк на красивый? Главное, что для этого необходимо — желание и мотивация. Успех в любом деле — удел целеустремлённых. Ребёнок, осознавший необходимость работы над собой, уже на полпути к достижению цели. Если же присовокупить к этому такие качества, как упорство и труд — всё получится.

Личный опыт исправления почерка

Автор этих строк в 10-летнем возрасте волевым усилием улучшила свой почерк. Интернета в далёком 1989 году не было, поэтому конкретную методику я не использовала. Просто взяла вырванный из чужой тетради лист, написанный идеальным, по мнению учительницы, почерком и многократно обводила каждое слово, а затем строчку. За две недели зимних каникул почерк был значительно улучшен. На радостях я тогда сочинила такое стихотворение:

Что ручка может написать?Да что душе угодно!Для этого лишь нужно знатьРодной язык свободно.

Она при помощи твоейОсилит все проблемы.Держи её в руке своей,А сам диктуй поемы.

Напишет ручка без трудаРассказы почерком знакомым.Кончился стержень? Не беда!Обзавестись ведь можно новым!

Однако почерк твой вовек с тобойИ изменить его так сложно,Что ручке современной, но одной,Без человека, сделать это невозможно.

Возврат к прописям

Если подходить к делу улучшения почерка обстоятельно, то лучший способ, как это сделать — вернуться в самое начало. Другими словами, приобрести детские прописи и следовать указанным там образцам

Обращайте внимание на соблюдение правильного маршрута написания отдельных прописных букв. Это оптимизирует скорость письма и поможет решить эстетическую проблему почерка. Предварительно необходимо проверить, соблюдена ли правильная техника письма

Об этом шла речь в начале данной статьи

Предварительно необходимо проверить, соблюдена ли правильная техника письма. Об этом шла речь в начале данной статьи.

Частой ошибкой является чрезмерное надавливание на ручку, вследствие чего расходуется слишком много энергии и ребёнок быстро устаёт. В запущенных случаях могут появляться вмятины на пальцах и даже мозоли. Чтобы устранить данную проблему, настройтесь на то, чтобы процесс письма был лёгким, приятным. Постарайтесь расслабиться, чтобы находиться в спокойном, ровном состоянии.

Некоторые дети и даже взрослые при письме водят лишь кончиками пальцев, в то время как необходимо двигать всей рукой до плеча. Задействование только кончиков пальцев приводит к быстрому утомлению. И, кроме того, буквы получаются разного размера и наклона.

Позаботьтесь о приобретении удобной ручки и тетради из качественной бумаги. В настоящее время на рынке канцелярских товаров имеется множество низкосортной продукции, поэтому будьте осмотрительны и расходуйте свои средства на стоящие покупки. На первых порах купите специальные детские прописи для обучения письму, где имеются готовые задания, а затем — тетради в косую линейку.

Некоторые специалисты рекомендуют для формирования красивого почерка писать перьевой ручкой, заправляемой чернилами. Это непросто: перо пишет только при определённом наклоне и нажиме. В противном случае не пишет вообще или делает кляксы. С другой стороны, техника письма шариковой ручкой другая, поэтому необходимость использования пера (и, уж тем более, привыкания к нему) сомнительна.

Правило работает не только с детьми, но и со взрослыми

Недавно я жестко накосячила на работе. Перепутала, не разобралась, брякнула, не подумав, и подписала, не вчитавшись. Попала на деньги, расплакалась от злости на собственную бестолковость.

Домой пришла серая, тихая, неулыбчивая, отказалась ужинать — сразу видно, депрессия во всей ее неистовости.

— Ма-ам, — осторожно подполз сбоку ребенок, на всякий случай прикрыв голову игрушечной каской. — Случилось чего?
— Случилось, — говорю. И рассказываю как на духу, что натворила

Только детским лексиконом, без сочных русских эпитетов

И рассказываю как на духу, что натворила. Только детским лексиконом, без сочных русских эпитетов.

Это тоже часть воспитательного процесса — сходить с нафантазированного ребенком Олимпа, демонстрируя, что и родители порой ошибаются, что в целом это нормально. Не конец света. Хоть и не то чтоб прям танцы розовых единорогов среди сиреневых звездочек.

Матвей помолчал и вдруг выдал:

— А сколько ты тут работаешь?
— Двенадцать лет, — поворошив извилинами, подсчитываю я.
— И первый раз за все это время ошиблась?

На том и ретировался в свою комнату от греха подальше — кто его знает, на что эта женщина в глубокой депрессии способна?

А я осталась осознавать.

Конечно, это не первый раз. Но и не то чтоб уж часто я косячу на самом деле. Обычно я прям вполне себе эффективный сотрудник. В конце концов все исправила. Спасибо, что взял деньгами, как говорится.

Мы все иногда срываемся и кричим на детей. Разрешаем залезть в лужу и расхлебываем ночные температуры. Забываем про пироги и достаем из задымленной духовки тлеющие угли. Царапаем машины. Опаздываем на встречи. И циклимся именно на этом. Плохая мать. Отвратительная хозяйка. Нерадивый сотрудник. Кто тебе права выдал, курица?!

Мы почему-то не умеем вести честный счет в игре под названием жизнь.

Не вносим в наши балансы те сотни раз, когда сдержались и объяснили трехлетке в его истерике, что так не надо.

Десятки пирогов с идеальной корочкой.

Тысячи безаварийных километров.

Даже научившись пользоваться правилом зеленой ручки по отношению к детям, мы упорно забываем применять его к себе. А зря.

Я сижу на кухне, смотрю на догорающий закат, низко режущих воздух горластых ласточек и понимаю, что хочу есть. Слышу, как в комнате тихо ковыряется с конструктором сын.

И только в самом конце, опаздывая, оскальзываясь на поворотах, с одышкой от бешеного бега, нагоняет мысль — сначала мы их учим жить бережно к себе, а потом они, надев свои игрушечные каски, осторожно высовываются из-за угла: эй, а сама-то когда начнешь это делать? Прав, милый. Пойду. Начну

Начну.

Что и как «обводить зеленым»?

Замечание или наказание по поводу ошибки и похвала, когда что-то сделано правильно и хорошо, – это два полюса, каждый из которых требует от родителей особого внимания

С одной стороны, не стоит концентрировать внимание на негативе, а с другой, нельзя хвалить ребенка направо-налево, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше»

Президент Ассоциации игровой психотерапии, практикующий психолог Елена Пиотровская считает, что похвала не должна быть абстрактной и дежурной. Она должна быть разумной и развивающей. Например, если ребенок принес рисунок, который только что нарисовал, то недостаточно просто сказать ему – «Ты молодец!». Гораздо более ценной реакцией в данном случае будет не прямая похвала, а живой, искренний интерес: «Ой, кажется, ты нарисовал лес! А это у тебя кто – лисичка? Да здесь еще и лисенок!» И так далее.

Дежурная фраза-отговорка «Ты – молодец!» не несет никакого смысла. Она приводит к нежелательным последствиям – ребенок «подсаживается» на похвалу. Его перестает интересовать сам процесс творчества, он начинает делать все ради того, чтобы получить очередной «плюсик». При этом, как ни парадоксально, психологи заметили, что дети, которых в детстве много хвалили, вырастая, чувствуют меньше уверенности в себе, чем те, кого хвалили в меру. «Введение постоянной оценки в жизни ребенка едва ли в полной мере работает на развитие его способностей», – считает Елена Пиотровская.

Развитие грамотности

Теперь остановимся на освещении вопроса «Как научить ребёнка писать грамотно?»

1. С раннего возраста развивайте речь малыша, призывая его к диалогу. Следите за правильностью построения собственной речи и речи других членов семьи. Старайтесь не употреблять неверные лексические конструкции, жаргонные слова и диалекты.

2. Научите дошкольника читать до достижения 5-летнего возраста. Регулярно занимайтесь, совершенствуя технику чтения.

3. Читайте ребёнку вслух, не обязательно перед сном и не только сказки. Продолжайте это делать и после того, как он научится читать самостоятельно.

4

Убедитесь, что малыш не страдает дислексией, дисграфией, дизорфография и прочими врожденными нарушениями. И если диагноз «дизорфография» обычно ставят лишь в 3-м классе, то дислексию и дисграфию важно выявить до школы. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем больше в запасе времени на ее устранение. Дети, у которых выявлена «группа риска» по нарушениям чтения и письма , или учащиеся, страдающие расстройствами письменной речи, должны посещать специальные логопедические занятия. 5

5

Обращайте внимание ребёнка на слова со сложным правописанием, постепенно знакомьте это с правилами, использованием проверочных слов и т. д. Заведите специальную тетрадь-словарь и записывайте туда слова со сложной для запоминания орфографией

Заведите специальную тетрадь-словарь и записывайте туда слова со сложной для запоминания орфографией.

6. Регулярно устраивайте словарные диктанты. По мере овладения навыком письма под диктовку слов и словосочетаний, переходите к предложениям.

7. Давайте задания на переписывания текста из учебника. Затем пусть ребёнок вычитает переписанный текст и только после самопроверки передает на проверку вам.

Научить ребёнка писать красиво и грамотно — не самая простая задача. Это упорный систематический труд. Зато результат, несомненно, стоит затраченных усилий. Успеха вам!

Почему же мы сконцентрированы на этом одном?

Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.

На чем фокус, то и растет

На что направлено внимание, то и увеличивается. С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу

Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.

Метод «зеленой ручки» разработала Татьяна Иванко,
когда занималась со своей дочкой «чистописанием» по тетрадкам подготовки руки к письму.

Однако вы можете попробовать использовать этот принцип «зеленой ручки» («зеленой пасты») и в других сферах обучения и воспитания!

Метод «зеленой ручки» учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный, как сейчас модно говорить, коучинговый подход.

Итак, в чем суть метода «зеленой ручки»…

Когда ребенок писал в прописях, мама не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка,
как это делали в начальной школе. Она выделяла зеленой пастой
те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо.

Девочке это очень нравилось, и всегда после каждой строчки она просила: «Мам, какая получилась лучше всех?» И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»

В чем разница между подходами

В случае подчеркивания ошибок красной пастой,
мы концентрируемся на ошибках.
Что откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно.

Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет!

Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено.

Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно!

Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным!

Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо!

А теперь внимание, вопрос: как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую взрослую жизнь?

Ответ очевидный. Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках,
на том, что неправильно, на том, что нам кажется плохим.

Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо.

Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один. Т.е. 19 были написаны хорошо, а 1 — неидеально. Почему же мы сконцентрированы на этом одном?

Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни!

На чем фокус, то и растет

На что направлено внимание, то и увеличивается

С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу.

Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.

Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, член Президиума Федерального экспертного совета по образованию

Я противник экзаменов перед школой (сначала научите, а потом уже оценивайте), и, точно также я считаю, что когда маленькие дети только начинают учиться, и у них много своих проблем и трудностей, и очень важно, чтобы они не потеряли мотивацию к учебе, их, конечно, надо чаще хвалить, стимулировать, а не наказывать, оценивая негативно их труд. Чем больше и дольше удается учителю и школе удерживать детей на мотивации, интересе к предмету, без угрозы неудов, тем, на самом деле, лучше. Почему в некоторых школах оценки не ставят всю начальную школу, а в некоторых — только в 1 классе? Разве это правильно?

Почему в некоторых школах оценки не ставят всю начальную школу, а в некоторых — только в 1 классе? Разве это правильно?

У нас было при советской власти практически во всех школах все одинаково — и форма, и стрижки, и учебники. Теперь у нас в школах очень большое разнообразие во всем. Тогда это не нравилось многим, и сегодня нынешнее состояние не нравится многим. В этом особенность образования. Мне не кажется, что оно должно нравиться всем. Я — за разнообразие школ и за большие права школ в возможностях поиска своего пути в образовании.

Нужна ли работа над ошибками?

Это первое, что приходит в голову после ознакомления с методом «зеленой ручки». А если правда – ошибки? Орфографические и грамматические или – что хуже – ребенок постоянно проливает щи на пол, режет ножницами диван, рисует на обоях? Надо ли делать «работу над ошибками»?

Конечно же, надо. В данном случае вы можете научить ребенка причинно-следственной связи. Как это сделать?

Например, дать попробовать суп, который малыш «приготовил», если в нем нет угрозы для жизни. И спросить, нравится ли вкус такого блюда. Посадить на разрезанную обивку дивана, поинтересовавшись, удобно ли на нем сидеть. Поехать в магазин за новыми обоями вместо запланированного посещения аквапарка.

Помните, что ваша задача – не наказать, а показать, к каким последствиям приводят неправильные действия, и с участием ребенка эти последствия устранить.

Наталья Королева

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Преимущества метода зеленой ручки

Метод зеленой ручки основан на том, что мотивация — это главный двигатель обучения для любого ребенка. Чтобы ребенок учился, необходимо позитивное обучение, основанное на позитивном подкреплении. Обучение, основанное на отрицательном подкреплении, никогда не поможет ученику, но обязательно демотивирует его.

Благодаря распространению этого метода зеленой ручки было обнаружено, что детям легче запоминать правильные ответы, отмеченные зеленым, и они будут чувствовать мотивацию хорошо сдать следующее упражнение или экзамен. Как и в спорте, всегда больше запоминаются цели или успехи и гораздо меньше проблем или неудач.

Метод зеленого пера основан не на избегании негатива, а на подчеркивании положительного. Дети должны знать, в чем они ошибались или в чем заключались их ошибки при выполнении упражнений или экзаменов, но они должны видеть, что их успехи и прогресс выделяются зеленым цветом.

Его главное преимущество заключается в том, что он мотивирует детей каждый день интересоваться обучением. Этот метод повышает интерес детей к обучению благодаря этому положительному подкреплению. Мы постараемся уделить больше внимания 15 или 30 правильным ответам, которые у вас больше, чем 5 ошибкам, которые вы могли допустить на экзамене или в упражнении.

Хотя может показаться, что это то же самое, это полное изменение образовательной концепции, потому что оно включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка, а не на ошибках. Если его применять с раннего детского образования вместе с другими методами обучения, у нас появится новое поколение мотивированных учеников с желанием учиться.

Метод зеленого пера, изобретенный этой матерью, со временем применялся на практике многими учителями и педагогами, но до сих пор он никогда не использовался так широко. Эта мать непреднамеренно произвела революцию в студенческой среде.

Методика «зеленая ручка»

Помните, как в школе все наши ошибки учителя подчеркивали красной пастой? Татьяна Иванко придумала свою методику. Она просто занималась со своей дочкой и решила изменить подход

Она подумала, что нужно не заострять внимание на ошибках, а отмечать то, что сделано правильно. Суть заключается в том, чтобы взрослый не использовал красную ручку, чтобы пометить ошибки

Вместо этого возьмите зеленую ручку, чтобы подчеркнуть правильное. Так, ребенок не будет акцентировать внимание на том, что сделал неверно.

Во время занятий в прописях с ребенком мы только и делаем, что исправляем

Но почему мы не обращаем внимание на то, как ребенок старался, и справился со сложным словом или буквой? Выполнил красиво наклон, хорошо соединил вместе прописные буквы. После таких занятий, закрывая тетрадь с красными исправлениями, ребенок будет запомнить только ошибки

Благодаря методике «зеленой ручки» чадо будет фиксировать то, что у него получилось. Ему захочется повторить свой успех и даже выполнить задание лучше. При этом, его не приходится заставлять. Ему просто будет нравиться заниматься и учиться.

Удивительно, что такой метод из обучения можно применять и в воспитании. Я ни в коем случае не навязываю его

Просто прошу помочь детям не концентрировать внимание на промахах, нелепых ситуациях или ошибках. Помогите ему видеть то, что он сделал правильно

Как применить метод «зеленой ручки»?

1. Не показывайте свое негодование

2. Спросите ребенка, почему он так сделал

Скорее всего, по каждому пункту вы получите логичный и аргументированный ответ. В салатнице он готовил суп для мамы. А на полу рисовал «картины песком», как в детском центре.

3. Найдите что-то положительное и подскажите ребенку правильный сценарий

Теперь дело за малым – найти в «трагичной» для взрослых ситуации что-то положительное. Мама, к примеру, может сказать: «Как здорово, что у меня растет такой замечательный маленький помощник по дому! Но, если честно, я больше люблю горячие супы, а не холодные. Давай завтра приготовим борщ. Я тебя научу».

В этот момент папа, как бы между прочим, заметит, что, вообще-то, соль гораздо ценнее, чем песок. И расскажет, как люди ее добывают и для чего используют. А потом вместе с ребенком подметет пол.

Поддержать мотивацию

Заинтересовать ребенка учебой бывает очень непросто, а вот убить этот интерес легко.

КРИТИКА, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ, ЗАПУГИВАНИЕ – все это день за днем разрушает мотивацию. Не прибегай к ним. Если тебе удалось настроить ребенка на нужный лад, старайся поддерживать этот здоровый и естественный интерес.

ПРОЯВЛЯЙ СОЧУВСТВИЕ, КОГДА РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ СТРЕССА. У детей очень большая нагрузка. Например, учитель русского языка вряд ли справится с заданиями по химии, физике и географии. А старшеклассник все это осилит. Школьникам младшего возраста тоже трудно, и отчасти потому, что у них мало остается времени на то, чтобы играть и общаться со своими сверстниками

А для детей это очень важно!

НЕ ЗАЦИКЛИВАЙСЯ НА ОЦЕНКАХ. Довольно часто они ни о чем не говорят. «4» может указывать как на то, что ребенок знает все по теме, так и на то, что он вообще ничего не понимает.

УДЕЛЯЙ ВНИМАНИЕ УСПЕХАМ. Учителя просят родителей прийти в школу, когда хотят рассказать им про плохую успеваемость или не вполне адекватное поведение ребенка

Но поговорить можно и про достижения детей, про то, что они сделали сегодня хорошего, что у них получилось. Интересуйся у педагогов, как ребенок справляется, как слушает учителя, в чем его сильные стороны. Спроси, как преподаватели стараются (и стараются ли?) мотивировать детей, и что они могут посоветовать тебе. Так ты не только будешь в курсе школьных дел, но и поможешь учителю обратить внимание на своего ребенка.

СЛУШАЙ. Дать указания, сделать выговор могут все, а вот внимательно выслушать – не каждый. Взрослым обычно неинтересно, как ребенок пришел к какому-то выводу. Они объясняют ему, как это надо было понять, сделать. Да, это тоже ценно, но все же сам процесс гораздо важнее, чем результат, даже если в ходе выполнения задания были ошибки и неудачи.

Фото: Elena Schweitzer/stock.adobe.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Вызвать интерес

Лучшее, что можно сделать для развития мотивации у детей, – быть рядом и интересоваться вместе с ними. Но это не означает неусыпный контроль. Воспользуйся простыми методами, которые поддержат самооценку ребенка и создадут в вашей семье благоприятную атмосферу.

МЕТОД ЗЕЛЕНОЙ РУЧКИ. В школе учителя указывают детям на ошибки красной ручкой. Этот агрессивный цвет заставляет ребенка сосредотачиваться на своих промахах. Так его успехи будто обесцениваются, а ошибки возводятся в наивысшую степень. Родителям стоит больше внимания обращать на то, что у детей хорошо получается. Проверяя черновик с домашним заданием, пользуйся зеленой ручкой, выделяя ею верные ответы, красиво написанные буквы. И дело тут не столько в использовании пасты определенного цвета, сколько в фокусе на положительных результатах. Если ребенок сам, без напоминаний сел за уроки, похвали его за сознательность – «подчеркни зеленой ручкой».

«Я-СООБЩЕНИЯ». Используй их, когда хочешь выразить ребенку свое неодобрение: «Я чувствую раздражение, потому что…», «Я расстроена твоим поведением». Применяя такие фразы, ты избавляешься от обвинительного тона, который вызывает у ребенка протест и неприязнь. С их помощью тебе станет намного проще выстраивать конструктивный диалог.

СОРЕВНОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Вместе с ребенком ведите рейтинг школьных предметов. Представить его можно в виде таблицы или рисунка. Также можно использовать игрушки, которые нравятся ребенку. Например, мяч – это математика, а машинка – литература. За хорошие отметки и правильно сделанные задания соответствующий предмет получает баллы

При этом не стоит сосредотачивать все внимание именно на оценках. Лучше спрашивать, какую полезную информацию сегодня узнал ребенок по предмету, что его особенно заинтересовало

ДЕРЕВО ДОСТИЖЕНИЙ. На листе бумаги вместе нарисуйте большое дерево. Ежедневно прикрепляйте к нему листочки, на которых будут написаны или нарисованы достижения ребенка. Никакой критики – только положительное. Заметила, что у ребенка что-то хорошо получилось, прикрепи листочек к дереву. Это поможет малышу любить себя, не оглядываясь на мнение окружающих. Он будет понимать, что он может, на что способен. Этому упражнению можно уделять всего 5–10 минут в день, но пользу это принесет на долгие годы вперед.

ВСЕ ВИДЫ КОНТЕНТА. В школе для объяснения темы обычно используют стандартные схемы подачи материала. Но все дети разные, и для усвоения знаний им нужны разные подходы. Предложи ребенку, например, передать прочитанный текст пятью способами. Пусть он нарисует это или разыграет сценку. Решать задачи и примеры можно с использованием конфет, фруктов, деталей конструктора. Если ребенок не понял объяснения учителя, поищи в Интернете интерактивные уроки и попробуйте с их помощью вместе изучить материал.

ПЕРЕЗАГРУЗКА. После успешного выполнения какого-то задания всегда устраивай ребенку интересный перерыв. А также в тот момент, когда замечаешь, что ему трудно сосредоточиться. Можно потанцевать минут 10 (пусть ребенок выберет свою любимую мелодию) или просто повеселиться. Это не только снимет усталость, но и поднимет ребенку настроение, даст ему возможность почувствовать себя комфортно и уверенно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: