Эмоциональный интеллект у ребёнка. что это и как его развивать?

Практические советы, чтобы развить эмоциональный интеллект детей

Игры и упражнения

Психологами разработаны специальные упражнения, способствующие развитию чувственной стороны личности.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, игроки должны угадать. Если три раза угадать не получилось, ведущий сменяется.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Суть игры — рассказать, какие чувства игроки испытывают в тех или иных ситуациях. Например: «Я смеюсь, когда папа разговаривает, как Карлсон», «Я грущу, когда идет дождь».

Игра «Компас эмоций»

Для этой игры вам нужно заготовить карточки с названиями эмоций. Всем игрокам раздается равное количество карточек.

Игрок выкладывает карточку вверх рубашкой и описывает ситуацию, при которой можно испытать такую эмоцию. Если кто-то угадал, что написано на карточке, то карточка сбрасывается в «отбой». Если никто не угадал, то игрок забирает ее до следующего хода и придумывает другую ситуацию.

Выигрывает тот, кто быстрее избавится от карточек.

Можно купить готовую игру под названием «Эмпатиум». Ее суть похожа на «Компас эмоций».

Цель всех этих игр и упражнений состоит в том, чтобы понимать себя и других, использовать эмоции во благо.

Развивающие игры

Чтение, хорошая музыка, спокойная домашняя обстановка также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Все это формирует у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе. Чем меньше он нервничает, волнуется, тем стабильнее его чувства.

Дополнительную информацию о том, как научиться развивать эмоциональный интеллект ребенка, вы узнаете, посмотрев видео:

Что такое эмоциональный интеллект?

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день

И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира

Эмоции позволяют нам эффективно
взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг
другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект
– основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно
понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и
сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным
интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив,
ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти
в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.
Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем
возрасте.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей

Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у ребёнка.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.

Игра «Что я чувствую сегодня»

Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней.

Кукольный театр 

Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки.

Игры с мячом 

Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств.

Игра «Угадай эмоцию по голосу»

Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню».

Сонастройка

«Эмоциональный иммунитет» младенца закладывает здоровая и безопасная эмоциональная привязанность между родителем и ребенком. Родитель относится с любопытством, открытостью, признанием и любовью к внутреннему миру малыша. В основе такой привязанности лежит эмоциональная сонастройка родителя (особенно матери) с внутренним состоянием младенца.

Мать и младенец эмоционально сонастроены, когда она ясно видит его внутренний мир и приходит в состояние резонанса с ним. Ребенок ощущает, что мама его «чувствует», и воспринимает настоящее мгновение как имеющее стабильность. Во время этих непрерывных взаимодействий ребенку хорошо, уютно и надежно. Он осознает, что его любят. Это – любовь без страха.

Когда младенец проявляет эмоцию (визжит от радости), мать находит способ выразить ту же эмоцию, приспосабливаясь к уровню возбуждения ребенка. У младенца появляется успокоительное чувство эмоциональной связи. Такую информацию — «Я знаю, ЧТО ты чувствуешь», матери посылают примерно раз в минуту во время взаимодействия со своими малышами.

Важно, как мать реагирует на негативные эмоции ребенка, например, на злость или печаль. Если она способна их распознать и помогает малышу справиться с этими эмоциями, то со временем ребенок лучше регулирует свои эмоции, что выражается в более позитивном поведении

Такая «любовь без страха» формирует у ребенка адаптивную устойчивость к стрессовым факторам, способность к эмоциональной саморегуляции и сочувственным отношениям с другими людьми.

Нейронаука о сонастройке

С позиции нейробилогии от сонастроенного общения зависит правильное развитие срединной области префронтальной коры. Эта область – высший центр «социального и эмоционального мозга», центр социального познания и взаимодействия. Здесь берет начало взгляд на себя и других, саморефлексия и нарративное повествование (истории в нашей голове).

Срединные области префронтальной коры функционально связаны с другими областями «социального и эмоционального мозга» – амигдалой, гиппокампом, корой поясной извилины, островком.

Срединная область включает в себя несколько взаимосвязанных участков: орбитофронтальная кора, кора передней поясной извилины и вентролатеральная и медиальная префронтальная кора.

Функции

Срединные области префронтальной коры отвечают за:

  1. регуляцию работы автономной нервной системы (баланс симпатической и парасимпатической нервной системы, баланс между возбуждением и торможением)
  2. сонастроенное общение – резонанс с чувствами другого
  3. эмоциональная уравновешенность (баланс между хаосом чувств и ангедонией или «между умом и сердцем»)
  4. гибкость реакций (пауза между стимулом и реакцией)
  5. сопереживание (эмпатия)
  6. самоосознавание (связанность прошлого, настоящего и будущего)
  7. модуляция страха.

Итак, здоровая привязанность между мамой и ребенком окажет положительное влияние на:

  • стиль эмоционального самопроявления ребенка в будущем,
  • темы его нарративных повествований,
  • на способы, каким он отдаляется от людей или сближается с ними в процессе межличностных отношений,
  • на развитие эмоциональной саморегуляции.

5 шагов управления эмоциями

Признание и проговаривание эмоции — большой шаг, но еще важно выбрать правильную стратегию поведения и принять правильное решение. С этим нам тоже нужно ребенку помогать

Вот 5 основных шагов, как развивать эмоциональный интеллект ребенка на этапе проживания и управления эмоциями.

При введении ограничений очень важно обозначить, что не бывает плохих эмоций, бывает плохое поведение. В данном случае отлично работает принцип «светофора»

Красный свет — абсолютно неприемлемое поведение, например, в гневе бить младшую сестру. Желтый — поведение нежелательное, в исключительных ситуациях возможное. Например, истерики во время болезни. И зеленый свет мы даем поведению, которое не только разрешено, но и очень желательно. Например, взять карандаш и нарисовать свою злость или «выбить» специальную подушку для злости.

К решениям мы переходим, когда ребенок уже полностью излил свои чувства и перешел к вопросу «Что мне делать?». Вместо того, чтобы давать готовые решения, лучше наводящими вопросами «выгрузить» идеи ребенка. С детьми младшего возраста можно сделать это в виде ролевой игры с куклами или мягкими игрушками, где игрушки обсуждают ситуацию друг с другом.Иногда полезно поискать ответы в подобных ситуациях в прошлом — какое решение зарекомендовало себя как правильное.Главное — не критиковать предложения, которые вам как родителю не нравятся, а наводящими вопросами или привести ребенка к правильным выводам.«Это справедливо?»«Насколько это безопасно?»«Как будут себя чувствовать другие люди?»

При каждой удобной возможности желательно обсуждать с ребенком эмоции и поведение персонажей из книжек, мультфильмов, других людей. Это создаст целый «банк» ситуаций и их решений, а значит, даст возможность выбора. Если в книжке неконструктивное поведение героя под воздействием эмоций привело к печальным последствиям, то проживая подобное, ребенок остановится и подумает о результатах, и вполне возможно, сделает правильный выбор.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка

Большинство родителей сосредоточиваются на школьной успеваемости и развитии академических навыков ребенка, забывая про эмоциональную сферу. Но психологи доказали, что именно она напрямую влияет на успехи в учебе.

Ребята, у которых хорошо развит эмоциональный интеллект, лучше концентрируются, легче сходятся со сверстниками, справляются со сложными ситуациями и умеют сопереживать.

Дети с неразвитым ЭИ, наоборот, испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, болезненно относятся к неудачам, отличаются низкой или средней успеваемостью. Пару примеров о том, как развитый эмоциональный интеллект может помочь справляться с различными ситуациями.

1. Ребенок начинает понимать свои чувства и может управлять ими

Например, на игровой площадке у ребенка отобрали игрушку. Первая его реакция – крик, плач. Затем может завязаться драка. Причина – целая буря эмоций, которая управляет маленьким человеком в этот момент. Здесь и обида, и страх, и злость, и непонимание того, что делать.

Ребенок теряется в своих чувствах и не может с ними совладать, поэтому реагирует на ситуацию, как может. Но если он будет осознавать, что с ним происходит и почему, то возьмет себя в руки и придумает, как вернуть игрушку. Например, подойдет и объяснит обидчику, что так делать нельзя, нужно играть дружно и спрашивать разрешения, прежде чем взять чужую вещь.

2. Он «считывает» эмоции других

Этот навык помогает находить общий язык с другими детьми, заводить новые знакомства, разбираться в людях – отличать хорошие качества от плохих, дружить. Кроме этого, научившись понимать чувства других, ребенок становится более ответственным и осознает, что «как аукнется, так и откликнется», поэтому «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Например, ребенок с развитым ЭИ понимает, что с друзьями нужно делиться. Потому что если не делиться, они будут считать его недружелюбным и жадным, не станут с ним больше играть. А одному ему будет скучно.

Поэтому, развитие эмоционального интеллекта у детей так важно начать еще в дошкольном возрасте

Как оценить уровень эмоционального интеллекта

То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, когда ему грустно, смеется, когда он счастлив  — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом

А, между тем, на них нужно обращать внимание

Признаками высокого эмоционального интеллекта являются открытость новому и желание узнавать мир. Детей следует поощрять, если они внимательно слушают других и задают вопросы, ведь так он развивает эмпатию. 

Эти тесты может использовать родитель, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта ребенка.

Тест Холла

Тест содержит 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 до −3 баллов. Результат показывает уровень управления эмоциями, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Тест состоит из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 до 5 баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Рекомендации для родителей

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта

Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома

Основные рекомендации:

Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
Говорить о своих недостатках

Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к

это может оказать обратный эффект.
Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений» 

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.  

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда…»

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда…». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

 Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам. 

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Массовое заблуждение родителей

За последнее десятилетие ученые доказали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, карьерном росте, финансах, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». Именно развитый эмоциональный интеллект помогает нам выбираться из трудностей и идти дальше. Он помогает выстраивать долгосрочные отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, найти дело жизни и следовать пути, несмотря на критику или неодобрение окружающих.Развитый эмоциональный интеллект — это уверенность в себе, осознание своей ценности, принятие разных эмоций и умение их выражать так, чтобы не травмировать ни себя, ни окружающих.В обществе традиционно принято, что родители хотят видеть своего ребенка всегда довольным и счастливым. Это естественно и понятно. Но дело в том, что в жизни происходят события, которые не дают ребенку быть всегда «лучиком Солнца» и видеть только позитивные моменты в любой ситуации.

Такие ситуации происходят каждый день. И типичная реакция родителей — дать совет, о котором не просили, или обесценить ситуацию и чувства ребенка.

Ребенок считает, что родители всегда правы. И когда испытывает гнев, печаль, уныние, страх, начинает думать, что с ним что-то не так. Что он плохой. Начинает скрывать и прятать подальше свои чувства, которые не признаны обществом.В будущем, в подростковом и даже взрослом возрасте, эта привычка подавлять эмоции сохраняется. С возникающим при этом дискомфортом помогает справиться еда, алкоголь, телевизор, компьютерные игры. Все, что помогает забыть на время о своих переживаниях, но в то же время разрушает то положительное, что создается с большим трудом.

Поэтому разобраться с вопросом эмоций стоит еще в детстве, а для этого нужно решить 2 основных задачи.

Первая — научить ребенка понимать, какие эмоции он или другие люди испытывают.

Вторая — научиться эти эмоции проживать экологичным способом, выбирая конструктивное поведение.

Семья — это то место, где ребенок впервые начинает изучать эмоции, понимать, как на них реагировать и выражать

Родителям важно быть «эмоциональными воспитателями», чтобы передать способы, которые помогают им самим справиться со своими чувствами. Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость

У них лучше складываются отношения с друзьями, возникает меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию.

III группа — рассматривает упражнения «Компас эмоций» и «Эмоции в красках».

Заключительная часть: подведение итогов, обратная связь участников мастер-класса (рефлексия).

Мастер-класс подошел к концу, и я предлагаю Вам дать обратную связь обо всем, что здесь происходило. Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами – знаниями, опытом, эмоциями. Может кто-то хочет высказать пожелания (педагоги делятся впечатлениями, дают обратную связь).

На сегодняшний день развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». Начинать развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии. Для успешной социализации в обществе человек должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, который представляет собой готовность личности ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Где можно пройти обучение по данной теме: Курсы «Интеллект. Методики развития эмоционального интеллекта детей. Все классы» (Фоксфорд).

Спасибо всем за работу! А на память о сегодняшнем мастер-классе я всем вручаю Раздатки «6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей» В. Шиманской, чтобы вы использовали их в работе.

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2012. – № 5. – С. 57-65.

  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства (Серия «Мастера психологии») / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2013.- 783 с.

  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций: дети 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. — Ярославль: Академия развития, 2012.- 160с.

  4. Калошин В.Ф. «Эмоциональный интеллект – главный показатель эффективности использования человеческих ресурсов» — ж/л «Практическая психология и социальная работа» №4, 2008.

  5. Мартынюк И.А. «Техники телесно-ориентированной терапии в коррекции эмоциональных состояний» — ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.

  6. Метелёва Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57).

  7. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Эмоциональный интеллект как интегральная личностная особенность» — ж/л «Практическая психология и социальная работа» №9, 2008.

  8. Розов В.И. «Психотехнологии адаптивной саморегуляции стресса» — ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.

  9. Турська О.В. «Социально-педогогические условия воспитания эмоциональной культуры подростков» — ж/л «Практическая психология и социальная работа» №5, 2007.

Приложение 1

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым

Советы родителям

Лучшее, что придумала природа, когда создавала человека – дала ему возможность полноценного общения с себе подобными. Весь секрет понимания и принятия эмоция, как своих, так и чужих, в способности слушать и видеть. Так пользуйте своими природными умениями и делитесь ими с детьми. Помните, не существует ни одного другого способа воспитания ребенка, кроме как через себя.

Хотите, чтобы ребенок понимал эмоции? Так покажите ему, как это делать. Хотите, чтобы он добивался целей? Тогда достигайте своих. И поверьте, развитие эмоционального интеллекта – важнейший гибкий навык, который только может развить ваш ребенок. Он пригодится как на работе, так и в личной жизни, повысит конкурентоспособность на рынке и в дружеской сфере.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Опасности

Материнская депрессия

Дети матерей, которые переживают сильное горе, апатию и депрессию, начинают демонстрировать повышенный уровень агрессии, беспокойства и даже депрессию. У матерей с депрессией выявлена пониженная активность в левой части префронтальной коры (сближение и положительные эмоции). Что характерно, у младенцев, чьи матери переживали депрессию, к концу первого года жизни проявляется такая же низкая активность левой префронтальной коры. Они начинают демонстрировать меньше позитивных эмоций.

Неприятие негативных эмоций младенца

Если родители игнорируют негативные эмоции малыша или сердятся в ответ на них, наказывают ребенка за их проявления, то дети начинают их скрывать. А зачем проявлять эмоции, которые не находят положительного отклика у родителей? В итоге это приводит к сильному перенапряжению, как к физиологическому, так и к психологическому, ведь эмоция никуда не уходит. Эти невыраженные эмоции становятся барьером для развития доверительных отношений между родителями и ребенком.

В исследованиях психолога Мэри Эйнсуорт к концу первого года жизни такие младенцы  предпочитали избегать контакта с матерью, чем обращаться к ней в трудные моменты.  В ситуациях, требующих эмоционального и физического контакта, у них развивалась конфликтная модель поведения «приблизиться или уклониться». Младенцы, которые сталкивались с такими проблемами, не способны освоить эффективные способы управления своими эмоциями.

Эмоциональная и социальная заброшенность

Недостаток теплых эмоциональных отношений, заботы, любви и поддержки (например при воспитании ребенка в доме малютки и детском доме) напрямую влияет на низкий уровень выработки нейромедиатора дофамина, что негативно сказывается на развитии пластичности головного мозга. В последствие это может сказаться на уровне обучаемости подростка, желании познавать и осваивать что-то новое, креативности, увеличить риск депрессии и ангедонии.

Эмоциональная недоступность родителей, нерегулярная и непоследовательная настроенность, вселение ужаса в малышей – это нездоровые и небезопасные виды привязанности. Они негативно влияют на восприятие мира, себя и других уже во взрослом возрасте. Такие же паттерны привязанности эти люди передают потом своим детям. Эти паттерны можно скорректировать с помощью специалистов, и прервать этот порочный круг.

Очевидно, что первостепенную важность имеет здоровье родителей, в том числе ментальное, а также ресурс матери для формирования здоровых и безопасных контактов с младенцем. Ведь в этом возрасте именно мама является целой вселенной для маленького человека

Эту статью отлично дополняют:

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки
«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких

Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?

  • Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение.
  • Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других. Это важная составляющая для вхождения в общество детей и взрослых. Ребёнок овладевает таким важным качеством, как эмпатия – способностью сопереживать другим людям.      

Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.

Резюме

Вот как вырастить детей с высоким эмоциональным интеллектом:

учитывайте эмоции. Помните про канареек и шахты

Иногда вы можете проигнорировать слова, но, если вы не обратите внимание на стоящие за ними чувства, вам придется счищать спагетти со стен;

проявление эмоций — возможность для откровенного разговора и обучения: лучшие уроки, как справиться с эмоциями, преподаются именно в эмоциональные моменты жизни. Да, это неудобно;

активно слушайте и подтверждайте право ребенка на чувства: принимайте любые его эмоции, но не любое поведение

Не допрашивайте — принимайте;

помогите подобрать слова для описания эмоций: у вас есть все необходимые слова, у детей — нет. Переговорщики в кризисных ситуациях используют эту же методику — поэтому возьмите ее на вооружение, чтобы вашим детям не пришлось осваивать ее с теми же переговорщиками;

установите границы и помогите детям решить их проблемы: «Мы не будем закалывать Тимми. Давай подумаем, как мы можем отомстить ему так, чтобы не осталось никаких следов?» 

У вас не всегда есть время, чтобы проделать все вышеперечисленное, когда наступает кризис… Или, если точнее, у вас чрезвычайно редко вообще бывает время. Понятно.

Не переживайте. Готтман утверждает, что вам не нужно заниматься всем вышеперечисленным в момент кризиса.

Конечно, это желательно, но, пока вы уделяете время на то, чтобы провести с ребенком разговор, вы можете помочь ему повысить уровень его эмоционального интеллекта.

В неком идеальном мире у нас всегда было бы время на то, чтобы поговорить с ребенком в момент, когда он испытывает сильные эмоции. Однако у большинства родителей не всегда даже появляется такое желание.

Поэтому важно уделять время — желательно, чтобы это было одно и то же время на ежедневной основе, — когда вы можете пообщаться со своим ребенком без временных ограничений или прерывания со стороны. 

Эмоциональное воспитание — не панацея. Оно не обладает магическими силами, способными превратить вашего дьяволенка в ангелочка. У него по-прежнему будут случаться вспышки гнева. Вам все еще будет нужна дисциплина и оговоренные границы.

Однако со временем эмоциональное воспитание поможет вам сформировать более крепкую эмоциональную связь с ребенком, а также помочь ему развить навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Большинство родителей больше всего на свете хотят, чтобы их дети были счастливы. Что такое счастье? Эмоция.

Так что научите их ходить на горшок. А школа научит их, как мыслить.

Но, что самое важное, не забудьте научить их чувствовать. опубликовано econet.ru. Из книги «Как воспитать ребенка с высоким эмоциональным интеллектом»

Из книги «Как воспитать ребенка с высоким эмоциональным интеллектом»

Перевела: Влада Ольшанская
Редактировала: Анастасия Железнякова

https://youtube.com/watch?v=O4mEnDWsoPE

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Что почитать родителям об эмоциях?

  • Дэниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект»;
  • Джон Готтман и Джоан Деклер, «Эмоциональный интеллект ребёнка»;
  • Анна Быкова, «Как подружить детей с эмоциями»;
  • Мартин Селигман, «Ребёнок-оптимист»;
  • Марти Лэйни, «Мой ребёнок — интроверт»;
  • Виктория Шиманская «Эмоциональный интеллект для детей и родителей»;
  • Томас Армстронг, «Ты можешь больше, чем ты думаешь»;
  • Джилл Хэссон «Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники»;
  • Дана Саскинд, «Тридцать миллионов слов»;
  • Адель Линн, «Сила эмоционального интеллекта»;
  • Эмбер и Энди Анковски, «Что у него в голове?»;
  • Трэвис Бредбери и Джин Грив, «Эмоциональный интеллект 2.0».

Эмоциональный интеллект – основа счастливой жизни человека. В Америке даже говорят: IQ gets you hired, but EQ gets you promoted

Но даже если не думать о будущей карьере ребёнка, важно привить ему навыки анализа эмоций и работы с ними, ведь именно эмоции помогают социализироваться в мире и раскрашивают наши будни

Вывод

Уделяя внимание интеллектуальному и физическому развитию своего малыша, не забывайте про то, что счастливый человек – здоровый человек, который понимает себя и свои чувства. Родитель – самый важный источник развития ребёнка, но, к счастью, не единственный

Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» реализует программу развития эмоционального интеллекта у детей. Более 168 клубов с опытными профессионалами своего дела делают счастливыми родителей детей от 8 месяцев и до 7 лет. Запишитесь к нам на пробное занятие через форму на сайте, чтобы помочь своему ребёнку стать человеком с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и уверенной в себе частичкой общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: