От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.
Какая же помощь в развитии внимания наиболее эффективна для детей 5–7 лет?
- Старайтесь организовывать учебную деятельность в игровой форме. Помните: чем скучнее способ изложения, тем скорее ребенок потеряет интерес, не говоря уже о концентрации внимания. Играя, малыш занимается с удовольствием и получает радость от своей деятельности.
- Планирование дня и его режим очень важны, они помогают ребенку сосредоточиться. Малыш станет менее рассеянным, если развлечения, игры и занятия будут проходить по плану.
- Сбалансируйте питание. Получение ребенком всех нужных питательных веществ – важнейший фактор формирования нервной системы и внимания соответственно. Сбалансированностью питания всегда интересуются неврологи при жалобах родителей на плохую концентрацию внимания у ребенка. Посоветуйтесь с врачом – возможно, малышу нужны дополнительные витамины.
Логические игры помогают развитию внимания
- Подбирайте дополнительные кружки согласно возрасту. Качество всегда лучше количества. Идеальный вариант – занятия, которые развивают ребенка комплексно. Один из примеров таких занятий – ментальная арифметика. Уникальная методика позволяет ребенку быстро и всесторонне развивать оба полушария мозга, очень быстро запоминать и воспроизводить информацию, феноменально тренировать внимательность и память. Ментальная арифметика показана детям, начиная с возраста 5 лет – то есть именно тогда, когда мозг требует информации и быстро развивается. Одна из лучших методик с быстрыми результатами разработана Центром интеллектуального развития детей и взрослых «Амакидс».
- Играйте в специальные игры на развитие внимания, но старайтесь соблюдать меру – однотипные занятия быстро надоедают и не приносят результата. Самые популярные упражнения на развитие внимания – это поиск различий среди иллюстраций и рисунков. Найти предметы одного цвета, заметить лишнее в рисунке, обнаружить закономерность, логически соединить предметы – все это дает хорошие результаты.
Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания
Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию
С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации
Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан).
Как работает метод Соробан? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга
Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации
Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.
Характеристики внимания детей
Прежде чем говорить о невнимательности ребенка на уроке, нужно разобраться, какие характеристики имеет внимание. Так вы сможете понять, какие аспекты стоит «прокачивать» и как можно преодолеть рассеянность ребенка
Концентрация – способность глубоко сосредотачиваться на определенной задаче и замечать даже незначительные детали. От концентрации зависит наблюдательность человека. Такой навык пригодится в будущем, например, при работе редактором, журналистом или следователем.
Устойчивость – умение решать одну и ту же задачу длительное время, не отвлекаясь
Качество важно людям таких профессий, как бухгалтеры, экономисты, юристы.
Объем – количество различных данных, которые человек удерживает в своей памяти. Он увеличивается с возрастом и помогает решать сложные задачи
У ребенка дошкольного возраста объем внимания мал, поэтому он, как правило, способен сосредоточиться только на одном действии: например, вычитать или складывать. А школьник уже учится анализировать, сопоставлять, сравнивать разную информацию и делать выводы. Большой объем внимания пригодится тем, кто будет заниматься наукой, работать в торговле или вести бизнес.
Распределение – возможность одновременно делать несколько дел. Например, в 5 лет ребенок обычно способен заниматься только одной задачей – или рисовать, или слушать учителя. В начальной школе он уже может делать оба дела одновременно
Этот навык важно развивать тем, кто в будущем планирует водить транспорт или работать со сложными механизмами.
Переключаемость – способность перевести внимание с одного объекта на другой, сменить вид деятельности. Например, когда водитель ведет машину, ему важно уметь быстро переключать внимание с дороги на знаки и светофоры.
Внимание бывает произвольным и послепроизвольным. Первое – это результат сознательного сосредоточения на задаче
Как правило, оно сохраняется не более 10–15 минут у дошкольников и около 20 минут у учащихся начальных классов1. С возрастом длительность произвольного внимания увеличивается, но в среднем не превышает 30 минут у подростков 12-16 лет.
Послепроизвольное внимание возникает, когда человек увлечен процессом – и может сохраняться часами2. Например, если ребенок собирает модель вертолета, он может быть поглощен этой задачей в течение 1–2 часов
Поэтому задаваясь вопросом, как бороться с рассеянностью ребенка, важно помнить: задача должна быть ему интересной. Не будет мотивации – не будет и внимания к процессу
Почему ребенок может быть невнимательным и рассеянным
Первое, что нужно понять родителям – ребенок делает это не специально. Нельзя кричать и ругать малыша за невнимательность.
Что же делать родителям? Задача мамы и папа понять и проанализировать, почему так происходит, а потом принять необходимые меры. Причинами рассеянности могут стать следующие особенности.
Гиперактивность
Выявить гиперактивность просто. Хватит наблюдения в течение 10-15 минут, и станет понятно. У ребенка будет бОльшая активность, чем у сверстников, он не сможет сидеть без движения и нескольких минут. Гиперактивные дети постоянно отвлекаются на любые мелочи (машина проехала, собака загавкала и т. д.).
Дефицит внимания
Бывает родителям, чтобы понять, что делать с ребенком, нужно посмотреть на свое поведение и отношение к малышу. Нередко детям не хватает внимания, и они начинают привлекать маму и папу любыми способами
Начинают хулиганить, драться, получать плохие оценки и делать другие «шалости», чтобы родители (пусть в негативном ключе) отреагировали на него и уделили ему внимание. Перед походом к психологу, следует в первую очередь посмотреть на себя
Синдром гипер активности и дефицита внимания: симптомы и способы лечения.
Непомерные нагрузки
Стараясь сделать из своего чада вундеркинда, родители помимо школы записывают своих детей на множество занятий. Такая нагрузка является невыносимой для детской психики. Организм устает, нервная система истощается. Как итог – появление рассеянности. Ребенку нужно прочувствовать вкус детства, и достаточно отдыхать.
Почему тревожная мать негативно влияет на детей
Отсутствие мотивации
Кому, как не родителям, понятен этот пункт. Интересные дела мы делаем с удовольствием. Детям еще сложнее замотивироваться. Большинство из них не понимает, почему они должны сидеть на скучных занятиях вместо того, чтобы сейчас играть с друзьями. Так они улетают в фантазии и отвлекаются.
Рассеянность и невнимательность – это не расстройство и не болезнь. Достаточно родителю или учителю приложить определенные усилия, и рассеянность исчезнет.
Как мотивировать школьника на учебу: практические советы психолога.
Почему ребенок может быть невнимательным
Прежде чем мы поговорим о возможных причинах, хотим обратить внимание на очень важный момент. Каждый ребенок может быть невнимательным, если устал или отвлекся на уроке на одноклассника или птиц за окном
Невнимательность становится проблемой и требует решения, если повторяется постоянно, если ребенок не только слабо концентрируется, но и плохо запоминает информацию, плохо понимает инструкции и задания.
В чем может быть причина невнимательности детей?
Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения, например, сидеть во время урока за партой. Еще они чаще других отвлекаются на посторонние факторы — ворона за окном, проезжающий мимо автомобиль, новая ручка, которую можно разглядывать.
Нет мотивации к учебе. Часто семилетки просто не готовы к школе. В этом случае психологи предлагают ходить в детский сад до 8 лет, но родители считают, что нужно идти в школу “как положено”, хотя для ребенка это время еще не наступило
Ему не интересно, сложно, поэтому внимание быстро гаснет.
Часто болеет. Постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
Тип нервной системы. Этот фактор определяет разницу между детьми в темпераменте и поведении. Если у ребенка возбуждение нервной системы преобладает над торможением, он будет хорошо переключаться с задания на задание, подмечать многие вещи, но быстро отвлекаться. Если торможение преобладает над торможением, то ребенку будет тяжело сконцентрироваться на том или другом занятии, но если он справился, то его будет не оторвать.
Большие нагрузки, ребенок устает. После школы детей часто водят на дополнительные занятия: ребенок может после уроков ехать в бассейн, потом на таэквондо, после на музыку. За свободные два часа в день он должен поужинать, пообщаться с родителями, поиграть и собрать вещи на завтра. Скорее всего в таком темпе ребенок будет сильно уставать и у него не будет сил на концентрацию и внимательность.
Не хватает внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. Ключевое слово — любым. Начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, посмотрите на отношения с ребенком со стороны. Может, дело в этом?
Развивающая игра на внимание «Ладошки»
Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.
«Как у нас дела?»
Формирование правильного учебного стереотипа
Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru
Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.
Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже
Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными
Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.
Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.
А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.
Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.
Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»
Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.
Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).
Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.
Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.
Что нельзя делать родителям
От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.
Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.
- Не ругать.
- Не насмехаться (“Посмотри на кого ты похож – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
- Не сравнивать с другими детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
- Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
- Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).
Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.
Ребёнок невнимателен: уменьшить отвлекающие факторы
Чем младше ребёнок, тем легче он отвлекается. В этом нет его вины, поэтому задача взрослых убрать всё лишнее из учебного пространства. На столе нужно оставить только учебные принадлежности, в комнате выключить интересные ребёнку передачи, аудиосказки или кино. Братьев и сестёр, которые играют в гаджеты, необходимо увести, например, на кухню.
Важно, чтобы ребёнка не беспокоили не только внешние, но и внутренние сигналы. Поэтому за уроки нужно садиться сытым, бодрым, отдохнувшим
Убедитесь, что у школьника не болит голова, что он не слишком расстроен из-за обиды друга и не скован страхом сделать ошибку. Если ребёнок невнимателен и не может сфокусироваться на учёбе, возможно, он испытывает физический или психологический дискомфорт. Задача родителя — создать благоприятные условия.
Что такое внимание и каким оно бывает?
Внимание – это умение направлять восприятие на объекты и сосредотачиваться на них. Внимание можно уделять не только внешнему миру, но и собственным переживаниям и действиям
В это время задействованы память, мышление и сенсорика.
Навык задерживать внимание совершенствуется с возрастом. До 3 лет дети непроизвольно реагируют на внешние стимулы: движущаяся игрушка, яркие кадры в мультике, музыка из окна
Со временем ребёнок становится избирательным к раздражителям. В 4-5 лет ребёнок уже может фокусироваться на задаче 10-20 минут. С каждым годом эта цифра растёт. Произвольным внимание становится только к 5-6 годам. К 8-летнему возрасту ребёнок способен не просто концентрироваться, но и удерживать в поле внимания 3-7 объектов одновременно.
У внимания есть несколько важных характеристик:
произвольность – осознанная направленность внимания на нужный объект;
концентрация – намеренное удержание объекта в фокусе внимания;
устойчивость – способность не реагировать на отвлекающие факторы;
объём внимания – число объектов, на которых внимание одновременно задерживается;
распределение – навык многозадачности, т. е
параллельного выполнения действий;
переключаемость – способность переносить внимание с одного объекта на другой;
избирательность – умение выделять наиболее важные объекты или их отдельные части и свойства.
Все эти навыки помогают ребёнку слушать учителя и родителей, усваивать информацию, переключаться, например, с индивидуальной работы на групповую
Но развитое внимание, разумеется, нужно детям не только для школы. Внимание помогает разбираться в людях и ориентироваться в жизни, налаживать общение и создавать вокруг безопасное пространство
В дальнейшем карьера человека во многом зависит от того, как сильно он отдаётся любимому делу.
Как заметить, что ребенок развивается атипично?
О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.
В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.
В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).
Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?
Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.
Материал подготовилДиректор Центра детской нейропсихологии
Соболева Александра Евгеньевна
Кандидат психологических наук, филолог, специальный психолог
Место работы:
Развитие логического мышления у дошкольников
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Исправление почерка у школьников
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие высших психических функций у детей
Развитие математических способностей
Развитие математического мышления
Подготовка детей к математике в школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Консультации психолога для родителей
Одни дети рождаются более трудными, чем другие
Если ребенок не спит по ночам, плюется едой, отказывается лечить зубы и сдавать кровь из пальца на анализ, если он по любому поводу обижается или бросается на других детей с кулаками, если на уроке он вскакивает с места и выкрикивает – окружающие традиционно думают, что этот ребенок плохо воспитан.
Многие родители даже не догадываются, что их спокойная жизнь с собственными детьми – результат не их педагогической безупречности, а удачного стечения обстоятельств. Иногда они прозревают, когда в семье появляется еще один ребенок, с которым привычные педагогические приемы не работают. А если трудный ребенок – первый, то только появление на свет следующего, обычного, помогает маме понять, что дело, кажется, не только в том, что она все делает не так.
Я сама до рождения младшего ребенка (а он на восемь лет младше сестры) не подозревала, что существуют дети, которые в раннем детстве спят по ночам. А когда он подрос – с удивлением поняла, что дети, оказывается, могут играть сами, а не висеть на маме с нытьем «мне нечем заняться».
Эта книга — для родителей, которым трудно справляться со своими детьми. Для тех, кто без конца задает себе вопросы «он у меня вообще нормальный?» и «чем я думал(а), когда заводил(а) этого ребенка». Для тех, кому кажется, что они все делают неправильно. Или все делают правильно, но ничего не получается. У кого все выходит из-под контроля. И, самое главное – это книга для родителей невнимательных, гиперактивных, импульсивных детей, которым трудно учиться и трудно хорошо себя вести.
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
Ребёнок быстро отвлекается.
Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
Проблемы с поведением
Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
Тревожность.
Беспечность, небрежность.
Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.
Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
Тревожность.
Беспечность, небрежность.
Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.