Коррекция агрессивного поведения методикой арт-терапии у детей дошкольного возраста

Копытин а.и.. книги онлайн

Стоит ли практиковать арт-терапию

Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.

Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.

Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.

Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.

Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.

Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.

Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.

  • Напишите маску сети в которой может быть до 25 компьютеров хостов

      

  • Plop boot manager не загружает с usb

      

  • Asrock rx580 phantom gaming d 8g обзор

      

  • Имеется графический файл какие из представленных ниже устройств могут понадобиться для работы с ним

      

  • Diasymreader dll не предназначен для выполнения

-9- Я против АВА-терапии, так как она закрепляет присущую аутичному ребенку стереотипность поведения

АВА-специалисты всегда возмущаются, когда их методы работы называют «дрессировкой». Но как еще назвать систему обучения навыкам, построенную на принципе «делай то, что тебе говорят, и получишь вознаграждение»? (И, соответственно, «не делай того, что не следует, — не будет «отрицательных последствий»).
Конечно, я признаю важную роль положительных и отрицательных «подкреплений» и в жизни, и в воспитании детей. Но, в отличие от бихевиористов, я считаю, что использование «подкреплений» — лишь один из многих способов воздействия на поведение ребенка, изменения его в лучшую сторону.

И, несмотря на то, что обучающие ситуации в АВА-программах детально проработаны, а система подкреплений тщательно продумана, суть подхода от этого не меняется. Собственные интересы и пристрастия ребенка не учитываются, аутостимуляция «гасится», спонтанные реакции и моменты инициативы – не только не провоцируются, но являются совершенно ненужными и неуместными.

Стереотипность поведения – один из основных признаков детского аутизма, присущий ребенку с раннего возраста. Если коррекционный подход специально не настроен на преодоление стереотипности, на провокацию спонтанных реакций, на развитие собственной инициативы ребенка, то ожидать, что его поведение со временем станет более гибким и непосредственным, не приходится. Навыки, сформированные по АВА-программе, предполагают следование отработанной схеме, исключая какую бы то ни было вариативность, гибкость поведения.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Венгер Л.А. «Педагогика способностей» Москва, 1973

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка Москва, 1987

3.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина Л.А. «Общая психология» Екатеринбург, 2005

4.Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию» Москва, 2003

5.Ильин Е.П. « Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения» // Вопросы психологии — 1983

6.Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии» Москва, 1984

7.Лисина М.И. «Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни»// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии Москва, 1978

8.Мильштейн Я.И. «Очерки о Шопене »

9. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Г.В. «Психология и педагогика» Москва – Новосибирск, 2001

10. Немов Р.С. «Общие основы психологии» Москва, 2003

11.Назайкинский Е.В. «Психология музыкального восприятия» Москва, 1972

12. Платонов К.К. «Проблемы способностей» Москва

13.Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии Москва , 1959

14. Россолимо Г.И. «К физиологии музыкального таланта» Москва, 1983

15. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. «Психология и педагогика» Москва, 2002

16. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» Москва, 1985

17.Тарасов Г.С. «О коммуникативной природе музыкальных способностей» // Вопросы психологии – 1987

18. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – Москва

19.Редакция Цыпина Г.М. «Психология музыкальной деятельности» Москва, 2003

20.Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность»//Психологический журнал. – 1983.

21. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

22. Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе. – 2001.

23. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – Москва, 1997.

24. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. (с.20) – Москва, 1999.

25. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей – Москва. 1988

26. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – Москва , 1999

27. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – Москва , 2004

28. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии.(с.254) Санкт-Петербург, 2003

29.Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Москва, 2004

30. Юсфин А.Г. Музыка – сила жизни. Санкт-Петербург, 2006

31.Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Москва, 2007

32. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Санкт-Петербург, 2007

33. А. Хайгл-Эверс, Ф. С. Хайгл, Ю. Отт, У.Рюгер Базисное руководство по психотерапии. Москва, 1998

34. Электронный арт-журнал arifis.ru

35.Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.(с.114) Москва, 1998

36. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Москва, 2001

37. Фролов Е.П. Звукотерапия. Москва 2004

38.Выготский Л.С. Собр.соч. Москва 1983

39.Тарасов Г.С. Музыкальная психология Москва, 1993

40. www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/

41. Franzke, E. Der Mensch und sein Gestaltungserleben. 2. Auflage 1983. Bern, Stuttgart, Wien: Huber.

42. Czerny, M. (1985): Geslaltungstherapie und stationäre Psychotherapie. Stuttgart: Verlag Deutscher Arbeitskreis Gestaltungstherapie.

43. Janssen, P. L. (1982): Psychoanalytisch orientierte Mal- und Musiktherapie im Rahmen stationärer Psychotherapie. Psyche

44. Naumburg. M. Studios of the «free» an expression of behaviour problem children and adolescents as a means of diagnosis and therapy. Ment. Dis. Monogram

45. Schwabe, С. Methodik der Musiktherapie und deren theoretische Grund-lagen. Leipzig: Barth

46. Вonny, H. (1980): G. I. M. Therapy, Past, Present and Future Implication. GIM Monograph 3. Baltimore, MD: ICM Books.

-1- Меня, как специалиста, не устраивают результаты, которые дает АВА-терапия. Почему? Потому что я хочу, чтобы аутичный ребенок развивался

Я понимаю, что отработать перечисленные навыки и им подобные, с помощью описанной системы манипуляций поведением ребенка, можно, и нисколько не сомневаюсь в достоверности результатов, полученных АВА-специалистами. Я абсолютно уверена в том, что отработка навыков – важнейшая часть воспитания и аутичного, и обычного ребенка. Формирование навыков (самообслуживания, социальных, учебных) является составной частью всех существующих подходов к коррекции аутизма. Вырабатываются навыки с помощью приемов, которые часто приписываются только АВА-терапии, но которые, в действительности, долгое время уже известны и применяются в педагогике: составление наглядных расписаний, поощрение за хорошо и правильно выполненное действие и т.п.
Однако, по моему мнению, отработка набора навыков недостаточна для развития аутичного ребенка (эмоционального, интеллектуального, коммуникативного, речевого – какого угодно). Не вдаваясь в философские и психологические “дебри”, подчеркну лишь тот очевидный факт, что развитие ребенка предполагает не только и не столько количественные, сколько качественные изменения. Накопление количества отработанных навыков автоматически не означает, что ребенок развивается, а сам процесс отработки навыков не “запускает” и не “стимулирует” детское развитие.

В этой связи следует напомнить слова Л.C. Выготского о том, что развитие есть “непрерывный самообусловливающий процесс, а не марионетка, управляемая дерганием двух ниток” .

Поэтому, если АВА-специалист сообщает, что в результате оперантной тренировки у аутичного ребенка сформировалось что-нибудь, кроме конкретных навыков (к примеру, способность учиться у других людей или поддерживать с ними отношения), то к этому можно отнестись только как к “артефакту”

«Артефакт – результат или достижение, которое кажется существующим, исходя из приложенных усилий для его изучения и примененных методов. Однако, фактически, это лишь кажущееся, не соответствующее реальной действительности, положение дел», — из «Русско-английского словаря терминов и определений прикладного анализа поведения»

или как к случайному событию, никак не связанному с тренировкой по АВА-программе. Такие результаты не заложены в самих технологиях “модификации поведения”, разработанных на бихевиоральной основе (ТЕАССН, АВА, РЕСS). Или, проще говоря, тот инструмент, которым пользуется АВА, не годен для получения подобных результатов. Путем поэтапной отработки навыков невозможно, к примеру, научить ребенка проявлять инициативу, сопереживать (как нельзя с помощью молотка соорудить стеклянную вазу – уж очень инструмент неподходящий).

Резонный вопрос, который в связи с этим возникает: а есть ли такой инструмент? Что делать, чем заниматься с аутичным ребенком дошкольного возраста, чтобы получить «положительную динамику развития»? Мои коллеги наверняка знают ответ на этот вопрос: конечно же — играть!

Целевое назначение и особенности использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Определение 2

ОВЗ –это ограниченные возможности здоровья.

ОВЗ может быть следствием нарушения функционирования органов зрения, слуха, двигательного аппарата, речевых дисфункций, задержки развития психических процессов и интеллектуальных нарушений.

ОВЗ приводят к появлению у ребенка особых образовательных потребностей и затрудняют полноценное обучение, освоение стандартных образовательных программ. Потому, дети с ОВЗ обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где создаются условия для их плодотворного обучения и коррекции, имеющихся недостатков развития.

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, нацелена на раскрытие внутреннего мира ребенка, его потенциальных возможностей. Она не требует от детей создания шедевров, объектов искусства. Она ориентирована на стимулирование психических процессов и иных дисфункций в ходе занятия арт-деятельностью.

Арт-терапия позволяет достичь следующих положительных результатов в коррекционном обучении:

  • Развитие навыков адекватного эмоционального реагирования детей с ОВЗ;
  • Включение ребенка в социальную среду и формирование навыков существование в ней;
  • Развитие коммуникативной сферы личности ребенка с ОВЗ, устранение его социальной закрытости, замкнутости, улучшение ориентации в общении и взаимодействии;
  • Развитие произвольного внимания и навыков саморегуляции;
  • Формирование навыков контроля эмоциональных состояний и проявлений ребенком;
  • Формирование уверенности в себе;
  • Повышение работоспособности и творческого начала деятельности;
  • Снятие внутреннего напряжения ребенка;
  • Снижение тревожности, агрессии и различных стрессов;
  • Развитие адекватного межличностного общения и поведения в коллективе сверстников.

ПУШИСТЫЕ ПОМОЩНИКИ: АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЛЕЧЕНИЕ ЖИВОТНЫМИ

Мы продолжаем наш цикл рассказов о пушистых помощниках.
Он, кстати, посвящается нашему директору – Елене Борисовне Береговой, которая обожает животных и верит в мир, неразделимый и целостный, обнимающий все живое…
Сейчас мы хотим немного рассказать о таком виде помощи, как анималотерапия.
Что это? Анималотерапия – это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов. В чем же заключается целительный эффект?
К сожалению, современные люди, обладающие «букетом» разнообразных заболеваний, утратили связь с окружающей вселенной, в то время как животные, являющиеся своеобразными проводниками между мирозданием и энергетикой человека, способствуют восстановлению здоровья.
Лучшие «врачи» среди животных – это, безусловно, дельфины. Бесспорно, они являются самыми загадочными и сложно организованными морскими обитателями. Эффект от общения с дельфинами самый выраженный. При нем раскрываются даже дети с синдромом Дауна и ДЦП. У людей активизируются интуиция и творчество, ну а заряд положительной энергетики превысит любые ожидания.
Лошади — это сильные, но очень чувствительные животные. По эффективности и силе терапевтического воздействии они уступают только дельфинам. Повсеместно в схему реабилитации детей с детским церебральным параличом входит иппотерапия. Короткая прогулка верхом – гарантированное средство от депрессии. У детей занятие конным спортом способствует формированию таких положительных качеств, как смелость и мужественность.
Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки-«доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. Их используют для работы с детьми, а также в хосписах и психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапия используется для лечения неврозов, истерий, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой – верный способ повысить самооценку и стать общительнее.
Несмотря на то, что кошка стоит не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом, ее терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему.
Такие животные, как, например, птицы и рыбы, также оказывают определенное биоэнергетическое влияние на человека. Активное поведение и веселый нрав птиц помогут меланхоличному или флегматичному хозяину стать активнее и общительнее. А вот рыбки, наоборот, позволят гиперактивным людям стать спокойнее. Известно, что морские аквариумы способны дарить человеку необычайную жизненную энергию.
Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами. Но кем бы ни был ваш питомец – огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и вам, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении.

Особенности арт-терапии

Основная цель арт-терапии – нормализовать эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ.

Чтобы ее достичь, терапевт ставит перед собой 5 ключевых задач:

  • сформировать условия, в которых дети смогут четко проработать свои чувства (в т.ч. подавляемые);
  • научить передавать эмоции через творчество;
  • помочь найти выход как положительным, так и отрицательным чувствам;
  • обеспечить снятие эмоционального напряжения;
  • повысить качество отношений между детьми и родителями.

Конечная же задача арт-терапии – помочь в разрешении психологических конфликтов, установить у ребенка баланс между внешним и внутренним миром. Благодаря этим успехам и развивается способность к социализации.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Ввиду особенностей ребенка с ОВЗ выбранная программа арт-терапии должна соответствовать степени его интеллектуальных нарушений (если таковые есть).

Нужно подобрать комфортные для его психических и физических возможностей условия занятий. Перегрузки (и умственные, и эмоциональные) недопустимы, а труд должен рационально чередоваться с отдыхом.

При терапевтических занятиях имеют важность условия и принципы работы:

  • уважительное отношение и доброжелательность;
  • принятие ребенка таким, какой он есть;
  • одобрение его положительных качеств и достоинств;
  • система поощрений, цель которой – вызвать положительные эмоции;
  • активное включение ребенка в деятельность целого коллектива;
  • привитие норм поведения в обществе.

Наконец, терапевт должен помочь ребенку обрести навыки общения как с ровесниками, так и со взрослыми. Также стоит поделиться подходом к воспитанию и обучению с родителями ребенка, чтобы условия в центре проведения арт-терапии и дома совпадали.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Основные этапы арт-терапии

Чтобы лучше организовать и провести арт-терапевтический сеанс, стоит разделить его на 4 основных этапа:

1
Подготовительный
Сюда входят организационные процедуры – диагностика состояния ребенка, выявление подходящих методов терапии, знакомство и обсуждение будущих занятий с родителями, обустройство и презентация рабочего кабинета.
2
Коррекционный
На этом этапе формируются психотерапевтические отношения, цель которых – определить комфортные условия будущей работы и создать атмосферу психологической безопасности. Во время коррекционного этапа терапевт выявляет тревогу, сопротивление и другие факторы, мешающие самораскрытию ребенка.
3
Рабочий, или основной
Здесь проводится сама арт-терапия. В процессе специалист оценивает промежуточные результаты и, если нужно, корректирует программу для повышения эффективности и комфорта ребенка. При проявлении негативных эмоциональных и поведенческих реакций терапевт тоже вносит корректировки.
4
Завершающий
На данном этапе происходят оценка конечных результатов арт-терапии, закрепление полученного опыта, проработка чувств и эмоций. Важным моментом является формирование у ребенка механизма самоподдержки, чтобы он смог подвести личные итоги сеанса.

Иногда коррекционный и рабочий этапы объединяют. Формирование отношений между арт-терапевтом и ребенком происходит не перед занятиями, а уже в процессе. Но на общей структуре сеанса это почти не отражается.

В процессе терапии укрепляется контакт с ребенком.

Что такое арт-терапия и что она дает

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия предполагает проведение музыкальных занятий, ориентированных не на развитие у детей музыкальных навыков и постижение музыкального творчества, а использование музыка в качестве механизма коррекции психоэмоциональных дисфункций.

В ходе музыкальных занятий дети осваивают игру на музыкальных инструментах, изучают различные музыкальные композиции, поют и танцуют под музыку. Это способствует:

  • развитию эмоциональной активности ребенка с ОВЗ;
  • воспитанию музыкального вкуса;
  • развитию навыков социального взаимодействия;
  • снижению стресса и нервного возбуждения;
  • гармонизации процесса обучения.

Музыкотерапия может быть использована в форме пассивной детской работы т.е. когда дети не проявляют свои музыкальные способности, а просто прослушивают музыкальные композиции, постигая их красоту, методичность, формирую музыкальный вкус и успокаивая свою нервную систему, а может быть организована активная музыкальная деятельность детей – пение, игра на инструментах, танцы, что стимулирует творческое развитие личности, расслабляет и успокаивает детей.

Музыка, также, может быть включена в изобразительные занятия, сказкотерапию, хромотерапию, давая им повышая их коррекционный поенциал.

-8- Я против обучения навыкам только в рамках АВА-подхода, так как навыки, отработанные с помощью АВА-программы, чаще всего не переносятся в другую ситуацию, что говорит об их механическом, неосмысленном усвоении

АВА-терапия – это система управления поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Вроде бы, вся работа АВА-тренера нацелена на получение вполне реального, утилитарного результата.
Тем не менее, известная проблема АВА-терапии – отсутствие генерализации отработанного навыка, т.е. переноса его в другие условия, в другую ситуацию. Это означает, что если навык у аутичного ребенка вырабатывали дома, он не будет использовать его в детском саду или в любом другом месте, где он может понадобиться. И, наоборот, навык, отработанный в детском саду или в школе, не воспроизводится дома (например, ребенок, приученный самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду в детском саду, не делает этого дома; или – пользуется туалетом и чистит зубы дома, но категорически не делает этого на даче). Кроме того, навык, отработанный АВА-тренером, не воспроизводится при маме, ей нужно самой еще раз «отработать» его с ребенком.

Сейчас АВА-подход «решает» эту проблему, одновременно отрабатывая один и тот же навык в разных условиях, — и в школе, и дома. Понятно, что при этом сил и времени тратиться в два раза больше, а гарантии того, что ребенок воспроизведет этот навык, например, в гостях, или на даче, нет. Это говорит о том, что обучение навыкам по АВА-программе не приводит к их осмысленному усвоению.

Для этого есть, как минимум, две причины. Во-первых, очевидно, что обучение никак не связано с тем, что самому ребенку значимо и интересно (собственно, АВА и не имеет цели как-то эти интересы учитывать или формировать). Во-вторых, на мой взгляд, сама технология обучения не учитывает когнитивные особенности аутичных детей.

Еще в описаниях Л.Каннера отмечается, что ребенок с аутизмом достаточно быстро справляется с сенсомоторными заданиями, если все необходимое для их выполнения представлено в его поле зрения. Способность «видеть целое» многократно подтверждена примерами собирания сложных пазлов, удачного и быстрого освоения любой классификации, принцип которой ребенок понял.

Опыт педагогической работы подтверждает, что обучение аутичного ребенка может быть осмысленным и удачным, если соблюдается принцип «от целого – к части» или «от общего – к частному» . Например, при обучении чтению сначала осваивается «глобальное чтение» нескольких слов, из которых составляются простые фразы, связанные с жизнью ребенка. Таким образом, ребенок получает представление о смысле чтения, о том, для чего оно предназначено. После этого легко перейти к чтению по слогам, чтобы ребенок получил представление о «составных частях» слов, и мог читать любые тексты. У детей, обученных чтению подобным образом, никогда не возникала характерная для аутизма проблема неосмысленного, «механического» чтения, когда ребенок не может пересказать даже одной прочитанной им фразы.

Принцип обучения навыкам по АВА-программам – противоположный: «от частей – к целому». «Подкрепляется» каждый освоенный ребенком «блок» цепочки, каждое отдельное действие, из тех, что составляют определенный навык. Но сами по себе эти «шаги» абсолютно бессмысленны для аутичного ребенка, если он исходно не имеет представления о целом. Поэтому «звенья» цепочки действий не складываются в представлении ребенка в алгоритм определенного навыка, а остаются «набором» отдельных шагов.

Поскольку все предпосылки интеллектуального развития у аутичного ребенка сохранны, всегда можно найти способ «донести» до него смысл использования того навыка, который пригодится ему в жизни. Иногда сделать это совсем просто, иногда приходится проявить изобретательность.

Наиболее естественное обучение навыкам происходит в русле домашнего воспитания, если родители прикладывают специальные усилия к тому, чтобы проговорить, прокомментировать для ребенка, проиграть и прорисовать вместе с ним житейские события. То есть организовать общую жизнь, переживая и осмысливая ее вместе с ребенком. Конечно, подсказать и общую логику, и специальные приемы организации такого режима родителям должны специалисты.

Важно в принципе озаботиться осмысленным усвоением конкретных навыков. Эту задачу следует признать основной, как при отработке социально-бытовых навыков, так и при любом другом обучении аутичного ребенка

А если навык усвоен осмысленно, проблема его генерализации, переноса в другие условия, просто не возникает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: